Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Последование пасхальной утрени



Пасхальная утреня – самая короткая и самая торжественная утреня в году. Эта утреня начинается сразу после крестного хода, причем начало совершается на паперти, и только после так называемого «пасхального начала» верующие входят в храм.

Итак, на паперти по окончании крестного хода настоятель торжественно, изображая крест кадилом, произносит начальный возглас утрени:

«Слава Святей и Единосущней…».

Хор: «Аминь».

Пасхальное начало.

Совокупность начальных молитвословий (вплоть до мирной ектении) называется пасхальным началом, которым на Пасху и на Светлой седмице начинаются все 3 основные суточные службы: утреня, литургия и вечерня.

Духовенство: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» — пасхальный тропарь 3 раза

Хор: «Христос воскресе из мертвых…» 3 раза.

Духовенство поет стихи, во время которых настоятель совершает каждение[5]: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящии Его».

Хор: «Христос воскресе из мертвых…».

Духовенство: «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня» [6].

Хор: «Христос воскресе из мертвых…».

Духовенство: «Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся».

Хор: «Христос воскресе из мертвых…».

Духовенство: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь».

Хор: «Христос воскресе из мертвых…».

Духовенство: «Слава Отцу и сыну и Святому Духу».

Хор: «Христос воскресе из мертвых…».

Духовенство: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Хор: «Христос воскресе из мертвых…».

Настоятель: Христос воскресе! Народ: Воистину воскресе! 3 раза

Духовенство: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ» (тропарь до половины)

Хор: «И сущим во гробех живот даровав».

Мирная ектения.

И сразу после возгласа «Яко подобает…» поется ирмос 1-й песни канона.

Канон.

Канон – самая торжественная и, по своему удельному весу, основная часть пасхальной утрени. По Уставу канон следует петь на 16: ирмосы по 4 раза, тропари на 12, однако сразу скажем, что в приходской практике почти повсеместно (кроме монастырей) ирмос и все тропари поются по одному разу. Припев ко всем тропарям – «Христос воскресе из мертвых». Хотя по Уставу все каноны следует исполнять певчески (т.е. петь не только ирмосы, но и все тропари), канон Пасхи – единственный, в котором в приходской практике поются и ирмосы, и тропари.

Все песни канона имеют одну и ту же схему (9-я песнь отличается только наличием особых припевов). На каждой песни канона священник в предшествии диакона совершает каждение алтаря, иконостаса и верующих с амвона, на 8-й песни каждение совершает диакон. После каждой песни бывает малая ектения с особым возгласом, все возгласы обозначены в Типиконе и полностью напечатаны в Триоди.

Отдельно стоит сказать о запевании ирмосов канона настоятелем (священнослужителями). Типикон действительно содержит такое предписание: «Творит же начало канона на куюждо песнь всегда предстоятель». Потому в некоторых пособиях последование пасхальной утрени излагается уже с учетом этой особенности. Однако нужно иметь в виду, что в церковном обиходе существует несколько разных распевов пасхального канона, и для некоторых из них такой образ действий приемлем с трудом. В частности, московский распев пасхального канона вполне согласуется с тем, что начало каждого ирмоса будет петь священник, а хор сразу подхватит его слова. Однако в других распевах такой переход от сольного вступления священника к пению хора уже так гладко проходить не будет. Кроме того, если священник не обладает музыкальными способностями, расхождения между его пением и пением хора будут всем заметны. В связи с этим следует признать вполне допустимым пение хором ирмосов полностью в тех случаях, если совместное пение вместе со священником создаст больше проблем, нежели украсит пасхальное богослужение.

Вот схема каждой песни пасхального канона:


Хор поет: ирмос

тропари (2 или 3 тропаря).

катавасия.

священник кадит алтарь и иконостас


священник троекратно христосуется с народом:

священник: Христос воскресе! Народ: Воистину воскресе! 3 раза

Обращаем особое внимание на недопустимость христосования «раньше времени»,

то есть во время пения тропарей или катавасии (к сожалению, такое явление очень

часто встречается на практике). Ибо когда священник христосуется с народом и народ отвечает, пение хора «заглушается» и таким образом, с одной стороны, создается помеха певцам, с другой стороны, молящимся в храме не слышно слов исполняемого песнопения. В результате возникает впечатление, что священник с невниманием относится к словам канона и его заботят лишь его собственные действия (каждение и поздравление народа). И не стоит подобное поведение оправдывать «избыточной» пасхальной радостью (как делают некоторые), ибо никакая радость или иной «благой мотив» не может служить оправданием бесчиния, нарушения нормального хода богослужения. В связи с этим священник, если в нем есть хоть какая-то доля благоговейного отношения к церковным песнопениям, должен, если он все-таки завершил каждение раньше, чем хор спел катавасию, просто подождать немного и затем уже, когда хор умолкнет, христосоваться с народом.

Хор: «Христос воскресе из мертвых…» «конечное» (поется особым быстрым распевом) 3 раза.

Диакон произносит малую ектению.

Священник говорит соответствующий возглас и хор поет ирмос следующей песни.

По 3-й песни (после малой ектении) хор поет ипакои «Предварившыя утро…».

По 6-й песни хор поется кондак «Аще и во гроб…», икос «Еже прежде солнца…», «Воскресение Христово видевше…» 3 раза и «Воскрес Иисус от гроба…» 3 раза.

9-я песнь поется с мегалинариями. Перед ирмосом, как обычно, припев «Величит душа моя Воскресшаго…» возглашает (поет) диакон, затем перед каждым тропарем и катавасией соответствующие припевы поет хор.

По 9-й песни хор поет светилен «Плотию уснув…» трижды.

Хотя Типикон точно не говорит об образе пения этого светильна, есть все основания полагать, что схема должна быть такой же, как на службах Страстной седмицы, где имеет место аналогичное троекратное пение одного праздничного светильна, то есть следующим образом: «Плотию уснув…», «Слава»: «Плотию уснув…», «И ныне»: «Плотию уснув…». Однако на практике «Слава» и «И ныне» между пениями светильна зачастую опускаются.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы (хотя Устав предполагает пение всех стихов этих псалмов, на практике хор поет только начальные два стиха и сразу переходит к пению стихир).

Во время пения хвалитных стихир священник, если он служит один, переоблачается в одежды красного цвета. Если же служба совершается собором духовенства, то на хвалитных стихирах переоблачается лишь тот священник, который будет совершать проскомидию, тогда как другие завершают последование утрени в белых одеждах и переоблачаются в красные на часах.

Хвалитные стихиры 1 гласа на 4 + стихиры Пасхи с их припевами.

«Христос воскресе из мертвых…» 3 раза (вместе с заключительной фразой последней стихиры будет 4 раза).

Если служба совершается собором духовенства, то хор поет «Христос воскресе из мертвых…» многократно, пока в это время священнослужители, согласно древней традиции, в алтаре христосуются друг с другом.

Настоятель читает «Слово огласительное…» святителя Иоанна Златоуста[7].

Хор поет тропарь святителю Иоанну Златоусту: «Уст твоих…»

Диакон произносит сугубую и просительную ектении (как на обычной праздничной утрене). Далее до «Утверди, Боже…» схема обычная.

После пения «Утверди, Боже святую…» сразу совершается переход на отпуст (такой краткий переход – еще одна особенность пасхального чина):

Духовенство: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ» (тропарь до половины)

Хор: «И сущим во гробех живот даровав».

Настоятель говорит краткий праздничный отпуст (держа в руке Крест с трисвечником): «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Настоятель: Христос воскресе! Народ: Воистину воскресе! 3 раза

Хор: «Христос воскресе из мертвых…» «конечное» (трижды). «И нам дарова живот вечный…».





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 3746 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...