Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древний Египет



В качестве третьего примера «общества без права» кратко рассмотрим Древний Египет – наверное, древнейшее централизованное государство на земле с развитой системой административного управления к тому же, дольше всех просуществовавшее. И даже когда Египет попадал под власть иноземцев (персов или греков) его жители считали, что просто сменилась династия фараонов.

Ознакомиться с историей Египта можно, например, по книге: Жак К. Египет великих фараонов. М., 1992. Наша задача – разобрать несколько памятников Египетской политической мысли.

1. Истоки древнеегипетской государственности восходят к Древнему царству (3-7 династии, правящие с 28 по 22 вв. до н. э.). Хронология их правления хорошо известна благодаря развитому письму, календарю и ритуалу. Деление египетской истории на династии введено намного позже эллинистическим историком Манефоном. Отсутствие в памятниках каких-либо характерных следов первобытной демократии (советов, народных собраний и т. д.) позволяет предположить, что царская власть в Египте сложилась уже в архаический период, а не выросла, как это наблюдается в Междуречье или Греции из первобытного самоуправления.

Памятники царской идеологии Древнего царства предельно лаконичны и представлены в основном в виде «изобразительных манифестов» (Палетка Нармера и др.). Размещались они в основном у границ – в качестве напоминания для иноземцев. Жителям Египта подобного рода подтверждение величия их владык похоже не требовалось: фараон был божественной фигурой и средоточием ритуала (пояснение в связи с этим см. В преддверии философии, с. 73-74, 78 сл.).

Он считался потомком небесного бога (сокола) Хора (или Гора). Воля самого этого бога в действиях царя проявлялась через особого рода сущность – КА (двойник), изображаемый в виде сокола на шестке или в виде рук, протянутых для поддержки и защиты. Подобным двойником, как считалось, обладал каждый человек, однако КА царя имеет особый статус: она представляет собой некую ипостась самого бога Хора, поэтому повеление царя «именем Хора» считалось неоспоримым и нерушимым. Подданные не могли оспорить это решение, а также непосредственно обратиться к богам – жертвоприношение могло носить только государственный характер. Подобным же образом (вспомним предыдущую тему) в Древнем Китае самостоятельная подача петиций богам была запрещена, а в Японии эта обязанность возлагалась лишь на государя.

Кроме того, фараон имел солнечное имя, ассоциирующее его с солярным божеством РА, богом миропорядка. Этот второй аспект непосредственно связан с особыми климатическими и географическими условиями Египта – опишите их! Как вы полагаете, какое влияние они оказывали на распорядок жизни людей. Царь выступал гарантом соразмерного протекания природных процессов и считался «младшим Солнцем». Это обстоятельство отражалось в царской титулатуре в виде картушей, обрамляющих «солнечное» имя. «Раба Солнца» не могли лицезреть даже высшие сановники. Его личность была неприкосновенна и «лучезарна». Кроме того, постоянно подчеркивался третий аспект царской персоны: он был ответственен за судьбы Верхнего и Нижнего Египта, соединял их вместе (что отражалось в его двойной короне).

Он – пастырь своего народа, пастушеский посох его атрибут: бог Ра «назначил его пастырем страны этой, чтобы поддерживать жизнь людей, бодрствовать ночь и днем, дабы не пропустить ни одно благое дело, ища возможности быть полезным», -- говорится в одном древнем тексте (В преддверии философии, с. 85).

Царь считался обладателем МААТ – «правды», «справедливости», понятой как должная практика жертвоприношений и отношений между людьми. Благополучие в долине Нила напрямую зависит от МААТ – только ее присутствие позволяет всему течь так, как это установлено РА. В противном случае на Черную землю наползет Пустыня. Иноземцы и «строптивые сердцем» (заговорщики) не могли навредить царю – он «уничтожал» их при помощи ритуала, а затем и армия и стража довершали дело. Разумеется, в действительности стабильность общества обеспечивалась 1. Благоприятными климатическими условиями, 2. Относительной изоляцией от внешнего мира, что позволило египтянам развить высокую культуру, не растрачивая себя на вооруженные конфликты и 3. Эффективной организацией общественной жизни (прежде всего храмовых жрецов и чиновников).

Разумеется, эта правда не была кодифицирована в виде свода правил, статутов или прецедентов – оно воплощалось в личности судьи и его знании должного. Нередко эти нужды оказывались вне прямых задач правосудия в нашем понимании этого слова.

2. Однако длительный период процветания сменился «временем болезни» – примерно с 24 в. до н. э., что привело к так называемому периоду междуцарствия и смуты, который длился с 22 по 21 вв. до н. э. Одна из очевидных объективных причин этой ситуации – существенное ухудшение климата: в результате глобального похолодания и засухи площади земель в некоторых местах сократились вдвое, а население росло и аппетиты правящих кругов не уменьшались. Это привело к децентрализации – от единого правителя в Мемфисе, власть в Египте распределилась между несколькими номами до тех пор, пока не произошло возвышение Гераклеопольского дома (дом Хети), который и правил в течение последующих ста лет.

Именно этот период нестабильности породил первые в истории Египта (и, наверное, в мировой истории) памятники политической литературы, с которым мы познакомимся подробнее.

Итак: Египет «болен», боги отвернулись от него, а поскольку своими силами человек всего достичь не в состоянии, большинство начинаний теперь оборачиваются неудачей. Признаками «болезни» считается ухудшение экологической и международной обстановки, а знаком немилости богов – внутренняя смута и разлад в обществе.

В надписи Тутанхамона (фараона Среднего царства) «болезнь» объясняется тем, что в предшествующие царствования ритуалы не исполнялись должным образом, а восстановление страны описывается так:

«Страна была в болезни. Боги отвернулись от этой страны. Если посылали войско в Палестину, чтобы расширить границы Египта, не являлось какой-либо их твердости. Если молили бога, чтобы просить, не приходил он… Если молились богине, не приходила она совсем: сердца их ослабли сами собою, нарушили они творение…»

Гераклеопольский дом мог прибегать к подобной аргументации. Подобные же идеи встречаются в «Пророчестве Неферти», где «предсказывается» приход новых правителей и «царя-избавителя»:

Текст см., например: http://www.biblicalstudies.ru/Lib/Epigraph/2.html

«Я показываю тебе страну, переживающую болезнь — то, что не происходило, произойдет. Схватят боевое оружие и будет страна жить в мятеже. Будут делать стрелы из меди. Будут нуждаться в хлебе, [находясь] в крови, будут насмехаться над (?) страданием. Не будут оплакивать умерших. Не будут спать, голодные из-за смерти, так как человек будет беспокоиться лишь о себе. Не будут отращивать волосы [в знак печали] даже на один день. Сердце слабеет (?) перед лицом всего этого».

Очень интересный текст времен Гераклеопольской монархии – «Поучение Мерикара». Он подробно исследуется и переводится А. Демидчиком (2005). Ознакомьтесь с этим памятником политической мысли, например, здесь: http://ru-egypt.com/sources/203/. Есть и другие переводы. Поучение представляет собой первый из дошедших до нас рационалистический документ об искусстве управления и первое сочинение в жанре «поучения» правителю от народа.

Текст делится на два основных раздела: управление подданными и служение богам. Основные идеи памятника:

«Царская служба». Демидчик (с. 82 сл., особ 101) отмечает новизну этого понятия: концепт царской службы привел к определенной этизации ритуалистической доктрины египетской монархии. Отныне отношения государя с богами определялись не только «автоматизмом» ритуально-магических взаимосвязей, сколько напоминали взаимоотношения «служащего» с «начальствующими». То есть объем ниспосылаемых благ непосредственно зависел от оценки богами служебного рвения правителя. Иными словами, царь добровольно ограничивает свое самовластие этическими и правовыми нормами современного ему общества. Эта идея получила развитие в период Среднего царства.

Для сравнения: гибель исконной иньской династии в древнем Китае и утверждение власти чжоусцев (12 в. до н. э.) оправдывался идеей «мандата Неба»: носителем мандата мог оказаться любой житель Поднебесной, независимо даже от этнической принадлежности, но если он не справлялся со своими обязанностями – то он лишался права на власть. Напротив, в Японии правящая династия, подобно фараонам Древнего царства, возводила свое происхождение непосредственно к богине Солнца Аматерасу и тем самым оправдывала свою принципиальную несменяемость. Значение имело не поведение правителя, но его принадлежность к роду.

«Царская власть — это прекрасная служба, хоть нет у неё ни сына, ни брата. Прибавляется к памятникам её одним (царём), о котором заботится другой; человек творит для своего предшественника, желая, чтобы другой, приходящий вслед за ним, заботился о том, что создал он. Смотри, мерзкое дело свершилось в бытность мою, когда разламывали кладбищенские дворики Тина. Но превратилось это в (заново) созданное мной; я узнал об этом, после того как сделали, и смотри — первейшая надобность, исполненная мной. Разрушение — это мерзость; нет никого, кому было бы полезно укреплять (для себя) то, что он разорил, оснащать (для себя) то, что он исковеркал. Остерегайся этого! За удар воздаётся ударом; всё, что должно исполнить,— (наш) непременный удел.

После того как скрыл себя бог, знающий образец, средь людей одно поколение уподобляется другому, и нет способных отразить божью десницу, ведь уязвимое — это видимое для глаз. Пусть будет чтим бог на своём пути, сделанный из камня, рождённый из меди! Хороша канава потоком, и нет реки, затаившейся (в бездействии), она высвобождается из запруды, скрывающей её в себе; тогда Ба приходит в ведомое ему место и не сбивается со своего привычного пути. Укрась твоё подворье на Западе, оснасти твоё место кладбищенское праведностью и свершением маат; она — то, на что опираются их (людей) сердца, а лепёшка праведного сердцем принимается (богом охотнее), чем (жертвенный) бык злодея. Твори для бога и он сделает для тебя то же дарами, освежающими жертвенники и резьбой (по камню); это значит, будут приглашать (к жертвенным яствам) и твоё имя. Бог умеет заботиться о творящем для него.

Обихожены люди, паства бога. Ради них он создал небо и землю, когда изгнал жадность вод; чтобы жили их [носы], он создал воздух; они — его образы во плоти. Ради них он восходит в небо, и он создал для них травы, скот, птиц и рыб, чтобы этим кормились. Он убивал своих противников, он вредил своим детям (лишь в наказание) за их умысел устроить бунт. Ради них он творит дневной свет, и он движется (по небу), чтобы их видеть; возле них он воздвиг себе часовню, и когда они стенают, он слышит. Для них он создал из благоухания правителя бальзамировщиков, покровителя, чтобы поддерживать спину немощного. Для них он создал заклинания, чтобы отражать десницу бедствий, из-за которых бодрствуют ночью и днём. Он убивал меж ними строптивых сердцем, как отец бьёт своего сына ради его брата. Но бог знает каждое имя.

Не причиняй каких-либо страданий (людям) вопреки моей речи, дающей все узаконения относительно царя и вразумляющей, чтобы ты мог управлять в качестве зрелого мужа; да достигнешь ты меня, не имея себе обвинителей. Не убивай ни единого приближённого к тебе, ибо ниспослал его тебе бог, знающий его, и даже один из них — это процветание на земле; сопровождающие царя — это боги. Внуши любовь к себе всей стране; (добрый) нрав — это добрая память, когда минут годы (жизни). Пусть будет сказано о тебе с мольбой теми, кто в конце (царского) дома Ахтоя: «сокрушивший время страдания», «пришёл бы такой и сегодня!» Смотри, я сказал тебе полезное из того, что в моей душе, чтобы ты поступал сообразно установленному пред тобой».

«Наука царствовать». Основные опасности: 1. «неформальные лидеры», лица, не состоящие на службе, но пользующиеся влиянием среди местного населения. Мы никогда не узнаем, кого автор относил к первой группе таких лидеров (текст разрушен). Вторая группа: влиятельные члены родственно-соседских групп. С ними нужно обращаться внимательно: поощрять стремление к сотрудничеству с властями, наказывать за сепаратизм. Третья группа: независимые лидеры, они наиболее опасны во времена смуты: их автор Поучения предлагает истреблять, даже если их намерения не враждебны! Еще одна потенциально опасная категория – переселенцы и «безработная молодежь». Вынужденные самостоятельно добывать себе пропитание в сложной экономической ситуации, эти люди не склонны поддерживать порядок и соблюдать распоряжения властей, которые нередко направлены против них. 2. Другой постоянной опасностью были иностранные земли, в основном «народы пустыни». Эта проблема стала еще более острой впоследствии, однако уже в Поучении автор признает (возможно, впервые), что правитель Египта не в силах полностью контролировать ситуацию. Ему важно хотя бы защищать границы.

«Умножающий строптивых сердцем [...] многочисленные пред тобой, когда ты сбился с пути [...]. Тебе следует убивать [...] ты знаешь его сторонников, любящих его. Если ты обнаружишь, что он — [главный] в селении или владыка (многочисленного) рода, назначь ему (работу) для себя, тогда не [...] многочисленные. Не разоряй человека, исполняющего предписания [...].

[...] стерегущих для нас заключённых; пройдет месяц [...] он своё тело, и он скажет, что он обдумал, и он опомнится; «буду-ка я здоров телом на земле» [...] будь милостив к нему, когда твоё сердце удовлетворено, а все люди будут говорить: «это его второе рождение». [...]

[...] Если ты обнаружишь его в качестве человека, чьи домочадцы не [...], но знают его горожане, и его сторонники в совокупности многочисленны [...] завоёвывающий сердца [...] привлекателен он в глазах собственных людей [...]. Говорун — это подстрекатель; расправься с ним, убей его детей, изгладь его имя, [уничтожь] его домочадцев, изгони память о нём и его сторонников, любящих его.

Злопыхатель — это распря в городе, он заводит две (враждующие) стороны среди юношей. Если также ты обнаружишь одного из горожан [...], обвини его перед свитой и расправься с ним, он также бунтовщик; говорун — это подстрекатель для города. Согни молодёжь, выпусти из неё пыл, [...] пусть будет изгнан бунтовщик-переселенец, подстрекаемый к бунту своим отцом.

Неимущий сеет распрю в войске [...]. Положи этому конец, (выдавая) предназначенное ему пропитание, а когда свирепеет молодёжь, давай (продукты) для кухонь [...]. Будь милостив [...], когда ты караешь, [...люди] в ликовании. Заслужи благословенье у бога; да скажут люди даже в твоё отсутствие, что караешь ты лишь сообразно провинности. Добрый нрав — это небо человека, но тягостно поношение озлобленного сердцем».

Величие царя базируется на преданности ему сторонников, которых нужно щедро поощрять, но кроме того, на исполнении своего долга и осуществлении справедливости (маат). Отметим и важный элемент кадровой политики: «Не делай различия между сыном (знатного) мужа и простолюдином; приближай к себе человека за дела его рук, и будет исполняться всякое ремесло [...] для (царственного) владыки мощи».

«Обогащай твоих вельмож, и они будут исполнять твои законы. Богатый собственным домохозяйством не бывает пристрастным, владыка имущества не бывает нечестным. Неимущий же не может говорить как подобает; говорящий «о, если бы мне (иметь)» не бывает прямым, ибо он пристрастен к владеющему его мздой. Велик великий, чьи великие велики; царь, обладающий свитой,— это победоносный, (истинно) знатный — это богатый своими вельможами. Говори маат в собственных владениях, и будут благоговеть пред тобой вельможи, которые ведают страной; когда о божественном владыке свидетельствует праведность сердца, ведомства дворца внушают благоговение окрестностям.

Будь искусным в речах, и ты будешь силён; мощь царя — в его языке, речь сильнее любого оружия. С умудрённым хитрить не решаются [...] на циновке; мудрый — это [оплот] для вельмож. Не нападают на него знающие, что он (многое) знает, не заводится вблизи него [измена]; преподносится ему правда столь же доподлинная, как (истины), высказанные предками.

Уподобляйся своим отцам и своим предкам, [...] смотри, их речи сохранны в (древних) письменах. Разворачивай (папирусные свитки), чтобы ты мог их читать и поступать сообразно знанию; лишь из того, кто обучен, выходит искусный (правитель). Не будь злым, прекрасна доброжелательность, продлевающая долголетие твоих памятников (людской) любовью к тебе. Умножай число [...], присоединённых к городу, чтобы славили бога за (пищевые) выдачи, присылаемые для твоего [имени]; славословия о твоей доброте — это просьба к богам о здравии твоём.

Твори маат, и ты будешь долго пребывать на земле. Утешь стенающего, не притесняй вдову, не прогоняй сына от имущества его отца и не смещай вельмож с их постов. Остерегайся карать опрометчиво! Не убивай — нет тебе в этом пользы, наказывай побоями и заключением; благодаря этому будет заселяться эта страна; исключение лишь для бунтовщика, чей замысел раскрыт. Бог знает строптивцев, но бог карает и за (напрасную) кровь; милосердный [продлевает] время (своей жизни). Не убивай человека, чьи достоинства ты узнал, ещё когда ты читал вместе с ним нараспев письмена! Прочти [в (книге) «Испытание» о допущенном] к богу и вольно ступающем по сокровенным местам (загробного мира): Ба (всегда) приходит в ведомое ему место, он не сбивается со своего привычного пути; никакие заклинания не могут обратить его вспять, и он достигает дарующих ему воду».

3. Очень содержательное описание истории формирования египетского политического мышления – книга: В преддверии философии (главы 2-4).

Авторы начинают с описания географических факторов, оказавших влияние на формирование мировоззрения древнего египтянина (гл 2). Следующая глава, посвященная египетской идее государства, хорошо дополнит наш анализ Поучения. Интересна последняя 4-я глава, посвященная эволюции политического и морального сознания египтянина среднего и нового царства. Представленные в книге тексты позволяют увидеть, как древнее «общество без права» под влиянием внутренних и внешних факторов (в том числе в виде влияния со стороны персов и греков) постепенно адаптирует более понятную нам модель государственного устройства.

Рекомендуемая литература

Демидчик А. Е. Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб., 2005.

Жак К. Египет великих фараонов. М., 1992.

Монтэ П. Египет Рамзесов. М., 1989.

Франкфорт Г. и Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984 (гл. 2–4).

Тема 2. «Космос-государство»





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 436 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...