Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сонорная теория



Эта теория, сформулированная на русском материале Р.И.Аванесовым и подробно разработанная в трудах М.В.Панова, основывается на предположении о том, что в современном русском литературном языке все неконечные слоги являются открытыми (за исключением тех случаев, когда имеется интервокальное сочетание "сонорный + шумный" - в этом случае сонорный закрывает предшествующий слог). Таким образом, только слог, конечный в слове, может быть закрыт шумным согласным; внутри слова слог может быть закрыт только сонорным и только в том случае, если после сонорного следует шумный согласный, то есть кот, лам-па, май-ка, но ко-шка, пя-тка, чи-стка, а-бстра-ктный, ко-рмлю, о-тсо-хша-я, по-дсне-жник и т.п. [Панов 1997: 78].

Сторонники этой теории считают, что основной закон слогораздела в русском языке заключается в том, что неначальный слог в русском языке всегда строится по принципу восходящей звучности, причем под звучностью или сонорностью в этом случае понимается степень участия тона в образовании звука. В соответствии с этим пониманием сонорности М.В.Панов и его последователи выделяют всего четыре группы сегментов по степени звучности (в порядке возрастания сонорности, т.е. степени участия тона): 1) глухие шумные согласные, 2) звонкие шумные согласные, 3) сонорные согласные, 4) гласные.

Перечислим основные недостатки этой теории.

1.Эта теория игнорирует неединственность членения, которая наблюдается при слогоделении многихх слов русского языка (см. выше).

2. Данная теория объясняет только организацию неначальных и неконечных слогов, противопоставляя их начальным и конечным, организация которых не описывается. При этом непонятно, почему сочетания, разрешенные в начале и конце слова, оказываются невозможными в середине его - ведь если в языке допускается только один тип слогов (например, только открытые слоги), то это ограничение всегда распространяется и на конечные, и на начальные слоги - как это бывает в языках типа гавайского или старославянского.

3. Единственым принципом, регулирующим слогоделение, считается принцип восходящей звучности. Однако в случаях типа ко-шка сонорность [ш] выше сонорности [к] (см. выше). Поэтому - для объяснения подобных случаев - сторонники этой теории выделяют только три или четыре степени сонорности - в зависимости от "степени участия тона в образовании звука"[59], в этом случае [ш] и [к] оказываются звуками одинаковой сонорности. Но и это решение не снимает всех вопросов. В соответствии с принципом восходящей звучности каждый последующий сегмент в инициали должен быть более звучным, чем предшествующий, последовательность из сегментов равной звучности не допускается - такова ситуация во всех языках, где этот принцип действительно актуален (например, английский, старославянский и др.). Этот принцип не только не запрещает закрытые слоги (в том числе, закрытые шумными согласными), но и требует слогораздела типа ут-ка, кош-ка, т.к. сочетания согласных [тк], [шк] не образуют дуги восходящей звучности - наоборот, в последнем случае более звучный согласный предшествует менее звучному, т.е. в соответствии с теорией восходящей звучности, слогораздел должен проходить в этих случаях между согласными, а не перед ними.

4. Согласно теории сонорности внутри слова слоги не могут заканчиваться шумными согласными (apriori считается, что в словах обстоятельство, рабских [Панов 1995: 30], абстрактный, эксплуатация, мыслью первые слоги - открытые, т.е. а-бстра-ктный и т.п.), что противоречит языковой интуиции носителей СРЛЯ[60].





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 4269 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...