![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
В степных и холмистых районах между Египтом, финикийским побережьем Средиземного моря и Вавилонией жили родственные финикийцам по происхождению и языку кочевые еврейские племена. Т.к. эта территория лежала на пересечении вавилоно-египетских торговых путей, то вскоре была покорена Великими державами Востока. Сначала территория Палестины попадает под власть Египта в 18в. до н.э. В 17 веке переселение хурритов в Восточное Средиземноморье приводит к складыванию в Палестине гиксосской ойкумены, завоевавшей в XVII в. до н. э. Нижний Египет и утвердившей свою столицу Аварис в восточной дельте Нила. Палестина и Южная Сирия с изгнанием гиксосов из Египта и падением Шарухена перешли под власть египетского фараона Яхмоса I. За право главенствовать в Палестине с Египтом спорила Митанни. В конце XV в. до н. э. стороны договорились о прочном разделе Восточного Средиземноморья на митаннийскую Северную Сирию и египетскую Южную Сирию — Палестину. В третьей четверти XIV в. до н. э. хеттский царь Суппилулиума разгромил и Митанни, и Египет и овладел практически всем Восточным Средиземноморьем.
К этому времени существенные перемены произошли и в этническом составе населения региона. Из Вавилона в 1400г. были изгнаны сутии-амореи, осевшие у Дамаска и образовавшие племена евреев, которые кочевниками-арамееями были выдавлены в Палестину и Заиорданье, где сформировали главные племенные союзы – Moaв, Аммон, Эдом и Израиль(первые три — к востоку и югу от Мертвого моря, последний — в Палестине)
После очередных хетто-египетских войн в первой трети ХШ в. до н.э., в 1270г. состоялся новый прочный раздел Восточного Средиземноморья: большая часть Сирии, включая Кадеш и Амурру, досталась хеттам, южная Финикия, Дамаск и Палестина — египтянам (впоследствии именно Египетская Азия этого времени воспринималась евреями как географическая «страна Ханаан»). В начале XII в. до н.э. Восточное Средиземноморье подвергается нашествиям «народов моря», осевших в Палестине после поражения от Египта. Слившиеся в единую массу филистимлян, они основали т. н. филистимскую конфедерацию, усвоив культуру и язык местного населения. От их имени происходит само название «Палестина».
В Палестине тем временем утверждается Израильский племенной союз, переживший в конце XIII в. до п. э. серьезные перемены. Его ядро было в 1220г. до н.э. разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины. Другая группа израильтян, осевшая в Египте в период 19 династии, покинула Египет и заняла часть территории аборигенов Синая, что отразилось в древнееврейском предании об Исходе из Египта. На рубеже ХШ-ХП вв. до н. э. израильские группы воссоединились при гегемонии выселенцев из Египта, а ок. 1170г. до н.э. вновь вторглись в Палестину из-за Иордана и захватили значительную ее часть. Впоследствии древнееврейская традиция связывала Исход и новое оформление Израильского союза племен с Моисеем, заключившим на Синае договор с Яхве, а вторжение в Палестину — с Иисусом Павином. В XII в. до н.э. на основе смешения пришлых кочевых израильтян в качестве доминирующей силы и местных ханаанеев Израиль окончательно сформировался на территории Палестины как союз двенадцати племен. Выборные вожди — шофеты («судьи») — являлись верховными жрецами, командовали племенными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы.
В Палестине в нач. XI в. до н. э. установилась гегемония филистимлян, лидировавших в производстве вооружения. Израильская племенная система показала неспособность к сопротивлению им. В борьбе с филистимлянами выдвигаются удачливые предводители, поставившие себя вне традиционных племенных отношений. Одного из них, Саула, израильские племена избрали первым царем Израиля, т. е. надплеменным наследственным правителем (конец XI в. до н. э,). После его смерти власть перешла к легендарному Давиду, победившему филистимлян и основавшему царство от Евфрата до Красного моря. В Израиле Давид (ок. 1010-970 гг. до н. э.) проводил политику создания централизованной надплеменнной военно-бюрократической монархии. При нем был присоединен Иерусалим, ставший столицей царства. Был создан государственный аппарат, во главе которого стоял верховный сановник. При царе была создана лично ему преданная гвардия из наемников-чужеземцев — критян и филистимлян. Давид провел масштабные завоевания, подчинив Заиордаиье, Филистию и южносирийских арамеев. Наследник Давида – его младший сын Соломой (ок. 970-930 гг. до и. э.), мудрый и справедливый правитель по библейской традиции. Соломон отказавлся от проведения активной внешней политики. Он перенес опору своей власти с военной знати на гражданско-храмовую бюрократию, существенно увеличившуюся в связи со строительством в Иерусалиме роскошно украшенного храма Яхве, увеличил налоги и повинности израильтян. При Соломоне, как и Давид, происходившем из рода Иуды, засилье его соплеменников в делах всего царства стало очевидным. Недовольные этим 10 северных израильских племен вскоре по смерти Соломона отложились от Иерусалима и образовали особое царство, принявшее название Израиль. Столицей его стала Самария. За царством Иерусалима, где правила династия Давида, закрепилось название Иудея. Оба царства считали создавшееся положение дел нетерпимым и временным разделением израильтян и то враждовали друг с другом, то создавали нечто вроде конфедерации. Распадом Израиля сразу воспользовался Египет: фараон Шещонк около 926 г. до н. э. совершил поход в Палестину, разорив и подчинив и Израиль, и Иудею. Однако сразу после его смерти оба царства вышли из египетской зависимости, а у Египта не было сил на новые вторжения.
В IX—VIII вв. до н. э. Израиль и Иудея постепенно входят в полосу кризиса. Как и в большинстве кочевых обществ, перешедших к оседлости и выработавших свою государственность, у древних евреев первой половины I тыс. до н. э. бурно развивались частновладельческие отношения и частная эксплуатация. Этот процесс шел как за счет растущих притеснений, чинимых племенной и надплеменной столичной верхушкой над народной массой, так и за счет естественной дифференциации и развития товарно-денежных отношений. То и другое приводило к концентрации имущества и земли, разорению и закабалению рядовых общинников. Пропасть между государственно-племенной аристократией и ее рядовыми соплеменниками быстро росла. Одновременно слабел сам общинный строй: земля общины стали продаваться посторонним лицам, составляя сектор частного землевладения. Свободное население делилось на 4 сословия: 1) светская аристократия (вельможи и князья); 2) жреческая аристократия 3) народ земли — свободные общинники, несущие повинности и служившие в армии. 4) чужеземцы, ограниченные в правах. На самой нижней ступени социальной лестницы стояли рабы и кабальные должники, число которых все возрастало. Главным объектом эксплуатации оказывалась масса рядовых общинников, что противоречило представлениям об общественной солидарности. Особой ненавистью пользовалась верхушка и храмы.
Остро стоял вопрос о верховном боге. Древни евреи, чувствовавшие себя пришельцами в Палестине, не хотели поклонятся местным богам. Для царей Израиля проблема заключалась в том, что центра почитания Яхве остался в Иерусалиме, т.е. на территории Иудеи Þнеобходимость искать другого покровителя. Но, пройдя через период «пророческого движения» (независимой PR-кампании в поддержку Яхве с целью воспитания у евреев сознания своей «богоизбранности», неприятия и готовности свержения социальной несправедливости»), общество стабилизировалось, сложилось ядро иудаизма, культ Яхве стал общепризнанным.
В середине VIII в. до н. э. ассирийцы стремительно захватывают Сирию и Палестину. Тиглатпаласар III в 743-740 гг. до н. э. подчинил Северную Сирию и Финикию, в 734-732 гг. до н. э. аннексировал Дамасское царство и большую часть Израиля и подчинил Филистию, остаток Израиля и Иудею. Попытка Израиля по смерти Тиглатпаласара отложиться от Ассирии вызвала карательный поход, осаду Самарии (725—722 гг. до н. э.), полную аннексию Израильского царства ассирийцами и массовую депортацию израильтян. Их остатки смешались с пригнанными сюда ассирийскими подданными, образовав новую общность самаритян. Иудея, отложившись было от Ассирии в 704 г., была приведена к покорности карательным походом Синаххериба в 701 г. до н. э.
Набег скифов на западную часть ассирийских владений, включая Сирию и Палестину (кон. 630-х гг. до н. э.), уничтожил здесь ассирийскую власть. В наибольшей степени этим воспользовались Тир, Иудея и Египет. Иосия, царь Иудеи (640-609 гг. до н. э.), отныне независимой, воссоединил с ней все былые земли царства Давида и Соломона. После гибели Ассирии Восточное Средиземноморье стало яблоком раздора между Египтом и Вавилонией. В 609 г. до н. э. Иосия столкнулся с фараоном Нехо II, был разбит и убит в битве при Мегиддо; Иудея признала верховную власть Египта. Дальнейшая борьба привела к утверждению вавилонского владычества над всем Восточным Средиземноморьем, в том числе к гибели Иудеи в 587 г. до н. э., разрушению Иерусалима и Соломонова храма Навуходоносором и депортации иудеев в Месопотамию («вавилонское вернуться на родину, отстроить храм и город. С этого времени над страной утвердилась власть персидских царей. В Иерусалиме и его округе была создана гражданско-храмовая автономия, основанная на жестких началах канонического иудаизма. Руководителям этой автономии Ахемениды предоставили духовную власть над всеми жителями империи, желающими считаться иудеями. Позднее еврейские купцы и ученые служили при дворе персидских царей.
Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 841 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!