Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

IX. От Иерусалима до Вифлеема и до Хеврона



В Палестине, кроме Иерусалима, находится много других замечательных местностей, посещаемых богомольцами; к югу от Иерусалима богомольцы посещают места до Вифлеема и до Хеврона, лежащего близ южной границы Палестины. Небольшой город Вифлеем отстоит от Иерусалима на 2 часа пути, но в повозке или на лошадях по довольно удобной дороге можно скорее достигнуть Вифлеема. Дорога в Вифлеем идет чрез Яффские, или Вифлеемские, ворота, за которыми она круто поворачивает налево, к югу, и затем, спускаясь в долину Гинном, проходит мимо монастыря св. Георгия и нижнего водоема, мимо госпиталя Монтефиоре, мимо немецкой колонии и мимо горы Злого совещания. Далее дорога, оживляемая многими путниками и караванами лошадей и верблюдов, проходит по обширной, окруженной горами, частью пустынной, частью обработанной равнине Рефаимской, или долине великанов, долине теревинфов, которая на юго‑западе соединяется с долиною роз; в долине теревинфов Давид, по преданию, победил филистимлян. Вдоль дороги по этой долине видны многие развалины, из коих одни, по преданию, находятся на месте дома св, Симеона Богоприимца, Вблизи указывают камень и остатки древнего теревинфского дерева (род дуба), под которым, по преданию, останавливалась Божия Матерь во время пути из Вифлеема в Иерусалим. Затем близ дороги видны водопойня и колодезь, называемый колодцем волхвов; здесь в последний раз волхвам, шедшим в Вифлеем, явилась звезда, которая привела их с востока в Иерусалим: «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла пред ними», (Матф., II, 9). Далее, в конце долины теревинфов, на горе, с левой стороны дороги, расположен бедный греческий монастырь пророка Илии; при повороте к монастырю находится древний колодезь, из которого, по преданию, Св. Семейство во время странствований в Иерусалим почерпало воду. Перед входом в монастырь лежит камень, на котором, по преданию, пребывал для отдыха пророк Илия во время своего бегства из Палестины на Синай к горе Хориву; вблизи находится другой камень, закрывающий, по преданию, вход в древние подземные пещеры. Самый монастырь, обсаженный масличными деревьями, окружен стенами и представляет вид укрепленного замка. В монастыре монахи, по древнему обычаю, встречают партии богомольцев колокольным звоном и, не требуя с них пожертвований или вкладов, угощают их трапезою и вином. В большой монастырской церкви, на левой стороне ее, указывают весьма древние иконы страданий Господних. С террасы монастыря открывается превосходный вид на окрестности: к северу виден Иерусалим и за ним гора Самуила, к югу видны вершины скалистых, бесплодных гор и долины с обработанными полями и многими селениями, между которыми выдаются селение Бет‑Джала с белыми постройками и Вифлеем, а за ним возвышается высокая гора Франков, или Иродион; к востоку виднеются Заиорданские горы около Мертвого моря, За монастырем пророка Илии дорога спускается в плодородную долину со многими садами, виноградниками, обработанными полями и стадами пасущихся коз, С правой стороны дороги указывают выдолбленный камень, на котором, по преданию, пребывала для отдыха Божия Матерь; вблизи находится гора патриарха Иакова, на которой некогда стояли палатки Иакова. За горою видны обширные австрийские постройки Мальтийского ордена с церковью и госпиталем. Далее, на первом возвышении близ развалин древней башни, находится небольшое, так называемое гороховое поле, на котором всегда попадаются небольшие камешки в виде горошин; предание говорит, что сеявший здесь горох на вопрос Божией Матери: «что он сеет?» отвечал: «камни». И с тех пор то место постоянно усеяно каменными горошинами.

Далее дорога разделяется на две: одна, главная дорога, идет на юг, к Соломоновым прудам и к городу Хеврону, а другая, среди обработанных полей, виноградников и оливковых насаждений, ведет на восток, к Вифлеему. У самого раздела дорог, на правой стороне, близ древнего селения Рам находится памятник Рахили, жены Иакова, напоминающий избиение младенцев Иродом: «Глас в Раме слышен, план и рыдание и вопль великий; Рахиль планет о детях своих и не хочет утешиться; ибо их нет». (Матф., II, 18). Памятник Рахили, окруженный деревьями и многими гробницами, представляет небольшую постройку с куполом и небольшим отверстием, чрез которое внутри постройки виден невысокий выбеленный столб, сложенный из огромных камней; это и есть древний памятник Рахили; возле столба в полу видна плита, закрывающая вход в подземелье. Возле памятника Рахили находятся древние развалины, или так называемые остатки, дома Иакова, мужа Рахили. За поворотом дороги к Вифлеему следует Давидова гора, на которой видны развалины и несколько высеченных в скале цистерн, или так называемые колодцы Давида; здесь Давид вел войну с филистимлянами, и когда он однажды возжаждал, то три воина с опасностью жизни принесли ему воды из этих колодцев, находившихся во власти филистимлян, но Давид не пожелал пить этой воды и вылил ее на землю. С горы Давида представляется вид на город Вифлеем и на обработанные, цветущие окрестности, ознаменованные многими событиями Ветхого и Нового завета.

В этих местах некогда жил Иаков и умерла его жена Рахиль; здесь Руфь собирала колосья на полях Вооза; здесь Самуил помазал на царство Саула; здесь была родина Давида, здесь он пас стада отца своего Иессея; здесь он был избран на царство и вел войны с филистимлянами; здесь же была родина апостола Матвея и, наконец, здесь, в Вифлееме, родился Спаситель мира, о чем Ангелы возвестили находившимся в поле пастухам. С горы Давида виден Вифлеем, небольшой город с четвероугольными кубическими домами из серого камня, живописно расположенный на двух холмах среди зеленеющих, цветущих садов и виноградников, расположенных в виде уступов или террас. Восточная часть города представляется в виде укрепленного замка со многими постройками, окруженными стеною; это – монастырь и храм Рождественский, в котором находится вертеп Рождества Христова, делающий город Вифлеем столь дорогим для каждого христианина; возле города находится местечко с церковью св, Николая и с неиссякаемым источником, из которого, по преданию, Божия Матерь почерпала воду; несколько далее видна цветущая, покрытая маслинами долина пастырей.

Вифлеем (дом хлеба, хлеба небесного – Иисуса Христа), или Евфрата (плодоносный), или Град Давида, находится в восьми верстах от Иерусалима, на склонах двух скалистых, но плодородных холмов, в местности, в которой сначала росли плодовые деревья (Евфрата), а потом разведены были хлебные поля (Вифлеем); вокруг города вдали видны высокие вершины гор. В городе Вифлееме считается до 5000 жителей арабов, из которых большая часть христиане, православные и католики. Жители Вифлеема, отличающиеся мужеством и трудолюбием, занимаются земледелием, скотоводством, виноделием, тканьем пестрых тканей и, по преимуществу, выделкою из перламутра и особого черного камня четок, крестиков и образков, украшенных искусною резьбою; эти изделия они продают приходящим богомольцам или отвозят их для продажи в Иерусалим. Четвероугольные, с плоскими крышами дома Вифлеема построены из серого камня, и многие дома пристроены к скалам, так что пещеры скал составляют часть домашних помещений; между домами проходят узкие, кривые и гористые улицы, а в конце города находится базарная площадь, за которою возвышается группа зданий, окруженная стеною, которая и есть храм Рождества Христова с пристроенными к нему тремя монастырями: греческим, католическим и армянским. Место, на котором стоит храм, по некоторым предположениям, принадлежало предкам Иосифа и Марии, именно Воозу и его жене Руфи, которые владели в Евфрате домом; этот дом перешел во владение к их потомку Давиду, который подарил его своему приближенному Хамаму, сыну Верзеллия, оказавшего Давиду помощь во время восстания Авессалома; впоследствии дом Хамама, или дом Давида, обращен был в хан, или гостиницу для путников, и при гостинице находилась пещера с яслями, служившая для помещения вьючных животных, а в более древнее время служившая, может быть, погребальною пещерою; эта гостиница была, вероятно, та самая, в которой остановились Иосиф и Мария и в вертепе, или пещере, которой совершилось Рождество Христово; впоследствии, в IV веке по P. X., царица Елена основала над вертепом храм, достроенный в VI веке императором Юстинианом; этот храм Рождества Христова в продолжение веков был несколько раз опустошаем и снова восстановляем, но в общем сохранился в первоначальном древнем виде и ныне представляет один из обширнейших храмов в Палестине.

Узкие врата ведут на первый, окруженный стеною монастырский двор, на котором находятся три колодца, и среди двора возвышается обширное здание храма, основание которого имеет вид креста. С одной стороны двора вторые ворота ведут на второй двор, в котором находятся помещения для богомольцев и трапезная; затем третьи ворота ведут на третий двор с помещением и садом греческого митрополита и с входом в церковь Рождества. Внутри здания каменная перегородка разделяет весь храм на две части; в первой, передней части, составлявшей трапезу, или корабль храма, четыре ряда мраморных колонн, которых всего сорок, разделяют трапезу на пять частей, или кораблей; средний, более широкий и высокий церковный корабль не имеет потолка, но покрыт крышею, лежащею на балках и стропилах из ливанского кедра; стены храма покрыты были мрамором и отчасти сохранившимися мозаиковыми изображениями святых, изображениями вселенских соборов и надписями, заключавшими в себе постановления соборов; с правой стороны между колоннами находится крещальня, или древняя купель, из белого мрамора; эта передняя часть здания ныне находится в запустении и часто служит местом ночлега для богомольцев. Вторая часть храма, где прежде находился алтарь, отделена от первой части каменною стеною, в которой устроено три двери, ведущие во вторую часть храма или в нынешнюю церковь; иконостас церкви, возвышающийся на несколько ступеней над остальным пространством церкви, состоит из арок со многими иконами и лампадами; главный, средний, престол в алтаре, принадлежащий грекам, устроен над самым вертепом Рождества Христова; по сторонам главного престола устроено еще несколько престолов греческих и армянских; один из них, придел св. Георгия, украшен древними иконами; другой, придел трех волхвов, устроен на месте, где остановилась звезда, приведшая волхвов с востока: «Как наконец пришла и остановилась над шестом, где был Младенец», (Матф., II, 9). С северной стороны к храму пристроены католическая церковь св. Екатерины и католический монастырь.

С двух сторон верхнего греческого алтаря две мраморные лестницы ведут вниз, в мрачное подземелье в 6 сажен длины и 1 или 2 саж. ширины; пол и стены подземелья, или крипты, обложены мрамором и на стенах висят прекрасные иконы и куски дорогих, но устаревших тканей и парчи. В восточной части крипты под главным престолом верхней церкви находится ниша, или полукруглое углубление в стене, – это и есть вертеп Рождества Христова, священное место, где родился Спаситель, место, где началось таинство искупления человечества. В углублении на полу сделана серебряная звезда с латинскою надписью: Здесь от Девы Марии Иисус Христос родился, обозначающею самое место рождества Христова; над звездою устроен престол для богослужений, освещаемый 16 дорогими серебряными лампадами, которые, по преданию, иногда сами собою приходят в колебание, С правой стороны вертепа находится другая пещера яслей Господних, в которой устроен католический престол над яслями, высеченными в скале в виде продолговатого углубления; внутренняя часть яслей перевезена в Рим в церковь св. Марии, оставшаяся же в Вифлееме часть яслей обложена белым мрамором и освещается множеством лампад; в этой же пещере яслей устроен другой престол Поклонения волхвов, на том месте, где находилась Божия Матерь с Божественным Младенцем во время поклонения волхвов. Эти вертепы, составляющие величайшие святыни христианского мира, посещаются многими богомольцами; но так как святыни принадлежат христианам различных вероисповеданий, между которыми часто происходили ссоры, доходившие иногда до драки, то для охранения порядка в подземных вертепах постоянно находится турецкий часовой. В западном конце подземелья, или крипты, находится углубление с источниками воды; здесь же в стенах устроен вход, за которым узкая галерея ведет на север, в другие подземные пещеры, В одной из них, в пещере св. Иосифа, жил св. Иосиф, и в ней он получил повеление к бегству в Египет. Далее, на несколько ступеней ниже, находится пещера избиенных при Ироде младенцев. Из этой пещеры один ход, прямо на север, ведет наверх, в католическую церковь св, Екатерины; другой ход ведет к гробнице Евсевия и затем к гробнице и часовне блаженного Иеронима, который в VI в. прожил в этих пещерах тридцать лет и сделал здесь перевод Библии на латинский язык, известный под именем Вульгаты. Прах блаженного Иеронима впоследствии был перевезен в Рим в церковь Марии Маджоре.

К собору Рождества Христова пристроены различные монастыри, С южной стороны собора находится греческий монастырь с несколькими церквами и со множеством различных помещений, лестниц и переходов; с высокой террасы монастыря представляется прекрасный вид на город и окрестности. Возле греческого монастыря находится армянский монастырь и большое здание школы блаженного Иеронима. С северной стороны к собору пристроен католический монастырь с великолепно украшенною церковью св, Екатерины. При всех этих монастырях устроено много помещений для богомольцев и школы для мальчиков и девочек. Вне стен монастыря в городе Вифлееме протестанты имеют свой приют и свою школу для арабских детей. В Вифлееме указывают также место того дома, в котором Божия Матерь с Младенцем Иисусом обитала, после того как она оставила вертеп гостиницы.

Из Вифлеема дорога за греческим монастырем ведет на юго‑восток, в долину пастухов, Сначала по дороге встречается обширная Млечная пещера с католическим алтарем; по преданию, в этой пещере Св. Семейство скрывалось во время бегства в Египет; здесь же Божия Матерь кормила своего Младенца, и часть молока упала на пол; оттого, по преданию, в пещере появились белые камни, и вифлеемские матери приходят в эту пещеру, чтобы молиться о счастливом вскормлении своих младенцев и покупать продаваемые здесь белые лепешки. Далее следует крутой спуск с горы, и направо от дороги видны так называемые развалины дома св. Иосифа, Далее, на возвышении в долине, окруженной известковыми горами, находится селение Бет‑Сагур, которое русские паломники называли Пастушками; в этом селении находится много пещер и цистерн, и об одной из цистерн, расположенной в средине селения, предание говорит, что когда однажды жители селения отказались почерпнуть воды для Божией Матери, то вода в цистерне сама чудесным образом поднялась и напоила жаждущих. За селением Бет‑Сагур простирается обработанная долина, в которой, по преданию, паслись стада патриарха Иакова и Руфь собирала колосья на полях Вооза. В этой долине, среди оливковой рощи, обнесенной оградою, находится пещера и кругом видны развалины монастыря, основанного св. Еленою; это место, по преданию, есть священная паства, где Ангелы явились пастухам и воспели: Слава в вышних Богу, а в пещере Ангел возвестил пастухам о рождестве Божественного Младенца. В пещере, ныне принадлежащей местным пастухам, устроена бедная греческая церковь, в которую спускаются чрез низкий свод, по нескольким ветхим, искрошившимся ступеням; по другому преданию, место явления Ангелов пастухам находилось в двух верстах к востоку от храма Рождества, у сохранившихся развалин древней церкви. Далее к востоку находятся обширные виноградники, принадлежащие патриархии и монастырю св. Саввы, а к северо‑востоку дорога идет по пустыни Иудейской к Огненной долине и к монастырю св. Саввы Освященного.

К юго‑востоку от селения Бет‑Сагур можно чрез один час пути по горам и долинам, мимо селения Бет‑Тамар достигнуть до выдающейся крутой горы Франков, горы Фердес (райская), или Иродиума; на вершине этой горы, на которую вела подземная лестница, сохранились развалины крепости, дворца и башен, построенных Иродом Великим, который, по преданию, был похоронен на этой горе; здесь же, по преданию, крестоносцы долго держались против нападений магометан. С вершины горы представляется обширный вид: к востоку видна грозная, дикая пустыня Иудейская, со многими ущельями и лощинами в горах, которые спускаются к Мертвому морю, виднеющемуся между горами; к юго‑западу видны долина Харитония и развалины Фекуи; к северо‑западу видны Вифлеем, Бет‑Сагур, монастырь св. Илии, а вдали виднеются гора Самуила и Средиземное море. От горы Фердес дорога спускается вниз в дикую, величественную местность с высокими скалами, глубокими ущельями и со многими пещерами, в которых некогда жили христианские отшельники; особенно замечательна в получасе пути от горы Фердес, близ селения Курейтан, на краю глубокой пропасти обширная пещера св. Харитония, который здесь в начале V в., основал иноческую лавру. Пещера св. Харитония состоит из множества расположенных один под другим подземных ходов, галерей и обширных подземелий, в которых по стенам сохранились древние надписи, а в погребальных нишах встречаются черепа и кости умерших; эта пещера, по преданию, есть пещера Адуллам, в которой Давид скрывался от преследований Саула. Далее, в 3/4 часа пути, встречается возвышение с развалинами древнего города Фекуи, родины пророка Амоса; с этого возвышения к востоку видны пустыня Иудейская и Мертвое море.

От развалин Фекуи трудная дорога поднимается выше и выше, идет на юго‑запад по горам и лощинам и, наконец, соединяется с большою хевронскою дорогою, идущею от Иерусалима и Вифлеема к Хеврону. Вблизи соединения дорог находится источник и ручей ен‑Дирве, окаймленный большими плитами, а возле видны следы христианской церкви; по преданию, это есть источник, в котором апостол Филипп крестил евнуха эфиопской царицы (Деян., VIII, 38). Вблизи источника, с восточной стороны, находится отвесная скала со многими погребальными пещерами, а направо, к западу от дороги, на холме видны развалины весьма древних построек селения Бетур, сложенных из огромных камней. Далее дорога к Хеврону постепенно повышается, и с левой стороны дороги видны развалины мечети, построенной, по преданию, на месте гробницы пророка Ионы, или пророка Гала. Затем, налево от дороги, на возвышении видно место Рамет, окруженное полуразрушенною четвероугольною оградою из огромных камней, внутри которой устроены террасы одна выше другой; это место, святыня Авраама, может быть, есть древний Гаваон, где во времена Давида стоял кивот завета. Далее дорога, весьма неровная и худая, идет по чрезвычайно живописной местности, на самых высоких горах Иудеи; между горами простирается роскошная плодородная долина со многими источниками, пастбищами, обработанными полями, виноградниками и купами оливковых, фиговых и теревинфовых деревьев; вскоре за долиною, с одного возвышения, показываются Мамврийская дубрава и город Хеврон.

Древний Хеврон (четверной), нынешний ель‑Халиль (друг Божий), находящийся в 45 верстах от Иерусалима, на 3600 ф. над уровнем моря, есть один из древнейших городов в мире и до времени Авраама принадлежал племенам ханаанским под именем Кириат‑Араба, В этих ханаанских местах были погребены Авраам, Исаак, Иаков, Сарра и Лия; здесь же, в Хевроне, сначала находилась столица Давида. Население нынешнего Хеврона доходит до 8000 душ, состоит преимущественно из арабов‑магометан, которые весьма враждебно относятся к христианам; кроме магометан в городе живет несколько сот евреев; жители преимущественно занимаются торговлею с кочующими арабами‑бедуина‑ми. Самый город, окруженный садами и виноградниками, около которых поднимаются горы и скалы из белого камня, расположен в долине и разделяется на две части, между которыми находится обширный, обложенный камнями древний водоем, дающий начало небольшому потоку. Узкие, грязные улицы города проходят между высокими каменными домами с плоскими крышами и куполами; в конце города, в юго‑восточной части, находится древний замок и обширная мечеть; эта мечеть построена над погребальною пещерою патриархов, или над так называемою сугубою пещерою Махпела, которую Авраам после смерти Сарры купил у хеттеянина Ефрона и которая служила местом погребения патриархов. Над пещерою Махпела уже в древнейшее время устроен был памятник; впоследствии св. Елена основала здесь церковь, которая разорена была магометанами и на ее месте построена мечеть, но доступ в нее не разрешается христианам. Хевронская мечеть, представляющая вид четвероугольной крепости, окружена с четырех сторон высокими стенами; нижняя часть стены сложена из огромных тесаных камней с выпусками и принадлежит к древнейшим постройкам Палестины, может быть, ко временам пророка Исаии и иудейского царя Езекии; верхние части стены с башнями и высокими минаретами по углам стен устроены позже магометанами. Внутри двора стоит небольшое четвероугольное здание мечети; в средине мечети, стены которой обложены мрамором, находятся каменные гробницы, покрытые зелеными и красными тканями, шитыми золотом и серебром; две гробницы, находящиеся в мечети, называют гробницами Исаака и Ревекки, а в небольших боковых помещениях находятся гробницы Авраама, Сарры, Иакова и Лии; в одном месте, на полу мечети, находится закрытое отверстие, которое ведет в подземные пещеры, остающиеся еще совершенно не исследованными. По некоторым предположениям, сугубая пещера Махпела находилась не в городе, а за городом, в одном ч. пути от Хеврона, в равнине, в которой сохранились развалины церкви, построенной, вероятно, Константином Великим над древнею пещерою. Город Хеврон окружен горами и плодоноснейшими долинами, со многими насаждениями. С одной ближайшей горы открывается обширный вид на восточную пустыню Иудейскую, на Мертвое море и на Иерусалим; вблизи Хеврона указывают гору, с которой Авраам увидел горящий город Содом. К югу от Хеврона, находящегося близ границы Палестины, начинается спуск с Иудейской возвышенности, и дорога под горами вступает в дикие величественные пустыни, ведущие в Аравию и Египет, но путешествие по этим пустыням весьма затруднительно.

От Хеврона к северо‑западу, среди роскошной плодородной местности со многими виноградниками, миндальными и оливковыми деревьями, находится возвышение, покрытое теревинфовою рощею; это есть так называемая Мамврийская дубрава, среди которой стоит невысокий, но толстый древний дуб Мамврийский. Здесь, по преданию, стояла палатка Авраама, когда ему явился Господь в лице трех Ангелов, которым Авраам оказал гостеприимство; на этом месте видны развалины древней постройки. Вблизи, в скалах, находятся древние погребальные пещеры; узкий ход ведет в первую обширную пещеру, из которой несколько других ходов ведут в меньшие пещеры с погребальными нишами для умерших. В настоящее время все место близ Мамврийского дуба приобретено русскою миссиею; на этом месте устроен сад, обнесенный каменною оградою, и прекрасный странноприимный дом, с террасы которого открывается обширный вид; кроме того, в черте русских владений находятся древние погребальные пещеры и древнее точило, или виноградная давильня. К западу от Мамврийской дубравы находится значительное селение Дора.

Осмотрев город Хеврон, Мамврийский дуб и окрестности, богомольцы предпринимают обратный путь в Иерусалим. Большая хевронская дорога спускается с хевронских возвышений и проходит мимо источника ен‑Дирве, по долине, оживленной источниками, рощами и разнообразною растительностью; затем дорога то поднимается на горы, в которых видны голые скалы, пещеры и развалины, а с горных высот можно увидеть отдаленные города Газу и Аскалон и далее Средиземное море, то спускается в лощину и доходит до так называемых Соломоновых прудов, находящихся направо, к востоку от дороги, близ древней крепости Итам, при начале дикого таинственного ущелья Артас. Сначала показывается большое здание ел‑Бурак, окруженное стенами с башнями и помещениями для турецкой стражи прудов. Позади сторожевого здания, на склоне долины Артас, находится вход в глубокое подземелье, из которого другой вход ведет в следующую темную пещеру с бассейном, и за ним из скалы вытекает несколько источников с прекрасною водою; все источники соединяются в один канал и вливаются в бассейн пещеры, из которого вода посредством труб проводится далее; это есть древний, так называемый запечатленный источник, наполнявший пруды Соломона водою. Пруды Соломона состоят из трех огромных водохранилищ, расположенных уступами, один ниже другого, в понижающейся к востоку долине Артас; пруды, из коих нижний есть самый большой и самый красивый, частью высечены в скале, частью искусственно устроены из больших камней. Эти пруды наполнялись водою из запечатленного источника и других итамских горных ключей, а также в них собиралась зимняя дождевая вода, и они служили для орошения великолепных садов и вертоградов Соломона, расположенных по сторонам прудов на плодородных склонах долины Артас. Из этих же прудов вода посредством водопроводов, устроенных вдоль вифлеемской дороги, была проведена в Иерусалим, в водохранилища, находившиеся под храмом Соломона; во времена Иисуса Христа Понтий Пилат возобновил пруды и водопроводы, которые существуют и ныне и поддерживаются турецким правительством.

Далее дорога идет по чрезвычайно гористой и каменистой местности. Через час пути от Соломоновых прудов, налево, к западу от дороги, находится небольшой греческий монастырь св. Георгия, в котором пред иконою хранятся вериги св. Георгия, и к ним иногда приковывают бесноватых, приводимых сюда для исцеления. За монастырем св. Георгия иерусалимская дорога доходит до упомянутого уже памятника Рахили, у которого к востоку отделяется дорога в Вифлеем, а к западу отделяется другая дорога, которая ведет к селению Аин‑Карим, древней Иуте, или к Горнему городу, отстоящему от Вифлеема на 21/2 часа пути и от Иерусалима – на 1 час пути; поэтому богомольцы, чтобы не возвращаться в Иерусалим прежнею уже знакомою дорогою, сворачивают с большой дороги, посещают Горний город и оттуда возвращаются в Иерусалим. Сначала дорога доходит до большого селения Бет‑Джала, населенного арабами‑христианами; по преданию, жители этого местечка, получив извещение о рождестве Христа, первые уверовали в нисшедшего Спасителя. В Бет‑Джала находится большая греческая церковь, католическая семинария и школа, протестантское училище и русский приют для девочек православного исповедания. В окрестностях селения Бет‑Джала разведено много виноградников, которые, по древнему обыкновению, окружены каменною оградою, и в каждом из них находится высокий каменный столб для помещения сторожей на время созревания винограда. От Бет‑Джала в 2 ч. пути к северо‑западу, в дикой скалистой местности, по дороге, проходящей из Иерусалима в Газу, находится источник Аин‑Гание, или древний источник св. Филиппа, вытекающий из древнего водоема, над которым св. Еленою построен был монастырь; здесь, по некоторым преданиям, находился источник, в котором апостол Филипп крестил евнуха эфиопской царицы, возвращавшегося с праздника из Иерусалима в Эфиопию. Далее по дороге, к северу, следует большое селение Малеха, где, по преданию, Св. Семейство, возвращаясь из Египта, остановилось у колодца и, узнав, что вместо умершего Ирода Великого царствует сын его Архелай, удалилось в Назарет. Окрестности Малехи чрезвычайно плодородны и покрыты виноградниками и масличными и смоковничными деревьями; здесь же находится принадлежащая греческим монастырям и засаженная розовыми кустами долина роз, из которых греческие монахи выделывают в большом количестве розовую воду. Далее следует крутой подъем на дикие горы и столь же крутой и узкий спуск к местечку Аин‑Карим, или древней Иуте.

Город Иута, или Иуда, Горний город, нынешний Аин‑Карим, или селение св. Иоанна Предтечи, почитается местом рождения св. Иоанна Крестителя. Город Иута, населенный арабами‑магометанами и немногими христианами, находится на склоне горы, над прекрасною долиною со многими садами и обработанными полями. На месте дома Захарии построен в виде крепости обширный католический монастырь, в котором находится до двадцати францисканских монахов и содержатся хорошо устроенная школа, монастырская ферма и сад с прекрасными кипарисами. Среди монастырского двора, обнесенного высокою стеною, возвышается прекрасный католический храм, покрытый куполом. Внутри храма, украшенного мозаиковым полом и мраморными стенами, находится три алтаря и много прекрасных икон, из которых замечательна икона св. Иоанна Предтечи в пустыне, помещенная близ органа. Алтарь на несколько ступеней возвышается над пологом церкви, а с левой стороны алтаря спуск в 8 ступеней ведет в крипту, или подземную церковь вертепа рождества Иоанна Крестителя. Вертеп украшен мраморными барельефами, иконами и шелковыми тканями; в одном месте устроен богато украшенный и открытый снизу престол, под которым на помосте находится мраморный круг с надписью: Здесь родился Предтеча Господень; здесь же указывают перенесенный сюда из пустыни камень, с которого Иоанн Предтеча проповедовал приближение царствия Божия. Так как многие русские богомольцы посещают святыни Горнего града, то для них в селении устроен странноприимный дом с прекрасным садом и русская женская обитель с русскою церковью.

Вне города Иуты, на скате горы, среди двора, окруженного стеною и деревьями, находятся развалины предполагаемого загородного дома Захарии и Елисаветы; в этом доме, имевшем два этажа, св. Еленою устроен был монастырь. В нижнем этаже сохранившейся постройки находятся сложенный из больших камней свод, под которым виден колодезь и католический алтарь; здесь, по преданию, временно скрывалась Елисавета с младенцем Иоанном во время избиения младенцев Иродом. Возле сводов сохранилось несколько ступеней крыльца встречи, у которого, по преданию, происходила встреча Девы Марии с родственницею Своею Елисаветою, причем Дева Мария на приветствие Елисаветы сказала: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем». (Лук, I, 46, 47). Перед зданием находится большое дерево, окруженное каменною скамьею, и вблизи показывают осененный деревьями колодезь, к которому часто приходила Божия Матерь во время пребывания Своего у Елисаветы.

После Иуты богомольцы посещают пустыню Иоанна, отстоящую от Иуты на 1 час пути к юго‑западу. Дорога идет по живописной местности по крутым, каменистым горам и скалам, вдоль глубокой лощины, частью заросшей кустарником, частью засаженной виноградниками и маслинами. На пути указывают камень на месте, где Иоанн Предтеча начал свою проповедь; другой камень, служивший ему местом отдохновения, перенесен в монастырь Иуты. Далее, в дикой, уединенной местности находится бьющий из земли обильный источник воды Айн‑Габис, от которого несколько ступеней ведут вверх к пещере, в которой находится католический алтарь и род наружного балкона, высеченного в скале над расстилающеюся внизу долиною; в этой пещере, по преданию, Елисавета скрывала младенца Иоанна от преследований Ирода; здесь св. Иоанн провел свое детство, здесь он возрастал, приготовляясь к своему великому служению и питаясь акридами и диким медом (Лук, I, 80). Возле пещеры предание указывает место погребения Елисаветы, а над пещерою видны развалины часовни; ниже пещеры св. Иоанна расстилается обширная долина Сатаф, которая начинается на севере около местечка Кулоне, затем идет на юго‑запад и соединяется с долиною реки Сорек, впадающей в Средиземное море. После осмотра пустыни Иоанна богомольцы возвращаются в Иуту и продолжают путь в Иерусалим.

Из города Иуты дорога к Иерусалиму идет на восток, сначала по зеленеющей, плодородной долине, потом по крутым каменистым горам, с которых представляется обширный вид: позади на запад ясно представляется вся Иута, а вдали виднеется Средиземное море; к северу видна гора Самуила, к востоку за Рефаимскою долиною видны часть Иерусалима, Елеонская гора и вдали Мертвое море; наконец, к югу видно селение Малеха, окруженное виноградниками и долиною роз, Далее дорога, приближаясь к Иерусалиму, идет между виноградниками и спускается с гор в долину, в которой с правой стороны виден монастырь св. Креста, отстоящий на полчаса пути от Иерусалима.

Иверский монастырь св. Креста, основанный, по преданию, св. Еленою на том месте, на котором росло древо св. Креста Господня, находился во владении грузин и был великолепно отстроен и украшен грузинскими царями, но впоследствии, когда грузины потеряли значение в Палестине и грузинские монастыри обеднели, то Крестовый монастырь за долги перешел от грузин во владение греческого духовенства, которому он принадлежит и доныне. Монастырь св. Креста, окруженный масличною рощею и высокими стенами, построен в виде четвероугольного укрепления, как вообще в Палестине многие древние монастыри были построены в виде крепости для защиты от нападений магометан и бедуинов. Небольшая железная дверь ведет в монастырский двор, за которым следует вторая стена и второй двор; в этом дворе вдоль стен устроены многие кельи, террасы и различные помещения; здесь же находится хорошо устроенное училище и греческая духовная семинария, в одной из комнат которой находится цистерна со свежею водою. Посреди монастырского двора возвышается обширный великолепный собор св. Креста; внутри собора пол украшен мозаикою, стены покрыты древнею живописью и фресками, а на хорах находится монастырская библиотека, в которой между прочими книгами замечательна рукопись св. Иоанна Златоуста, со многими миниатюрами, В одном месте на полу церкви указывают красные пятна, как следы крови христианских иноков, убиенных здесь во время нашествия арабов; в алтаре церкви находится спуск в подземную пещеру со сводами.

Иверский монастырь был основан в честь св. Креста, на котором распят был Иисус Христос. После крестной смерти Иисуса Христа пречестный Крест Господень был сокрыт врагами христианства; он был брошен в глубокую пещеру, или цистерну, близ скалы Голгофы, был завален землею и камнями и затем над ним и над Голгофою был построен языческий храм Венеры, так что Крест Господень находился под землею в продолжение 300 лет; но эта же языческая постройка послужила к сохранению памяти о месте сокрытия Креста; кроме того, по преданию, на этом месте постоянно росли благоухающие царские цветы, или василиски, которые у греков и до сих пор употребляются для кропления водою, освященною св, Крестом. В IV в. по P. X,, в 326 г., Крест Господень был обретен царицею св, Еленою. Именно император римский Константин Великий во время веденных им войн имел чудесное видение креста из звезд, сиявшего на небе ярче солнца, и около сияла надпись: Сим побеждай; император велел сделать изображение креста на оружиях своего войска и действительно одерживал победы. Тогда Константин Великий соорудил на площадях своей столицы Византии три колонны с крестами, а мать его, престарелая царица св. Елена, отправилась со значительною суммою денег в Иерусалим, чтобы восстановить иерусалимские святыни и отыскать св. Крест Господень, Для этого, по указанию одного старого еврея Иуды, разрушен был языческий храм Венеры, под ним произведены были раскопки, и на указанном месте в пещере найдено было три креста, из которых Господень узнан был по чудному исцелению болящей и по воскрешению умершего; тогда множество народа окружило обретенный Крест и все желали его узреть; поэтому иерусалимский патриарх Макарий, став на возвышенном месте, три раза воздвигал или поднимал вверх Крест, показывая его народу, а народ восклицал: «Господи, помилуй!» Часть св. Креста св. Елена увезла с собою в Византию, а большую часть Креста оставила в Иерусалиме, где он хранился в серебряном ковчеге в храме Гроба Господня; предание говорит, что частицы Честного Креста были раздаваемы приходившим поклонникам, но Крест постоянно восполнялся до целости. В VII в. персидский царь Хозрой II разорил Иерусалим и овладел св. Крестом, который 14 лет оставался в плену у персов, но в 628 г. возвращен был из плена в Иерусалим византийским императором Ираклием. Во времена Крестовых походов св. Древо во время войн было предносимо пред войсками крестоносцев, но в одном сражении св. Древо снова было взято в плен султаном Саладином и находилось в плену тридцать лет, после чего св. Крест снова был возвращен в Иерусалим. Многие части св. Креста, розданные богомольцам, были вывезены в различные страны; ныне главная часть св. Креста хранится в Иерусалиме, в храме Воскресения Христова, а другие частицы Креста сохраняются в Риме, Венеции, Париже, а также в Москве, в Успенском соборе, и в Петербурге, в Петропавловском соборе.

За монастырем св. Креста дорога в Иерусалим поднимается в гору и идет по скалистой и каменистой местности; вскоре показываются Русские постройки, и путник, пройдя мимо сада Никифора, мимо пруда Мазаллы, или верхнего гинномского водоема, и по древнему Белильному полю, чрез 1/4 часа пути достигает Яффских ворот Иерусалима. Таким образом, все замечательные места к югу от Иерусалима могут быть посещены в одно путешествие и в описанном порядке, но, конечно, богомольцы могут осмотреть эти места и в другом порядке или в нескольких путешествиях, предпринимаемых отдельно к Вифлеему, к Хеврону и к Горнему городу.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 437 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...