Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Шкала сонорности



Способность сегментов к образованию слога связана с их относительной звучностью (сонорностью)[50] - вершину слога всегда образует сегмент, обладающий большей звучностью, чем другие сегменты внутри того же слога. Сонорностью или звучностью называется относительная громкость сегмента, обратно пропорциональная величине сужения в речевом тракте при артикуляции этого сегмента (таким образом, чем значительнее сужение, тем меньше сонорность). Очевидно, что наименее сонорными звуками являются смычные согласные, а наиболее сонорными - гласные. В целом шкала относительной звучности сегментов выглядит следующим образом:

— (пауза)

— взрывные согласные

— аффрикаты

— фрикативные[51]

— носовые

— плавные

— аппроксиманты (полугласные, глайды)

— гласные верхнего подъема

— гласные среднего подъема

— гласные нижнего подъема[52].

Существуют два универсальных правила силлабификации (слогообразования):

— 1) В пределах одного слога вершину всегда образует сегмент, обладающей наибольшей звучностью;

— 2) Если сегмент оказывается в окружении сегментов меньшей звучности, то он обычно образует слог (это тем более вероятно, чем больше контраст по сонорности). Поэтому, например, в естественном произношении обычно двусложны слова метр, рубль - сонорность сонантов выше сонорности взрывных согласных и паузы.

В целом, чем выше позиция сегмента на шкале сонорности, тем легче он образует слог (если это согласный) и тем реже он бывает неслоговым (если это гласный) - так, взрывные согласные бывают слогообразующими крайне редко, а носовые и особенно плавные - достаточно часто[53]; самый сонорный гласный [a] вообще не может быть неслоговым, а [о] и [е] бывают таковыми гораздо реже, чем [и] и [у] и только в строго определенных условиях.

Степень сонорности конкретного сегмента может зависеть от его позиции в слове: в словах типа косм, драхм или мстить, произнесенных в один слог, конечный или начальный сонант не сонорнее соседних шумных (вследствие его оглушения, а в первых двух случаях еще и имплозивного произношения).

Звучность плавных согласных выше, чем звучность носовых: слова корм, пальм, волн односложны, а слова Кимр, Кремль при естественном произношении двусложны [Панов 1995: 30].

Фрикативные согласные сонорнее взрывных - поэтому они (за исключением [с] и [с'])[54] могут образовывать дополнительный слог в позиции после взрывного перед паузой - ветвь, ветх, букв и т.п.[55] (но икс, шнапс - один слог). О том же свидетельствует тенденция к упрощению конечного сочетания [стф] (например, чувств, яств и т.п.) за счет утраты последнего согласного[56] или образования дополнительного слога, хотя сочетание из трех других согласных, каждый из которых является менее звучным, чем предыдущий, в СРЛЯ не упрощается и не образует дополнительного слога: холст, горсть. Наконец, в словах с конечным сочетанием "гласный + фрикативный + носовой" типа песнь, жизнь и т.п. это сочетание в СРЛЯ скорее односложно, чем двусложно (либо вследствие оглушения носового - в первом случае, либо в силу вокализации фрикативного[57] во втором контраст по степени звучности снимается); в то же время сочетание "гласный + взрывной + носовой" типа ритм чаще всего двусложно, так как контраст между [т] и [м] слишком велик.

Звучность взрывных согласных меньше как звучности фрикативных согласных, так и звучности аффрикат. Так, например, фамилия Чкалов в естественном произношении трехсложна в речи большинства носителей СРЛЯ (с гласным призвуком между [ч'] и [к]) именно в силу этой причины - наличие фрикативного элемента между двумя смычками приводит к образованию дополнительного слога.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2400 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...