Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общие и частные особенности служб Светлой седмицы



Сначала перечислим общие особенности всех дней Светлой седмицы, а потом – частные особенности отдельных дней.

1) Каждый день имеет свой глас воскресных песнопений Октоиха (стихиры на «Господи, воззвах…», 1-я стихира на стиховне и хвалитные). Для большинства дней, кроме субботы, глас Октоиха определяется по следующей простой формуле: N + 1, где N – порядковый номер дня седмицы. В целом получается следующая картина:

Пасха – 1-й глас;

Светлый понедельник – 2-й глас;

Светлый вторник – 3-й глас;

Светлая среда – 4-й глас;

Светлый четверг – 5-й глас;

Светлая пятница – 6-й глас;

Светлая суббота – 8-й глас.

Так как седмица имеет 7 дней, а гласов всего 8, то один глас является «лишним». Как мы видим, пропускается служба 7-го гласа. Почему? Интересную интерпретацию этого явления предложил иеромонах Михаил (Тахи-Заде), преподаватель литургики в Свято-Тихоновском университете. Он считает, что Светлая седмица – своего рода миниатюрное отображение периода Цветной Триоди в целом. А так как в воскресные дни периода от Антипасхи до Недели Всех святых представлены все гласы, кроме 7-го (очередь которого выпадает на праздник Пятидесятницы, а в связи с двунадесятым Господским праздником воскресные песнопения гласа отменяются), то и на Светлой седмице 7-й глас оказывается пропущенным [Михаил (Тахи-Заде, иером. Лекции по Литургике http://www.liturgica.ru/bibliot/tahi_zd.html].

2) На вечерне Евангелие читается только в Неделю Пасхи вечером, в остальные дни – вход с кадилом и чтения Евангелия не бывает.

3) На утрене обнаруживается наибольшее количество изменений в сравнении с днем самой Пасхи.

— К канону добавляются Богородичны, текст которых в Триоди находится в последовании Недели жен мироносиц. В результате по полному чину канон поется на 14 следующим образом: ирмосы по дважды, пасхальные тропари на 10 + два Богородична на «Слава» и «И ныне» (и катавасия по каждой песни, тот же ирмос). Как мы видим, Богородичны отдельного припева не имеют. Однако в приходской практике все тропари поются по разу, а перед Богородичными произносят «стандартный» припев «Пресвятая Богородице, спаси нас».

— Малые ектении произносятся лишь на своих «обычных» местах: по 3-й, 6-й и 9-й песни канона.

— После стихир Пасхи взаимного христосования между служащими в алтаре не бывает.

— «Слово огласительное…» не читается и тропарь святителю Иоанну не поется.

4) Входные молитвы перед литургией рекомендуется совершать по следующему чину:

Священник: «Благословен Бог наш...».

Диакон: «Аминь». «Христос воскресе из мертвых…» 3 раза и молитвословия из пасхального часа: «Предварившыя утро…», «Аще и во гроб снизшел еси…», «Во гробе плотски…», «Слава»: «Яко Живоносец…», «И ныне»: «Вышняго освященное …». Затем бывает целование икон при чтении обычных молитв «Пречистому Твоему образу…» и «Милосердия сущи источник…», также священник читает «Господи, низпосли руку Твою…» [Шиманский, 2002, С. 300].

5) Литургия совершается так же, как в день Пасхи, разве что Евангелие читается как обычно, а не на разных языках.

6) Крестный ход совершается во все дни седмицы после литургии (обычно после заамвонной молитвы). Чин Крестного хода мы подробно рассмотрим в этом же параграфе далее.

В Светлую пятницу совершается переходящее празднование в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Отметим, что это – поздний праздник, потому в Типиконе он не нашел отражения. Однако в Триоди есть служба «Живоносному Источнику» и там же указан образ ее соединения с пасхальными песнопениями. Мы не будем ее полностью рассматривать, скажем только, что схема пасхальной службы в целом сохраняется (часы вообще поются без изменений), добавляются лишь следующие песнопения Богородице: стихиры на «Господи, воззвах…» и стиховне, канон на утрене (Богородичны пасхального канона не поются), седален по 3-й песни канона, кондак, светилен, хвалитные стихиры, на литургии прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен. Обращает на себя внимание отсутствие тропаря Богородице, а также то, что кондак Ее по входе не поется.

Ради праздника иконы «Живоносный Источник» совершается малое освящение воды перед крестным ходом: по заамвонной молитве поется «Еже радуйся. Ангелом приимшая…» и бывает прочее последование малого освящения воды по обычаю; после троекратного погружения Креста в воду при пении тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя…» совершается крестный ход.

В Светлую субботу священник после отпуста литургии (или сразу после крестного хода, но перед возгласом «Благословение Господне на вас…») читает молитву на раздробление артоса (см. Требник или вспомогательную книгу «Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу») и затем артос раздают верующим. Устав предписывает принимать артос натощак («В трапезе же внегда сядут братия, келарь раздробив хлеб, во всей седмице воздвизаемый, … раздает братиям прежде обычнаго их ядения: и тако потребляем и», см. Типикон, глава 50, «в субботу Светлыя седмицы на утрене»).

Отдельно следует рассмотреть случаи совпадения дней Светлой седмицы с великими праздниками Минеи. Итак, если случится в один из дней седмицы Благовещение Пресвятой Богородицы (до Светлой среды включительно), храмовый праздник или святой со всенощным бдением (великомученик Георгий), то на утрене поется полиелей, а богослужение в целом совершается по соответствующим Марковым главам.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2293 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...