Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Политико-правовых



УЧЕНИЙ

Автор

доктор философских наук, профессор

Евгений Васильевич Афонасин

Экономический факультет

Кафедра правового обеспечения рыночной экономики


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

· Введение. Предмет и метод истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины и ее место в учебном процессе. Методологические проблемы дисциплины. Традиционная периодизация и исторический метод. Структура курса и обзор основных источников.

· Истоки правовой и политической мысли. Страны Древнего Востока (Индия, Китай, Египет, Междуречье, хетты, Финикия, Персия).

· Истоки западноевропейской политической и правовой мысли (Древняя Греция и Рим)

· Политическая и правовая мысль Античности и раннего средневековья.

· Теории государства, права и риторики классической Греции и Рима. Эллинистические правовые учения. Римское право. Христианство. Гностицизм. Патристика.

· Рецепция римского права. Политические и правовые учения Византийских мыслителей.

· Правовая и политическая мысль Арабского Востока. Ибн Халдун. Авиценна.

· Ранняя схоластика. Средневековые университеты. Фома Аквинский. Марсилий Падуанский. Позднесредневековая юридическая мысль.

· Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации. Римское право и формирование национальных правовых систем.

· Европейские политические и правовые учения в XVII веке.

· Политические и правовые учения в Новом Свете в XVIII-XIX вв.

· Европейская политическая и правовая мысль в XVIII – сер. XIX веков.

· Европейская политическая и правовая мысль в XIX в.

· Политические и правовые идеи XX века

· Переосмысление политико-правовой традиции в современном контексте: философы и социологи XX века о государстве и праве.

Тематические лекции (презентации)

Тема 1. «Общество без права»

Китай

Политическая история Китая в основном связывается с конфуцианством, которое возникло в ключевое для развития человеческой культуры время «философского прорыва», в шестом веке до нашей эры, и оказывает влияние на развитие политического сознания Китая вплоть до настоящего времени. Кроме того, внимания заслуживают древняя (но в значительной степени слившаяся с конфуцианством) даосская традиция и так называемый китайский легизм.

1. Конфуций (род. 551 до н. э. в княжестве Лу – ум. после 479 до н. э., там же). Прочитайте очерк жизненного пути Конфуция (Мартынов 2001, часть 1, с.10 и далее, или любой другой источник, см. библиографические рекомендации в конце раздела). Каковы основные вехи его жизни? Его взаимоотношения с правителями и учениками? Приведите несколько характерных высказываний из «Лунь Юя» («Бесед и суждений») о взаимоотношении власти и народа, власти и мудреца, правителей разных княжеств (народов) между собой и, наконец, правителей и природных сил.

2. Статус Конфуция и его учения. Принято считать, что в отличие от других великих древних учений (вроде буддизма или христианства), конфуцианство никогда не стало религией, а его основатель не был обожествлен. Так ли это? Поясните свой ответ историческими примерами. Интересно сопоставить эту ситуацию с позицией Будды или Христа (в глазах их сторонников), с одной стороны, и Пифагора и Платона (в позднеантичной религиозной философии), с другой.

3. История развития конфуцианства как политического и морального учения, его компромиссный характер (Мартынов 2001, часть 1, с. 136 сл.). Рациональный и политический характер доктрины. Ритуал и культ основателя. Цзоу Ян (ок. 305-240 гг. до н. э.) – систематизация и развитие учения в период до образования Ханьской империи (202 г. до н. э.). Взаимосвязь конфуцианства традиционной китайской философии (И цзин, даосизм; Мартынов, часть 2, с. 12 сл.). «Выправление имен» и «естественность». Спор о бытии и небытии (у – ю): «Все вещи, утратив покой, начинают звучать…». «Ритуал и музыка» – две составляющих конфуцианского мировоззрения. См. Мартынов, часть 2, с. 26 сл. Культура «чистых бесед» (в противоположность слушания учителя) в качестве инструмента формирования самостоятельно мыслящего политика. Превращение конфуцианства в официальную доктрину во втором веке до н. э. и ее последующая бюрократизация. Возрождение интереса к аутентичной доктрине в эпоху Тан (618-907), хотя и не вполне успешное. Сунская эпоха (960-1279): Чжу Си и обновленное новое конфуцианство. Его успех и официальное признание (вплоть до Синьхайской революции 1911-12 гг.). Эпоха Ци: Ван Ян-мин (1472-1529), «сознание и есть принцип». Эпоха Цинь (1644-1911). С одной стороны, чуждая в этническом отношении маньчжурская монархия не поощряла аутентичную китайскую традицию, но с другой была заинтересована в стабилизации общества и поэтому стремилась выглядеть традиционно. над троном маньчжурского монарха висели огромные иероглифы У ВЭЙ (недеяние).

Обращенное к общечеловеческим ценностям конфуцианство как политическая теория в полной мере проявила свою силу и наднациональный характер. Именно в этом интеллектуальном контексте конфуцианство пережило и апрельскую революцию 1919 г., перестав быть официальной идеологией, но сохранив свое этическое и политическое значение. Современный классик китайской философии Лян Шу-мин (1893-1988).

4. Основные политические идеи и варианты их решения: 1) Проблема правителя: его роль и задачи. 2) Проблема государства: место в нем насилия и ненасильственных методов, причины подъема и упадка в государстве. 3) Аппарат управления: каким должен быть человек, чтобы общество могло доверить ему правление? Каково должно быть его образование? Какие моральные принципы должен он исповедовать для того, чтобы общество было уверено в том, что с его стороны не возникнет злоупотребления властью. «Конфуцианским ученым жу называется тот, кто, получив службу от императора, делает его заботы своими заботами» (Вань Аль-Ши, 1021-1086). Прочитайте еще раз «Лунь Юй» и найдите соответствующие высказывания.

5. Легизм. Основные представители – Шан Ян, Шень Бу-хай и Хань Фей (4-3 вв. до н. э.). Знаменитый «спор соли и железа» 81 г. до н. э. о государственных монополиях (Древнекитайская философия. Эпоха Хань, с. 6 сл.; перевод трактата – с. 155 сл. Ознакомьтесь с этим текстом подробнее). В полемике с конфуцианством они полагали, что основным инструментом государственного управления должен быть юридический закон (фа) – монополия сакрализованной верховной власти. Напротив, с точки зрения Конфуция, семейные связи и долг часто оказываются и должны считаться выше позитивного права: государственное управление не может быть основано на голом принуждении, даже если это принуждение законом. (Сравните с позитивистской доктриной Бентама и Остина о законе как приказах, подкрепленных угрозами, о чем речь пойдет ниже). Разберите этот знаменитый спор подробнее.

«Лунь Юй» 13-18: «сыновья покрывают поступки отцов и отцы покрывают поступки сыновей. В этом подлинная прямота». Конечно, Конфуций не призывает покрывать преступников, но для него в ситуации, когда приходится расшатать или устои общества или устои семьи, выбор делается в пользу первого. Устои семьи важны безусловно, общество строится на их основании. Мен-цзы восхищался императором Шунем потому, что тот никогда не поступался принципом сяо (сыновьей почтительности) даже, если члены его семьи поступали по отношению к нему нечестно и в его власти было их покарать. Так он до конца исчерпал Дао-путь служения своим родителям.

Кунь Жунь разбирал с историком Сюнь Юе такой случай: некий человек, чтобы не умереть вместе с братом во время пути, убил постороннего человека. Правильно ли он поступил? Разберите этот случай (Мартынов, часть 2, с. 48)

6. Этическая основа конфуцианства (вечные общечеловеческие ценности). Дао-путь, следование по нему и последствия его нарушения (индивидуальные и публичные). Естественные человеческие общности – семья и народ. Семья более стабильна и «естественна», поэтому народ и публичная власть (государство) должны брать с нее пример. Основа семьи – сыновья почтительность, опирающая на культ предков («Лунь Юй» 2-7 и др). Ритуальные и этические основы, закладываемые семьей, способствуют преобразования человека в «совершенного мужа» (цзюнь цзы). Однако семья – это не самоцель. Задачей Конфуция и его последователей всегда было воспитание образцового политического деятеля, мастера, сведущего в искусстве управления и человека безупречной морали. Основные этические принципы базируются, прежде всего, на идее «сыновьей почтительности» (сяо), не только в этическом, но и античном ритуальном смысле, и основанной на нем своеобразной этике долга, основанной на идее коррекции воли (Мартынов, часть 1, с. 187 сл.). Последнюю интересно сравнить с западноевропейской кантианской этикой долга, которую мы будем изучать позже.

7. Основные термины и понятия: Сила дэ. Универсальная сила во вселенной, центр ее притяжения (полярная звезда), основа природной и политической жизни, единство государственности, достигаемое ненасильственными средствами. Роль ритуала и культа предков в достижении этого состояния. «Полярная звезда: не двигаясь, преображать, не разговаривая, внушать доверие и доводить свои действия до конца, практикуя недеяние (у вэй)» (Джу Си).

Категория гуманность (жэнь, Мартынов, часть 2, с. 130 сл.). Категория искренность (чен, Мартынов, часть 2, с. 163 сл.)

8. «Я встаю с восходом солнца и работаю. Когда солнце заходит – я отдыхаю. Чтобы было что пить, я рою колодцы, чтобы было что есть, я пашу поле. К чему же император принуждает меня?» Где та грань, когда у вэй переходит в у цзунь (анархию)?

Прочитайте «Хуайнань-цзы», гл. 9 (Искусство владычествовать), Древнекитайская философия, с. 65 сл.: «Правитель, желающий порядка, делает свое сердце пустым, а волю слабой, разум его ясен и не омрачается. И тогда все множество слуг наперебой спешат к нему предложить ему свои услуги, и нет для него среди них ни глупых, ни умных, ни достойных, ни недостойных – каждый исчерпывает свои способности до конца. А когда так, то господин обретает средство управления слугами, а слуги обретают средство служению господину. Дао управления страной, таким образом, ясно…»

Прочитайте также краткий трактат Синь Юй (с. 79-90)

Хань шу (экзамены чиновникам). Прочитайте вопросы и ответы о государственном управлении (с. 128 сл.), особ. с. 133 (об утрате пути Дао).

Противоположная и во многом уникальная точка зрения: «Лунь хэн» (трактат Ван Чуна). Рассуждение о судьбе и предопределении. Особ. с. 279 и далее (Времена правления): Все чиновники… управляют народом при помощи административных мер, предписаний и наставлений, но оказывают ли эти наставления воздействие или нет, находится ли народ в состоянии умиротворения или в брожении – все это зависит от судьбы... Мудрый правитель может благополучно управлять народом, которому суждено жить в мире, но он не может умиротворить страну, обреченную на смуту… За расцветом всегда следует упадок… С этой точки зрения соблюдение правил поведения и выполнение долга оказываются обусловленными достатком зерна…»

Тайпин цзин (с. 334 сл): как достичь гармонии трех начал и возвысить императоров и царей; секрет шести преступлений и десяти исправлений; как гармонируют инь и ян; тайный замысел совершенномудрого государя.

Чжень лунь (Об управлении), с. 366 сл. Сочинение чиновника времен упадка правления о том, как улучшить положение дел. Много исторических примеров.

9. Политическая доктрина Су Ши (Мартынов, часть 2, с. 96). Прочитайте краткий трактат Су Ши «С конфуцианскими политиками можно сохранять достигнутое», Мартынов, часть 2, с. 366 сл. «Военные подданные подобны лекарству. Ими можно покарать болезнь, но нельзя создать жизнь. Конфуцианские политики подобны пяти злакам. Ими можно вскормить жизнь, но нельзя покарать болезнь».

10. Эволюция китайского права. Итак, мы видели, что основная идея китайского права, восходящая к традиционной философии, состоит в том, что, в практическом плане, позитивное право применяется лишь тогда, когда исчерпаны все иные средства разрешения конфликта и стороны не пришли к соглашению в результате переговоров. Поэтому основной задачей китайских чиновников всегда считалось умение убедить, выступить в качестве посредника, способствовать достижению согласия. Несогласия должны не решаться, а как бы «растворятся», обеспечивая всеобщую гармонию. Предложенный посредником выход из конфликтного положения должен быть добровольно принят сторонами, они должны считать его справедливым, при этом важен ритуальный момент – никто не должен «потерять лицо».

Отдельный человек, таким образом, не должен настаивать на своих «правах», если они противоречат общим интересам. Так, возмещение вреда не должно ложиться тяжким грузом на плечи должника и разорять его семью. Так что, с точки зрения китайских теоретиков право в западном смысле слова нередко не только не разрешает конфликты, но даже намеренно создает их и закрепляет властью закона несправедливость.

Таким образом, китайская традиция не отрицает право, полагая, однако, что оно годится лишь для варваров, для тех, кому чужды моральные нормы и кто не стремится к совершенству. Если человек будет искать основу конфликта не только в злонамеренности противника, но и будет готов признать свои ошибки, то гармония достигается легче. Кроме того, «выигранный процесс – потерянные деньги», так как система правосудия в Китае на протяжении всей его истории была очень бюрократизированная и, в отсутствие строгих юридических правил, страдала от произвола чиновников.

«Число тяжб беспримерно возрастет, если люди не будут бояться обращаться в суды, надеясь легко найти там справедливость… Половины наших подданных не хватит, чтобы решать споры другой половины. Поэтому я требую, чтобы с теми, кто обращается в суд, обходились безжалостно, так чтобы они почувствовали отвращение к праву и тряслись от страха от одной мысли предстать перед судьей» (император Кан Ши, 7 в.).

В результате в классический период в Китае регламентировалась лишь некоторая часть административного права и система уголовных наказаний. Гражданское право историк может извлечь лишь из описания обычаев.

Первые кодексы по западному образцу были составлены после революции 1911 г., однако и они продолжали применяться лишь в той мере, в какой отвечали народному чувству справедливости и приличий. Суды по прежнему могли отказать богатому собственнику помещения в удовлетворении иска от выселения из него бедняка и т. д.

Советский путь (с 1949 г.) и маоизм (с 1957 по 1976 г.). Конституции 1954, 1975 и 1978 гг., закрепляющие коммунистический режим в стране. «Культурная революция» 70-х гг. (гонения против интеллектуальной «конфуцианской» элиты).

Новая политика Дэн Сяопина (с 1970-х гг.) и ее успех. Ориентир на развитие эффективной экономики с сохранением социалистических принципов государственности. Развитие позитивного законодательства, в том числе международного права (80-90-е гг.), однако – сохранение и закрепление традиционных ценностей. Простой китаец по прежнему предпочтет отправиться в «квартальный совет» по месту жительства, а не в суд. Несмотря на то, что граница между справедливостью и нормой права размывается, для китайца по-прежнему не безразлично, будет ли спор ликвидирован в результате соглашения сторон или путем решения, вынесенного авторитетным арбитром.

Рекомендуемая литература

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1999 (с. 354–376)

Древнекитайская философия. В 2-х тт. (Философское наследие). М., 1972-73.

Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.

Мартынов А. С. Конфуцианство / “Лунь Юй”. Т. I–II. СПб., 2001.

«Лунь Юй» в пяти переводах на русский: http://lunyu.ru/

Труды Конфуция в переводах на европейские языки http://www.confucius.org

Труды Конфуция и статьи о нем: http://www.confucianism.ru/

Фильм «Конфуций» (Китай 2009, http://www.kinopoisk.ru/film/455234/)

Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993 (есть переиздания).

Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого анализа. СПб., 1993.

Япония

Подобно Китаю, Япония может считаться «обществом без права». Его лицо формировалось до 1853 г. (когда Япония вступила в контакты с другими странами), определялось традиционным религиозно-политическим мировоззрением (синто, японский буддизм, конфуцианство) и рядом довольно жёстких административно-политических сводов: рицу-рё (книга репрессивных и административных норм 7 в. н. э.), система сё (крупные землевладения с независимой административной и судебной властью, 9-10 вв.) и букэ-хо (право военного сословия, самураев: отношения между главой и его подданными строились по аналогии с семьей: подданный считался сыном правителя). Строгая социальная иерархия средневековой Японии, гражданские войны 11-13 вв. и закрепление иерархии в 14 в. Эпоха сёгунов Токусава (1603-1868) – политика изоляционизма, гонингуми (группы из 5 человек, следящие за общественным порядком), система доносов, правосудие полностью в руках сёгунов и процесс его осуществления носит односторонний характер (простой человек не может обратиться в суд).

Гири – нормативные комплексы, регулирующие подобающие общественные отношения, скажем, между отцом и сыном, женой и мужем, должником и кредитором и т. д. Идеал сводится к внимательному управлению и уважительному подчинению. Гири заменяли собой не только право, но до некоторой степени и мораль.

Эпоха Мэйдзи: вестернизация японского права (с 1868 г.). К настоящему времени: демократическое государственное устройство, конституция, кодексы по западному образцу, система разделения властей, развитая рыночная экономика и т. д. (подробнее см. Рене Давид, с. 354–376).

Как эти изменения соотносятся с традиционными ценностями и привели ли они к отказу от классических принципов? Ответ не однозначный. Индивидуализм никогда не имел крепких корней в Японии, продолжает сохраняться конфуцианская идея иерархического порядка. В публичной жизни это приводит к тому, что обычно японец не склонен активно участвовать в государственной жизни и предпочитает, чтобы им управляли, в сфере же частного права японцы продолжают видеть в праве по западному образцу инструмент принуждения. Право связано с наказанием и честные люди должны его сторониться. Человек, обратившийся в суд, действует в своих корыстных интересах и поэтому не вызывает уважения. Основным способом урегулирования споров по-прежнему остаются мировые соглашения. Чувства нередко доминируют над разумом.

Досудебное разбирательство – ёдан, призванное обеспечить условия для достижения мирного соглашения сторонами. В осуществлении этой процедуры значительна роль полиции. Как, к примеру, мог бы выглядеть спор в случае дорожно-транспортного происшествия, нанесшего материальный ущерб (без угрозы жизни и здоровья пассажиров)?

Другая процедура: шотей. Она установлена законодательно и предписывает судам создание примирительной комиссии, которая решила бы спор, не прибегая к необходимости вынесения судебного решения на основе норм законодательства. Предположим, что эта процедура не принесла результата в течение длительного времени, а стороны, тем не менее, не могут прибегнуть к норме права. Не противоречит ли такое положение дел идее правосудия, закрепленной в 32 статье Конституции Японии? Примечательно, что Конституционный суд Японии после длительного обсуждения в 1956 г. объявил, что не противоречит. Через 14 лет суд снова рассмотрел этот вопрос. Как вы думаете, каков был ответ?

Есть ли противоречие в создании системы права по западному образцу и поддержанием образа жизни, который бы это право нейтрализовал и игнорировал?

Рекомендуемая литература

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1999 (с. 354–376)

Накорчевский А.А. Синто. СПб., 2003.

Накорчевский А.А. Японский буддизм. СПб., 2004.

Дополнительно

Поммаре Ф. Тибет. Израненная цивилизация. М., 2005 (илл.)

Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., 2005.

Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., 2005.

Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. СПб., 2002.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 396 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...