Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Церковной проповеди



С содержанием проповеди тесно связаны ее внутренний характер, или дух проповеди. Но все же дух проповеди в некоторой степени можно отличить от содержания. Мы знаем, что одно и то же слово, одно и то же содержание может быть предложено или сказано неодинаково - в разном духе, с разным отношением к слушателю (в гневе, с любовью, с презрением и т.п.).

Православная проповедь есть продолжение благовествования апостольского, сообщение слушателям истин Откровения, истин Слова Божия. Поэтому и дух проповеди должен быть одинаковым с духом Слова Божия.

Но само Священное Писание есть, прежде всего, книга церковная, и никогда нельзя противополагать Священное Писание Церкви. Священное Писание и Церковь в ее установлениях проникнуты одним духом.

Священное Писание - Слово Божие отличается от всех других книг, от всех слов человеческих. Оно проникнуто особою божественной силой, оно божественно.

Но этот единый дух, или характер слова Божия, имеет многоразличные проявления. Обычно различают духовность, истинность, святость, спасительность, благодатность и другие свойства Слова Божия.

Такими же свойствами должна обладать и церковная проповедь: она должна оказывать подобное действие.

«Дух животворит, плоть не пользует нимало Слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63).

В Священном Писании дух часто противополагается плоти, духовное понимание – плотскому, духовность – душевности.

Учение Слова Божия о духе и духовности находится в полном соответствии с понятием о Боге как духе и с духовной природой самого человека.

Плоть с ее страстями и похотями часто бывает источником греха – весь человек делается плотским. «Духовный же человек, живущий по духу, побеждает грех».

Проповедь должна быть духовной, соответствующей духовной сущности человека.

Слово Божие как исходящее от Бога есть истинно. Господь Иисус Христос часто предварял свои речения словами: «Истинно, истинно говорю вам»... Он Сам был «полон благодати и истины» (Ин. 1:14). И апостолы свидетельствовали о Господе Иисусе Христе и истине – об истине нашего спасения в Нем.

И церковная проповедь, свидетельствующая об истине нашего спасения, должна быть истинной.

А истина не только просвещает, она освобождает (Ин. 8,32), освобождает от власти ложных взглядов, предрассудков и даже от греха.

Проповедник должен свидетельствовать об истине во всем содержании своего слова и в своей жизни.

Слово Божие свято, потому что исходит от Святого Бога, оно чисто. («Словеса Господни – словеса чиста»), оно не только призывает к святости, но сообщает чистоту и святость тому, кто их принимает.

Святость и чистота всех выражений, примеров и намерений должны проникать и церковную проповедь.

Слово Божие спасительно, ибо все, что исходит от Бога, имеет целью спасение человека.

Та же спасительность должна проникать и проповедь, которая не имеет другой цели, кроме пользы – спасение слушающих.

«Слово Божие живо и действенно» (Евр. 4:12), ему присуща особая благодатная сила, особая энергия, действующая на его слушателя.

Эта благодатность и сила в гомилетике получила название «помазанности».

«Помазание» – термин Священного Писания (1 Ин. 2:20,27), обозначающий присутствие в человеке благодати Божией.

Проповедник должен стремиться привлечь благодать Божию на свою проповедь, чтобы она была сильна и оказывала действие на слушателей, подобное действию Слова Божия. Привлечь благодать Божию – означает молиться, читать и изучать Священное Писание, говорить языком его.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 260 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...