Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социально-экономическая структура общества



Прежде всего, это производительные силы общества -материальные средства производства и рабочая сила, которая их использует для производства вещей и услуг. При этом рабочая сила должна быть адекватной средствам производства.

Эта адекватность колеблется в более или менее широком диапазоне. Состояние же самих производительных сил определяют соц. - экономические отношения общества, в частности, наличие соц. - экономических классов и слоёв. Рассмотрим их.

Класс работодателей (нанимателей) - отдельные предприниматели, общественные и государственные учреждения, а также группы людей, совместно распоряжающихся ресурсами дела и организующих дело. В наше время такие группы играют решающую роль. Имеют различные размеры – от нескольких человек до многих тысяч. В составе этих групп, как собственники средств деятельности, так и все те, кто представляет и отстаивает интересы группы работодателя, будучи членом этой группы. Определяющим признаком работодателя является то, что он распоряжается средствами деятельности и может нанимать других людей, т.е. функция в отношении «наниматель - нанимаемый».

Буржуазия – социальный класс общества. Отличительные признаки буржуазии - сосредоточение в её руках собственности на средства производства и использование на этой основе труда наёмных работников.

Предприниматель - человек или какое-то объединение людей, которые организуют производство ценностей или услуг. Необходимым условием предпринимательской деятельности является возможность и право распоряжаться какими-то ресурсами, их использованием и реализацией результатов деятельности.

Признаки предпринимателя: 1) занимается предпринимательской деятельностью по праву, т.е. юридически признанный субъект дела. 2) Организует и ведёт дело (предприятие) на свой страх и риск, не подчиняется в этой функции государству и несёт ответственность за результаты дела и его судьбу. Эти два признака определяют предпринимателей как особую социальную категорию.

Класс нанимаемых (работобрателей) - рабочие и служащие всякого рода, включая госслужащих. Особенность членов класса нанимающихся заключается в том, что это – отдельные люди, а не группы людей, не организации и не учреждения. Класс нанимающихся разделяется на множество различных категорий по различным признакам. Своё значение, например, имеет разделение на работающих по контракту на определённое время и постоянно.

Класс средний - совокупность различных групп служащих и профессионалов, близких по важнейшим показателям: уровню доходов, образования, профессионализма (квалифицированность труда), престижностью профессии. Средний класс характеризуется двойственным положением. Одна его часть стремится вверх, в высшие слои. Другая - боится "упасть" в низшие слои. При разной мотивации люди вынуждены «крутиться». Поэтому говорят, что наличие, устойчивость, динамизм среднего класса С. определяет жизнеспособность общества и наоборот.

Служащие – 1) все работники умственного труда, в отличие от рабочих и крестьян; 2) работники умственного труда, занимающиеся неквалифицированным, несложным умственным трудом, не требующим высокого образования (служащие-неспециалисты); 3) работники умственного и физического труда, состоящие на службе у государства.

Рабочие - особая категория людей, занятых непосредственно физическим трудом. Работают по найму на предприятиях различных форм собственности. Получают основной доход от использования собственной рабочей силы. Эти люди принадлежат к низшим слоям населения.

Рабочими становятся обычно те, кто не имеет возможности лучше устроиться в жизни и те, у кого нет более высоких жизненных претензий.

Сами рабочие не являются однородной массой, среди них имеют место различия, исключающие общие интересы как постоянный фактор их образа жизни.

Рабочие являются членами коллективов, состоящих из людей различных категорий, и решающая роль в этих коллективах принадлежит не рабочим, а руководителям. Рабочие различных коллективов не объединяются в более обширные группы, независимые от органов власти и управления.

Крестьянство совокупность мелких сельскохозяйственных производителей, ведущих индивидуальное хозяйство собственными средствами производства и силами своей семьи.

Интеллигенция (в узком смысле слова или «интеллектуалы») - сравнительно немногочисленный социальный слой, но весьма ощутимая сила в обществе. В него входят представители науки, литературы, музыки, журналистики, профессуры, театра, изобразительного искусства и других сфер культуры. Это - известные личности, имеющие более или менее широкое и сильное влияние на умы и чувства людей. Но не только они.

В этот слой входят и многие тысячи людей рангом ниже, но на своём уровне, в своём регионе и в своей сфере выполняющие сходные функции, занимающие сходное положение. И так вплоть до самых «маленьких», своего рода «солдат» и «чернорабочих» этой армии интеллектуалов.

Они выполняют функции распространителей влияния интеллектуальных «офицеров» и «генералов», а также служат резервом воспроизводства этого социального слоя. Интеллигенция в своей массе выступает посредником между элитой и обществом.

Структурирование населения страны не ограничивается социально-классовым. Оно происходит по многим другими линиям, в том силе по линии распределения жизненных благ. Неравенство людей с этой точки зрения явление вполне обычное. Как правило, это богатые и бедные.

Бедность – невозможность вследствие недостатка средств поддерживать образ жизни, присущий конкретному обществу в конкретный период времени.

К бедным слоя общества относятся те, кто не по собственной воле лишён необходимого: нормального жилья, еды, одежды, здоровья, возможности получить образование. Чаще всего это пожилые люди, безработные и неполные семьи.

Различают абсолютную и относительную бедность. Первая имеет место в том случае, когда люди не обладают достаточными ресурсами для поддержания минимума физического здоровья и работоспособности.

Вторая определяется общими уровнями и стандартами жизни в различных обществах и зависит от распределения общественного богатства, статусной системы и системы социальных ожиданий. В нашей стране по официальным данным это ≈ 30%. Причём, как правило, это работающие люди. К ним следует прибавить изрядную долю (в каждой стране своя) и безработных.

Безработица - постоянная нехватка определённой категории рабочих мест при излишке определённой категории рабочей силы. Различают открытую и скрытую безработицу. Возникнув как постоянный фактор, воспроизводится с необходимостью.

Её функции: фактор трудовой дисциплины, сдерживает претензии работающих, заставляет благополучных ценить то, что они имеют. Безработица уживается с дефицитом рабочей силы. Имеются профессии, в которых условия труда тяжёлые, а оплата низшая (например, младший медперсонал), и люди не идут на эту работу, предпочитая пособие по безработице или случайные заработки.

А с другой стороны, возникают новые профессии, требующие высокой и необычной квалификации, на овладение которой нужно время, усилия и способности, какими обладает далеко не всякий. В материальном и в морально-психологическом отношении безработица - постоянный страх людей за свою жизнь.

Безработица, в частности, постоянно порождает такое явление как эмиграция и миграция безработных в поисках работы за пределы своих стран. В ходе и результате её десятки млн. иностранных рабочих находятся на положении современных рабов. Для Украины это примерно 7 млн. человек.

Слой богатых - обладающие богатством люди; феномен социальной структуры человеческих объединений. Богатые люди образуют группы на основе личных контактов, а эти группы сплетаются в единые слои в масштабах районов, стран и континентов.

Слой богатых возникает во всяком обществе, в котором возможно накопление богатства. Возникает как нечто производное от фундаментальных социальных отношений. Но, возникнув и укрепившись, он становится хозяином общества, организатором господствующих слоёв общества в единое целое - в общество богатых.

Слой богатых сравнительно немногочислен. Но он овладевает львиной долей богатств общества, основными и самыми щедрыми источниками доходов, наилучшими каналами карьеры и вообще средствами жизненного успеха.

Слой богатых сохраняет и увеличивает свои богатства самыми различными путями: игра на бирже, банковские махинации, валютные операции высших финансовых учреждений, государственные денежные операции больших масштабов, операции на уровне символической экономики вообще, взаимоотношения бизнеса и представителей власти. В нашей стране это около 2 млн. человек, объединённых в 10 финансово-промышленных групп (ФПГ).

Заключение. Таким образом, экономика представляет собой часть социальной организации общества и в качестве таковой " отвечает" за производство, распределение и потребление социальных благ и услуг.

С содержательной точки зрения социальная функция экономики – обеспечить общество средствами потребления. Формальным же средством - формой этого процесса выступают деньги.

Формы собственности и соц.- экономические отношения предопределяют эффективность экономики и структурирование населения по линиям социального неравенства.

Вопросы и задания для самоконтроля и размышлений

1. Экономика, её основные модели и место в обществе.

2. В чём состоит суть планирования экономики?

3. Формальный аспект экономики. Что такое деньги?

4. Собственность: что она собой представляет? Её эволюция и структура.

5. Производительные силы общества.

6. Структура производительных сил украинского общества.

7. Научно-технический комплекс.

8. Государство, право, деньги.

9. Экономический кризис и прогресс.

10. Планирование и проблемы эффективности: опыт Финляндии, Норвегии, Дании.

11. Социальные аспекты рынка и проблемы конкуренции.

12. Социальные аспекты микро- и макроэкономики.

13. Безработица.

14. Подъём и упадок труда.

15. Современное рабство.

16. Балансы богатства и бедности современного общества.

17. Границы возможного и неизбежного в экономической сфере.

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

1. Идеосфера общества, её содержание и структура.

2. Культура: понятие, содержание и сущность.

3. Социальное манипулирование.

В этой лекции мы познакомимся с менталитетной сферой общества. Напомню, что вместе с властью, управлением и экономикой они составляют основание общества, и друг без друга существовать не могут. Но камертоном этого «трио» выступает менталитетная сфера. Феномен особенный. Его и рассмотрим.

Вначале определимся с понятиями. Менталитетная сфера представляет собой множество частичных сфер: наука, воспитание и образование молодёжи, литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, телевидение, идеологическая сфера.

Каждая из них представляет собою единое целое, управляемое системой особых учреждений системы власти и управления. Они объединяются в тех или иных комбинациях в более сложные сферы и, в конце концов, в единую менталитетную сферу. Её задача - формирование менталитета людей и снабжения их «духовной пищей».

Сознание людей есть результат коллективного творчества. Это их коллективное изобретение, не передаваемое новым поколениям посредством биологической наследственности и не сохраняющееся само собой. Для этого нужны искусственные средства, и они вырабатываются в менталитетном аспекте. В нём люди сами воспроизводятся в качестве социальных объектов, т.е. обладающих сознанием существ.

Сознание людей как членов общества включает в себя определённое понимание окружающего мира, самих себя и вообще всего того, что важно для ориентации людей в мире. Оно включает в себя субъективное отношение людей к тому, что встречается в их жизненном опыте, - систему оценок и ценностей. Оно стандартизируется определённым образом.

Члены общества не только выглядят сходными телесно, но и являются сходными («духовно») менталитетно. Причём менталитетное сходство является большим, чем телесное, обо тут сходство создаётся искусственно, преднамеренно и по определённым образцам. И в наше время кажущегося менталитетного разнообразия индивидов в основе их менталитета можно обнаружить поразительное однообразие.

В рамках менталитетного аспекта возникли и развивались верования, культы, религии, философия, наука, искусство. В современных обществах этот аспект достиг масштабов двух других основных аспектов.

Рассматриваемые аспекты суть именно аспекты, а не части общества. Занимаясь делом, люди вступают в отношения друг с другом. Свои поступки по отношению к другим людям они совершают в делах. При всех обстоятельствах их действия управляются сознанием, сознание формируется в их деятельности, они воздействуют друг на друга путём воздействия на сознание. Иначе говоря, менталитет общества есть его социальный интеллект и наоборот.

Так что весь социальный механизм опирается, в конце концов, на мнения людей.

Главенствующая роль в объединении их в единое целое и в управлении их деятельностью играет идеологическая сфера.

Идеосфера общества совокупность трёх основных компонентов социальной организации общества: идеологии, механизма её разработки, распространения и доведения до потребителя, а также фактического (идеологического) состояния сознания и чувств людей, которое складывается в результате воздействия на них всех факторов жизни, а не только идеологии.

Чтобы стать элементом идеологического состояния общества идеология должна быть адекватна идеологическому состоянию в той его части, которая формируется по линии жизненного опыта населения страны. Сохранение такой адекватности есть одно из важнейших условий самосохранения общества.

В результате деятельности идеосферы в обществе создаётся и постоянно поддерживается идеологическое «поле». В его сфере влияния вынуждены жить все члены общества на всех ступенях социальной иерархии от рождения до смерти.

Цель идеосферы - сделать людей способными жить в их обществе и сохранять его своей жизнедеятельностью как единое целое, а также сделать людей лучше управляемыми и манипулируемыми. Более конкретные функции идеосферы: 1)разработка, хранение и внедрение в головы людей определённого мировоззрения и определённой системы ценностей; 2) вовлечение людей в определённые действия, касающихся сознания их, принуждение к этим действиям; 3) контроль над мыслями и чувствами людей и организация их на такой контроль в отношении друг друга.

Фундаментальная же функция идеосферы - сделать основную массу членов общества (желательно всех) неспособной к самостоятельному и объективному пониманию явлений реальности, позволяя им в этом отношении лишь то, что необходимо и достаточно для исполнения ими их социальных функций.

Кроме названного, идеосфера общества предопределяет и формирование его культуры.

В социологии культура рассматривается как совокупность смысловых образов и образцов поведения людей. Она выражает конкретную специфику данного сообщества, придаёт ему свой стиль, и тем самым выделяет его среди других сообществ.

Содержание культуры многообразно и неисчерпаемо. Выделим из него ряд универсальных элементов, из которых складывается любая культура. Понятия, или концепты, в которых отражены представления людей о себе и окружающем мире. В них фиксируется социальный опыт людей. Так, один и тот же термин «свобода», мы и европейцы толкуем по- разному. Для нас свобода означает, прежде всего, своеволие, фактически совпадающее с бесконтрольной и неограниченной властью, а для европейца свобода - мера прав и ответственности.

Ценности - принципиально важные для жизни людей ориентиры. Каждая культура имеет свои ценности. Ценности лежат в основе мировоззрений, характерных для представителей данной культуры. Сопоставляя ценности с социальной реальностью, люди осмысливают её. Ценности также входят в механизм мотивации деятельности человека.

Нормы изобретённые правила поведения (социальный нормативизм). Носят принудительный характер и разделяются на запреты, разрешения, обязанности и права. Системы норм поведения пронизывают всю жизнь людей; меняются со временем и различны в различных обществах. Нормы поведения могут функционировать только при условии, что существуют достаточно эффективные средства принуждения людей к их соблюдению и наказания за их нарушения. В противном случае они становятся фиктивными.

Следующий элемент культуры - стереотипы сознания и поведения людей - устойчивые схемы восприятия социальной действительности и типичные формы социальных действий и взаимодействий. Их систему принято называть ментальностью, т.е. не вполне осознаваемые манеры мыслить, коллективные представления, доминирующие в пластах общественного сознания. Это своеобразные мыслительные навыки, установки сознания, позволяющие людям ориентироваться в окружающем мире и понимать друг друга. Особенно отчётливо эта связь обнаруживается в социальных ролях.

Последующий элемент культуры - символы - знаки, обозначающие некий другой объект и несущий в себе значение. Знак – своеобразная и случайная форма значения, которое и выступает содержанием символа.

Символы пронизывают всю культуру и выступают универсальной формой её существования. Например, язык – эту масштабную всеобъемлющую систему знаков и значений – можно рассматривать в качестве модели культуры. В языке выражаются, фиксируются и существуют понятия и ценности, нормы и стереотипы сознания и поведения.

С помощью языка люди осмысливают окружающий мир и самих себя, приобретают и организуют свой опыт, прежде всего в системе понятий, которая понуждает людей думать в определённых категориях и терминах, замечать и оценивать лишь те аспекты действительности, которым эта система придаёт значимость.

Как и другие элементы культуры, символы объединяют и цементируют социальную общность, наглядно и выразительно демонстрируют (символизируют) её специфику и, одновременно, обособляют эту общность от других. (Например, гимн страны, стиль одежды и многое другое)

Культура как универсальное социальное явление существует в конкретных различных формах и взаимосвязанных уровнях. Какие и что именно?

Прежде всего, это национальная культура - свойства, черты характера, присущие данной нации. Другими словами, всё то, что отличает, скажем, русского от немца, украинца от поляка. Индивид имеет национальную принадлежность тогда, когда он впитал содержание той или иной культуры, мыслит и действует в её рамках, так или иначе, привержен её ценностям и т.п. Эта усвоенная культура и составляет ядро национальной идентичности индивида, т.е. основу его национального самосознания.

Неоднородность общества, его внутренняя дифференцированность рождает субкультуры - культуру отдельной общности, отличающуюся в тех или иных аспектах от доминирующей в обществе культуры. Субкультуры многообразны. Среди них выделяются субкультуры национальных меньшинств, этнических групп.

К другим важным разновидностям субкультур относится профессиональная культура. Профессиональная культура вырабатывает определённые стандарты, требования, которым должен соответствовать каждый профессионал и ориентации, которые воспроизводит профессиональное сообщество.

Важнейшим механизмом воспроизведения профессиональной субкультуры является система образования. Она не только передаёт знания и навыки будущим специалистам, но и формирует приверженность профессиональным ценностям, а также проводит отбор (селекцию), мешая проникновению в профессиональную среду непригодных для неё людей. Запомним это и пойдём дальше.

В общественной культуре различают три уровня: высокий (элитный), народный (фольклор) и массовый.

Первый связывается с изящным искусством, классической музыкой, авторскими произведениями, литературой, сложными философскими и этическими, религиозными системами. Такая культура создаётся представителями самой элиты и воспринимается главным образом ею.

Народная же культура существует в форме преданий, сказок, песен и обрядов, легенд и т.п.

Массовая культура существует в виде набора ценностей, понятных всем и каждому. Её потребитель – т. н. «средний человек». Следствием существования массовой культуры является стандартизация и унификация людей в качестве социальных особей.

Эти культуры существуют параллельно, между ними множество пересечений и сплетений, что порождает многочисленные социальные конфликты или же сопровождает их. Последние обусловлены своим первоисточником - основным противоречием культуры – между традициями и новациями. Схождение и расхождения последних даёт разные всходы. Например, селекция (отбор) и самоорганизация новых элементов в содержании культуры, её ценностно - нормативной системе.

Следующий конфликт – это конфликт между опережающим общественным развитием и запаздывающей эволюцией культуры. Конфликт заключается в том, что люди с помощью привычного набора средств культуры не успевают приспосабливаться, адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, а новые средства ориентации и адаптации ещё не выработаны. Затягивание этого конфликта чревато аномией – таким состоянием общества, когда культура не может регулировать поведение людей, а люди не могут опереться на культуру, сопоставить с нею свой жизненный опыт.

В итоге и культура, и общество теряют необходимую для своего нормального существования сплочённость, единство, целостность. Особенно остро аномия переживается на уровне индивидуального бытия. Она рождает у человека чувство неуверенности в себе, недоверие к другим, страх перед будущим, чувство одиночества, скептицизм относительно любых ценностей, норм, идеалов.

Преодоление аномии в значительной мере зависит от характера тех причин и типа того конфликта, которым она порождена. Наиболее распространённым является конфликт, в котором сталкиваются различные субкультуры: национальные, классовые, региональные, поколенческие, клановые. За этими конфликтами, как правило, скрывается динамика социальных изменений.

Однако природа данного конфликта объясняется не только разной скоростью изменений, она связана с их направленностью. Дело в том, что культура как наиболее глубинный и устойчивый общественный фактор своим содержанием как бы зада её границы возможных изменений общества. Нарушение этих границ чревато осложнениями, как для самого общества, так и его культуры, поскольку только она способна организовывать и упорядочивать самопроизвольную общественную жизнь, придавая ей устойчивое равновесие.

Основное содержание всякой культуры относительно стабильно и устойчиво. Однако под влиянием различных факторов появляются новые культурные явления, которые претендуют на место старых. Особенно отчётливо оно проявляется в переломные эпохи (это всегда эпохи «переоценки ценностей»), что хорошо иллюстрирует современная украинская культура, имеющая свою специфику.

Она относится к т.н. "культурам стыда" и базируется на связи внешних форм и символов, лишённых внутреннего содержания. Её основное правило не быть, а казаться. В результате складываются символические, виртуальные представления о жизни общества. В такой культуре возможны любые сочетания событий и характеров, что и демонстрирует нам повседневно социальная жизнь.

В отдаленном историческом прошломдоминировала конфронтационная культура, когда путем открытой конфронтации решались любые социальные конфликты – территориальные, экономические, политические, идеологические.

С появлением и развитием права доминирующим становится компромиссный способ решения социальных конфликтов. Но сейчас он себя исчерпывает, поскольку компромисс, как правило, выгоден только сильнейшей стороне конфликта, извлекающей из него максимум пользы в ущерб интересам "слабых и малых".

Для дальнейшего созревания цивилизации требуется новая, консенсусная культура. Она означает, что приемлемы только такие рода решения, которые не ущемляют принципиальные интересы взаимодействующих сторон. В этом смысле консенсусная культура только становится.

Изменчивость, противоречивость, динамичность культуры порождает новые явления или сопровождает их. В частности, современная культура обрастает такими чертами:

1. Меняются масштабы культуры её роль в обществе. Культура проникает во все сферы жизни общества до такой степени, что грани между этими сферами и культурами становятся неопределенными.

2. Культура стала общедоступной средой обитания людей, стала адекватной своему потребителю и формирует массы людей в духе общей ситуации.

3. Сама культура по своему производству, по числу занятых в ней стала сопоставимой с сельским хозяйством и промышленностью.

4. Произошло разжижение творческого ядра культуры и разрастание её нетворческой части, а средства культуры стали ее содержанием.

5. Культура стала сферой бизнеса, рынка, делом спроса и предложения.

6. Уход от реальности, сознательный антиреализм.

Культура приспосабливается к тому человеческому материалу, на который она рассчитана, и одновременно приспосабливает этот материал к тому, что она способна производить. Имеет при этом успех, т. к. рассчитана на самые широкие слои. В социальной же жизни существует правило: чем шире культура распространяется в обществе, тем ниже становится её уровень.

В частности, это можно видеть в таком явлении как сенсибилитет - состояние эмоциональной сферы и вкусов людей, складывающихся под влиянием культуры. В современных условиях - это мания изменений и новизны. Причём это стремление не встречает никаких препятствий внутри культуры, а общество с энтузиазмом принимает его. Как следствие - нарушение меры, перепроизводство культуры. Она утрачивает ценность в глазах людей, какую она имела в эпоху её дефицита. Как следствие, сегодня наблюдается упадок культуры. Он заключается в том, что роль культуры в общественной жизни снижается, но возвышается роль социального манипулирования.

3. Социальное манипулирование.

Социальное манипулирование – это скрытоевоздействие на людей с целью изменения их мышления и поведения в нужном для манипуляторов направлении. Для чего создаются мощные средства идеологической обработки людей через масс-медиа и культуру. Сюда следует добавить прогресс орудий труда и свободы.

Прогресс делает человека потенциально и в большей степени фактическим излишним в самом процессе трудовой деятельности, а непомерно раздутая свобода оказывается предоставленностью людей самим себе. Данное обстоятельство создаёт иллюзию свободы. На самом деле человек становится потенциальным рабом. Он стремится стать рабом фактическим и страдает, если ему это не удаётся.

Из арсенала принципов, способов, приёмов и правил обработки масс выделим некоторые.

Первое: "Пусть знают всё, не понимая ничего!". То есть, насыщение сознания людей информацией настолько, что они вообще перестают что-либо понимать.

Второе: Предоставленность людей самим себе при полной свободе действий. Это безразличие к людям во всём, что не есть исполнение ими каких-то деловых функций, дающее им средства существования. Лишь бы они выполняли эти функции должным образом. И в силу этой жизненной необходимости люди сами делают с собою всё то, что необходимо властям.

И третье - загрузить людей делом и бытовыми заботами настолько, чтобы у них не оставалось сил и желания для выработки способности о чём-либо размышлять и для самих таких размышлений.

Динамическим институтом реализации этих и иных правил манипулирования людьми являются масс-медиа (СМИ). Они представляют собой квинтэссенцию общественной жизни во всех проявлениях её субъективного фактора. Масс - медиа не просто влияют на умы и чувства людей. Они властвует над ними и в них. Эта власть осуществляется по многим каналам. Вот некоторые из них.

1. Масс- медиа приковывают к себе внимание подавляющего населения страны, снабжая людей в изобилии практически любой нужной им информацией, сплетнями, развлечениями, сенсациями. Масс-медиа поглощают массу времени и удобны в употреблении.

2. Они контролируют и направляют всю интеллектуальную и творческую деятельность общества, создавая известность творцам произведений культуры.

3. Масс- медиа дают трибуну общественным деятелям и арену для общественно-политических спектаклей.

Эти и другие каналы позволяют медиа держать монополию на театр жизни. Иначе говоря, кто «заправляет» масс-медиа, - тот и «заправляет» массами.

Таким образом, смысл социального манипулирования – использовать особенности массового сознания и самосознания людей, их психологии для изменения поведения людей в нужном для себя направлении. Владея сознанием населения, особенно в его практическом измерении, можно владеть не только менталитетным, но и деловым и коммунальным аспектами общества. Зависимость здесь прямо пропорциональная.

Тем самым значение и назначение социального манипулирования – управление людьми путём воздействия на их сознание с целью управляемости и самосохранения социального объекта. Для чего каждый социальный объект создаёт свой механизм социального манипулирования.

Например, для нашей страны таким механизмом выступает социальная имитация. Имитировать некоторый объект (действие, событие, явление) А - значит создать объект (осуществить действие, совокупность действия) В, похожий на А, воспринимаемый как А. При имитации предполагается то, что имитируется (скажем - подлинник), и то, что его имитирует (скажем - имитант). Возможно, что подлинник существует эмпирически, и возможно, что он существует лишь в воображении, на словах. И даже тогда, когда подлинник существует эмпирически, он имитируется в том виде, в каком он воображается (понимается, описывается в словах) имитатором. Имитация есть сознательное действие людей по созданию объектов-имитантов. Они по замыслу этих людей должны восприниматься какими-то людьми как объекты-подлинники. Это делается как подражание, как подделка, для обмана, для создания видимости и т.п.

В человеческой истории это - широко распространенное, привычное, обычное явление. Оно есть неотъемлемый элемент театрального аспекта человеческой жизни. Можно говорить о степени имитационности того или иного человеческого объединения в целом, его отдельных событий, действий властей, партий и т.д.

В Украине, в частности, социальная имитация становится не просто второстепенным свойством новой социальной организации украинского общества, но таким свойством, которое определяет его глубинную сущность, как в целом, так и каждого её компонента в отдельности.

В стране вроде бы много делается для того, чтобы навести должный порядок, долженствующий обеспечить возрождение, подъём и процветание страны. Но в основном по видимости.

В реальности происходит, с одной стороны, увядание во всех основных аспектах жизни общества. А с другой стороны, разрастается и процветает показной, виртуальный аспект жизни, имитирующий подъём, освобождение, возрождение Украины.

Заключение. Таким образом, менталитетная (идеологическая) сфера занята сознанием (менталитета, психики) членов общества. Она представляет собой основы для системы обработки и стандартизации сознания людей. Создаёт своего рода «духовные» координаты для ориентации людей в сложном окружении и потоке событий. Создаёт систему ограничителей и критериев оценки поведения людей и манипулирование ими путём воздействия на их сознание.

Сила идеосферы - это не только средства воздействия на сознание людей, которыми она располагает профессионально, и не только её поддержка со стороны государства и других сфер общества, но и масса самих членов общества.

Реализация функций менталитетной (идеологической) сферы в социальном пространстве и времени формирует мировоззрение людей как основы культуры. Она не только увязывает социальное и индивидуальное, а придаёт им смысл и содержание.

СОЦИАЛЬНАЯ МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ.

1. Поняття і зміст соціальної масової комунікації.

2. Роль і місце СМК в суспільстві.

Неотложным механизмом культуры выступает социальная массовая коммуникация (СМК). В социологии сформировался ряд подходов к её определению: 1) передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; 2) процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом; 3) механизм, посредством которого реализуется власть (власть как попытка опреде-лить поведение другого человека через его сознание и самосознание).

Значительный вклад в теоретические разработки СМК внёс Г. Лассуэл. Он разработал модель коммуникации, в которой выделил пять элементов: 1) кто – коммуникатор (тот, кто передаёт и формирует сообщение); 2) что – сообщение; 3) как – способ передачи сообщения, канал; 4) кому – аудитория, которой адресуется сообщение; 5) зачем – с каким эффектом, эффективность.

Другим элементом модели Лассуэла была система эффектов, вызываемых влиянием соци-альных коммуникаций на человека, которые можно также охарактеризовать как функции:

1) поведенческий эффект; 2) оценочные (аксиологические) эффекты; 3) эмоциональный эффект – влияние на страсти человека; 4) познавательный (когнитивный) эффект.

Ещё одним направлением социологических разработок СМК как явления стало выделение её видов. Были выработаны различные основания классификации, каждое из которых отражает ту или иную характеристику этого социального явления. По характеру аудитории 1) межличностная (индивидуализированная); 2) специализированная (групповая);3) массовая. По источнику сообщения: 1) официальная (формальная);2) неформальная. По каналу передачи: 1) вербальная; 2) невербальная.

Данный процесс осуществляется более всего через массовую коммуникацию - процесс производства и воспроизводства массового сознания посредством средств массовой коммуни-кации — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации.

Организующим институтом среди них являются масс-медиа (СМИ). Они представляют со-бой квинтэссенцию общественной жизни во всех проявлениях её субъективного фактора.

СМИ (масс - медиа) - совокупность таких явлений современного общества, как радио, телевидение, газеты, журналы, различные периодические, спорадические и одноразовые издания типа газет и журналов, а также другие средства, выполняющие аналогичные функции. Этимологически это выражение означает множество средств массовой информации. Но функции этих средств вышли за пределы распространения информации. Они оказались более разнообразными и более серьёзными. Кроме того, они теперь суть не просто сумма различных явлений. Они образовали особую целостную сферу общества со своими законами (правилами) существования и функционирования.

После второй мировой войны в эволюции СМИ произошёл грандиозный качественный «скачок» — она оформилась в одну из важнейших сфер общества. Так что её теперь следует рассматривать не просто как множество разрозненных явлений со сходными свойствами, а как единое целое со сложной структурой, с разнообразными частями и функциями.

Исторические условия этого «скачка» суть следующие: 1) колоссальный количественный рост составных элементов медиа; 2) их техническое усовершенствование; 3) изобретение новых средств; 4) усовершенствование их работы; 5) возникновение разнообразных связей между ними; 6) расширение сферы их деятельности и усиление их роли в общественной жизни.

Медиа - это и информация, и дезинформация, и апологетика, и критика, и услуги властям и бизнесу, и оппозиция к власти и к бизнесу, и проповедь морали, и проповедь разврата, и просвещение, и оглупление, и борьба идей и интересов, и отражение жизни, и искажение реальности, и делание жизни. Короче говоря, — квинтэссенции общественной жизни во всех проявлениях её субъективного фактора.

Медиа есть арена общественной жизни, ставшая сама одним из важнейших факторов этой жизни. Она состоит из десятков тысяч учреждений, организаций, предприятий. В её работу вовлечены в качестве сотрудников сотни тысяч людей. Она привлекает для участия в своей работе миллионы людей всех социальных категорий.

Медиа — это могущественный инструмент формирования сознания, чувств и вкусов огромных масс людей и инструмент воздействия на них в желаемом для кого-то духе. Но это такой инструмент, который сам осознает себя в качестве силы, использующей всех прочих и все остальное в качестве инструмента своей власти над обществом.

Формально единого центра управления медиа не существует. Но фактически он функционирует так, как будто он есть в качестве «невидимой руки». Её образует сравнительно небольшое число лиц, которые санкционируют рекомендации, выработанные более широким кругом политиков, бизнесменов, политологов, журналистов, советников т. д., и подают сигнал к согласованной деятельности медиа по определённым проблемам.

Имеется большое число опытных сотрудников учреждений медиа, которые сразу угадывают новую установку и даже опережают «высшую инстанцию». И в дело немедленно вступает огромная армия исполнителей, подготовленных выполнить любые задания в духе новой установки.

Между людьми, образующими этот механизм, имеют место бесчисленные личные контакты. Почти вся работа этого механизма протекает как своего рода функциональная самоорганизация, а не как система документально фиксируемых команд и отчётов об их исполнении. Такой механизм скрыт и неуязвим от нападок извне.

Медиа сложилась именно такой, какая требуется обществу и какая тут вообще возможна. Функции и свойства медиа многообразны, так что при желании можно создать любую их характеристику, как позитивную, так и негативную, причём как в том, так и в другом случае опираясь на достоверные данные.

В дополнение к сказанному выше отметим ещё некоторые черты медиа.

Медиа стала не орудием сбора и распространения информации, производимой кем-то другим, а производителем, контролёром и властителем информации. Она имеет свои мощные и профессионально обученные каналы для этого. В её распоряжении фактически все силы общества, как-то связанные-с информацией. Она формирует информацию по своим правилам, придаёт информации вид, отвечающий её интересам. Она сконцентрировала в себе основные и наиболее влиятельные информационные потоки и силы обще-

Медиа вторгается во все сферы общества — в политику, экономику, культуру, науку, спорт, бытовую жизнь. Ей до всего есть дело. Она не просто влияет на умы и чувства людей. Она проявляет власть над ними, причём пасть диктаторскую. Эта власть осуществляется по многим каналам, а именно:.

1)Медиа буквально приковывает к себе внимание подавляющего большинства населения страны, снабжая людей в изобилии практически любой нужной им информацией, сплетнями, развлечениями, сенсациями. Она обладает для этого неограниченными средствами самой совершенной технологией и отработанными приёмами. Невозможно подсчитать, сколько времени и сил тратят люди, просиживая перед телевизорами, читая газеты и журналы, слушая радио. Она удобна и с точки зрения способа вовлечения людей в её деятельность. Человек может потреблять продукцию медиа в одиночку, сидя дома, находясь в транспорте, даже во время работы.

Уже одно то, что телевидение приковывает к своим экранам сотни миллионов людей, удерживая их от выхода на улицу и от образования неподконтрольных масс, делает медиа в современном перенаселённом мире важнейшим средством манипулирования людьми.

2) Она контролирует и направляет всю интеллектуальную и творческую деятельность общества, создавая паблисити творцам произведений культуры, Давая им оценку, отбирая их, показывая их, медиа присвоила себе функции публичного судьи того, что производит культура, предопределяя само это производство с точки зрения тематики, идейной ориентации и эстетических вкусов. Она определяет то, какой круг людей выпускается на арену культуры, какие произведения, какие идеи, какие моды. Не гении и ум творцов произведений культуры определяет их судьбу, а отношение к ним масс медиа. Она в состоянии возвеличить ничтожное и бездарное, если оно соответствует её интересам конъюнктуре, и не допустить к жизни великое и талантливое, если такого соответствия нет.

3)Медиа даёт трибуну политикам и арену для политических спектаклей. Она раздувает и использует непомерное тщеславие политиков. Она влияет на их успехи и неудачи, порою роковым образом. Без неё немыслимы никакие выборные кампании, парламентские баталии, встречи, визиты, выступления, демонстрации массовые движения, партийные мероприятия и вообще все важнейшие явления общественно - политической жизни любой страны.

Наконец, медиа сконцентрировала в себе общественное мнение и гражданское общество, став их рупором и одновременно лишив их самостоятельности. Они нашли в медиа свою организующую силу, отчуждая ей свою собственную независимость и власть. Медиа стала чем-то вроде «государства» для внегосударственной жизни общества.

Независимо от того, кто владеет медиа, она занимает такое положение и играет такую роль в обществе, которые позволяют ей со своей стороны диктовать свою волю всем тем, кто в какой-то мере манипулирует ею, и своим формальным хозяевам. Все те, кто считается её хозяевами и манипуляторами, вынуждены подчиняться самим тем условиям, благодаря которым они хозяйничают и манипулируют медиа. Тут скорее имеет место сговор и делёж власти между более или менее равными по силе сообщниками, чем отношение господства и подчинения. Хозяин газеты, например, влияет на политическую линию газеты. Но одновременно он сам подвластен своей газете как феномену, играющему особую роль в обществе.

Медиа есть социальный феномен, концентрирующий и фокусирующий в себе сипу безликих единичек общественного целого — зрителей, читателей, учёных, артистов, идеологов, политиков, спортсменов и прочих граждан. Это их коллективная власть, выступающая по отношению к каждому из них по отдельности как власть абсолютная. Как следствие, власть с помощью масс-медиа формирует монополию на театр жизни.

Тем самым масс - медиа не просто влияют на умы и чувства людей. Они властвует над ними и в них следующим образом. 1. Масс - медиа приковывают к себе внимание подавляющего населения страны, снабжая людей в изобилии практически любой нужной им информацией, сплетнями, развлечениями, сенсациями. Масс-медиа поглощают массу времени и удобны в употреблении.

2. Они контролируют и направляют всю интеллектуальную и творческую деятельность общества, создавая известность творцам произведений культуры 3. Масс - медиа дают трибуну общественным деятелям и арену для общественно-политических спектаклей.

В современной цивилизации обширным культиватором коммуникации помимо СМИ стал Интернет, его социальные сети. Они решают три основные задачи: 1) изменение содержание деятельности людей; 2) регулирование поведения людей, оперативный контроль над каждым из них, (его модерация), изменение их исторической памяти, превращение её в пластилин; 3) формирование новых смыслов;

Эти и другие каналы позволяют медиа держать монополию на театр жизни. Иначе говоря, кто «заправляет» масс-медиа, - тот и «заправляет» массами.

Как видим, массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества с его экономикой, политикой и культурой. Революционизирующее значение для массовой коммуникации имеет появление интернета с его возможностями обратной связи и его возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества. Массовая коммуникация не только имеет непосредственное отношение ко всем этим процессам, но и сама предстаёт в этой связи как одна из важнейших глобальных проблем, от решения которой зависит развитие всей человеческой цивилизации.

Область исследований. Массовая коммуникация как раздел исследований изучает всё многообразие воздействия массовой коммуникации на аудиторию СМИ, на человека и общество в целом, в том числе его социально-психологические аспекты. Понимание массовой коммуникации требует изучения большого комплекса вопросов общественного развития, что и обусловливает междисциплинарный характер исследований массовой коммуникации.

Исследования в области массовых коммуникаций. Исходной конфигурацией теории массовой коммуникации является понятие «массовая коммуникация». Понятие "массовая коммуникация (где коммуникация понимается как связь и общение)" появляется в 20-х годах в США как обобщение, в основном, опыта работы прессы в условиях рыночной конкуренции, когда правило "Клиент всегда прав" было переформулировано в правило "Давать то, что хочет публика". Массовая коммуникация предполагает производство сообщений, рассчитанных на массовое сознание, и их передачу соответствующими техническими средствами.

Системообразующей конфигурацией теории массовой коммуникации стало понятие «публики», введённое в эпоху возникновения средств массовой коммуникации в работах Г. Тарда, Ч. Кули, У. Липпмана и позднее разработанное Г. Блумером и Г. Лассуэлом. Под публикой ими понималась совокупность людей, которые, в отличие от массы, адекватно осознают свои интересы, активно вовлечены в процесс их реализации и, соответственно, обладают своим прилюдно или публично, выражаемым мнением (что, в свою очередь ставит действия публики в связь с публичной формой осуществления государственной власти).

Характеристики восприятия массовой коммуникации. При анализе восприятия массовой коммуникации следует иметь в виду следующее:

1. Особые интересы участников массовой коммуникации, в том числе интересы массовой аудитории как они выражаются в её сознании в связи с изменениями условий и образа жизни.

2. Формирование ценностей участников массовой коммуникации.

3. Идентификация как эмоциональное и смысловое отождествление участников массовой коммуникации с теми или иными тенденциями общественного развития в том виде, как они выра-жаются в этой связи.

4. Убеждающее воздействие СМК на аудиторию.

5. Формирование массового сознания через установки, задаваемые средствами массовой коммуникации.

6. Реализация феноменов подражания и диффузии посредством массовой коммуникации.

7. Воздействие массовой коммуникации на восприятие и мышление в социальных группах и общностях.

Одной из важнейших социально-психологических особенностей массовой коммуникации является её способность формировать общественное мнение. Массовая коммуникация - это особая форма связи и общения.

Средства массовой коммуникации представляют собой способ производства, хранения и распространения всевозможной информации с заложенными в ней ценностями, рассчитанный на массовое восприятие. В современных условиях человеческой жизни, оптимизация которой требует осуществления права на информацию и права на коммуникацию, возможности массовой коммуни-кации могут быть наиболее результативно реализованы с учётом социально-психологических осо-бенностей воздействия массовой коммуникации.

Многообразие воздействия массовой коммуникации предполагается передачей информации от источника (коммуникатора) к чаще всего непосредственно не связанным между собой реципиен-там. При этом в той или иной степени осуществляется обратная связь, когда, например, телезрители звонят в телестудию, чтобы выразить своё отношение к позиции участников телепередачи.

Реципиенты, играющие при приёме информации пассивную роль, сами становятся коммуникаторами, когда распространяют полученную информацию, руководствуясь при этом своими интересами, подражанием, модой и т.д.

На Западе массовая коммуникация (в том числе применительно к формированию опыта по-вседневного массового общения) исследуется с конца девятнадцатого века с учётом социально-психологических аспектов её воздействия на человека и общество. Значительный интерес представляют собой исследования публичного восприятия при формировании коллективных представлений, способствующих интеграции людей как членов массовых аудиторий через сообщение им чувства солидарности друг с другом. Вместе с тем, средства научного исследования позволяют выявлять и усиливать дезинтеграционные процессы, характерные для массового сознания в условиях глобализации.

В качестве особого раздела исследований массовой коммуникации все более значимо высту-пает экология средств коммуникации, поскольку речь там идёт о формообразующем воздействии самих средств массовой коммуникации.

В частности, одним из важнейших элементов социальной коммуникации является социаль-ный стереотип. Социальный стереотип – это упрощённый образ социальных объектов или собы-тий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.

Существование стереотипов может быть частью формирующегося «образа врага». В этом случае они могут навязываться искусственно. Любые социальные стереотипы имеют как положи-тельные, так и отрицательные характеристики. К положительному значению можно отнести помощь при ориентировании в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления. Отрицательный момент социального стереотипа связан с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами, а также с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.

Массовая коммуникация оказывает сильное влияние на общественное мнение. Обществен-ное мнение – это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действитель-ности. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, отно-сительно которой возможна дискуссия, и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т. е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях. Необходимо учитывать, что процесс социальной коммуникации не всегда осуществляется должным образом. Этому могут препятствовать так называемые «информационные барьеры».

Информационные барьеры – это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений. Можно выделить следующие основные виды информационных барьеров: 1) технические; 2) психофизиологические, связанные со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи; 3) знаковые и смысловые, подразумевающие способность рас-познавать знаки, знать слова и термины специальных языков; умение восстанавливать смысл знака в определённом контексте; 4) ситуационные, возникающие в случае неактуальности сообщения для человека в данной ситуации.

Самым ярким и распространённым примером неформальной социальной коммуникации вы-ступают слухи. Слух – это сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи. Возникновение слухов всегда обусловлено рядом объективных и субъективных обстоятельств, которые можно охарактеризовать как факторы распро-странения слухов. К ним можно отнести: 1) проблемную ситуацию, создающую информационную потребность; 2) неудовлетворительность или отсутствие информации; информационную неопреде-лённость; 3) уровень тревожности индивидов.

В зависимости от сложившихся условий слухи оказывают на сознание людей большее или меньшее влияние, однако отрицать его вообще нельзя, потому что оно всегда существует. Оказыва-емое влияние может проявляться в различных видах и на различных уровнях: 1) индивидуальный уровень: а) адаптация к среде; б) дезинтеграция индивида; 2) групповой уровень: а) сплочение; б) разобщение; 3) массовый уровень: а) изменения общественного мнения и коллективного поведе-ния.

Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убеди-тельной информации.

Таким образом, смысл социальной массовой коммуникации – использовать особенности массового сознания и самосознания людей, их психологии для изменения поведения людей в нуж-ном для коммуникаторов направлении. Владея сознанием населения, особенно в его практическом измерении, можно владеть не только менталитетным, но и деловым и коммунальным аспектами общества. Зависимость здесь прямо пропорциональная.

Тем самым значение и назначение социальной коммуникации – управление людьми путём воздействия на их сознание с целью управляемости и самосохранения социального объекта. Для чего каждый социальный объект создаёт свой механизм социальной коммуникации.

Заключение. Социальная массовая комуникация выступает как механизм проявления соци-альных законов общества. Она содействует установлению.контактов между социальными индиви-дами, их связям и взаимодействию. Фундаментальная функция социальной коммуникации – подде-рживать социальный порядок и контроль в обществе в нужном для коммуникаторов направлении и содержании с помощью производства и воспроизводства массового сознания посредством средств массовой коммуникации

Вопросы и задания для самоконтроля и размышлений

1. Идеология и общество. Какова идеология современной Украины, какое место призваны в ней занять существующие направления общественной мысли. В частности, какова дальнейшая судьба "украинской национальной идеи"? А нужна ли в будущем обществе идеология?

2. Возможно ли возникновение новой идеологии, сравнимой с марксизмом и способной сыграть в веке, что наступил, роль, аналогичную той, которую сыграл марксизм в XІХ и XX столетиях прошлого тысячелетия?

3. Какая нам нужна идеология, чтобы консолидировать общество? Каковы функции украинских идеологов, как они организованы для их исполнения, какими средствами они располагают и как ими оперируют, каков совокупный результат их деятельности. Попытайтесь аргументировать ваши ответы.

4. Масс-медиа и общество.

5. Проверьте, знаете ли вы определение понятия "культура"? В чём своеобразие социальной культуры? Какие виды и основные компоненты культуры вы знаете? В чём заключается специфика каждого из них? Как вы могли бы охарактеризовать культуру украинского общества? Способствуют ли украинские социокультурные условия становлению нового общества?

6. Менталитет как несущая структура культуры.

7. Какое место отводите культуре вы в своей жизнедеятельности? Почему?

8. В альтернативном социологическом словаре Е. Головаха отмечает, что культурный прогресс - ошибочное понимание развития цивилизации. Сам по себе прогресс, обычно, есть, но какой-то уже очень некультурный. Нормы социальные - рамки поведения, внутри которых люди бегают за поощрениями, а поза - от санкций. Традиции - память о том, что мы чем-то отличаемся от необразованных предков; ценность - полезная часть окружающего нас мира, отсутствие которой вызывает страх, что не получишь, а наличие - страх, что потеряешь. Так это или нет? Докажите.

9. Постмодерн: изменчивые ценности изменчивого мира.

10.Молодежные культурные движения в Украине.

11. Массовая культура.

12. Взаимодействие культур.

13.Образование как многоуровневая социальная система: структура, формы, особенности функционирования.

14. Наука как профессия и призвание.

15. Образ и качество жизни.

16.Если трудно внушить новую идею, то не менее трудно уничтожить старую, писал. Г Лебон. Ваше согласие или несогласие с данной точкой зрения подтвердите аргументами.

17. Идеология – орудие «княжения» той или иной политической системы, отмечал Н. Макиавелли. Попробуйте аргументированно доказать или опровергнуть данный тезис.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ

1. Социальная структура населения: понятие и содержание.

2. Социальная стратификация и динамика.

Как уже отмечалось, общество имеет множество измерений. Одно из них –социальная структура его населения. Она представляет собою размещение людей в социальном пространстве и времени согласно их социальным статусам

Социальный статус человека суть его суммарная ха­рактеристика, определяемая многочисленными фактора­ми: уровнем богатства и доходов, положением на иерар­хической лестнице социальных позиций, престижным уровнем профессии, степенью известности, образовани­ем, культурным уровнем, сферой общения, связями, пер­спективой роста и другими.

Социальные статусы делятся на две категории – статусы предписанные и достигнутые. Первые, как правило, даны человеку от рождения, они определяются этнической и социальной принадлежностью, полом, местом рождения человека и т.п. Их особенностью является то, что они не зависят от личных усилий человека, его достоинств и недостатков. Соответственно, они слабо характеризуют человека, но в значительной мере предопределяют его жизнь и судьбу.

Достигнутый статус – положение человека в системе социальных взаимосвязей, полученное в результате усилий с его стороны. Как правило, достигнутый статус находится в зависимости от предписанного.

Одинаковый социальный статус сводит в одну группу людей самых различных категорий. Например, в одну группу могут попасть политики, банкиры, танцоры, ки­нозвезды и ученые, не связанные никакими коммерчес­кими и государственными отношениями. Различный социальный статус разбрасывает по разным группам кол­лег по работе и соседей, а зачастую и родственников.

В обществе образуется множество групп из лично зна­комых людей с более или менее одинаковым социальным статусом. Устанавливается иерархия таких групп. Меж­ду ними устанавливаются различного рода пересечения, так что складываются более сложные и обширные объ­единения, слои, касты и т. д. Общество таким путём оказывается совокупностью лично связанных людей, структурирующихся в зависимости от их социального статуса.

В рассматриваемом аспекте происходит социальное структурирование. Тут образуются свои клеточки, ткани и органы.

Каждый человек имеет целый комплекс социальных статусов. Ожидаемое поведение человека в соответствии с занимаемым им статусом есть его социальная роль. Её структура состоит из: ожиданий (экспектаций); набора или системы действий и поступков, в которых реализуется данная роль, (ролевое исполнение); санкций, вызванных соответствием или несоответствием поведения индивида ролевым ожиданиям. Какие-либо уклонения от обычного (ожидаемого) поведения называется девиантным.

Кроме социального статуса значение имеет и то дело, которым человек занят. Для своего существования общество производит необходимые и возможные для этого ценности и потребляет их. В этой связи оно распределяет людей по точкам деятельности и создаёт систему распределения производимых ценностей между людьми. Первое обстоятельство, которое следует принять во внимание при этом, есть неравноценность видов деятельности. Причём неравноценность принципиально неустранимая.

В реальной жизни она разрешается путем естественной справедливости. Тут распределение индивидов по точкам деятельности зависит от многих реальных факторов. Главные из них - следующие: 1) происхождение; 2) природные способности; 3) соответствие сложившейся системе жизни; 4) личные связи.

Что же касается распределения производимых ценностей и благ, то здесь действуют следующие принципы: 1)индивиды получают жизненные блага в соответствии с их социальным положением; 2) если социальная позиция индивида А вышей таковой В, то уровень потребления А(то есть, получаемые им блага) выше чем В; 3) лица одного социального уровня получают примерно одинаковые жизненные блага.

Всякое достаточно развитое общество порождает социальную иерархию людей, а последняя с необходимостью порождает систему привилегий. Механизм действия её таков. Если некоторая категория людей имеет какие-то привилегии сравнительно с другой категорией людей, более низкого уровня в социальной иерархии, она ради сохранения этих своих привилегий готова мириться с тем, что имеются категории людей, занимающие более высокое положение в социальной иерархии и обладающие привилегиями более высокого ранга.

Отсюда вытекает, что главными защитниками существующего общественного устройства являются не высшие и даже не средние слои, а слои, слегка возвышающиеся над самыми низкими.

Более того, этот закон дает себя знать и внутри категории людей одного уровня. Если индивид данной категории имеет хотя бы одну самую малую привилегию сравнительно со своими собратьями, он ради неё всячески хранит и одобряет всю систему привилегий. Поэтому ожесточённая борьба за повышение своей социальной позиции и социальные привилегии есть суть и тело всей социальной жизни.

Конечно, в конкретной реальности действуют многочисленные факторы "нарушающие" действие этих принципов, маскирующие их. Но они образуют, так или иначе, самые фундаментальные тенденции в системе распределения жизненных благ и позиций.

Как следствие указанных факторов общество расслаивается на социальные общности, группы, классы, слои – страты.

Социальная общность – реально существующая совокупность людей, отличающаяся относительной целостностью и единством их целей и задач и выступающая самостоятельным субъектом социального действия. Сами по себе социальные общности многообразны и разнородны. В частности, социальные группы.

Социальная группа – скопление двух и более социальных индивидов. Имеет следующие черты: 1) скопление достаточно прочное и не является социальной случайностью для индивидов, т.е. вынужденное более или менее постоянными условиями их существования; 2) оно само, в свою очередь, является социальным индивидом; 3) разделение функций и индивидов на части. Одна из них образует "тело" группы, другая - её руководящий орган. В отличие от элементарного социального индивида здесь "тело" индивида и его руководящий орган сами состоят из индивидов.

Кроме социальных групп общество дифференцируется на те или иные социальные слои (страты).

Страта – слой в социальной структуре общества. Так, по социальному статусу население разделяется на три группы слоёв: на высшие, средние и низшие. Степень замкнутости и контрастности слоёв зависит от ранга территориальной единицы: чем выше – тем больше и наоборот. Тем не менее, грани между ними не абсолютны. Многие люди переходят из одних слоёв в другие или занимают промежуточное положение. Внутри каждой группы имеют место свои подразделения и иерархия уровней.

К высшим слоям на каждом административном уровне (район, область, страна в целом) принадлежат высшие лица аппарата власти и управления, а также некоторые привилегированные лица, допущенные в эти слои с ведома первых. Например, привилегированные деятели культуры, прославившиеся и ставшие элементами пропаганды герои.

Средние слои образуют сотрудники системы власти и управления среднего уровня, директора и заведующие обычных предприятий и учреждений, преподаватели высших учебных заведений, деятели культуры, научные работники - короче, основная масса служащих и начальников среднего уровня иерархии, а также творческая и интеллектуальная часть населения. К этим слоям относятся также многочисленные деятели спорта и других непроизводительных профессий.

К низшим слоям относятся рабочие всех типов, работники сферы обслуживания, не занимающие постов, лица, занятые на подсобных работах в различных учреждениях, служащие контор и канцелярий, низший медицинский и научный персонал, воспитатели детских учреждений, рядовые милиционеры и прочие лица, выполняющие непосредственные деловые функции на низших ступенях социальной иерархии. К этим слоям относятся также начальники самых низших категорий.

В совокупности все указанные категории создают социальную стратификацию. Она присутствует в любом обществе в любые времена.Её основа и сущность в неравномерном распределении статусов, прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1968 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.049 с)...