Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

VIII. Окрестности Иерусалима, Иосафатова долина, долина Гинном и гробницы царей и судей израильских



Вдоль подошвы Елеонской горы проходит глубокий овраг, который начинается к северу от Иерусалима и сначала идет с запада на восток, потом поворачивает на юг, проходит между горами Елеонскою и Везефою, мимо Гефсиманского сада, затем значительно суживается между горами Елеонскою и Мориа и, наконец, соединяется с долиною Гинном; посреди оврага проходит безводное, иссохшее русло потока Кедрона (черный, мрачный), которое только иногда, после зимних дождей, является быстрым бурным ручьем. Скаты гор по бокам этой лощины представляют бесплодные, безжизненные скалы и камни, покрытые многими развалинами и гробницами, а дно лощины завалено щебнем, мусором и множеством надгробных камней. Эта печальная лощина есть так называемая долина Иосафата (Иегова судит), или Царская долина, в которой, по сказаниям евреев, должны совершиться последние события: долина расширится, за ней произойдет воскресение мертвых и последний, Страшный суд, и огненная река потечет по долине; магометанские верования также указывают на Иосафатову долину как на место последнего суда, поэтому и евреи и магометане устроили свои кладбища по сторонам этой долины. Еврейское кладбище находится на левой стороне Кедронской долины, на склонах Елеонской горы, и доныне многие престарелые евреи переселяются из разных стран в Иерусалим, чтобы умереть в этом городе и быть похороненными в Иосафатовой долине; магометанское кладбище расположено на правой стороне долины, на склонах горы Мориа, вдоль городской стены, начиная от Гефсиманские ворот до лежащей на стене колонны суда.

Против Гефсиманских ворот, чрез русло Кедрона ведет первый мост, за ним ниже Гефсиманского сада находится второй мост, по которому неоднократно шествовал Спаситель: у этого моста Он исцелил слепого, здесь указывают на камне след Его стопы, чрез этот мост Он переезжал на ослице при кликах народа: «Осанна!» и, наконец, преданный Иудою, взятый воинами первосвященников, Он был веден из Гефсиманского сада чрез этот мост и чрез Гнойные ворота на суд к первосвященнику Каиафе. Чрез этот же мост апостолы, после успения Божией Матери, переносили Ее тело с горы Сиона к месту Ее погребения. Близ этого второго моста, на левой стороне долины, на склонах Елеонской горы, находится высеченный из скалы древний памятник Авессалома. «Авессалом еще при жизни своей взял и поставил себе памятник в царской долине» (2. Царств., XVIII, 18). На этот памятник непокорного сына Давида каждый мимо идущий еврей считает необходимым бросить камень. Позади памятника Авессалома находится высеченная в скале так называемая погребальная пещера Иосафата. Несколько далее видна не имеющая входа гробница Захарии, высеченная из цельной скалы. Возле этой гробницы в горе находится обширное подземелье со многими пещерами; это есть гробница св. Иакова, двоюродного брата Господня, который после крестной смерти Иисуса Христа, вместе с другими учениками Спасителя, скрывался в этой пещере; по преданию, здесь Спаситель явился св. Иакову, который впоследствии претерпел мученическую смерть и был погребен в этой пещере. Несколько далее указывают место, где, по одному преданию, удавился Иуда, За этими древними памятниками далее к югу, вдоль Иосафатовой долины, находится продолжение еврейского кладбища, уставленное множеством надгробных памятников. Далее, за еврейским кладбищем, находится высеченный из скалы и принадлежащий России древний памятник, у которого начинается арабское селение Силонам, расположенное на обрывистых склонах горы Соблазнов; в скалах этой горы высечены погребальные пещеры и каменоломни, и многие из пещер, к которым пристроены дома, служат жилищем для бедных обитателей селения. Позади селений, на горе Соблазнов, находится место, где иудеи во времена Соломона приносили жертвы языческим идолам, а на вершине горы видны некоторые погребальные пещеры иудеев.

По ту сторону долины Иосафата, на склонах горы Мориа, вдоль городской стены, расположено магометанское кладбище. Далее, вдоль южной городской стены, находится продолжение горы Мориа, составлявшее в древности городское предместье Офел, Вблизи городской стены виден спуск в 30 ступеней к подземному источнику Смоковничье, или источнику Дракона, называемому также колодезем Девы Марии, к которому, по преданию, Божия Матерь приходила почерпать воду во время пребывания своего в доме Иоанна Богослова на Сионской горе. Из источника Девы Марии вода проведена по подземелью к другому источнику – Силоамскому (посланный), близ которого видны колонны и развалины древней церкви, построенной царицею св. Еленою. Здесь был исцелен слепой, которого Иисус Христос послал к купели Силоамской: «И сказал ему: пойди, умойся в купели Силоамской, что значит посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим». (Иоан., IX, 7). Здесь же, у источника, находилась Силоамская башня, которая во времена Иисуса Христа упала и побила осьмнадцать человек (Лука, XIII, 4). Вблизи источника стоит старое шелковичное дерево с раздвоившимся пнем, окруженное грудою камней; здесь, по преданию, был погребен пророк Исаия, претерпевший мученическую смерть от распиления деревянною пилою по приказанию Манассии.

Ниже Силоамской купели Иосафатова долина несколько расширяется и соединяется с долинами Тиропсом и Гинном; это место, называемое Царскою долиною, представляет самую плодоносную местность в окрестностях Иерусалима; здесь в древности находились царские сады Соломона, и ныне здесь расположены сады и огороды жителей селения Силоам; здесь же, по преданию, происходило свидание Авраама с Мельхиседеком, царем правды и священником Бога Всевышнего. В конце Царской долины видны белые развалины здания и между ними глубокий колодец Рогел (переходящий) с прекрасною водою, которая в колодце иногда понижается, иногда, после зимних дождей, значительно повышается. За источником Рогель Царская долина обращается к юго‑востоку и получает название Огненной долины, которая проходит между высокими горами и скалами по грозным, диким ущельям и доходит до монастыря св, Саввы и до Мертвого моря; в горах и скалах этой долины находится много древних погребальных пещер, из которых замечательны принадлежащие России пещеры эр‑Романие.

К западу от Царской долины между горами проходит узкая, мрачная долина Гинном, или Геенна, которую игумен Даниил называет адом; здесь некогда стоял огромный истукан Молоха, которому приносили в жертву живых детей, бросая их в раскаленную внутренность истукана; здесь же постоянно горел огонь для сожигания мусора и нечистот, выбрасываемых из города. Долина Гинном, по которой протекал поток Гигон, получила свое название от древнего владельца долины Гиннома; эта долина окружает Иерусалим с западной и южной сторон и проходит между горою Сионом и горою Злого совещания. В крутых скалистых спусках горы Злого совещания находится множество расположенных в два, один над другим, ряда погребальных пещер, из которых некоторые весьма тщательно отделаны и имеют треугольные фронтоны над входом; в некоторых пещерах находятся груды костей, ныне же многие из них служат для загона стад овец на ночное время. Вообще гробницы у древних иудеев были наружные, или открытые, и внутренние; первые сооружались в виде памятников различных форм и высекались из скал; вторые высекались внутри скал из твердых горных пород. Сначала для погребения умерших пользовались природными пещерами и подземельями, во множестве встречающимися в палестинских горах; впоследствии же устраиваемы были искусственные погребальные пещеры. Для этого сначала высекали в скале узкий; вход, который заваливался большим камнем; близ входа обыкновенно устраивалась цистерна. За входом высекалось в скале небольшое помещение, или преддверие, в стенах которого устраивались небольшие углубления, или ниши, для лампад, иногда зажигавшихся в пещерах; за преддверием следовала или четвероугольная погребальная камера со сводами, или продолговатая галерея; в этих помещениях вдоль стен оставляли выступы скалы с углублением, или лавицы, в которые полагаемы были тела умерших, или же в стенах устраивали углубления, погребальные ниши, в которые вставлялись саркофаги с останками умерших; иногда позади погребальных ниш в скале высекались небольшие помещения для сокровищ, хоронимых вместе с умершим. Некоторые погребальные пещеры были весьма обширны и состояли из нескольких камер; в таких пещерах первая камера не имела погребальных ниш. Но в каждой ее стене сделан был вход, и за каждым входом следовала погребальная пещера со множеством погребальных ниш; иногда за первою погребальною пещерою следовала вторая, иногда же под или над всеми камерами находился второй, нижний или верхний, ряд погребальных пещер. Среди сохранившихся на горе Злого совещания погребальных пещер замечательна более обширная пещера, над которою надстроено четвероугольное здание, окруженное масличными деревьями; это, по предположениям, есть так называемая Акельдама, или земля крови, земля горшечника, село скудельничье, место для погребения странников, которое было куплено на сребреники, полученные Иудою за предание Иисуса Христа первосвященникам. Возле находится другая обширная пещера св. Онуфрия. Одна из пещер называется пещерою Апостолов, потому что в ней, по преданию, скрывались апостолы во время страданий и крестной смерти Иисуса Христа; здесь же во время гонений скрывались первые христиане, а впоследствии здесь жили отшельники, которые увеличили некоторые пещеры и обратили их в церкви; отсюда при царице св. Елене на многих кораблях перевезена была священная земля в Рим, а впоследствии отсюда же перевозили землю в итальянский город Пизу, на кладбище Campo Santo. На вершине горы Злого совещания видны развалины, находящиеся, по преданию, на месте загородного дома Каиафы, где первосвященник совещался с Иудою о предании Иисуса Христа; вблизи указывают старое дерево, на котором, по одному преданию, удавился Иуда. С вершины горы Злого совещания представляется прекрасный вид на южную часть Иерусалима и на Елеонскую гору; по другую сторону горы Злого совещания видны монастырь св. Илии и пустынные округленные горы южной Иудеи, между которыми выдается высокая гора Иродион.

Долина Гинном проходит от Царской долины мимо горы Злого совещания на запад, затем поворачивает направо, к северу, несколько расширяется, проходит мимо горы Сиона к западной стене Иерусалима и к Яффским воротам и наконец снова поворачивает на запад. В этой части долины Гинном находятся Гинномские водохранилища, или водотечи, нижняя и верхняя. Нижняя, или южная, водотечь, водоем султана, представляет обширный, ныне иссохший водоем с известковыми берегами, в который в древности издали проведена была вода посредством водопроводов и который ныне обращен в пшеничное поле. Против водоема на возвышении расположен обширный еврейский странноприимный дом Монтефиоре, за которым видно несколько больших ветряных мельниц; вблизи к югу находится немецкая колония храмовых братьев, у которых, кроме этой колонии, есть еще другие близ Яффы, в Сароне и Кайфе; к северу же, вероятно, на месте древнего монастыря св. Кукиш, находится монастырь и подземная часовня св. Георгия, где хранится древняя икона св. Георгия и цепь, в которую святой во время гонений был закован. Вблизи монастыря расположен обширный общественный сад Никифория, место вечерних прогулок для городских жителей. Вблизи находится церковь св, бессребреников Козьмы и Дамиана и холм, с которого удобно можно обозреть часть окрестностей Иерусалима. Далее, в конце долины Гинном, находится верхняя водотечь, или пруд Мамиллы, получивший свое название от находившегося вблизи монастыря св. Вавилы; этот водоем, расположенный среди другого магометанского кладбища, вблизи приюта для прокаженных, вблизи древнего Белильного поля, иногда во время дождей наполняется водою и посредством подземных каналов находится в сообщении с патриаршими прудами внутри города.

К северу от долины Гинном, близ Яффских ворот, расположены обширные Русские постройки, обнесенные невысокою каменною стеною с несколькими воротами, образующею неправильный четвероугольник. Посреди Русских построек возвышается величественный собор Святой Троицы; внутри собор великолепно украшен, а совершаемое в нем русское богослужение отличается торжественностью и стройным пением певчих. Вокруг собора находятся большие постройки: мужской и женский странноприимные дома, вмещающие в себя до 1000 богомольцев; затем дома русской миссии и русского консульства и помещение для русского архимандрита и русского духовенства; между постройками устроены небольшие садики и цветники и большие цистерны, а пред собором лежит огромная, высеченная из скалы, но не употребленная на постройку, древняя колонна. Возле Русских построек Франция устроила обширные странноприимные дома и госпитали.

На северной стороне Иерусалима красивые Дамасские ворота, находящиеся между двумя холмами, Гионским и Везефою, ведут из города на холмистую местность, пересекаемую началом Кедронской долины, а далее к северу видны возвышение Скопос и затем высокие Иудейские и Самарянские горы; здесь, на Скопосе, во время осады Иерусалима римлянами расположено было римское войско под начальством Тита, С левой стороны Дамасских ворот находится русский сад и роща масличных дерев, составляющая любимое место вечерних прогулок для жителей Иерусалима, С правой стороны ворот в городской стене находится спуск в обширные подземелья, называемые царскими каменоломнями, которые простираются под значительною частью города Иерусалима, Прямо против спуска в царские подземелья, в ста шагах от городской стены, находится украшенная резьбою пещера, свод которой поддерживается одною круглою, стоящею посреди пещеры колонною, и в одном месте пещеры находится высокое каменное ложе; эта пещера есть так называемая пещера пророка Иеремии, который здесь скрывался и здесь же написал книгу «Плач Иеремии», оплакивающую разорение храма и города Иерусалима Навуходоносором. Под пещерою Иеремии находится вторая, более обширная, нижняя пещера, также поддерживаемая одним, в средине стоящим, четвероугольным столбом; эта пещера, в которой собирается дождевая вода, служит ныне цистерною. Вблизи, с восточной стороны пещеры Иеремии, находятся другие пещеры, называемые пещерами пророков Варуха и Иезекииля, Все эти пещеры в древности, вероятно, были каменоломнями, а впоследствии служили темницами. К северу от пещеры Иеремии находятся развалины церкви св. Стефана, у которых основан доминиканский монастырь.

Далее, по Дамасской дороге, к северу, в одной версте от города находятся так называемые царские гробницы, которые, по одним предположениям, служили местом погребения иудейских царей, следовавших за Соломоном, а по другим предположениям, в них была погребена царица Елена адиавенская, поселившаяся в Иерусалиме в I в. по P. X.

Перед царскими гробницами высечено в скале углубление, образующее небольшой дворик, за которым следует второй, несколько больший, также высеченный в скале двор, и в нем находится высеченный в скале и украшенный скульптурою вход в пещеры, которых всего семь; первая за входом пещера представляет как бы прихожую, или преддверие, из которой спуск в несколько ступеней и потаенный ход ведет во вторую общую пещеру со многими каменными седалищами и небольшими нишами для лампад; из второй пещеры несколько ходов ведут в следующие пещеры, в стенах которых устроено до 30 погребальных ниш; в одной из этих пещер найден был великолепный древний саркофаг, перевезенный в Париж, в Луврский музей; в другой пещере виден спуск, который ведет еще глубже, в особую нижнюю пещеру. К северо‑востоку от царских гробниц возвышается холм Скопос, с которого представляется прекрасный вид на Иерусалим, на реку Иордан и на Мертвое море. К северо‑западу от царских гробниц, в двух верстах от города, находятся так называемые погребальные пещеры судей израильских, служившие, вероятно, гробницами иерусалимских первосвященников. Вход в эти пещеры, высеченный в отвесной скале, украшен фронтоном и прекрасными изваяниями; самые пещеры, отличающиеся обширностью, расположены в два яруса, и в них устроено до 60 погребальных ниш.

Возвратившись от погребальных пещер судей к Дамасским воротам и направляясь вдоль городской стены к востоку, мимо спуска в царские каменоломни и мимо Иродовых ворот, путник доходит до угловой башни Танкреда, или Журавлиной башни, у которой городская стена поворачивает на юг и идет вдоль Иосафатовой долины к Гефсиманским воротам. Таким образом богомольцы, уже ранее осмотревшие святыни самого города Иерусалима, знакомятся при обходе вокруг всего города с замечательными местами его ближайших окрестностей и затем предпринимают странствования к другим, более отдаленным от Иерусалима замечательным местам святой земли Палестины.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 520 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...