Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Скульптура 1970-х гг



Изобразительное искусство каждого десятилетия имеет свои особенности, которые отличают его в основных направлениях и тенденциях от искусства прошлого периода. Творчество достаточно оперативно реагировало на важнейшие изменения в общественной жизни страны.

Если говорить об основных тенденциях в белорусской скульптуре 1970 – 1980-х годов, то в первую очередь нужно отметить историзм творческого мышления художников, который пронизывают произведения разных жанров. Причём выразительно просматривается этапность исторического исследования художниками различных периодов истории нашей страны – от событий древности до современных дней. Рассматриваемый период развития белорусского искусства был отмечен многочисленными юбилейными датами в честь выдающихся деятелей белорусской литературы и искусства М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа и др. Эти обстоятельства стимулировали развитее исторического жанра в белорусском искусстве.

В произведениях художники стремились воссоздать события прошлого через историческое мировосприятие белорусского народа, его духовные ценности. Художественные выставки – «Песняры земли белорусской», «СССР – наша Родина», ряд молодёжных выставок, которые экспонировались в эти годы, явились значимой демонстрацией национальных традиций белорусского изобразительного искусства. Во многих произведениях этих лет органично сочетаются национальные традиции с новаторством, история с современностью. Единство национальных традиций и современности достаточно отразилось и скульптуре.

Образы тружеников села и промышленности, деятелей науки и культуры стали своеобразной повестью о настоящем времени, о природе и мире создаваемых человеком вещей. Большая часть всех произведений скульптуры 1980-х годов обращены к истокам нашей истории. Широкое поле творческих задач раскрылось перед мастерами, которые силой художественного обобщения обязаны убедить зрителя в правдивости изображенного. Примером этому могут служить работы Андрея Бембелья «Янка Купала» (1977), Льва Гумилевского «К. Калиновский» (1977) и «М. Богданович» (1983), Анатолия Аникейчика «Сны о родне» (1982) и другие. Активно работают и молодые скульпторы С. Ларченко «Фр. Богушевич» (1983), В. Янушкевич «В. Дунин-Марцинкевич» (1983), А. Финский «Первый учитель» (1982) и другие. В этих работах с новой силой, часто в оригинальных и смелых решениях рождаются образы, которые уже не раз разрабатывались художниками старших поколений.

В целом произведения скульптуры свидетельствовали об интересных творческих поисках, связанных с историческими событиями нашей страны. Правдоподобность событий, стремление поднять исторический факт до общественного звучания, умение наделить героев чертами типичными времени, – это творческая программа лучших работ белорусских скульпторов на историческую тему.

Как и в предыдущие десятилетия, особенным смыслом наполнены произведения белорусских скульпторов, посвящённые теме Великой Отечественной войны и партизанского движения. Это работы Анатолия Аникейчика «Портрет героя Советского Союза А.М. Кижеватова» (1982), Геннадия Муромцева «Портрет воина-пограничника» (1982) и произведения в то время молодых скульпторов А. Гвоздикова «Дети войны» (1983), В. Теребун «Пошёл в бессмертие» (1982) и другие, которые отличались стремлением использовать в своих произведениях новые выразительные средства, и благотворно повлияв на общий характер развития искусства Беларуси.

По существу в эти годы сформировалось творчество большой группы талантливой молодёжи – Вл. Теребун, Вл. Слободчиков, А. Метлицкий, А. Гвоздиков и другие авторы. Поиск нового в скульптуре неразрывно связан как с формой, так и содержанием произведений. Определённое пластическое решение, как правило, диктуется идейным замыслом произведения. Эти общие принципы характерны как для станковой, так и для монументальной скульптуры. В 1980-е годы происходит процесс своеобразного синтеза монументальной и станковой скульптуры. И всё же основные творческие поиски связаны прежде всего с полнокровным использованием специфики станкового искусства. Работа с пластикой является своеобразной авторской доминантой.

Скульптурные работы уменьшаются в размерах, появляются своеобразные «тихие» вещи, рассчитанные на специфичность восприятия. Никогда в белорусской скульптуре не наблюдалось такого открытого процесса соединения и взаимообогащения различных видов и жанров как в 1980-е годы. Эти процессы нашли отражение в монументально-декоративных работах «Тревожное время» (1981) Ал. Метлицкого, «Вдовы» (1983) Вл. Слободчикова, «Арфей» (1983) А. Финского и других авторов. В отличии от скульптуры предыдущих лет изменяется отношение к внутреннему миру современника, которое становится более глубоким и многогранным. Скульпторы активно обращаются к теме современности, к образу современника. Тенденция активизации творческих поиска художников, творческого соревнования привели к значительным изменениям в образно-пластической структуре работ. Формируются новые задачи в области эстетической переработки окружающей среды, складываются новые отношения между монументальными и станковыми формами скульптуры.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1718 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...