Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

X. От Иерусалима до Иерихона, Иордана, Мертвого моря и до монастыря св. Саввы Освященного



В первый день Страстной недели богомольцы отправляются обыкновенно большими караванами из Иерусалима на восток для обозрения реки Иордана, Мертвого моря и монастыря св. Саввы; в другое же время путешественник должен взять на это странствование охрану из местных бедуинов и разрешительную грамоту патриарха для входа в монастырь св. Саввы, Вся поездка на Иордан продолжается 2–3 дня и обходится около 20 рублей.

Дорога из Иерусалима в Иерихон и к Иордану проходит чрез Гефсиманские ворота, или врата св. Стефана, за которыми она сначала спускается в Кедронскую долину, затем идет мимо Гефсимании, вдоль подошвы Елеонской горы и, повернув налево, к востоку, проходит мимо места, где по некоторым преданиям, удавился Иуда; далее дорога идет вдоль оврага между горою Елеонскою и горою Соблазнов, по склону этой последней горы. С левой стороны дороги виден монастырь св. Спиридония, а с правой стороны, между двумя холмами, видны развалины на месте, где находилось местечко Вифсфагия (дом смокв, или дом челюсти). Здесь, около Вифсфагии, содержались овцы, назначаемые для жертвоприношений в Иерусалимском храме; отсюда же началось торжественное шествие Спасителя на осляти в Иерусалим в сопровождении народа, восклицавшего: « Осанна Сыну Давидову! благословен грядый во имя Господне! осанна в вышних!» (Матф., XXI, 9). Несколько далее указывают место, где росла бесплодная смоковница, засохшая после слов Спасителя. Далее, к юго‑востоку от Елеонской горы, в уединенной местности находится бедное арабское селение э ль‑Азариси, древняя Вифания (дом фиников, дом бедных), где жили Марфа и Мария и их брат Лазарь, которых часто посещал Иисус Христос. Селение эль‑Азариси состоит из нескольких хижин и многих развалин, окруженных садами. Здесь на месте дома Лазаря св. Еленою был построен обширный монастырь, часть которого с сохранившимся фасадом обращена в турецкую мечеть. Вблизи мечети находится высеченная в скале погребальная пещера Лазаря; вход в пещеру обложен большими камнями; за входом крутой спуск в 24 ступени ведет вниз в пещеру, обращенную в часовню, в которой находится сложенный из камней престол; на левой стороне пещеры узкий вход и спуск в шесть ступеней ведут в нижнюю пещеру, в левом углу которой на каменном выступе находилось место погребения Лазаря. Кроме этих древностей, в эль‑Аза‑риси замечательны развалины женского бенедиктинского монастыря, построенного на месте древнего укрепления и дома Симона прокаженного, у которого женщина возлила драгоценное миро на главу Спасителя (Матф., XXVI, 7). Далее, за Вифаниею, вправо от дороги, близ небольшой церкви виден так называемый камень беседы, на месте, где Марфа и Мария встретили Иисуса Христа после смерти Лазаря. Далее дорога извилинами спускается в глубокую долину, снова поднимается на возвышение и в 1/ 2 верстах от Вифании доходит до бассейна с источником чистой воды, вытекающей из‑под свода каменной древней постройки; это так называемый Солнечный колодезь, или колодезь апостолов, при котором Иисус Христос с учениками останавливался для отдыха во время Своих частых хождений по этому пути из Иерусалима в Иерихон.

После Вифании и Солнечного колодца путник вступает в безлюдную, мертвенную пустыню Иудейскую, которая простирается на восток до низменной долины Иордана и Мертвого моря и до монастыря св. Саввы, до Вифлеема и еще далее на горе; эта пустыня представляет безводную холмистую местность, которая весною покрывается некоторою растительностью, служащею пастбищем для стад кочующих бедуинов, а летом всякая растительность исчезает в выжженной палящим солнцем пустыне; кое‑где в пустыне местами расположены шатры полукочевых, полуоседлых бедуинов; эта местность была областью Азазеля, в которую во время годичных жертвоприношений иерусалимских был изгоняем козел отпущения грехов. Дорога к востоку от Вифании до средины пустыни более и более возвышается и идет, то поднимаясь на дикие, безжизненные горы, покрытые колючими растениями или голыми камнями, то проходя по окраинам грозных ущелий, то спускаясь в глубокие долины и снова поднимаясь. На половине дороги, в

3 часах пути от Иерусалима, на вершине горного перевала находится небольшое бедное пристанище; выше на горе видны развалины древнего здания и вблизи в красноватых скалах находятся пещеры, над которыми высечены изображения крестов. Это место есть древний Адамим (красный подъем), где, по преданию, находилась гостиница благого самарянина и где в древности происходили частые нападения разбойников, скрывавшихся в окрестных пещерах; а высеченные в скале кресты, по преданию, означают место, где ограбленный и окровавленный путник был найден благим самарянином. Близ Адамима богомольцы и ныне обыкновенно останавливаются для отдыха и укрываются в пристанище от ярких лучей палящего солнца. К северу от Адамима находятся развалины древнего города Ефрема, куда Спаситель укрылся после воскрешения Лазаря. К северо‑востоку от Адамима, в ущельях пустыни, особенно в долине Фаракской, находится много пещер и развалин древних монастырей, в которых обитало множество отшельников в первые века христианства; ныне же вместо отшельников в пещерах скрываются хищные звери. Еще далее к северо‑востоку виднеется высокая гора Карантель, или Сорокадневная гора искушений. За Адамимом дорога сначала проходит мимо плодородной долины, населенной мирными бедуинами; потом дорога постепенно понижается и проходит мимо диких, неприступных гор, по крутым спускам и ущельям и по краю обрывистой пропасти Кельт, которая начинается у Фаранской долины. С правой стороны дороги, вдали, в одном глубоком и диком, но величественном ущелье находятся развалины высеченного в скале монастыря Иоанна и Георгия Хозевита, в которых сохранились стены с фресками, а в монастырской усыпальнице хранится множество костей и черепов почивших иноков; на юг от этого ущелья, вдали, на возвышении, виднеется монастырь магометанских дервишей, называемый монастырем пророка Моисея.

Далее дорога проходит вдоль пропасти с отвесными скалами, в которой шумит протекающий внизу горный поток Кельт, и затем дорога достигает до последнего спуска с возвышенности Иудейской пустыни. С этого места представляется великолепный вид: впереди в глубине, под горами, простирается длинная, песчаная и безлюдная пустыня реки Иордана и Мертвого моря; по обеим сторонам этой длинной равнины идут с севера на юг два ряда высоких каменных гор, подобных скалистым стенам, между которыми по эту сторону Иордана высятся гора Карантель, или гора Искушений, и выдающаяся вперед гора Сувейран, а по ту сторону равнины возвышаются Заиорданские, Моавитские горы, и между ними выдается гора Навав, Между этими рядами гор расстилается пустыня Иордана, или равнина эль‑Гор (углубление, низина); посреди равнины эль‑Гор, в углублении, зеленою лентою извивается полоса пустош, среди которых протекает река Иордан, изливающаяся в Мертвое море. В одном месте равнины, недалеко от спуска с гор Иудейской пустыни, видно небольшое селение Риха, окруженное садами и роскошною растительностью, образующей прекрасный оазис в пустыне; это селение находится на месте древнего Иерихона, и за ним, к северу, возвышается крутая, остроконечная гора Искушений, Дорога крутыми извилинами спускается с гор в тропически жаркую равнину и проходит мимо развалин древнего здания, мимо обширного, иссохшего пруда и вдоль светлого, быстро текущего из Фаранской долины потока Кельт, близ которого, по преданию, скрывался от преследований пророк Илия; затем путники проходят мимо развалин каменного моста и под сводами древнего водопровода переходят поток Кельт и доходят до роскошного зеленого оазиса, среди которого расположено селение Риха.

Нынешнее селение Риха лежит несколько южнее первоначального города Иерихона, находившегося близ подножия горы Искушений, при источнике пророка Елисея, Моисей увидел древний Иерихон из‑за Мертвого моря с вершины горы Навав; Иисус Навин взял Иерихон и разорил его, после того как израильтяне семь раз при звуках труб обнесли вокруг города кивот завета и городские стены распались; впоследствии город был восстановлен несколько южнее прежнего города, там, где теперь видны развалины и водопроводы, близ спуска с гор Иудейской пустыни; Ирод Великий, который жил и умер в Иерихоне, развел в нем прекрасные сады и построил много великолепных зданий, дворцы, театр, ипподром, водопроводы, от которых сохранились развалины; в то время чрез Иерихон проходила на север большая торговая дорога, поэтому в Иерихоне учреждены были римские таможни, и чрез этот город проходили галилейские паломники, шедшие из Галелеи по долине Иордана в Иерусалим на праздники. В этом городе Иисус Христос исцелил слепца Вартимея и посетил дом начальника таможни мытаря Закхея: отсюда же началось последнее шествие Иисуса Христа в Иерусалим. Впоследствии город Иерихон снова был разрушен, а во время Крестовых походов, несколько к востоку от разрушенного города, был построен замок, также разрушенный, и близ его развалин находится нынешнее бедное селение Риха. Это селение состоит из нескольких каменных хижин и жалких лачуг; в конце селения находятся развалины средневековой башни, построенной, по преданию, на месте дома Закхея, и с высоты этой башни открывается прекрасный вид на долину Иордана, на гору Искушений и на Заиорданские, Моавитские горы. Близ иерихонской башни находится русский странноприимный дом с прекрасным садом, построенный о. архимандритом Антонином на месте древних развалин, в которых сделаны были раскопки и найдено было много древностей; вблизи, на месте исцеления слепого Вартимея, устроена небольшая русская церковь, Окрестности Рихи, орошаемые многими источниками, представляют среди тропически знойной пустыни плодороднейшую долину с роскошною растительностью пальм, кипарисов, олеандров и мирт, со многими виноградниками, апельсинными, лимонными, гранатовыми, фиговыми и оливковыми деревьями; здесь растут бальзамические растения, иаккум, из которых выделываются различные благовонные и целебные бальзамы; здесь растет особый жесткий и колючий терновник сидр, разводимый для изгородей, и из ветвей этого растения был, вероятно, сплетен терновый венец Спасителя; здесь же росли иерихонские розы, замечательные тем, что когда семена их созревают, то все растение отделяется от корня, сжимается и свертывается в клубок, который ветром перекатывается с места на место, заносится песком, и при первой сырости семена растения всходят, и вырастает новая роза иерихонская.

От Иерихона в 1 1/2 часа пути к северо‑западу находится гора Карантель, гора Кварнатана, или Сорокадневная гора, гора Искушений, на которой Иисус Христос провел 40 дней в посте и молитве и был искушаем от дьявола. Дорога к Сорокадневной горе идет сначала чрез густую рощу к прекрасному, бьющему из скалы источнику Аин эс‑Сул‑тан, древнему источнику пророка Елисея, который чудесным образом, бросив в воду соль, обратил нездоровую воду этого источника в хорошую, здоровую воду. Далее дорога поднимается на возвышенность, за которою виден глубокий, грозный овраг и пустынная, безжизненная местность; за оврагом возвышаются две отвесные, скалистые горы, из которых высокая, остроконечная гора с правой стороны есть гора Искушения. Крутые склоны этой горы спускаются в бездну и изрыты пещерами, в которых некогда жили отшельники, и во многих пещерах сохранились смертные останки почивших отшельников. Над одною пещерою трещины в скале образуют род креста, и предание говорит, что Христос пребывал в этой пещере во время сорокадневного поста; на стенах этой пещеры, обращенной св. Еленою в церковь, видны следы икон и древние фрески. В смежных пещерах селились отшельники и основали в них монастырь Сарандарь. А ныне здесь находится бедный монастырь Сорокадневный, в пещерах которого живет несколько отшельников. Далее весьма трудный и крутой подъем по узкой, опасной стезе ведет наверх, на вершину горы, на которой был искушаем Спаситель; здесь видны развалины церкви и древнего укрепления. С вершины горы представляется великолепный вид: с одной стороны, к востоку, видна вся пустыня Иорданская, Мертвое море и Заиорданские горы; с другой стороны, к западу, между горами видны многие ущелья, лощины и долины, в которых, особенно в дикой Фаранской долине, находится много пещер, некогда населенных отшельниками; в этих местах св. Харитоний положил начало иноческой жизни в Палестине.

Посетив гору Искушений и возвратившись в Иерихон, богомольцы направляются к реке Иордану, находящейся в 10 верстах от Рихи. Дорога к Иордану идет по ровной песчаной пустыне, местами обработанной и обращенной в засеваемые поля, местами покрытой редкими колючими растениями или же беловатым соляным налетом. В одном месте, налево от дороги, встречается холм Гилгал (круг), где, по преданию, израильтяне сложили в круге 12 камней, взятых со дна Иордана, после чудесного перехода чрез Иордан под предводительством Иисуса Навина. Далее, направо от дороги, в одной версте от реки, находится источник и монастырь св, Герасима, восстановленный из древнего монастыря, от которого сохранились некоторые стены с древнею живописью, и некоторые галереи и своды, сложенные из огромных камней. Еще ближе к реке, налево от дороги, находится древний монастырь св. Иоанна Крестителя, или Каср Егуд, основанный св. Еленою на месте древней пещеры и возобновленный греческим духовенством. Далее почва понижается и образует углубление, в котором среди густой зелени протекает река Иордан; здесь, по преданию, находилось местечко Вифавара (дом переправы), место перехода чрез реку, близ которого в новейшее время устроен мост: по ту сторону Иордана указывали гору Германии, с которой, по преданию, пророк Илия взят был на небо.

Священная река Иордан, проходившая по стране, текущей млеком и медом, ознаменована многими событиями Ветхого и Нового завета и преданием называется одной из рек земного рая. Чрез эту реку, близ Вифавары, чудесным образом перешли израильтяне при Иисусе Навине; здесь река расступилась пред пророком Илиею; здесь пребывал Иоанн Креститель и раздавался его глас вопиющий в пустыне; но главным образом река освящена пребыванием при ней и крещением в ее водах Иисуса Христа, причем Дух Божий нисходил в виде голубя и слышен был глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Матф., III, 16, 17). Река Иордан, протекающая около 200 верст с севера на юг, получает свое начало на севере, близ подошвы Большого Гермона, в обширной долине Бекаа, находящейся между горами Айваном и Антиливаном; образуясь из нескольких источников, река далее проходит чрез небольшое болотистое озеро Гюле, или Мером, к югу от которого через реку построен так называемый мост Иакова. Далее река проходит чрез прекрасное Тивериадское озеро, или Галилейское море, и затем, изгибаясь многими извилинами, образуя много водопадов и приняв с востока р. Ярмок, или Иеромакс, р. Яввок, р. Церки и много других рек и речек, быстро течет по глубокой пустынной равнине эль‑Гор и наконец впадает в Мертвое море. Между Тивериадским озером и Мертвым морем обширная равнина эль‑Гор имеет до 100 верст в длину и до 1,5 версты в ширину и лежит на 150–200 сажень ниже уровня океана. С двух сторон равнина эль‑Гор окаймлена высокими известковыми и меловыми горами; с восточной, заиорданской, стороны поднимаются крутые, отвесные Аривейские, или Моавитские, горы; между ними замечательна гора Навав, с которой Моисей увидал обетованную землю, и на этой горе он должен был умереть (Второз., XXXII, 50, 52); с западной стороны равнины находятся не столь крутые Иудейские и Самаринские горы; между ними выдаются гора Карантель, близ Иерихона, и гора Сартабе, Цертан или Сувейран, выдающаяся вперед в том месте долины эль‑Гор, где, по преданию, воды Иерихона остановились отвесною стеною в то время, когда иудеи под начальством Иисуса Навина переходили чрез Иордан. Начиная от подошвы окаймляющих ее гор, равнина Иордана с обеих сторон понижается к средине и представляет песчаную пустыню с чрезвычайно жарким, тропическим климатом; вдоль средины пустыни проходит низина в семь сажен глубины и в две версты ширины, которая есть древнее русло реки Иордан; по средине этого углубления, между густыми растениями, извивается нынешнее русло Иордана. Вообще вся равнина Иордан лежит чрезвычайно глубоко, именно на 150–200 саженях ниже уровня океана и составляет величайшую впадину на всем земном шаре. Берега Иордана, отчасти топкие, местами покрыты густою травою лугов, местами заросли тростником и кустарником, местами заняты низкими, но густыми деревьями лавровыми, тамарисками, сикоморами, олеандрами, акациями, ивами, тополями и дубами, оживляемыми множеством птиц и насекомых; но в этих кустах и рощах часто появляются дикие звери, гиены и шакалы и часто скрываются хищные бедуины заиорданских пустынь. Приближаясь к Мертвому морю, берега реки более и более понижаются, и на них растет один только тростник; далее, при впадении Иордана в Мертвое море, его берега образуют две вдающиеся в море плоские, песчаные косы без всякой растительности, и на них часто видны аисты и другие птицы, которые вылавливают выплывшую на поверхность воды рыбу, занесенную из Иордана в море. Беловатая, мутная и теплая вода Иордана, приятная на вкус и изобилующая рыбою, быстро несется по каменистому и илистому дну реки, имеющему значительный уклон с севера на юг.

В обыкновенное время ширина реки не более десяти сажен, а глубина около двух; аршин; но ширина и глубина Иордана по временам значительно изменяются и особенно увеличиваются во время зимних дождей.

К священной реке Иордан ежегодно собираются тысячи богомольцев, привлекаемых к ней воспоминаниями о мощном проповеднике покаяния, св. Иоанне Предтече, и о совершившемся здесь крещении Иисуса Христа; но место крещения точно неизвестно, тем более что Иордан в течение многих веков изменял свое русло и значительно отклонился на восток от прежнего русла. В древности, как полагают, река проходила возле нынешнего монастыря св. Иоанна Крестителя, и, как говорит предание, здесь находилось место проповеди Иоанна и место крещения Спасителя; здесь же находилось местечко Вифавара, место прохождения израильтян чрез Иордан. К этому месту прибывают богомольцы, чтобы искупаться в священной реке; здесь они надевают саваны, взятые от камня миропомазания в храме Гроба Господня, погружаются в волны Иордана и на память берут с собою иорданскую воду, камешки, собранные со дна реки, и трости, вырезанные из кустов, растущих на берегах Иордана. Посетив место крещения на Иордане, путники направляются к югу, к Мертвому морю. Дорога идет по равнине, которая постепенно понижается к югу и становится еще более пустынною, безжизненною и лишенною растений; в некоторых местах пустынной равнины возвышаются холмы, покрытые иссохшею от палящего солнца травою и колючим терновником или бесплодным, солонцеватым песком, на котором осаждаются соленые испарения, поднимающиеся с поверхности Мертвого моря.

Мертвое море, отстоящее от Иерусалима на 30 верст, находится в глубокой низине, и поверхность моря на 200 сажен ниже океана и на 600 сажен ниже Иерусалима, но в древности поверхность моря, вероятно, была гораздо выше, и море занимало большую часть долины эль‑Гор. Длина Мертвого моря доходит до 70 верст, а его ширина – до 15 верст, причем выступающий с востока, против возвышенности Енгедди, полуостров разделяет море на две неравные части, из которых северная более южной; в некоторых местах северной части Мертвого моря глубина доходит до 200 сажен, напротив, южная часть моря, на дне которого находится много источников асфальта, или горной смолы, во многих местах не глубже одной или даже половины сажени. Южная часть Мертвого моря есть, вероятно, древняя плодоносная долина Сиддим, в которой находилось пятиградие, или пять древних городов: Содом, Гоморра, Адама, Севоим и Сигор, погибшие в наказание за прегрешения жителей этих городов. В Мертвое море впадают Иордан и горные реки Церка‑Майн, Арнон, Иерек и др.; из него же не вытекает ни одной реки, но вода его сильно испаряется от действия палящего солнца. Темно‑синяя поверхность Мертвого моря отличается своею неподвижностью: его тяжелые, густые, горько‑соленые воды, пропитанные горным асфальтовым маслом и солью, редко колышутся и не производят оживленного шума волн; в этой воде человек не может утонуть, ибо его поддерживает густая вода; во время бурь тяжелые волны разбивают прибрежные скалы, а после бурь со дна морского всплывает горная смола, вытекающая также и из окрестных скал; над морем часто поднимаются в виде туманов и облаков густые испарения, из которых осаждается соль, покрывающая тонким беловатым слоем берега и окрестности моря; в водах Мертвого моря не водятся ни рыбы, ни раковины, ни другие водяные животные, и птицы редко носятся над поверхностью моря. Вокруг Мертвого моря высятся пустынные беловатые горы и отвесные скалы, прорезанные глубокими, дикими ущельями, и горы повсюду доходят почти до самой воды, оставляя лишь узкую полосу земли вдоль берега моря. На восточной стороне Мертвого моря, между Моавитскими горами, замечательна гора Навав, до которой Моисей довел израильтян из Египта; южнее, в ущелье реки Церка‑Майн, находятся горячие минеральные источники Каллирое. Еще южнее, на возвышении, видны развалины Махеруса, древней крепости и замка, построенного Иродом Великим; впоследствии в этой крепости, в которой находились многие великолепные покои и подземные темницы, имел свое местопребывание Ирод Антипа, который, по преданию, здесь заключил в темницу и обезглавил св. Иоанна Крестителя. С высоты Махеруса представляется прекрасный вид на все Мертвое море и на лежащую за ним пустыню Иудейскую, на долину Иордана, на Иерихон, Иерусалим и отдаленный Хеврон. На западном берегу Мертвого моря возвышаются крутые и бесплодные горы Иудейской пустыни. В одном месте на выдающемся берегу видны следы развалин. Южнее, на склоне горы, находится теплый источник Енгедди (козий источник), около которого в пустыне образовался цветущий оазис; здесь в древности обитали последовали секты Ессеян, а впоследствии здесь селились христианские отшельники; в этих местах добывается много камеди и встречается много содомских яблоков – растения, коих плод вроде яблока, внутри пустой, издает пыль и смрад. Еще южнее, в конце Мертвого моря, находится соленая гора Уздум, своим названием напоминающая древний город Содом, коего развалины, как говорит предание, видны были под водою. Гора Уздум, состоящая из каменной соли, покрытой слоями гипса и мела, размывается дождями, и соль уносится в море, а размытая гора представляет множество соляных груд и столбов, подобных закутанным статуям, из коих одна носит название столпа жены Лота. Наконец, с северной стороны Мертвого моря берег не занят горами и представляет низменную, глинистую или мергелевую, равнину с бесплодною, солонцеватою почвою, которая покрыта тонким слоем соли и лишена всякой жизни, всяких растений и животных; кое‑где терновник или сухой мох и содомские яблоки. Кругом Мертвого моря господствует тишина и мертвенность пустыни, и по берегам его лежат, как скелеты, высохшие беловатые стволы деревьев, принесенных Иорданом и выброшенных на берег тяжелыми морскими волнами; а на дне моря, по верованиям арабов, видны развалины погибших городов. Вообще пустынность и таинственность Мертвого моря и его безжизненных окрестностей возбуждают удручающее чувство грусти и безотчетного страха.

От Мертвого моря обратный путь в Иерусалим можно совершить по прежней дороге чрез Иерихон и Адамим или же по другой дороге чрез Кедронскую или Огненную долину, в которой находится замечательный древний монастырь св. Саввы Освященного, отстоящий на 15 верст и от Иерусалима, и от Мертвого моря. Эта последняя дорога сначала идет по берегу моря, затем отклоняется от него вправо, к западу, и проходит по пустынной равнине, в которой воздух накаляется жгучими лучами солнца до того, что становится тяжело дышать, и путнику необходимо иметь при себе запасы воды для освежения и утоления жажды. Чрез час пути дорога достигает до подошвы крутых гор, изрытых зимними потоками; вскоре начинается подъем по кручам и скалам вдоль ущелья эд‑Дабр, в глубине которого проходит русло горного потока, а в одном месте подъема кругом на скалах видно множество мелких птиц, Дорога идет все выше и выше на поверхность гор, откуда представляется прекрасный вид на Мертвое море, на равнину Иордана и на окрестные горы. К северу, с правой стороны дороги, находится так называемый монастырь пророка Моисея, принадлежащий магометанским дервишам; этот монастырь устроен на развалинах монастыря св, Евфимия, и в нем, вероятно, сохранилась гробница этого святого, которая арабами принимается за гробницу Моисея; кроме гробницы, покрытой зеленою тканью, в монастыре замечательны подземелья, в которых сохранились останки христианских иноков, замученных при нападении Хозроя, царя персидского. Вблизи монастыря, возле дороги, видна груда камней, на которую каждый проходящей араб полагает камень в память Моисея. В этой же местности в ущельях находят так называемый Моисеев камень, состоящий из известняка, пропитанного смолою: черный, глянцевитый и горючий камень, издающий при горении противный запах и употребляемый арабами для выделки различных талисманов, четок, крестиков и других мелких вещей. Далее дорога идет по высокой холмистой горной равнине Иудейской пустыни с бесплодною, меловатою почвою, которая весною покрывается растительностью, служащею пастбищем для стад кочующих бедуинов. Во многих местах этой пустыни находятся развалины монастырей, например монастырей св. Феоктиста, св. Мартирия и др.; в одном из разрушенных монастырей под алтарною частью храма находится подземелье, в котором хранится множество костей замученных магометанами иноков. Далее дорога, становясь более и более неровною и дикою, то поднимается на возвышения, то снова спускается и проходит мимо больший горы Джамум и хранилища дождевой воды, а затем вступает в тесное ущелье между отвесными скалами; полуденные лучи палящего солнца, отражаясь от скал, производят в ущелье неимоверный жар, а безводная местность не дает возможности утолить томительную жажду. Далее крутая дорога, высеченная в отвесных скалах глубокого ущелья Вадиен‑Нахр, или Огненного ущелья, начинает спускаться и достигает дна пропасти, по которой проходит русло потока Кедрона. Здесь находится небольшая горная долина, окруженная голыми скалами и утесами, в которых на неприступной вышине видны отверстия множества пещер; в этих пещерах некогда жили тысячи отшельников, которые один раз в неделю спускались из пещер в горную долину, получившую оттого название монашеского базара, В долине монашеского базара дорога переходит чрез Кедронский поток, затем начинает снова подниматься уступами и, извиваясь вдоль скал, входит в тесное, глубокое и мрачное ущелье, которое в одном месте между высочайшими отвесными скалами имеет не более 15 шагов ширины. В самом диком месте этой трущобы дорога делает крутой поворот, и путникам внезапно представляется вид на лавру св. Саввы, которая, как орлиное гнездо на высоте, как бы прилеплена к скале. От этого поворота более удобная дорога, проложенная в скалах, поднимается извилинами выше и выше, и чрез 20 минут путники достигают до входной башни монастыря св. Саввы.

Вся местность, окружающая монастырь св. Саввы, и вообще вся пустыня Иудейская от Иерусалима до Мертвого моря на востоке и от Фекуи до Фаранской долины и горы Искушения на севере, была в первые века христианства населена множеством отшельников, положивших начало иноческой жизни в Палестине и построивших монастыри, от которых сохранились многие развалины. Сначала некоторые глубоко благочестивые люди, посвящая себя молитве и служению Богу, удалялись от мира и селились в пустынных местах и неприступных пещерах, в самых диких трущобах и дебрях Палестины, преимущественно в дебрях пустыни Иудейской. К этим благочестивым пустынножителям собирались ученики и последователи, которые поучались от первоначальных отшельников и селились при них или в ближайших пещерах; мало‑помалу число отшельников увеличивалось и устраивались отшельнические поселения, или обители, но все они зависели от главной обители, или лавры, в которой жил первоначальный пустынножитель; таким образом, возникли лавры и зависевшие от них обители или монастыри. Но благочестивые основатели лавр, стремясь к уединению и тяготясь многолюдством лавры, удалялись в новые дебри, куда снова к ним приходили ученики, и таким образом возникали новые лавры. Так, св, Харитоний, положивший начало отшельнической жизни в Палестине в V в., сначала основал лавру в Фаранской долине, а потом, удалившись на юг, основал лавру в пещерах Адуллам, близ Векуй. Из первых палестинских отшельников и основателей монастырей, после св. Харитония, особенно замечательны св. Зосима, св. Мария Египетская, св. Евфимий, св. Феоктист, св. Герасим, св. Савва Освященный, св. Феодосий, св. Иоанн Молчальник, св, Иоанн и Георгий Хозевиты, св. Иоанн Дамаскин и многие другие. Особенно замечательные лавры были лавра св. Харитония в Фаранской долине и другая лавра в пещерах близ Фекуи, лавра св. Евфимия близ Мертвого моря и лавра св. Саввы в Кедронской долине. Около этих лавр было основано много монастырей, но впоследствии как лавры, так и монастыри были разрушены магометанами‑завоевателями; эти обители частью были обращены в магометанские святилища, частью сохранились в развалинах, частью же были в новейшее время восстановлены, и только монастырь св. Саввы в продолжение многих веков сохранился доныне в Огненной долине.

Небогатый греческий монастырь св. Саввы, основанный в V в. св. Саввою Освященным, несколько раз подвергался опустошениям, причем иноки были избиваемы, но затем монастырь снова был восстановляем; в последний раз монастырь св. Саввы был возобновлен в нынешнем столетии при помощи даров и пожертвований из России. В настоящее время в монастыре, имеющем весьма строгий устав, находится до 60 иноков, между которыми иногда бывают и русские монахи, и все они ведут жизнь весьма бедную, ибо монастырь не обладает большими средствами. Построенный в виде крепости и окруженный стенами с тремя башнями для защиты от нападений хищных бедуинов, монастырь св. Саввы расположен уступами на крутых склонах скал в конце небольшой лощины, которая с южной стороны выходит в Кедронскую, или Огненную, долину; все монастырские постройки сверху донизу занимают до 60 сажен и оканчиваются отвесною скалою, спускающеюся в глубокое ущелье Кедронской долины, на дне которого находится источник воды. При приближении богомольцев сторожевой монах, по древнему обычаю, ударяет в колокол, и богомольцы чрез узкую железную дверь впускаются в первый монастырский двор, в котором по длинной лестнице спускаются ко второй монастырской стене. За второю стеною другая лестница ведет вверх на главную монастырскую площадку, устланную плитами. Среди площадки находится соборная церковь Благовещения, главная из многих монастырских церквей; снаружи собор украшен крестом на вершине храма и присланными из России колоколами; внутри собора замечательные древние византийские и русские иконы и московское паникадило; в алтаре хранятся мощи святых, а в монастырской библиотеке имеется несколько весьма древних рукописей. На той же монастырской площадке, против западного входа в собор, находится восьмиугольная часовня с куполом, которая служила местом погребения св. Саввы, но мощи святого во время Крестовых походов были перевезены в Венецию, а в монастыре сохранилась только его гробница; внутри часовни помещены иконы святых отшельников, а в куполе написан большой образ Спаса Нерукотворного; возле часовни находится спуск в подземелье под площадкою, в котором устроены погребальные пещеры, или места погребения иночествующей братии. Близ собора на краю скалы находится монастырская трапезная, из которой одно окно выходит в Кедронское ущелье, и чрез это окно монахи по приставляемой лестнице спускаются за водою к находящемуся на дне пропасти источнику, к которому из монастыря ведет еще другой ход по подземной галерее; в самом монастыре для скопления дождевой воды устроено несколько цистерн. Кроме соборной церкви в монастыре находится еще несколько меньших церквей и приделов. Так, позади собора, в пещерах, устроена церковь св, Николая, в которой в особом отделении за решеткой находится множество черепов и костей иноков, замученных в VII в., во время нападения на монастырь Хозроя царя персидского; вблизи церкви находится древняя крещальня. От главной площадки монастыря многие лестницы, подъемы и спуски, переходы, галереи и тоннели, частью высеченные в скалах, частью устроенные вдоль скал, ведут вверх и вниз ко множеству площадок, крылец и балконов; вдоль ходов и площадок расположены уступами, одни выше других, монастырские помещения и кельи, которые местами устроены в пещерах, местами высечены в скалах или пристроены к ним и образуют постройки, как бы прилепленные к скалам и висящие на воздухе над пропастью. Один высеченный в скале ход ведет от площадки в пещеру, служившую св. Савве молельнею и опочивальнею; другая, возле находящаяся пещера, первоначально служила кельею св. Савве, который, по преданию, изгнал из нее льва. На самом верху монастыря находится сторожевая башня с чрезвычайно толстыми стенами, построенная во время Юстиниана Великого. Нижний этаж этой башни служил кельею песнопевцу св. Иоанну Дамаскину; из кельи потаенная лестница ведет в подземную церковь, в которой находится гробница св. Иоанна Дамаскина и в которой иноки скрывались от неприятелей, нападавших на монастырь; над кельею в верхнем этаже башни устроена церковь св, Иоанна Предтечи. С вершины сторожевой башни представляется ужасающий вид на окружающие дикие ущелья и пустынные горы, выжженные палящим солнцем; на противоположной стороне ущелья, против монастыря, поднимаются высокие отвесные скалы, изрытые множеством пещер, в которых некогда жили отшельники, теперь же в них водятся дикие звери и стаи птиц, которых монахи приручили до того, что из рук кормят прилетающих к ним птиц. Вид этих горных трущоб и глубоких пропастей, особенно при таинственном лунном освещении, в ночной тишине, прерываемой лишь воем шакалов в глубоком ущелье, производит поразительное, неизгладимое впечатление. За стенами монастыря находится церковь св Симеона Столпника и пещеры, в которых спасались св. Харитоний и св. Иоанн Молчальник. Внутри монастыря повсюду видны голые скалы и камни; только в некоторых местах на наносной земле разведены небольшие огороды и цветники, а единственная в монастыре пальма, по преданию, была посажена св. Саввою. Летом лучи палящего солнца раскаляют скалы и кельи, в которых невыносимый жар не уменьшается даже ночью, и всякая влага высыхает, так что даже в глубоких колодцах и цистернах монастыря едва сохраняется скудная дождевая вода.

Из монастыря св. Саввы одна дорога, поднимающаяся на вершины соседних гор, ведет на юг к Вифлеему, отстоящему от монастыря на 10 верст. Через час пути по этой дороге встречаются на возвышении развалины монастыря св. Феодосия; в этом монастыре некогда жила и скончалась русская княжна св. Евфросиния Полоцкая, мощи которой перевезены в Россию и почиют в киевских пещерах. Вблизи развалин монастыря св. Феодосия находится много пещер, и в одной из них, по преданию, останавливались волхвы, когда они из Вифлеема возвращались на восток Здесь же представляется прекрасный вид на священнейшие места Палестины: на севере видны Иерусалим и гора Елеонская; на востоке – долина Иордана и Мертвого моря, на юге – Вифлеем и гора Фердес. Другая дорога из монастыря св. Саввы, ведущая в Иерусалим, идет по Кедронской, или Огненной, долине и поднимается все выше и выше к Иерусалиму, который лежит на 600 сажен выше Мертвого моря, и потому Кедронская долина имеет весьма значительный уклон с запада от Иерусалима на восток, к Мертвому морю. Сначала дорога идет по извилистой тропе в диком ущелье, лишенном всякой растительности; с одной стороны дороги поднимаются голые, крутые скалы со многими пещерами, с другой стороны видна глубокая, узкая пропасть; внизу, на дне пропасти, видны стоянки местных бедуинов, которые считаются охранителями обители св. Саввы и получают от нее припасы и подаяния. В одном месте по дороге встречается обширное, высеченное в скале углубление, наполненное свежею водою; в другом месте дорога поднимается на возвышение и внезапно представляется прекрасный вид на Иерусалим. Далее грозная дикость ущелий начинает уменьшаться, долина становится шире, появляются обработанные поля и зеленеющие сады, которые, по мере приближения к Иерусалиму, становятся все роскошнее и роскошнее, Дорога, постепенно возвышаясь, проходит по плодородной Царской долине, затем по долине Гинномской, и, наконец, обогнув юго‑западный угол города, путники чрез Яффские ворота возвращаются в Иерусалим, Весь путь от Мертвого моря чрез Огненную долину и до Иерусалима отличается грозным величием, дикостью и крайнею тяготой для путников, которые после утомительного странствования находят в священном городе отдых и успокоение. Этот путь есть как бы изображение жизни человека, который младенцем приходит в мир печали и страданий, его жизнь в суетах и скорбях восходит от младенчества к старости, и, наконец, для него в смерти настает покой и освобождение от жизненных треволнений.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 643 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...