Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Интегральная модель звукового поведения



Современные представления об интегральной модели звукового поведения человека подробно описаны в книге С.В.Кодзасова и О.Ф.Кривновой "Общая фонетика" (М., 2000). Мы кратко изложим здесь лишь основные положения этой концепции.

Коммуникативная функция языка базируется на его знаковой природе. Языковые знаки (в первую очередь, слова, а также морфемы) являются основным строительным материалом речевых сообщений. Исходной формой речевой коммуникации является звучащая речь, в которой информация физически передается от одного человека к другому в виде звуковых колебаний (в человеческом обществе широко распространена и другая, вторичная, форма коммуникации - письменная). Устная речь основывается на навыках произношения и звукового восприятия, которые позволяют человеку передавать информацию при говорении и извлекать ее из звукового сигнала при восприятии. Эти навыки бессознательно формируются у человека в раннем детстве и являются у взрослого человека в значительной степени автоматизированными, так что не требуют специального сознательного усилия при их использовании в процессе коммуникации.

Рассмотрим на конкретном и сильно упрощенном примере, что происходит в единичном акте звуковой коммуникации, схема которой приведена на рис. Х. Предположим, что мать спрашивает своего сына: " С кем ты идешь гулять? " Сын отвечает: " С Сережкой ".

Вначале сын (говорящий) должен понять, что к нему обращаются с вопросом и сформулировать свою коммуникативную задачу - сообщение об имени человека. Этот этап (1) называется этапом формирования коммуникативной цели сообщения.

Далее на лингвистическом этапе (2) говорящий строит языковое выражение, передающее нужную информацию - для этого из словаря знаков извлекается нужное слово (или слова)[40] в определенной грамматической форме и (в случае нескольких слов) выбирается порядок их следования. Одновременно строится фонетическая характеристика высказывания:

2.1. Производятся словарные подстановки, т.е. из словаря знаков "вынимаются" оболочки морфем и/или слов в виде их фонемной (символьной) записи[41] (глубинная символическая репрезентация), вместо фонем подставляются соответствующие звукотипы, в нашем случае - <с с'ер'ужкоj> ® [c с'ер'ужкоj].

2.2. Полученные после подстановок последовательности сегментов могут нарушать законы сочетаемости и ритмической организации в данном языке - так, в СРЛЯ невозможны безударное [е] и сочетания "звонкий шумный + глухой шумный", "твердый согласный + гоморганный мягкий". Необходимые контекстные преобразования (смягчение, оглушение/озвончение согласных, редукция гласных и т.п.) производятся соответствующими фонологическими (лингвистическими) правилами. В результате формируется поверхностная символическая репрезентация: [c с'ер'ужкоj] ® [c'с'ир'ушкъi].

На этапе артикуляционного синтеза (3) на основе фонетической характеристики высказывания вырабатывается моторная программа - программа управления движениями речевых органов. До сих пор оболочка высказывания записывалась в виде абстрактных символьных единиц, подобных знакам фонетической транскрипции. Теперь эти символы заменяются артикуляционными коррелятами; происходят подстановки вида "звукотип ® артикуляционный жест". Элементы получившейся в результате последовательности артикуляционных жестов (целевых положений артикулирующих органов) должны быть скоординированы друг с другом (должен быть как бы задан наиболее удобный маршрут прохождения этих целей, наиболее удобная последовательность сокращения мышц). Это приводит к явлениям коартикуляции (совмещения во времени неантогонистических элементов соседних АЖ); в нашем примере - лабиализация [р'] в положении перед лабиализованным [о], упереднение начальной фазы [о] в положении после палатализованного [р']. Отметим еще раз, что явления коартикуляции не относятся к лингвистическим правилам.

Этапы 2-3 называются этапами звукового синтеза или фонетического кодирования высказывания.

Движения речевых органов ведут к возникновению в речевом тракте определенных аэродинамических и акустических процессов, что в конечном счете создает акустический речевой сигнал (этап 4), который и является результатом речевой деятельности говорящего.

С этапа 5 начинается деятельность слушающего. Речевой сигнал достигает его внутренних органов слуха, которые производят первичный слуховой анализ звуковых колебаний, превращая акустический сигнал в так называемую "слуховую спектрограмму" - особое спектрально-временное изображение, в котором слуховая система человека выделяет полезные акустические признаки, необходимые для перехода к символьному представлению звуковых единиц и их идентификации.

Эта идентификация осуществляется на лингвистическом этапе анализа (6), в результате чего на основе распознаваемой фонетической информации, словаря знаков и лингвистических правил реконструируется исходная глубинная символическая репрезентация: [c'с'ир'ушкъi] ® <с с'ер'ужкоj>.

Этапы 5-6 называются этапами звукового анализа или фонетического декодирования высказывания.

На последнем этапе (7) слушающий соотносит реконструированное языковое выражение со своим запросом.

Таблица. Этапы процесса коммуникации.

1. Формирование коммуникативной цели сообщения.
2. Лингвистический этап синтеза: 2.1. Словарные подстановки ® глубинная символическая репрезентация <с с'ер'ужкоj> 2.2. Контекстные преобразования ® поверхностная символическая репрезентация [c'с'ир'ушкъi].
3. Артикуляционный синтез: 3.1. Переход от символьного представления к моторно-двигательному (АЖ). 3.2. Выработка моторной программы, коартикуляция.
4. Речевой сигнал.
5. Слуховой анализ: Спектрально-временное изображение речевого сигнала, извлечение из сигнала полезных признаков, переход к символьному представлению звуковых единиц.
6. Лингвистический этап анализа: Идентификация символьных звуковых единиц по полезным признакам, восстановление фонемного состава высказывания [c'с'ир'ушкъi] ® <с с'ер'ужкоj>.
7. Понимание: Соотнесение оболочки высказывания со значением.

ЛИТЕРАТУРА.

Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М., 2000.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 414 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...