![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
следующего монтажного кадра. Со-вершенно очевидно, что кадр с сидя-щей женщиной «потребует», чтобы человек, беседующий с ней, смотрел справа налево, чтобы он был снят с нижней точки и чтобы его лицо компоновалось в масштабе, сходном <: тем, в котором показана героиня, вступившая в диалог. ^
8 нашей речи немало образных формулировок, касающихся оценки взгляда как выражения человеческих чувств. «Глаза — зеркало души», «посмотрит — рублем подарит», «уничтожил его взглядом», овзгляд, который красноречивее слов». Это неудивительно, ученые говорят о том, что глаза — это «часть мозга, вынесенная наружу», и поэтому-то, взгляд может передать и мысль и чувство.
В этих поговорках уже заключена драматургия, так как они заявлены как реакция героя, обращенная к другим людям. Но может быть взгляд, не адресованный никому, обращенный «внутрь себя», и от этого он не становится менее выразительным. Такой взгляд херактерен не драматургией действия, а драматур-
гией мысли, драматургией психоло-гического состояния героя.
Пятьсот лет назад перед мольбер-том итальянского живописца Бер-нардино ди Ветто ди Бьяджо стоял мальчик. Нежное детское лицо, а в глазах — сложный и таинственный момент узнавания жизни, готовность войти в мир взрослых людей. Еще нет осознания себя как личности, но есть предчувствие этого состояния. Жизнь только приоткрывалась этому итальянскому мальчугану, которому художник, названный потом
Пинтуриккьо, подарил долгие столетия общения с людьми нашей планеты. Сколько времени писал его Пинтуриккьо? Этого никто не знает. Но нам ясно, что художник не был равнодушен к своей модели. Мы чувствуем неясность взрослого мастера к ребенку и тонкое понимание хрупкого духовного мира маленького человека...
А через пять столетий в городе Москве студент операторского фа-культета Всесоюзного государствен-ного института кинематографии Саша Носовский взял фотокамеру «Зенит-Е» и снял свою племянницу Аленку. Он хотел сделать портрет по учебному курсу «Фотокомпозиция», и у него получилось... в сущности, то же самое, что и у Пинтуриккьо! В глазах девочки виден сложный и таинственный момент узнавания жизни, готовность войти в мир взрослых людей. И как мальчик, написанный пять веков назад, она еще не осознала себя, но в глазах — предчувствие... (кадр 46).
У людей есть вечные проблемы, и каждый взгляд, обращенный к зри-телю, становится открытием, если в нем отражена духовная жизнь чело-
века. И не важно, каким способом художник остановил время и загля-нул в душу своего героя — написал его красками на полотне, нарисовал на листе картона или зафиксировал на кинопленку.
Взгляд киногероя может быть об-ращен не только на людей, окру-жающих его, он может быть направ-лен в кинозал и обращен к зрителю. История живописи знает этот прием, он называется коммуникабельностью портрета. Документальный
кинематограф пользуется им довольно широко. Обычно такая
Дата публикования: 2014-12-28; Прочитано: 183 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!