Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Догматические истины непосредственно связаны с нравственными нормами, правилами христианской жизни.
«Нравственность есть отношение человека к человеку и обществу».[32] Нравственность есть деятельность или поведение человека, определяемая его отношением к силе высшего Добра и высшего Блага.[33] Догматы, определяя веру и религиозные убеждения христианина, переходят в нормы поведения, когда христианин живет по своей вере и по своим убеждениям. Одно (вера), таким образом, переходит в другое, и это другое (поведение) усиливает и укрепляет первое (веру).
Для живой души христианина должны быть близки и понятны не только нормы поведения и основы веры, но и эта связь и важнейшая обусловленность их в каждом отдельном случае. Так, например, болезни, лишения, невзгоды предносятся нравственному сознанию человека как очищение или испытания ради того, чтобы приблизиться к Богу и Царству Небесному. Путеводителем здесь является вера во Христа, понесшего за нас крестную смерть и давшего в Своем Лице образ страдания.
Добродетель свое основание имеет в вере в Бога и, усиливаясь через эту веру, приобретает реальную жизненную силу. У христианина нет и быть не может ни одного поступка, не окрашенного аксиологически, и не соотносящегося с нормами христианского поведения. Вот почему и церковная проповедь, ставящая своей общей задачей спасение верующих, всегда содержала и будет содержать в себе как нравственные, так и вероучительные элементы. Не может быть проповеди, в которой не было бы нравственного назидания (всякий догмат, уча, назидает), вывода или приложения.[34]
В нравоучительной проповеди сегодняшнего дня особенно необходимо вскрывать самое существо и дух христианского образа жизни, устанавливать христианскую точку зрения на все поступки и события из жизни паствы, которые затронуты в данной проповеди.
Наивысшего расцвета нравоучительная проповедь достигла в IV веке. К выдающимся представителям этого гомилетического направления следует отнести святителя Василия Великого. Его главная нравоучительная идея: человек является в мир ни добрым, ни злым от природы, но становится тем или другим по своей собственной воле. Вторая его мысль: нравственность христианина состоит в благочестивой направленности его души и настроенности сердца, в стремлении к внутреннему духовному самоусовершенствованию.[35]
Амплитуда христианского нравственного императива зависит от того, на кого он направлен: на «младенцев» или на «взрослых» по вере. Поскольку в наших храмах преобладают «младенцы», следовательно, и учить их надо минимальному, элементарному: не столько говорить о борьбе с помыслами, сколько о борьбе с грубыми телесными страстями (чревоугодие, похоть и т.д.).
Единство составных частей церковного учения неизбежно определяет единство и в формировании психики, и мировоззрения верующих, сообщяет им тот единый христианский дух, в котором вера созидает любовь, надежду и преданность воле Божией.
По какому методу излагать христианское учение о добродетели? Основным является метод психологической и, если можно так выразиться, образной наглядности.
Нравственные истины хорошо воспринимаются, когда о них не столько говорят, сколько их показывают, живописуют, создавая у слушателей духовные ощущения, внутренние переживания (психологическая наглядность).
Эти переживания надо закрепить, связывая их с каким-либо образом из истории Церкви, из житий святых, из среды благочестивых и чтимых людей, с примером того, как воплощаются в жизнь нравственные добродетели (образная наглядность).
Эти образы, приковывая к себе внимание слушателя, облегчают усвоение изображаемой ними нравственной идеи или одухотворяющей их мысли.
Мало указать в проповеди на нравственные недостатки слушателей, недостаточно нарисовать для них образ добродетельного человека, надо ободрить и вдохновить их дополнительным указанием конкретных средств и путей к стяжанию добродетели. При раскрытии, например, мысли о необходимости молитвы, нужно указать и на то, как должно молиться. Все это требует от проповедника большой опытности в духовной жизни и хорошего знания своей паствы.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 606 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!