Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Словарь социологических терминов



АВАНТЮРИЗМ РЕФОРМАТОРСКИЙ – обман масс населения лозунгами, к-рые либо в принципе не реализуемы, либо в реальном исполнении ведут к ещё худшим последствиям, чем те явления, против к-рых они направлены; попытки подтолкнуть исторический процесс в угоду абстрактным идеям, не считаясь с объективными соц. закономерностями.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – различного рода процессы приспособления людей и групп к соц. среде, их интеграции в новое соц. окружение.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ - один из методов сбора данных в соц. исследовании. Различают А.Д. традиционный (качественный) и формализованный (количественный) контент-анализ. Различаясь, они дополняют друг друга.

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫЙ -совокупность исследовательских операций по выявлению причин и факторов соц. явлений, изучение соц. аспектов различных видов человеческого взаимодействия, оценка соц. показателей развитости об-ва. Виды и цели А. С. различны, и все они позволяют получить конкретную информацию об изучаемом явлении.

АНКЕТИРОВАНИЕ - метод получения первичной информации. Слагается из составления анкет и проведения опроса. Специфика А. заключается в его универсальности; она позволяет фиксировать не только акты поведения опрашиваемых, но и их намерения и планы на будущее, изучать их жизненный опыт в накопленном аккумулированном виде.

АНКЕТА – определённым образом структурно организованный набор вопросов, каждый из к-рых логически увязан с центральной задачей исследования.

АНОМИЯ – состояние об-ва, когда разрушаются нормы, регулирующие соц. взаимодействие. Классическую трактовку этого понятия можно найти в работах Э. Дюркгейма.

АПРИОРИЗМ – подгонка реальности под заранее придуманные и заданные конструкции.

АСПЕКТ ДЕЛОВОЙ – всё то, что человек совершает более или менее регулярно и что признано как необходимое или полезное и что удовлетворяет какие-то потребности людей (добывание и производство материальных ценностей, создание культурных ценностей, средств развлечения, бытовое обслуживание, управление людьми и др.). Имеет два аспекта: исполнения дела и аспект обучения делу (образования и обучения профессии).

АСПЕКТ КОММУНАЛЬНЫЙ – поведение людей и отношения между ними. Обусловлен тем, что людей много, и они вынуждены так или иначе сталкиваться друг с другом, общаться, распадаться, на группы, подчинять, подчиняться. А.К. раздваивается на аспект рационального расчёта (экзистенциального эгоизма - совокупность правил (норм) поведения членов об-ва) и аспект норм поведения – совокупность способов принуждения членов об-ва к соблюдению этих правил и наказаний за их нарушения.

АСПЕКТ МЕНТАЛИТЕТНЫЙ - всё то, что касается сознания (менталитета, психики) членов об-ва. В него включается формирование сознания у новых поколений людей, поддержание состояния сознания взрослых, какое требуется условиями и интересами самосохранения об-ва, снабжение людей "пищей" для сознания ("духовной пищей"), выработка и поддержание правил поведения, необходимых для выполнения упомянутых задач, манипулирование людьми путём воздействия на их сознание.

АССИМИЛЯЦИЯ – постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой.

АТОМ СОЦИАЛЬНЫЙ - осреднённый соц. человек, обладающий телом и сознанием, задача к-рого обеспечить поведение тела, адекватное условиям его жизни, и его самосохранение. А.С. различаются по положению в скоплениях себе подобных и по функциям в этих скоплениях.

БЛАГОСОСТОЯНИЕ – обеспечённость населения необходимыми для жизни материальными, соц. и духовными благами, т.е. предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими основные человеческие потребности.

БРАК – санкционированный и регламентируемый об-вом союз между мужчиной и женщиной, являющийся основой семьи. Как и семья, брак имеет различные конкретно-исторические формы.

БУДУЩЕЕ – то состояние людей и их объединений, к-рое придёт на смену состоянию их в настоящем; непредопределённая реализация тенденций настоящего. Последние составляют суть будущего.

БУРЖУАЗИЯ – соц. класс об-ва. Отличительные признаки Б. - сосредоточение в её руках собственности на средства производства и использование на этой основе труда наёмных работников.

БЫТ – уклад повседневной жизни. Различают городской, сельский, семейный, индивидуальный, общественный Б. Сходства и различия форм и структуры Б. обусловлены пространственно- временной соц. средой последнего.

БЮРОКРАТИЯ – соц. слой и организация. Её деятельность предусматривает иерархию и разделение упорядоченных ролей. И они складываются на основе чётких правил и процедур. Характерные черты Б.: привилегированность, властность, авторитарность, замкнутость и кастовость, иерархичность, многоступенчатость, конформизм, деперсонализация, преувеличение роли и значения управленческой деятельности и её форм,

ВЕРИФИКАЦИЯ – проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путём их сопоставления с наблюдаемыми объектами.

ВИДИМОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ – метод исследования, заключающий в движении от видимости к лежащей в её основе реальности. Специфика их связи заключена в следующем: 1) видимость скрывает реальность; 2) видимость объясняется с помощью обращения к реальности; 3) видимость убедительна и по-своему реальна. Примером различия между видимостью и реальностью может служить форма заработной платы.

ВЛАСТЬ – способность и возможность оказывать актуальное или потенциальное воздействие на людей с целью изменения поведения последних. Структура В.: её субъект и объект, источник (ресурсы) и механизм властвования. Имеет универсальный характер, измерение и толкование. В. над производимыми ценностями и над их распределением составляет основу общественной жизни. При этом В. над распределением точек деятельности людей есть главное из её средств.

ВЫБОРКА – метод исследования. Из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается нек-рая его часть (выборочная совокупность) и только эта часть подвергается обследованию.

ГИПОТЕЗА – утверждение, предполагающие существование нек-рой зависимости (нек-рых зависимостей) между переменными. Г. делятся на формально-эвристические и содержательно-эмпирические. Пример первых: всё в соц. мире есть результат нагромождения простых явлений; пример вторых - те или иные допущения относительно исследуемых объектов. В ходе исследования Г. подтверждаются или опровергаются.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – превращение западного мира в единое целое и в то же время стремление этого глобального сверхобщества к мировому господству. Т. е. объединить человечество в единое целое по своему образцу и подобию, осуществить его западнизацию. Начало Г. как соц. явления относится ко второй половине "холодной войны", когда наметился перевес сил в пользу западного мира. Соц. сущность Г. заключается в борьбе западного мира во главе с США за установление единого мирового порядка. Это новая форма мировой войны. В ней используются любые средства, от "холодных" до "горячих". Процесс в различных странах носит противоречивый и неоднородный характер.

ГОСУДАРСТВО - форма политической власти, основа, орган, условие, носитель целостности об-ва, орган самосохранения об-ва как особого целостного соц. существа, орган, управляющий его поведением в таком качестве. Основная функция гос-ва – обеспечить жизнь и самосохранения об-ва как единого целого. Она детализируется в сложную систему функций.

ГРАЖДАНСТВО – устойчивая правовая связь человека с гос-вом; порождает взаимные права, гарантии и обязанности как внутри страны, так и за её пределами.

ДЕВИАЦИЯ – соц. процессы, поведение, уклоняющиеся от принятых об-вом стандартов, норм, канонов и образцов.

ДЕЙСТВИЯ социальнЫе – такие действия людей и их групп, к-рые суть их действия по отношению к другим людям и группам, так или иначе затрагивающие их интересы. Причём эти Д.С. являются сознательными, свободными и эгоистичными.

ДЕМОКРАТИЯ –определённая форма политической и правовой организации об-ва. Д. как ценность означает право, возможность и гарантии каждого человека участвовать в принятии политических и экономических решений как на уровне предприятия и региона, так и на уровне гос-ва. Насколько реализуется это право, настолько демократично и об-во. В Д. различают: 1) элемент государственности (государственную Д.) и 2) совокупность правовых норм (правовую или гражданскую Д.). Суть Д. - в свободном законотворчестве масс и отношении их к принятым законам как обязательным для всеобщего исполнения, а также в возможностях об-ва контролировать политическую власть. Её реализация служит самосохранению об-ва.

ДЕНЬГИ -знаки ценности вещей и услуг и как количественная мера (как средство измерения) ценности, т. е. как знаки величин ценностей. Как таковые, они и фигурируют в действиях людей и признаны в этом качестве всеми членами об-ва путём определенного государственного законодательства, охраняются и сохраняются им. Это качество возникает не в результате некоего имманентного развития знаков ценности самих по себе, а кзнательно-волевой деятельности гос-ва. Роль Д. сравнима с ролью кровеносной и нервной системы живых организмов.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО – специфическое средство управления об-вом как целым. Предусматривает введение в жизнь об-ва правовых норм (юридических законов), регулирующих взаимоотношения между членами об-ва, между управляемыми членами об-ва и управляющей властью, между членами самой системы государственности, а также контроль над соблюдением этих норм, принуждение граждан к их соблюдению и наказание за их нарушения. Будучи узаконенным (легитимированным) гос-во само становится органом легитимирования других феноменов об-ва.

ЗАКОН СОЦИАЛЬНОЙ РЕГЕНЕРАЦИИ – соц. - историческое правило. Оно гласит, что если соц. система рушится, но при этом сохраняется человеческий материал, основы его материальной культуры и другие необходимые факторы выживания, то из обломков разрушенной соц. организации образуется новая, максимально близкая в основных чертах к прежней. Примером может служить распад советского об-ва и образование на его обломках множества национальных соц. образований.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – выделение всякого человеческого объединения из окружающей соц. среды. Оно предполагает то, что определённое множество людей осознаёт себя в качестве членов этого объединения и отличает себя в этом качестве от других людей (внутренняя идентификация), а какое-то множество из этих других людей осознает себя в качестве чужих для этого объединения людей, отличает их от себя именно как от представителей этого объединения (внешняя идентификация). Различают также латентную (неявную) и явную И.С.

ИДЕОЛОГИЯ - определённая совокупность идей, выражаемых словами, фразами, текстами, и механизм их изобретения и распространения (идеологи). Каждая И. имеет свой тип содержания идей, цели, правила построения, структуру, способы и масштабы распространения, критерии оценки и другие признаки. Специфическая цель (и функция) И.- формирование сознания людей и управление ими путём воздействия на их сознание. Как именно она это делает и с какой соц. целью и составляет соц. сущность И.

ИДЕОСФЕРА ОБЩЕСТВА – совокупность трёх основных компонентов соц. организации об-ва: идеологии, механизма её разработки, распространения и доведение до потребителя, а также фактического (идеологического) состояния сознания и чувств людей, к-рое складывается в результате воздействия на них всех факторов жизни, а не только идеологии. В результате деятельности И. О. в об-ве создаётся и постоянно поддерживается идеологическое «поле», в сфере влияния к-рого вынуждены жить все члены об-ва на всех ступенях соц. иерархии и от рождения до смерти. Фундаментальная функция идеосферы - сделать основную массу членов об-ва (желательно всех) неспособной к самостоятельному и объективному пониманию явлений реальности, позволяя им в этом отношении лишь то, что необходимо и достаточно для исполнения ими их соц. функций.

ИЕРАРХИЯ социальная – «вертикальное» построение организаций и соц. систем на основе принципа подчинения «низших» звеньев (уровней) «высшим».

ИНДИВИД СОЦИАЛЬНЫЙ – сформированный социализацией отдельный человек или группа с комплексом соц. свойств, проявляющихся в стиле их поведения и деятельности. Важнейшие черты И.С.: их характер и ценностные ориентации.

ИНСТИТУТ социальный – относительно устойчивые типы и формы соц. клеточек, посредством к-рых организуется обществ. жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках соц. организации об-ва. Для И.С. характерно разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, определённый уровень контроля и регуляции; нормы последних составляют сущность И.С. Смысл и назначение И.С. заключается в том, что они регулируют поведение людей и скрепляют их в целостное об-во.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (в узком смысле слова или «интеллектуалы») - сравнительно немногочисленный соц. слой, но весьма ощутимая сила в об-ве. В него входят представители науки, литературы, музыки, журналистики, профессуры, театра, изобразительного искусства и других сфер культуры. Это - известные личности, имеющие более или менее широкое и сильное влияние на умы и чувства людей. Но не только они. В этот слой входят и многие тысячи людей рангом ниже, но на своём уровне, в своём регионе и в своей сфере выполняющие сходные функции, занимающие сходное положение. И. в своей массе выступает посредником между элитой и об-вом.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ – процесс выработки новых социологических знаний в ходе изучения соц. объектов. Основная задача И.С. – увидеть значимость общеизвестных и привычных явлений, осмыслить их и обнаружить именно в них закономерности грандиозных исторических процессов и огромных человеческих объединений. Виды И.С.: фундаментальные, прикладные, количественные, качественные, уникальные, комплексные и др.

«КАЖДОМУ - ПО ТРУДУ» марксистский принцип вознаграждения работников за их деятельность. Имеется единственный общественно значимый критерий сравнения труда в таких случаях: фактические соц. позиции людей. Практически принцип «Каждому - по труду» реализуется как принцип «Каждому - по его соц. положению».

КАПИТАЛИЗМ - совокупность явлений данного об-ва, к-рые касаются деятельности капиталистов и функционирования капиталов. Об-во является капиталистическим, если в его экономике доминирует капитализм. Различают период «старого» и «нового» капитализма.

КАПИТАЛИСТ - человек (объединение людей), к-рый живёт за счёт прибыли от организации какого-то дела путём покупки средств труда и найма рабочей силы. Источником его дохода является эксплуатация наёмного труда. И делает он это на свой страх и риск.

КЛАСС НАНИМАЕМЫХ -рабочие и служащие всякого рода, включая гос. служащих. Особенность членов К.Н. заключается в том, что это – отдельные люди, а не группы людей, не организации и не учреждения. К.Н. разделяется на множество различных категорий по различным признакам. Своё значение, например, имеет разделение на работающих по контракту на определённое время и постоянно.

КЛАСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ – обозначение профессиональных политиков. Они функционируют и делают карьеру не в одиночку, а в составе различного рода групп, организаций, движений, так или иначе причастных к политике. На высшем уровне они фигурируют как представители полит. партий и как партийные функционеры, занимающие посты в госучреждениях. Универсальные черты К.П.: коммуникативная компетентность, соответствие духу времени, политические связи, личные отношения с членами клики, услужливость в отношении к влиятельным силам об-ва, свобода от моральных ограничений, склонность к демагогии, посредственные способности; масса привилегий и круговая порука. В силу своего положения в об-ве, реальных возможностей и образующего его материала К.П. и есть партийная «номенклатура». К.П. как явление в сфере коммунальности имеется во всех об-вах, однако становится господствующим и развивает все свои потенции в коммунистическом об-ве.

КЛАСС РАБОТОДАТЕЛЕЙ (нанимателей) - отдельные предприниматели, общественные и государственные учреждения, а также группы людей, совместно распоряжающихся ресурсами дела и организующих дело. В наше время такие группы играют решающую роль. Имеют различные размеры – от нескольких человек до многих тысяч. В составе этих групп, как собственники средств деятельности, так и все те, кто представляет и отстаивает интересы группы работодателя, будучи членом этой группы. Определяющим признаком работодателя является то, что он распоряжается средствами деятельности и может нанимать других людей, т.е. функция в отношении «наниматель - нанимаемый».

КЛАСС РАБОЧИЙ - класс, занятый непосредственно физическим трудом, работающий по найму на предприятиях различных форм собственности и получающий основной доход от использования собственной рабочей силы. К.Р. – явление историческое, ныне оно не существует, однако рабочие остаются.

КЛАСС СОЦИАЛЬНЫЙ - члены об-ва, занимающие сходное положение в соц. организации об-ва (в деловых клеточках, в основных сферах). Их достаточно много, они заметны в жизни общества, и их роль при этом достаточно важна. Их соц. позиция признана об-вом и узаконена в той или иной форме, на том или ином уровне государственности. Исторически исходным разделением членов об-ва на соц. классы явилось разделение на класс правителей (властителей) и класс управляемых (подвластных).

КЛЕТОЧКА ОБЩЕСТВЕННАЯ - такое объединение людей, к-рое имеет определённую специализацию как целое и в рамках этой специализации действует именно как целое. Люди в К.О. выполнят различные роли и занимают различные позиции. Иерархия этих позиций является не устранимой основой соц. и материального неравенства людей в об-ве.

КОММУНИЗМ – 1) совокупность идей (учение) и 2)определённый тип соц. организации человейника, существующий или существовавший в реальности во многих странах планеты. Классическим образцом К. может служить соц. строй Советского Союза в лучшие годы его жизни. К. обладает такими чертами. Ликвидированы классы частных собственников, частная собственность на землю и природные ресурсы. Обобществлены все средства производства. Всё взрослое и трудоспособное население организовано в стандартные деловые коллективы. Трудоспособные граждане отдают свои способности и силы об-ву через деловые коллективы, получая за свой труд вознаграждение, необходимое для их существования и существования их семей. Все они суть наёмные работники гос-ва. Создана единая, централизованная и иерархизированная система власти и управления; единая плановая экономика, контролируемая и управляемая гос-вом. Централизована и унифицирована система воспитания и образования молодёжи. Создана единая государственная идеология и централизованный аппарат идеологической обработки населения. Гражданам гарантирована работа, бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образование, пенсия по старости и инвалидности и другие минимальные соц. блага. Созданы мощные карательные органы и органы общественного порядка, а также вооружённые силы, способные защищать страну от внешних нападений. Специфика К. заключается в том, что он принадлежит к такому типу организации человейников, при к-ром доминирующей является не самоорганизация масс людей снизу, а принудительная организация сверху, как это, например, имело место в истории России с самого начала её существования. При этой организации решающая роль в объединении людей в целое принадлежит системе власти и управления, а не другим факторам, в том числе - не экономике. Тут структурирование системы власти и управления образует основу соц. структурирования вообще, но, прежде всего, в коммунальном аспекте, а на этой основе - в деловом и прочих аспектах.

КРЕСТЬЯНСТВО – совокупность мелких сельскохозяйственных производителей, ведущих индивидуальное хозяйство собственными средствами производства и силами своей семьи.

КУЛЬТУРА – образы и образцы соц. отношений людей, отражающие их своеобразие, и передающиеся из поколения в поколение в виде их исторического опыта; стиль жизни как об-ва в целом, так и его соц. общностей. Универсальные элементы К.: Понятия или концепты, в к-рых отражены представления людей о себе и окружающем мире. Ценности - принципиально важные для жизни людей ориентиры. Нормы поведения – совокупность защитных средств людей от самих себя. Стереотипы сознания и поведения людей - устойчивые схемы восприятия соц. действительности и типичные формы соц. действий и взаимодействий. Символы - знаки, обозначающие некий другой объект и несущий в себе значение. Различают К. высокую, народную, массовую, национальную. В своём содержании К., как правило, имеет суб – и контркультуру. Основная функция К. – обеспечение гуманной самоорганизации людей. Специфика К. состоит в присущей ей способности вбирать в себя, накапливать, закреплять, трансформировать и транслировать соц. творчество людей.

ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ – соц. индивид, сумевший добиться достаточно высокой степени независимости от соц. групп своего об-ва. Соблюдение им определённых правил поведения в об-ве проявляет его сущность. Личностями люди не рождаются. Они становятся ими в силу обстоятельств их соц. бытия, да и то в редких случаях. Процент Л.С. в населении об-ва и степень их влияния на общественную жизнь определяет степень личностной свободы данного об-ва.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ -воздействие на людей с целью изменения их мышления и поведения в нужном для манипуляторов направлении.

МАРГИНАЛ - человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между теми или иными соц. группами (или культурами), утративший прежние соц. связи и не приспособившийся к новым условиям жизни.

МАСС - МЕДИА -совокупность таких явлений современного об-ва, как радио, телевидение, газеты, журналы, различные периодические, спорадические и одноразовые издания типа газет и журналов, а также другие средства, выполняющие аналогичные функции. М-М. воплощают в себе квинтэссенцию общественной жизни во всех проявлениях её субъективного фактора. М-М. – производитель, контролёр и властитель информации и поэтому властвует над людьми.

МЕНТАЛИТЕТ – устоявшийся уровень коллективного и индивидуального сознания, совокупность готовых установок и предрасположенностей соц. индивидов действовать, мыслить и воспринимать мир особым образом.

МЕТОДИКА совокупность способов выявления конкретных соц. фактов и средств получения и обработки первичной социологической информации.

МЕТОДОЛОГИЯ - 1) система наиболее общих принципов, подходов и методов, составляющих основу для данной науки; 2) совокупность процессов выработки социологами абстрактного образа изучаемой проблемной ситуации.

МНЕНИЕ общественное – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение людей к проблемам, событиям и фактам действительности. М.О. есть результат взаимной информации и обмена мнениями; имеет механизм своего формирования и влияния на ход событий и вне этого механизма не существует; элемент гражданского общества. Специфика М.О. обнаруживается в его публичности и роли фактора соц. борьбы.

МОБИЛЬНОСТЬ социальная – перемещения людей в рамках того или иного соц. пространства и времени. Имеет две разновидности – горизонтальную и вертикальную М.С.: В первом случае изменение положения индивидов не связано с изменением их статуса. Второй подразумевает изменение соц. статуса, переход индивидов из одного слоя в другой, т.е. соц. подъём и соц. спуск.

МОНОГАМИЯ - историческая форма брака и семьи, единобрачие, устойчивое сожительство одного мужчины с одной женщиной. Возникла из парного брака в эпоху разложения первобытного строя. Со временем стала господствующей формой брака.

НАБЛЮДЕНИЕ – метод исследования и сбора первичной соц. информации. Н. - целенаправленное восприятие, обусловленное исследовательской задачей; прямая регистрация всех фактов, относящихся к изучаемому объекту; изучение объекта в процессе деятельности. Н. характеризуется систематичностью, планомерностью и целеустремленностью. Особенности Н.: связь наблюдателя с объектом наблюдения; влияние его личности и мировоззрения; субъективность наблюдения; эмоциональность его восприятия; сложность повторного наблюдения. Виды Н. различны.

НАРОДОВЛАСТИЕ – идущая снизу определённая структура власти в определённых исторических обстоятельствах. Её суть - власть над людьми без всяких промежуточных звеньев и маскировок. Основные черты Н.: 1)подавляющее большинство руководящих постов с самого низа до самого верха занимают выходцы из низших слоёв населения. Они обращаются в своей руководящей деятельности непосредственно к самому народу, игнорируя официальный аппарат. Для народных масс этот аппарат представляется как нечто враждебное им и как помеха их вождю-руководителю. Отсюда волюнтаристские методы руководства. Высший руководитель может по своему произволу манипулировать чиновниками нижестоящего аппарата официальной власти, смещать их, арестовывать. 2) Н.- организация масс населения с помощью с тех или иных средств: активисты, зачинатели, инициаторы, ударники, герои. 3)Возбуждение энтузиазма масс и провоцирование всякого рода «починов» снизу, репрессии против тех или иных начальников. Н. эффективно в условиях разрухи и бедности, когда функции управления и контроля сравнительно примитивны. При их разрастании и усложнении Н. становится излишним и опасным для существования соц. строя страны. Ослабление Н. и превращение в подсобное орудие «нормальной» власти является актом самосохранения об-ва. В сохранении Н. заинтересована бюрократия, поскольку это её оплот, но в ограниченных и подконтрольных ей формах.

НАЦИЯ – политическая общность людей, проживающих в данной стране и объединённых принадлежностью к гос-ву, гражданством. Напр., немецкая нация.

НЕРАВЕНСТВО – соц. значимые аспекты неодинакового положения индивидов, соц. общностей и групп в об-ве и неравного доступа их к социальным благам.

НОРМАТИВНОСТЬ – принцип того, что должно быть и чего не должно быть в ком-либо и/или в чём-либо. Например, социальный прогноз.

ОБРАЗ ЖИЗНИ – совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, соц. группы, об-ва в целом. Она берётся в единстве с условиями жизни, определяющими её. Различают правильный, праведный и неправильный О.Ж. Первый осуществляется по правилам, официально признанным в данном об-ве и поощряемым им. Второй – есть уклонение от правильного О.Ж., но – без нарушения его норм. Он не мешает правильной жизни и даже способствует ей, поскольку праведной жизнью живут одни, а правильной – другие. Третий же О. Ж.- полная противоположность первым двум.

ОБЩЕСТВО (человейник) – объединение людей, обладающее следующим комплексом признаков: 1). Члены об-ва живут совместно исторической жизнью, т.е. из поколения в поколение, воспроизводя себе подобных людей. 2).Они живут как целое, вступая в регулярные связи с другими членами об-ва. 3).Между ними имеет место разделение функций, они занимают в об-ве различные позиции. Причём эти различия лишь отчасти наследуются биологически (различие полов и возрастов), а главным образом они приобретаются в результате условий об-ва. 4). Члены об-ва совместными усилиями обеспечивают его самосохранение. 5).Занимает и использует определённое пространство (территорию), обладает относительной автономией в своей внутренней жизни, производит или добывает средства существования, защищает себя от внешних явлений, угрожающих его существованию. 6). Обладает внутренней идентификацией, т.е. его члены осознают себя в качестве таковых, а другие его члены признают их в качестве своих. Оно обладает также внешней идентификацией, т.е. люди, не принадлежащие к нему, но как-то сталкивающиеся с ним, признают его в качестве объединения, к к-рому они не принадлежат, а члены об-ва осознают их как чужих. Основу (базис) О. образует его соц. организация как единое целое. Специфику О. отличает взаимозависимость, упорядоченность соц. отношений, общезначимые цели, дифференциация и взаимодействие его частей, длительность существования. Т.е. О. обладает внутри себя всеми необходимыми ресурсами для своего воспроизводства и развития. Реально существовавшие, существующие и будущие об-ва являются смешанными, т.е. в них можно заметить элементы и свойства обществ различного типа.

ОБЩНОСТЬ социальная – реально существующая совокупность людей, отличающаяся относительной целостностью и единством их целей и задач и выступающая самостоятельным субъектом соц. действия. Сами по себе О.С. многообразны и разнородны.

ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫЕ (явления, предметы, феномены) - объединения людей и люди как члены этих объединений, как соц. атомы. Т. е. как существа, обладающие сознанием и поступающие сознательно. О.С. суть эмпирические (опытные, видимые, наблюдаемые) объекты. Эти объекты не наследуются биологически. Они искусственно изобретаются, сохраняются (воспроизводятся) и эволюционируют благодаря сознательно-волевой деятельности людей.

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – процесс преобразования абстрактных понятий в конкретные термины, способные описать содержание исследования.

ОПРОСЫ социологические – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определённой группе людей.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - есть то в об-ве, что как-то осознано и закреплено в каких-то правилах. Высшей формой таких правил является законодательство. Тем самым О.С. предстаёт как: 1)объединение, занимающее определённое место в об-ве и предназначенное для выполнения тех или иных функций; 2) деятельность по организации чего-либо; 3) степень упорядоченности какого-либо объекта.

ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ -отношения индивида к своей группе, группы к своему индивиду, индивида к индивиду в группе, и вне группы по стандарту отношений в группе, индивида к об-ву как соц. целому и об-ва к индивиду. Различают О.С.: господства - подчинения; сотрудничества (соподчинения) и политические.

ПОДХОД НАУЧНЫЙ – особый способ мышления и познания реальности, нацеленный на истину. Его образует совокупность средств, принципов и правил и т.д. познания. 1) Принцип субъективной беспристрастности. Т е. познание объектов такими, какими они являются сами по себе, независимо от симпатий и антипатий исследователя к ним. Не считаясь с тем, служат результаты исследования интересам каких-то категорий людей или нет. 2) Правдивое описание изучаемых явлений, не считаясь с тем, какие чувства у людей может это может вызвать. 3) Наблюдение реально существующих объектов, а не их априорных (предвзятых) представлений, мнений, предрассудков. 4) Познаётся то, что существует, возможно, невозможно, необходимо, случайно, закономерно и т.д. независимо от того, познает это исследователь или нет, а не выдумывает то, что должно быть или чего не должно быть, по его мнению. 5) Учёт исторического характера соц. объектов и эволюции этих объектов во времени; не конкретное пространство и время принимается во внимание, а обобщенные пространственно-временные характеристики объектов того или иного рода. 6) Следование правилам логики и методологии науки.

ПОЛИТИКА – 1) характеристики линии поведения индивидов и 2) особого типа их соц. отношений. В первом случае о людях говорят: он (и) придерживается, проводит и т.п. такую-то политику. Линия поведения соц. индивида (включая группы индивидов вплоть до целых стран) есть совокупность поступков, совершаемая им для достижения определённой цели и соответствующей стратегии и тактики.

ПРОГНОЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ – возможная альтернатива, учитывающая свойства явлений и окружающей их среды, Так, если планирование допускает идеальные цели, то прогнозирование категорически их запрещает, так как исходит из научного генетического анализа тенденций и потенций настоящего, позволяющего «заглянуть» в будущее. (В. А. Базаров).

ПРОГРАММА социологического исследования – изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез.

ПРОТОСОЦИОЛОГИЯ ( прасоциология, ретроспективная социология) – предыстория соц. знания, элементы к-рого имеются в системе обществознания до его дифференциации и специализации на отдельные науки. П. изучает факты, догадки, гипотезы, идеи, концепции, эмпирические соц. обследования прошлого, связанные с анализом или описанием явлений, процессов, тенденций, к-рые непосредственно входят в предметную сферу современной социологии.

РЕГЕНЕРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – изменение типа правящей элиты как основы радикальных изменений и реформ в стране.

РОЛЬ социальная – ожидаемое поведение индивида, к-рое ассоциируется с его соц. статусом; модель поведения индивида, обусловленная его статусом и заданная ему ожиданиями (экспектациями) со стороны окружающих. Обычно человеку присуще несколько ролей, соответствующая совокупность к-рых образует ролевую систему.

«РУКА НЕВИДИМАЯ» РЫНКА - определённая система лиц, учреждений и организаций. Они вступают в определённые контакты, достаточно хорошо подготовлены, чтобы оценить положение на соответствующем рынке, и извлекать для себя определённую пользу.

РУКОВОДСТВО ОБЩЕСТВОМ – управление идеологическим состоянием об-ва и управление об-вом через идеологию. А идеология об-ва есть его соц. интеллект и наоборот.

РЫНОК – та сфера жизни об-ва, в к-рой реализуются отношения между произ­водителями вещей и услуг, с одной стороны, и их потребителями, с другой. Р. - совокупность продаж и покупок товаров. Р. - своеобразный «перекресток» интересов всех сил об-ва. Механизм Р. — это стратегия и тактика учас­тников битвы за покупателя и за возможность формиро­вать покупателя применительно к интересам производи­телей.

САМООРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ -самопроизвольное возникновение и наращивание структур, зависящие от свойств элементов и от внешних воздействий. При этом «старая» часть структур остается стабильной («организованной»), а «новая» сохраняет способность изменяться, придавая другие качества всей системе. Примером С.С. как фундаментального родового свойства об-ва может служить социальное творчество, новации.

СВОБОДА СОЦИАЛЬНАЯ – степень соц. самостоятельности (автономии) личности, группы, организации и других субъектов, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей, наличие различных прав и их обеспечение. Виды С.С. разновидны.

СЕМЬЯ – общность людей, основанная на браке и/или кровном родстве. С. имеет черты соц. ин-та и первичной соц. группы. Функции С.: регулирование сексуальных отношений; воспроизводство населения; социализация; забота и защита; соц. самоопределение. Формы С. варьируются от об-ва к об-ву, от эпохи к эпохе. Культурные нормы предписывают число супругов, к-рое может иметь один человек, правила выборов брачных партнеров, роль главы семейства, права и обязанности родственников, начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию.

СИЛЫ ОБЩЕСТВА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ – материальные средства производства и рабочая сила, к-рая их использует для производства вещей и услуг. При этом рабочая сила должна быть адекватной средствам производства. Эта адекватность колеблется в более или менее широком диапазоне. При любом варианте определяющим фактором в производительных силах были и остаются люди. Состояние же самих производительных сил определяют соц. - экономические отношения об-ва.

СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ БЛАГ - система соц. привилегий и распределения в соответствии с соц. положением индивидов. И потому ожесточённая борьба за повышение своей соц. позиции и соц. привилегии есть суть и дело всей соц. жизни. А так как имеет место тенденция к превращению соц. слоёв об-ва в наследственный институт, то борьба эта принимает беспощадные формы, ибо речь идёт уже о судьбе потомков, рода.

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНАЯ - комплекс связанных между собой типов организации власти и управления, правовой сферы, хозяйства и менталитетной сферы об-ва.

СЛОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ – есть логический класс соц. объектов в виде устойчивой части членов об-ва, разграничиваемых в соответствии с их соц. статусом. С.С. не узаконен юридически, не противоречит им, но признаётся фактически как самими представителями слоя, так и другими членами об-ва. В С.С. включаются не только главы семей, но и все прочие их члены. Слой имеет тенденцию к замыканию и самовоспроизводству. В нём складываются свои традиции, эстетические и моральные принципы, личные контакты и многое другое, что делает его сравнительно автономным соц. целым. Он имеет иерархическую структуру в зависимости от статуса членов. С. С. образуются в различных измерениях об-ва. Так, по соц. статусу население разделяется на три группы слоев: на высшие, средние и низшие. Грани между ними не абсолютны. Многие люди переходят из одних слоев в другие или занимают промежуточное положение. Внутри каждой группы имеют место свои подразделения и иерархия уровней. Тем не менее, это разделение ощущается достаточно отчётливо.

СЛУЖАЩИЕ – 1) все работники умственного труда, в отличие от рабочих и крестьян; 2) работники умственного труда, занимающиеся неквалифицированным, несложным умственным трудом, не требующим высокого образования (служащие-неспециалисты); 3) работники умственного и физического труда, состоящие на службе у гос-ва.

СОБСТВЕННОСТЬ - вид владения; характеризуется такими признаками. 1) владение чем-то таким, что отделимо от владельца (отчуждаемо от него), что может стать владением другого владельца; 2) владение узаконенное, владение по праву. Функции С.: накопление ценностей, власть и управление людьми, жизненные гарантии, индивидуальная самозащита, стимулы деятельности, условие жизненного успеха, средство существования (трата) и др. С. - важнейший элемент соц. организации об-ва.

СОВОКУПНОСТЬ ГЕНЕРАЛЬНАЯ 1) совокупность, на к-рую социолог хочет распространить выводы исследования; 2) множество элементов, имеющих какую-либо общую (или общие) четко определённую (или определённые) характеристику, указывающую на принадлежность к данной системе.

СОСЛОВИЕ – соц. группа, права и привилегии к-рой закреплены в обычаях или законах и передаются по наследству. Сословной организации присуща иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процессы и механизмы освоения и усвоения людьми содержания той или иной культуры; вхождение их на этой основе в соц. мир и самоорганизация в нём в качестве самостоятельных полноправных членов. Основные этапы С.: младенчество, детство, отрочество, юность и зрелость. Причём, на всех без исключения этапах действует принцип: будь как все. Как правило, до семи лет человек формируется более чем на 50 % с точки зрения интеллектуальных способностей, а до 18 лет формируется как соц. индивид.

СОЦИАЛЬНОЕ свойство людей как членов тех или иных объединений. Оно возникает во взаимодействии людей по поводу тех или иных интересов. Основа их – действовать в своих интересах внутри об-ва и в интересах своего об-ва в отношениях с другими об-вами. С - отражает содержание и характер взаимосвязей между соц. индивидами, а также результат выполнения ими определённых соц. ролей. С - производное самоорганизации соц. индивидов и выражено в культуре, образе и уровне жизни людей.

СТАНДАРТ ЖИЗНЕННЫЙ -то, какими жизненными благами располагают граждане страны, как они распределяются, как добываются различными категориями граждан и как всё это влияет на их образ жизни. Измеряется тем, сколько об-во тратит на человека и какими ресурсами он распоряжается в своих интересах. С.Ж. зависит от характера соц. строя, от природных условий, исторических традиций, от положения среди других стран.

СТАТУС социальный – совокупность признаков, определяющих положение человека в об-ве: место на иерархической лестнице соц. позиций; престижный уровень профессии; размер заработной платы; наличие или отсутствие привилегий; характер привилегий; возможности использования служебного положения; образование и культурный уровень; бытовые условия; доступ к жизненным благам; сфера общения; перспектива улучшения положения и устройства детей. Различают С.С. предписанный, т.е. полученный человеком от рождения (происхождение, возраст и др.), и достигнутый, т.е. приобретённый его собственными усилиями.

СТРАТА – слой в соц. структуре об-ва согласно соц. статуса людей.

СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – дифференциация той или иной совокупности людей на слои в иерархическом ранге; система неравенства. Находит своё выражение в существовании высших и низших слоёв. Её основа и сущность в неравномерном распределении статусов, прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии соц. ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы С.С. разнообразны и многочисленны. Вместе с тем их многообразие м.б. сведено к трём основным, тесно переплетённым формам: экономическая, политическая и профессиональная С.С. Присутствует в любом об-ве в любые времена.

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВА - строение его основных линий. Обычно в структуре современного гос-ва выделяются такие элементы: 1) центральное правительство; 2) местные (территориальные) органы власти; 3) административно-бюрократический аппарат; 4) органы общественного порядка и защиты страны; 5) правящая элита; 6) политические партии и "околоправительственные" организации. Между ними имеет место множество взаимоотношений, образующих многомерную сеть отношений. Они выполняют разнообразные функции и сплетаются в сложную систему. Плюс ко всему, все они и их функции погружены в сферу коммунальности, к-рая сама погружена в среду целого соц. организма.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - комбинация трёх компонентов: мировоззрения, характера и стиля.

СТРУКТУРА социальная – организация соц. объектов и их взаимосвязь между собой и их элементами. В основе С.С. – соц. положение субъектов, общественное разделение труда и его результатов, различие соц. групп и их интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни и др. С.С. образует ядро соц. системы и под/сдерживает устойчивость её воспроизводства.

СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ – 1) производство готовой к потреблению продукции (включая услуги), её распределение и приобретение этой продукции потребителем (включая использование услуг), т.е. производство – распределение - потребление. 2) Деловые клеточки об-ва, отношения собственности. 3) Содержательный (вещественный) и формальный (денежный) аспекты. Первый связан с производством и доведением до потребителя вещей и вещественных услуг. Второй - с деньгами, прибылью, капиталом, банками, ценами, рынком и прочими элементами денежного хозяйства.

СУБКУЛЬТУРА – отличная от господствующей (доминирующей) культуры и дополняющая её культура соц. общности.

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ - отдельно взятые люди и объединения людей, действующие как единое целое. С.С. играют решающую роль в соц. эволюции человечества. В отношении них есть основания предположить, что они эту роль не упустят и в обозримом будущем.

СФЕРА МЕНТАЛИТЕТНАЯ – множество частичных сфер: наука, воспитание и образование молодежи, литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, телевидение, идеологическая сфера. Цель С.М. - сделать людей способными жить в их об-ве и сохранять его своей жизнедеятельностью как единое целое, а также сделать людей лучше управляемыми и манипулируемыми; постоянно действующий компонент соц. организации. Отсюда и функции С.М.: 1)разработка, хранение и внедрение в головы людей определённого мировоззрения и определённой системы ценностей; 2) вовлечение людей в определённые действия, касающихся сознания их, принуждение к этим действиям; 3) контроль над мыслями и чувствами людей и организация их на такой контроль в отношении друг друга.

ТЕОРИИ СТРАТИФИКАЦИИ – теории, рассматривающие соц. структуру об-ва как многомерную систему, в к-рой наряду с классами и отношениями собственности важное место занимает статус и власть.

ТЕСТ – метод, техника изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, к-рые не поддаются непосредственному наблюдению.

ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - совокупность специальных приёмов, конкретных познавательных операций, представляющих тот или иной метод сбора соц. информации. Техника включает в себя и обработку, и анализ информации (например, изучение соц. положения индивидов с помощью анкетного вопроса).

ТЕХНОКРАТИЯ - возникшее на Западе в 20-е годы прошлого века социологическое учение. Основателями его явились американские экономисты Г. Скотт и Т. Веблен. Основная идея Т. – установление политической власти техническими специалистами, к-рые должны управлять об-вом не на основе частных интересов каких – то общественных групп (классов, слоёв), а на основе научно-технических знаний и в интересах всего об-ва. Известными фигурами этого направления являются Дж.- К. Гэлбрайт, Д. Белл и др. Первый из них ввёл понятие «техноструктуры», т.е. иерархии технических специалистов, к-рая не только играет решающую роль в управлении производством, но и принимает все более активное участие в принятии политических решений. В том же направлении идёт концепция «нового класса» Д. Белла.

ТИП ОБЩЕСТВА – различение обществ с точки зрения типа их соц. организации. Напр., на такие, в к-рых доминирует государственность (дореволюционная Россия), такие, в к-рых доминирует экономика (США), и такие, в к-рых доминирует идеология (Иран).

ТОТАЛИТАРИЗМ ДЕНЕЖНЫЙ – 1)финансовая система об-ва, средство его управления, система власти над ним, и всем остальным человейником. Включает в себя два рода учреждений и предприятий: а) банки и другие финансовые предприятия (сберкассы, страховые компании, кредитные учреждения и т.д.), а также крупные фирмы и концерны, обладающие большими суммами денег и выполняющие функции, аналогичные отдельным функциям банков; б) гос. финансовые учреждения. 2) Превращение денег из формы (средства) соц. отношений людей в самодовлеющую сущность, сделав людей средством для своего бытия. Высшая функция Т.Д. - власть над экономикой и над человечеством вообще.

«ТРЕТЬЯ СИЛА» - коммунальные отношения. Они находят своё выражение в государственном аппарате, в отношениях всех слоёв об-ва с этим аппаратом, в средствах поддержания общественного порядка (полиция, суды и т.д.), в армии и т.д.

ТРУД – физические и умственные усилия, направленные на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей; Ценность Т. есть социальная ценность, т.е. труд ценится не по его затратам, а по социальной позиции трудящегося.

УПРАВЛЕНИЕ – деятельность управляющих органов; реализация власти. Стадии этого процесса: выбор целей, прогнозирование, планирование, сбор, анализ и использование информации, принятие и исполнение решений, организационная работа, контроль, оценка эффективности управления. Возможно при наличии двух условий: обособление функций У. в виде функций особых профессионалов в этом деле, с одной стороны и образования различного рода вне профессиональных управленческих организаций и учреждений, с другой. Так, управление об-вом как целым входит в задачу гос-ва и включает в себя все виды правовой организации об-ва (соц. объекта) и его составляющих. Специфическими средствами этого являются законодательство и принудительный аппарат исполнения законов, денежный тоталитаризм, страх, интересы и др.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ – мера и степень удовлетворения материальных потребностей людей: реальные доходы населения и минимальный потребительский бюджет семьи. У.Ж. может быть измерен либо вектором потребностей, удовлетворяемых средним членом об-ва в данный момент времени. Либо, менее точно, величиной средней реальной заработной платы. Причём, свой У.Ж. люди определяют не по тому, что есть в изобилии, а по тому, что есть дефицит.

ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНЫЙ наблюдаемые аспекты общественной жизни, т. е. то, что, находится в конкретном проявлении и доступно реальному наблюдению и исследованию социологическими методами.

ФУНКЦИЯ – согласно функционализму, вклад элемента системы в поддержание существования системы; роль, к-рую выполняет элемент системы в её организации и действии.

ФУТУРОЛОГИЯ – те или иные обоснования перспектив развития человеческого об-ва. В своём содержании Ф. многозначна и противоречива.

ХАРИЗМА – свойства некоторых лиц внушать другим веру в свои сверхъестественные способности.

ЦЕННОСТИ ЖИЗНЕННЫЕ то, что люди считают важным для их жизни. То, что образует цели и мотивы их деятельности. О чём они мечтают и к чему они стремятся, достижение чего образует смысл их жизни. Ц.Ж. подразделяются на фундаментальные, (первичные), и производные (вторичные), индивидуальные и общественные, реальные и символические, естественные и искусственные и др. Напр.: деньги и всё то, что может быть превращено в деньги и принести деньги; власть над другими людьми и слава. Власть над производимыми ценностями и над их распределением есть основа общественной жизни. Власть над распределением точек деятельности есть лишь одно из её средств.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ - особый соц. исторический феномен, несводимый к другим. Его аспекты: 1) определённое множество человеческих объединений, живущее совместной исторической жизнью и являющееся творцом и носителем цивилизации; 2) определённые результаты их совместной жизнедеятельности. Они воплощаются в системе власти, хозяйстве, верованиях, культуре, характере человеческого материала и образе жизни населения объединений; 3) превращение этих результатов, упомянутых выше, в основной фактор дальнейшей совместной жизни и эволюции этих человеческих объединений; 4) условия возникновения, эволюция и границы цивилизации. Ц. – есть мир, основными элементами к-рых являются человейники типа обществ. В отличие от них Ц. в целом не имеет устойчивой соц. структуры.

ШАНСЫ ЖИЗНЕННЫЕ – шансы соц. индивида на обладание частью социокультурных благ. Распределение этих благ обычно несимметрично и может отражать соц. - классовые различия в доступе к соц. благам.

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – необратимый, неотвратимый и неконтролируемый процесс его изменений в направлении от существующего к возникающему. Имеются два пути Э.Ч. 1) Предоставление молодёжи всей совокупности культуры, ознакомление её со всеми жизненными возможностями, отсутствие препятствий естественному отбору. 2) Установление жесткой системы воспитания, регламентация и направленность потребления культуры, систематическое осуществление искусственного отбора. Первый путь преобладает на Западе, второй – у нас. На деле же и там и там идёт борьба за существование и естественный отбор. Но выживает и побеждает в этой борьбе другой тип индивида, более приспособленный к соц. условиям.

ЭКОНОМИКА – производство (включая добычу и сбор) и распределение предметов потребления (вещественных благ) и услуг; форма хозяйствования; совокупность деловых клеточек об-ва. Их задача (функция) заключается в производстве и распределении материальных благ, совместно с системой учреждений, управляющих этой совокупностью. Э. имеет два аспекта: содержательный или вещественный, т. е. всё, что связано с производством и доведением до потребителя вещей и вещественных услуг, и формальный или денежный, т.е. то, что связано с деньгами, прибылью, капиталом, банками, ценами, рынком и прочими элементами денежного хозяйства

ЭЛИТА – сплочённая группа людей, занимающих высшие позиции в определённой сфере об-ва (политика, экономика и т.д.) и способная оказывать целенаправленное влияние на эти сферы. Комплектуется по принципам соц. отбора. В неё попадают те, кто на то имеет наилучшие возможности, кто способен использовать свой соц. статус, способности, образование, связи и другие обстоятельства для карьеры, успеха, обогащения, славы. Причём без учёта интеллектуального и творческого уровня представителей Э.

ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ – способность системы упорядочивать внутренние отношения, создавая характеристики, отсутствующие на уровне элементов и связей (структуры).

ЭМПИРИЗМ -доктрина, основанная на предположении о том, что единственным источником знания является опыт; принцип позитивистского понимания социологии как науки об об-ве, основанной на конкретных, объективных данных опыта и способствующей рациональному управлению соц. процессами.

ЭНДОГАМИЯ – соц. правила, санкционирующие или предписывающие брак лишь в пределах определённой группы, основанной на родственной, родовой, классовой или религиозной принадлежности.

ЭНТРОПИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – 1) мера отклонения соц. системы или её звеньев от нормального состояния. Э.С. обнаруживается в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы. 2) мера неопределённости ситуации.

ЭРОЗИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - процесс расшатывания и размывания сложившихся в об-ве организационных структур, соц. отношений и связей, норм поведения, ценностей, форм жизнедеятельности. Э. С. происходит под воздействием различных деформирующих факторов.

ЭТНОС – имеющая самоназвание (этноним) общность людей, связанных мифом об общих предках, общей исторической памятью, особой культурой, связью с конкретным «родным краем», а также чувством солидарности.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛАСТИ – способность и возможность власти решать текущие и потенциальные проблемы большого исторического масштаба и повседневной жизни граждан об-ва.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ – удовлетворение основных потребностей граждан. Им гарантированы оплачиваемые работа и отпуск, оплата времени болезней, бесплатное медицинское обслуживание, пенсия по старости и инвалидности, жильё, детские сады, образование, обучение профессиям и другие жизненно важные потребности. Этот уровень тем выше, чем выше их соц. позиции и является высоким для средних и высших слоёв населения.

ЯЗЫК – вещный (материальный) способ существования человеческого сознания, изобретённый людьми, средство познания окружающего их мира, включая их самих и их жизнедеятельность, знаковое средство фиксирования приобретаемых людьми знаний, их хранения и передачи новым поколениям, средство использования людьми приобретённых знаний для получения новых знаний и в практической деятельности. В этом проявляется социальная сущность языка.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 304 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.031 с)...