Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История древнего Китая



Цивилизация Древнего Китая сложилась в бассейне великой реки Хуанхэ, с крайне неустойчивым, часто меняющимся руслом в нижнем течении. Лессовые пойменные почвы идеально подхо­дили для занятий земледелием. С другой стороны, жизнь у пой­мы при постоянной угрозе наводнения и смены речного русла была очень рискованной. Лишь распространение железных ору­дий труда в I тыс. до н. э. позволило китайцам выйти за пределы пойм.

С севера и северо-запада к бассейну Хуанхэ прилегает Великая степь, откуда на Китай часто совершали набеги кочевники. Почти непроходимые горы соседствовали с Китаем на западе. Все это привело к известной изоляции оседлой земледельческой зоны в бассейнах Хуанхэ и Янцзы от остального мира, частично преодо­ленной лишь к концу I тыс. до н. э.

В VI-V тыс. до н. э. бассейн Хуанхэ и Янцзы, как и более юж­ные районы, был заселен племенами австронезийской группы (родственными современным вьетнамцам и малайцам). Па запа­де, в Тибете и смежных районах, жили нротосинотибетцы (пред­ки носителей китайского, тибетских и бирманских языков).

В V тыс. до и. э. группа протосинотибетцев расселяется с запада по верхнему и среднему течению Хуанхэ и дает начало археологической культу­ре Яншао; эта группа и обособилась как протокитайцы. Постепенно протокитайцы ассимилируют австронезийцев доли­ны Хуанхэ (в низовьях которой те жили еще в I тыс. до н э.). Собственно китайская этническая общность склады­вается в первой половине I тыс. до н. э.; в середине тысячелетия она ассимилировала и включила австронезийское население до­лины Янцзы, чем и завершилось формирование древнекитайско­го этноса.

Во второй половине III тыс. до н, э. у потомков племен культу­ры яншао возникает имущественная дифференциация и обосо­бляется властная верхушка.

Основано на легендах. Раскопки начались только в 1928 году в Аньяне – династия Шан-Инь. Хотя открыто это было 1899, но до 1929 там были нелегальные и любительские раскопки.

Слово «Китай» происходит от имени «Катай», которое, в свою очередь, возникло от названия не-китайской, а прото-монгольской группы кочевых племён из Маньчжурии — киданов (китаев). В 907 году они захватили Северный Китай и основали в нём свою династию Ляо. Их место в XII—XIII веках заняли другие кочевники — чжурчжэни и монголы, однако этноним их предшественников закрепился как топоним Северного Китая. Благодаря европейским купцам, в частности, Марко Поло, это название в форме «Катай» («Cathay») попало в средневековую Западную Европу, вытеснив латинское «China». Отсюда оно перешло в большинство славянских языков, где превратилось в «Китай». На Западе «Катай» изредка употребляется как поэтическое название «Китая».

Колыбелью этой цивилизации называют долину Хуанхэ, желтой реки. Так ее называют из-за цвета воды. Ветра несут с севера тучи желтой почвы, которая оседает на берегах. Наносная почва – рыхлая и плодородная. Осадков много. Так китайцы уже в каменном веке выращивали тут просо. Хотя и был риск: в период половодья и сильных дождей река разливалась и затопляла равнину, за что ее называют блуждающей рекой. В китайской письменности один иероглиф означает и разлив реки, и несчастье. В этом китайцы были антагонистами египтянам. Основу китайского этноса ставили племена, жившие в междуречье Янцзы и Хуанхэ, и говорили они на языках китайско-тибетской языковой семьи. Классическая историография Китая, сложившаяся за несколько веков до н.э. делит историю своей страны по династиям. Начинают они с правления легендарных Яо и Шуня, правивших в 3 тыс. до н.э. Их сменяет династия Ся, исторически это где-то неолит До нее известны археологические культуры Яншао и Давэнькоу. Более достоверные данные начинаются с конца 2 тыс. до н.э. с правления Династии Шан-Инь.

Династия Ся

Первая наследственная династия, (конец 3 – начало 2 тыс). Основанная неким Ци, сыном Юю, спасителя от потопа. По преданию, Чэн Тан, вождь кочевников шан, уничтожил клан Ся около 1700 года.

Эпоха Шан-Инь:

Возникает в бронзовый век. Именно с бронзой связывают основные китайские достижения: письменность, повозка, календарь. Тогда же происходит размежевание на городское (воины) и крестьянство. Хотя преемственность с эпохой неолита была: первые поселения эпохи Шан были на месте неолитических распашек. Это было раннеклассовое государство, ядром его было племя шан, имевшее 4 сословия: род правителя, знать, общинники, бесправные

Государство этого периода отнюдь не было империей. Это был племенной союз с племенем шан во главе. Шан возглавлял вождь. Остальные платили дань и участвовали в походах. На территории современного Аньяна найден великий город Шан, обнесенный стеной в ширину 6 метров. Это была столица, остальные города-дворцы строились по ее типу. По преданию, до Аньяна было еще 7 столиц, сам он было основа около 1300 года Пань Гэие и носил название Великий город Шан. С этого времени у Шан появляется второе имя – Инь. Люди жили в землянках, правитель – во дворце. Уже была специализация среди ремесленников. Ваны строили себе гигантские усыпальницы площадью по 100 м2. Иньская цивилизация знала письменность иероглифического типа, напоминающая современный китайский. Сохранились надписи на костях животных и панцирях черепах. Это были запросы оракулу. Обычно спрашивали о погоде и о войне, так как племена враждовали и шан постоянно находились в состоянии войны. Знали культ предков и были анимистами: мир для них был полон духами. Главным божеством было Небо.

Пика могущства Инь достигала при У-дине (1200 год). Через полтора столетия вождь чжоусцев У-ван возглавил коалицию западных племен и разбил иньцев в битве при Муе (1027 год). Начинается Чжоу.

Династия Чжоу:

Основатель дома Чжоу по легенде быть министром земледелия у мифического Шуня.

Начался упадок скотоводства: царские охоты и обильные жертвоприношения, вымирание слонов. Одновременно приток народа. Конфуцианские моралисты критикуют большие охоты не по праздникам.

В 11 веке до н.э. с запада на иньскую землю пришли завоеватели племени чжоу. Они были близки по языку к иньцам и быстро основали их культуру, их бронзолитейное искусство и письменность. Китайское философы сильно идеализировали Чжоу. Социальный порядок:

1). Ван – наследственный царский титул, ему принадлежит вся земля.

2). Правители наследственных владений – младшие сыновья вана. Земля разделялась между ними и власть над крупными кланами.

3). Главы больших патриархальных семей.

4). Многочисленные простолюдины. Объединены в общины Земля находилась в общем владении и периодически осуществлялся передел.

Новым явлением стало рабство.

Принадлежность к рангу регламентировала быт, одежду, образ жизни, поведение. Существовал принцип генеалогического родства: потомки ванна по побочным линиям постепенно становились простолюдинами. Все государство было как большая семья с патрирхом-ваном во главе. Даже если человек богател коммерческим путем, это не поднимало его на ранг выше. Знать гордилась своим родом и противопоставляла себя народу. В 8 веке до н.э. под давлением западных соседей жунов чжоу ушли на Восток и начался период Восточной Чжоу до 3 века до н.э. В 770 году чжоуский Ван Пин бросил столицу и уехал в Лоян.

Чуньцзю (722 – 403. «Весна осень»)

Уже с конца 8 века идет «многоцарствие» - множество самостоятельных государств. Это время совпало с наступлением железного века. Изменялось экономика вследствие изменения орудий труда, изменялись общественные отношения. Простолюдины богатели, общинные связи ослабевали, переделы не производились, земля наследовалась. Богатые простолюдины хотели карьеры, но не могли из-за социальных рангов. В результате войн аристократия беднела. В таком противоречии завершилась эпоха Чжоу. В это время развивались основные школы философии. Основными царствами бытии Ци, Цзинь и Чу. Постепенно на исторической сцене прошли царства У, Лу и Юэ. В дипломатических играх развивалась риторика, появилась мощная литература. Чтобы не потеряться, царства держались за свои традиции, что в 5 веке породило Конфуция.

Чжаньго, Эпоха «борющихся провинций» - 403 - 221

В классической эпохе б.п. выделяют Хань, Вэй и Чжао из Цзиня. Начало 453 год – распад. Создана выплавка железа. Кроме того, были те же Чу, Ци, еще был Янь.

В середине 4 веке до н.э развивалось небольшое княжество Цинь. Советником царя был легист Шан Ян. Реформы:

1). Разрешить куплю / продажу земли

2). Большие семьи должны были платить 2-ой или 3-ой налог

3). Княжество разделили на районы без учета исторических областей, что подорвало аристократию

4). На низшем уровне деление доходило до 5-10 человек, связанных круговой порукой.

5). Некоторые области, пр.добыча соли, становятся государственной монополией.

6). Шан Ян открыл вертикальную мобильность: за военные заслуги можно было повыситься, за трусость понизиться.

Шан Яна в итоге казнили, но Цинь уже стал сильным государством.

Эпоха борющихся провинций подготовила плацдарм для империи

- вырубили леса, осушили болота, создали ирригационные системы

- Рост населения

- создание единой культурной общности и смешение населения

Циньская империя:

Объединение Китая – результат тех процессом, которые шли на протяжении трех веков до 221 года.

Помимо гениальных реформ Шан Яна, росту могущества Цинь способствовалоэ:

- завоевание «Красной долины», плодородной области с хорошей ирригационной системой

- соединение каналом рек, что позволило увеличить урожай

- реформы Ли Сы, дополнившие реформы Шан Яна.

- появление железа

Это создало экономическую мощь Цинь. 22 летний Хуанди начал с 238 года завоевательный поход на все царства разом длиной в 17 лет. Последним пало царство Ци.

221 году Цинь Хуан-ди (бук. Первый император из династии Цинь) объединил Китай. Так была создана первая китайская империя. Сам название China связанно с Цинь.

- единая валюта

- единые меры

- даже ширина дорог

- единая идеология – легизм.

- 36 военных округов – упразднились уделы.

- нравственный контроль – строгое пуританство, скромность женщин: прелюбодея можно было убить.

- Запрет на частные школы, запрет на преподавание истории, 213 год - сжигали конфуцианские книги.

- запрет на свободу предпринимательства

Аристократов переселяли в столицу и отбирали оружие. Уничтожены стены между царствами. А стены, защищавшие от гуннов, достроены и превращены в Великую Китайскую Стену – 10 метров высотой и 5 км длиной.

Начались военные походы за пределы страны. Император оттеснил гуннов. Отвоевал земли в Юго-Восточной Азии. Налоги составляли 2/3 урожая + трудовая и военная повинности. За малейшие проступки убивали сразу, много и извращенно. Рррр…в 210 году умер Цинь Хуанди. Но уже сын Шуан-ди, Эрши Хуан-ди был свергнуть из-за мятежа. Правил всего 3 года, и был то ли 12, то ли 21 года отроду. Правил за него евнух, который его же и убил. В это время правитель царства Чу объявил себя ванном и начал войну. Сян Юй из Чу похоронил остатки Цинь и начался период с 209 до н. э. по 202 до н. э, борьбы Чу и Ранней Хань (войсками Лю Бан, будущий император Гао-цзу), в которой победила династия Хань, основателем которой был Лю Бан, выходец из крестьян.

Ханьская империя

206 году утвердилась династия Хань. Начался возврат к прошлому.

Китайская династия и период истории Китая после династии Цинь перед эпохой Троецарствия. Свидетельством успеха ханьской внутренней политики стало то, что она просуществовала дольше любой другой правящей династии в китайской истории. Правление и институты этой династии послужили чтимым образцом для всех последующих. Более того, основная этническая группа китайцев по имени династии стала называться хань. В первые годы ее правления внешнеполитическая ситуация была просто плачевной. Императору пришлось подписать с варварами унизительный мир. Казна была пуста, народные армии чувствовали себя хозяевами в стране, выпускали собственную монету. Сложился Великий шелковый путь.

Перелом наступил при У-ди (140-87 годы). Третий император У-ди правил дольше всех других представителей династии. Он вошёл в историю как энергичный и доблестный правитель, на время отодвинувший от китайских границ грозу кочевых набегов.

1) Краеугольными камнями государства были провозглашены конфуцианская учёность и гражданская служба.

2). Издан закон о том, что после смерти народных ванов их земли делятся между сыновьями.

3). Введена экзаменационная система

4). Укрепил страну, вел демократию с гуннами, организовал экспедицию посла на Запад, так они узнали о Центральной Азии и Индии. Так к Китай попали некоторе культуры, например, виноград. За послом в Китай пришли и буддистские проповедники.

При нем жил Сыма Цянь, первый историограф Китая. Он сделал хронографию по принципам:

Легендарное Ся – прямодушие.

Шан-Инь – почитание духов, стало суеверием

Чжоу – цивилизованность, стало формальностью

Цинь – закон, стал беззаконием

Хань – возврат к прямодушие

Просвещенный У-ди не убил Сыму, он же не Цинь. Он его кастрировал.

Постоянное противостояние с кочевниками и забота о расширении западных границ империи истощали ресурсы страны, влекли повышение налогов и податей. Между тем каждое новое поколение императоров уделяло всё менее внимания насущным вопросам государственной жизни, находясь в плену дворцовых сплетен и интриг.

Правления Чэн-ди и Пин-ди были ознаменованы соперничеством между супругами императоров и отсутствием явного наследника. Слабость императоров дошла до того, что Чэн-ди в угоду новой наложнице велел умертвить сыновей от других женщин. Смерть обоих императоров наступила неожиданно и породила множество слухов.

После смерти Пин-ди регентом был назначен его тесть Ван Ман, принадлежавший к могущественному клану Ванов. В провинциях орудовали шайки повстанцев, главари которых присвоили императорский титул. Наконец самые дерзкие из повстанцев, называвшие себя краснобровыми, вошли в императорскую столицу. Ван Ман был взят в плен, его обезглавили, а тело изрубили на куски. В результате победы движения «краснобровых» в 25 году императору Юсь Ханю удалось вернуть власть фамилии Лю. Так начинается история Восточной Хань.

Из двенадцати императоров Восточной Хань восемь взошли на престол ещё детьми, что обеспечивало нахождение власти в руках их матерей и прочих родственников. Бразды правления государством вновь держали евнухи и иные приближённые, которые назначали и смещали монархов по своей воле.

В 184 году в стране вспыхнуло восстание жёлтых повязок. Сил для подавления восстания правительство не имело, поэтому созданием армий занялись наиболее могущественные аристократы. После подавления восстания реальная власть оказалась в руках командиров этих армий, между которыми развернулась борьба за престол.

В 196 году полководец Цао Цао (недавно нашли его гробницу) уговорил императора Сянь-ди перебраться из разрушенной столицы Лояна с свою столицу Сюй в Инчуани. После этого Цао Цао фактически стал правителем Китая, сохраняя видимость правления династии Хань. Однако после смерти Цао Цао в 220 году его сын Цао Пэй вынудил императора Сянь-ди отречься от престола, дав ему титул герцога.

Цао Пи основал династию Вэй, с которой начался период Троецарствия в истории Китая. Это конец его древней истории.

В эпоху Поздней Хань, контакты расширились, на западе она стала граничить с кушанской державой и Парфянским царством. А за ним уже начинался Рим. Связку 4 великих держав поддерживал Великий шелковый путь. Ханьская и Римская империя были гегемонами противоположных концов Евразийского материка, однако в силу значительной удалённости сведения друг о друге у них были довольно скудные. Китайцы уважительно называли Рим (а потом и Византию) «Дацинь», что значит «Большой Китай». Римляне называли Китай и китайцев seres, что значит «шёлковый» или «страна шёлка».





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 400 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...