![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Догмат (греч. δογμα) – учение, установленное мнение, основное положение вероучения, являющееся непреложной истиной и обязательное для принятия и изучения всеми верующими.[29] Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: «Пусть кто-либо будет скуден в слове и состав его речи прост и не искусен, но он не должен быть невеждою в познании и верном разумении догматов».[30]
Значение христианского учения и вера в истинность догматов являются основой мировоззрения, религиозной жизни и практической деятельности каждого члена Церкви.
Догматические истины (о Боге, о Храме, об искуплении, о Церкви, о будущей жизни и пр.) изложены как в Священном Писании, так и в курсах, и системах богословия.
Храм – школа благочестия, а не школа богословствования. Поэтому догматические истины, например, о Боге, нужно предлагать в храме исходя непосредственно из учения Священного Писания, в котором это учение представлено как благая весть о живом Боге и Его участии в судьбах человека.
«Я – Бог Авраама и Исаака, отца твоего» (Быт. 28:13) – сказал Бог Иакову, явившись ему в ночном видении.
«Оказывая благодеяния твоим предкам и отцу твоему, Я окажу их и тебе», – как бы так говорит Господь любимому рабу Своему.
С теми же словами обратился Бог к Моисею, явившись ему в купине (Исх. 3:6).
«Блажен ты, Израиль, – говорит Моисей, – кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя и меч славы твоей» (Втор. 33:29).
Еще более полное, живое, благостное и во многом новое учение о Боге дано в Новом Завете. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8) – учит нас апостол Иоанн Богослов. Эта любовь, как и все в Божестве, безгранична, и простирается до предания на смерть Сына Божия ради спасения людей и их вечной жизни (Ин. 3,16).[31]
В трогательных, наглядных и утешительных словах излагается в Новом Завете учение о боговоплощении и спасении людей посредством крестный страданий, смерти, воскресения Господа Иисуса Христа. Тайна нашего спасения раскрывается здесь в действии, в наглядных картинах и образах, воздействующих на все существо человека: ум, сердце и волю. Так же живо и действенно должно излагаться и догматическое учение в проповеди.
В наше время наиболее актуальным является знание следующих догматических истин: о Боге и боговоплощении, о грехе и покаянии, о Церкви и ее таинствах, о будущей жизни и пр. Излагать их нужно то приурочивая к евангельским и апостольским чтениям, то к конкретным церковным праздникам или периодам (великие праздники, дни Великого поста, и особенно Страстной седмицы, и дням св. Пасхи и др.).
Догматические истины содержат в себе немало таинственного, принимаемого нами на веру. Раскрывая догматическую истину, не следует пытаться изъяснить ее таинственную сторону: догматы – это нормы и основы веры, это пределы для христианской мысли, это, наконец, источник и основа для всей христианской нравственности.
Важнейшее значение догматических истин в жизни христианской требует и особого подхода к раскрытию их. Это раскрытие должно происходить на основе Слова Божия, с указанием значения для живой веры и нравственной жизни христианина.
Образцом правильного и действенного раскрытия догматических истин может служить слово митрополита Филарета в Великую Пятницу «Тако возлюби Бог Мир». Здесь в художественной форме раскрыты истины о Боге, в самом возвышенном, доступном человеческому пониманию изложении («Бог есть любовь и все Его свойства – облачения любви, и все Его действия – проявление любви»), и о спасении мира крестной смертью Его Единородного Сына.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 341 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!