Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В центре мифологических представлений Древнего Китая стоят предания о предках, в том числе культурных героях, спасающих человечество от всевозможных и приносящих ему различные навыки и умения. Впоследствии эти герои были переосмыслены как первые правители Китая, но даже на этой стадии их облик продолжает описываться как частично зооморфный, что явно указывает на их исконную мифологическую и тотемистическую природу. Для мифов о первопредках характерен мотив их непорочного зачатия матерью при контакте с неким проявлением божественного существа (следом Великана, яйцом Пурпурной Птицы).
Космогонические мифы обычно отталкивались от концепции двух взаимодополняющих и в то же время противопоставленных друг другу мировых начал —инь (темное женское начало) и ян (светлое мужское начало). В середине I тыс. до н. э. на этой основе была создана стройная схема происхождения мира из хаоса.
В иньский период считалось, что Вселенная подчиняется всемогущему верховному божеству Ди («Владыке»). Его свиту составляли усопшие предки вана. В чжоуское время эта концепция отмерла, а место Ди в представлении о богах заняло Небо — Тянь. Император рассматривался как Сын Неба (Тянь цзы) и для общения с ним не нуждался в посредниках. Считалось, что он получал от Неба мандат на царствование и его статус был неотделим от обладания исключительной «благой силой» дэ, представляющей собой способность настраиваться в резонанс Небу и проводить его энергию на благо жителей земли. Поле действия дэ правителя охватывает весь мир. Поэтому выполнение им необходимых ритуалов вело к постоянному возобновлению миропорядка во всей Поднебесной.
Письменность начинается с иньских иероглифов и сначала применяется только в ритуале. При Чжоу грамотность широко распространяется среди населения. Унификация письменности происходит при Цинь Шихуанди. На рубежи новой эры китайцы изобрели бумагу.
Памятники литературы. «Шицзин» (сер 1 тыс. до н.э.) – свод народных и авторских песен. С иньских времен ведется традиция летописания. В I в. до н.э. придворный историограф, даос, Сыма Цянь создал свод истории Китая до своих дней, являвшийся образцом и основой всей последующей историографии, – «Ши цзы» («Исторические записки»).
Китай достиг большого успеха в прикладных и естественных науках, накоплении и систематизации знания. «Хуан-ди нэйцзин» - фундаментальный справочник по анатомии, симптоматике и клинике сер. I тыс. до н.э. Чжан Чжуанцзи(150-219) разработал методику диагностики по пульсу. Развивалось иглоукалывание. Использовались многие целебные и лекарственные растения, чай – как тоник. Китайские астрономы создали первый в мире звездный каталог в 5 в. до н.э., вычислили сроки солнечных и лунных затмений. Появления комет. Чжан Хэн (78139) описал 2500 звезд, выдвинул теорию безграничности Вселенной и создал уникальный сейсмограф. Математики древнего Китая знали отрицательные числа и десятичные дроби.
Китай – родина легизма и конфуцианства.
Легизм. – «законничество». Главный идеолог – Шан Ян. Постулаты: царь издает общеобязательные законы, неисполнение которых жестоко карается; законы направлены на укрепление власти монарха и оправдание существующего социального строя; утверждаются ранги знатности в зависимости от способов наращения богатства; цель политики – подавление общин и кланов как структур, препятствующих интеграции общества и абсолютизации власти.
Конфуцианство. Государственная идеология-религия Китая. Утверждается, что государство – семья, император – сын Неба – благодетельный отец, подданные – дети, поэтому им следует безоговорочно подчиняться воли императора, не анализируя его решения. «Между Небом и Землей человек ценнее всего». Главное в жизни – умеренность во всем и осознание, что с другими следует поступать так, как желаешь, чтобы поступали с тобой. Учение о «благородном муже» - 5 качеств: шэнь – гуманность, и – справедливость, ли – соблюдение ритуала и почитание родителей, чжи – здравый смысл, мудрость, синь – добродетель – уравновешиваюших друг друга и ведущих к гармонии личностиÞобщества.
Доасизм. Возник в 6 веке дон.э. в Чжойском Китае. Основатель- Лао Цзы. Природа – первопричина бытия, основа его единства. Дао – основа всего, путь развития вещей, истории, жизни.Человек должен следовать индивидуально предписанному ему дао, опираясь на принцип «не навреди» окружающей природе и принцип самоестественности существования.
Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 275 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!