Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фонетическая преализация гласных фонем



  <а> <о> <е> <и> <у>
1.1 [а] а д [о] о н [е] э хо [и] и л [у] у хо
1.2 [а] с а д [о] д о м [э] т е ст [ы] д ы м [у] д у х
1.3 [а]* п я ть [о]* л ё д [е]* л е с [и] п и ть [у]* ч у? до
2.1 [а] а зы? [а] о са? [и] ([ие]) э тни?ческий [и] и гра? [у] у хо?д
2.2 [а] с а ды? [а] д о мо?й [ы] ([ыэ]) т е сти?ровать [ы] д ы ми?ть [у] д у ша?
2.3 [и] ([ие]) п я та?к [и]([ие]) л е до?к [и] ([ие]) л е сни?к [и] п и тьё [у]* ч у дно?й
2.4 [а]/[ы]** ж а ра/ ж а ле?ть [ы]([ыэ]) // [а] ж е на? ш о кировать [ы] ([ыэ]) ш е сто?й [ы] ж и тьё [у]* ж у ки?
3.1 [а] а збуко?вник [а] о блака? [и] ([ие]) э холо?т [и] и грово?й [у] уходи?ть
3.2 [ъ]*** с а дово?д вы?ж а ть [ъ]*** д о мово?й вы?ш е л [ъ]*** ш е стьдеся?т вы?ж е чь [ъ/ы]*** д ы мохо?д вы?ж и ть [у] д у хово?й вы?п у ск
3.3 [ь]*** п я тачо?к [ь]*** л е дяно?й [ь]*** л е сово?д [ь/и]*** п и тьево?й [у]* ч у деса?
4.1 [а] кры?ш а [а] чбст о [ы] на кры?ш е [ы] кры?с ы [у] ви?ж у
4.2 [ъ] пул я [ъ] пул е [и] в пул е [и] зймл и [у]* чи?щ у

В скобках - произношение, свойственное "старшей" орфоэпической норме.

* - гласные в положении после мягких согласных имеют начальный [и]-образный переходной участок (в положении перед мягким согласным - конечный [и]-образный переходной участок);

** - в ряде слов, чаще всего в положении перед мягким согласным (жале?ть, к сожале?нию, лошаде?й, жаке?т, тридцати?, двадцати? и др.);

*** - возможно [у] ([ъо]/[ьо]) в положении перед [у] последующего слога ([пъокупбт'] покупа?ть и т.п.).

ЛИТЕРАТУРА.

Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Система фонем русского языка // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

Кузнецов П.С. Об основных положениях фонологии // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

Кузнецов П.С. О дифференциальных признаках фонем // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

Яковлев Н.Ф. Математическая формула построения алфавита // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии (очерк) // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

Панов М.В. Русская фонетика. М., 1967.

Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

Панов М.В. Фонетика // Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1997.

Касаткин Л.Л. Фонетика // Современный русский литературный язык / Под ред. П.А.Леканта. М., 1988.

Касаткин Л.Л. Фонетика // Русский язык / Под ред. Л.Ю.Максимова.

Касаткин Л.Л. Современная русская диалектная и литературная фонетика как источник для истории русского языка. М., 1999.

ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Р.И.АВАНЕСОВА (1956)

Важнейшей особенностью фонологических представлений Л.В.Щербы и Н.С.Трубецкого был взгляд на фонему как на единицу, дифференцирующую словоформы. Кардинальное отличие концепции МФШ от этих теорий состоит в том, что фонема рассматривается как звуковая единица, дифференцирующая более мелкие языковые единицы - морфемы[31]. Поэтому, например, для Н.С.Трубецкого первый и последний согласный в слове поп являются разными системными единицами, так как первый [п] входит в четыре фонологические оппозиции (фонема /п/), а последний - только в три (архифонема /П/). Наоборот, в концепции МФШ эти согласные представляют одну и ту же фонему <п>, так как в сильной позиции в пределах той же морфемы реализуются одним и тем же звуком [п]: [п] оп-по [п] ы. Именно этот вопрос - вопрос о том, дифференциация каких знаковых единиц языка является основной функцией фонемы[32] - был долгое время предметом ожесточенной полемики между сторонниками МФШ и их оппонентами[33]. Очевидно, однако, что эти представления не являются принципиально несовместимыми. Попытка объединения этих двух наиболее цельных фонологических теорий была предпринята одним из создателей МФШ Рубеном Ивановичем Аванесовым в книге "Фонетика современного русского литературного языка" (М., 1956)[34].

Основную идею Р.И.Аванесова с точки зрения современных представлений о языке можно сформулировать следующим образом: в лексиконе представлены не только морфемы (как это предполагалось в МФШ) и не только словоформы (как это предполагали Л.В.Щерба и Н.С.Трубецкой), а то и другое одновременно.

Звуковые единицы в разных позициях могут обладать разной различительной силой по отношению к морфеме и словоформе, в составе которых они находятся: "При наличии членения слова на морфемы кратчайшая звуковая единица языка одновременно функционирует как в составе слова в его конкретной форме, так и в составе морфемы. Однако характер ее функционирования в составе той или другой структурной единицы языка в одних случаях совпадает, в других - резко и принципиально отличается... При наличии пересекающихся чередований кратчайшая звуковая единица данной словоформы в зависимости от позиции обладает способностью различать звуковые оболочки словоформ не в одинаковой степени: в одних она обладает этой способностью в высшей степени (сильная позиция), в других - в меньшей степени (слабые позиции)" [Аванесов 1956: 23,27].

Так, если рассматривать согласные в слове поп с точки зрения позиций, в которых они находятся, то несомненно, что первый [п], находящийся в сильной позиции по всем ДП, обладает одинаковой способностью к дифференциации как (звуковых оболочек) морфем, так и (звуковых оболочек) словоформ - например, в паре поп-боб [поп-боп] при помощи противопоставления [п]/[б] различаются как морфемы, так и соответствующие словоформы, в составе которых они находятся. Единицы, различающие как словоформы, так и морфемы, и представленные в сильных позициях (позициях максимального различения) Р.И.Аванесов предложил называть сильными фонемами [35]. Состав фонем данного языка - это состав сильных фонем.

Наоборот, конечные согласные в этой паре или в паре луг-лук находятся в слабой позиции по ДП глухость/звонкость и соответствующие словоформы и морфемы не дифференцируют, так как произношение словоформ луг [лук] и лук [лук] в СРЛЯ совершенно идентично (хотя и отличается от произношения словоформы луп). Такие звуковые единицы Р.И.Аванесов предложил называть слабыми фонемами [36]. {Разные сильные фонемы различают как словоформы, так и морфемы, а разные слабые фонемы, различая словоформы (например, лук-луп), могут не различать морфемы (например, луг-лук).}

С другой стороны, соответствующие корневые морфемы луг - и лук - в принципе могут различаться (в составе других словоформ, в частности в формах родительного падежа: луга-лука), так как в первой морфеме наблюдается чередование слабая фонема <к2> (в слабой позиции) - сильная фонема <г> (в сильной позиции), а во второй чередования не происходит[37], [к] звучит как в сильной, так и в слабой позиции, т.е. ряды звуковых единиц [к]-[г], с одной стороны, [к]-[к], с другой, различают разные морфемы. Ряд позиционно чередующихся звуков, возгавляемых сильной фонемой, Р.И.Аванесов предложил называть фонемным рядом [38]. Таким образом, формы лук и луг имеют идентичный фонемный состав, но их конечные слабые фонемы входят в разные фонемные ряды; иначе говоря, фонема является элементом словоформы, а фонемный ряд - морфемы (охватывая все звуковое многообразие морфем). Иными словами, морфемы состоят из фонемных рядов, а словоформы - из сильных и слабых фонем.

Слабая фонема может входить в фонемный ряд (и тогда она идентична варианту фонемы МФШ - например, [к] в слове луг), а может и не входить (и тогда она соответствует гиперфонеме МФШ - например, [т] в словоформе идёт).

Согласные фонемы, слабые по твердости/мягкости, Р.И.Аванесов предложил обозначать индексом 1 справа внизу (например, <с1н'еj> - с ней); фонемы, слабые по глухости/звонкости, индексом 2 (например, <лук2> - лук и луг); фонемы, слабые по твердости/мягкости и глухости/звонкости - индексом 3 (например, <с3тал'> - сталь). Развитие этой концепции см. в работах К.В.Горшковой? С.Н.Дмитренко и Е.Л.Бархударовой.

Словофонематическая транскрипция - фонетическая транскрипция без позиционно обусловленных явлений.

ЛИТЕРАТУРА.

Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956.

Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1974.

Бархударова Е.Л. Консонантизм русского языка. Типологический и структурный анализ. М., 1999.

Горшкова К.В. Фонетика // Горшкова К.В. и др. Современный русский язык: Часть 1. Вильнюс, 1985.

Дмитренко С.Н. Фонология // Русская грамматика. Т. 1. М., 1982.

Соотношение основных фонологических терминов в классических фонологических теориях:





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 472 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...