Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Л. В. Пумпянский



Стиховая речь Лермонтова

Впервые: ЛН. М., 1941. Т. 43—44. С. 389—424. Печатается с сокра­щениями.

Лев Васильевич Пумпянский (1891—1940) — историк и теоретик ли­тературы, профессор Ленинградского университета (с 1936 г.); автор мно­гочисленных работ о немецкой литературе, о русской поэзии XVIII в., а также о русской литературе XIX в. (Тургенев, Достоевский, Тютчев и др.). Научные взгляды Пумпянского складывались в тесном общении с М. М. Бахтиным и другими членами так называемого Невельского круж­ка, в 1918—1919 гг. действовавшего в г. Невель Витебской губернии, а в 1922—1923 гг. на время возобновившего свои заседания в Петербурге. Преимущественный интерес к культурно-философской проблематике, ха­рактерный для ранних опытов Пумпянского, сменяется в его работах конца 1920-х — 1930-х гг. напряженными поисками нового историко-ли­тературного подхода. Попытка проследить историческое развитие стилей характерна и для статьи «Стиховая речь Лермонтова», написанной, по всей вероятности, в 1939 г. и полемически отталкивающейся от работ Б. М. Эйхенбаума 1922—1936 гг. (см. примеч. Н. И. Николаева в изд.: Пумпянский Л. В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000. С. 722—725). Первоначально работа назы­валась «Два строя речи в поэзии Лермонтова». По-видимому, заглавие было изменено после обсуждения доклада Пумпянского в Пушкинском доме (краткую запись дискуссии, в которой приняли участие Б. М. Эйхен­баум, В. А. Мануйлов, В. В. Гиппиус, Д. Е. Максимов и Н. В. Измайлов, см. в том же издании — С. 722—723).

Статья была включена в лермонтовский том «Литературного наслед­ства», который должен был выйти в свет в июле 1941 г., к 100-летию со



Комментарии


Комментарии




дня гибели поэта. Начавшаяся война задержала выход книги до весны 1943 г. (см. примеч. И. А. Зайцевой в кн.: Виноградов В. В. Избр. труды. [Т. 6:] Язык и стиль русских писателей. М., 1990. С. 369). Второй том, по­священный Лермонтову (ЛН. Т. 45—46), вышел в 1948 г., когда шла борьба с «космополитизмом». В журнале «Октябрь» была помещена раз­громная рецензия С. В. Иванова, в которой констатировалось, что по мере перелистывания этого фундаментального труда «чувство радости сменяет­ся чувством негодования к "беспачпортным бродягам в человечестве", на­воднившим оба полутома лживыми толкованиями творчества великого русского поэта. В десятках статей охаивается его творчество, начисто от­метается самобытное, национальное начало в его произведениях. Друж­ными усилиями авторов этого труда Лермонтов делается выучеником за­падноевропейских литератур» (Иванов С. Еще раз о комментаторах Лермонтова//Октябрь. 1949. № 5. С. 187). В той же рецензии Пумпян­скому вменялось в вину, что он «договорился до прямой связи знаменито­го лермонтовского произведения "Смерть поэта" с Барбье» (С. 189).

Из других обращений Пумпянского к творчеству Лермонтова следует особо указать на относящийся к 1922 г. раздел о поэте в составе лекцион­ного курса Пумпянского «История новой русской литературы» (впервые опубл.: Пумпянский Л. В. Классическая традиция. С. 599—647), а также на замечания о месте Лермонтова в эволюции русского романа, высказан­ные в работе «Романы Тургенева и роман "Накануне"» (Там же. С. 385— 387).

1 Эйхенбаум Б. М. Ненависть из любви // Ленинградская правда.
1939. 15 окт., № 238 (7426). С. 3.

2 Из стихотворения А. И. Полежаева «Песнь погибающего пловца»
(1828).

3 Семенов Л. П. Лермонтов и Лев Толстой: (К 100-летию со дня рож­
дения Лермонтова). М., 1914.

4 То есть стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу...»
(1836).

5 Реформа французского стиха, произведенная Франсуа Малербом
(ок. 1555—1628), легла в основание классического стиля.

6 Альфонс-Мари-Луи де Ламартин (1790—1869) — французский по­
эт; считался зачинателем романтической лирики во Франции.

7 Эйхенбаум Б. М. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки.
Л., 1924.

8 Из отрывков 10-й главы «Евгения Онегина».

9 Из стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829).

10 Из стихотворения «Пророк» (1826).

11 Выше Пумпянский пояснил, что «неточный» стиль раннего Лер­
монтова был связан в своих истоках с поэзией английского романтизма
XIX в., а также — косвенным образом — со стилем Шекспира и елизаве-
тинцев, потому что «литературное возрождение елизаветинской трагедии,
совершенное главным образом именно романтиками же, повлияло на их
собственный стиль» (ЛН. Т. 43—44. С. 396).

12 Анри-Огюст Барбье (1805—1882) — французский поэт, автор сбор­
ника «Ямбы» (1831), ставшего одним из вершинных явлений француз­
ской политической лирики.


13 Виктор Кузен (1792—1867) — французский литератор, философ и
общественный деятель; автор многочисленных популяризаторских сочи­
нений, прежде всего по истории философии и словесности.

14 Мари де Рабютен-Шанталъ маркиза де Севинъе (1626—1696) —
французская писательница; ее письма, адресованные дочери и друзьям,
считались одним из изящнейших образцов прозы классицизма. *Прин-
цесса де Клев»,
или «Принцесса Клевская» (1678), — роман французской
писательницы Мари-Мадлен де Лафайет (1634—1693).

15 Андре-Мари Шенье (1762—1794) — французский поэт; в период
якобинского террора обратился к жанру стихотворной инвективы (цикл
«Ямбы», опубл. 1819); был казнен за несколько дней до свержения яко­
бинской диктатуры.

16 См. примеч. 9 к статье Михайловского.

17 По предположению Ю. Н. Тынянова, высказанному в 1913 г. и при­
нятому Б. М. Эйхенбаумом в книге 1924 г., одним из источников «Смерти
поэта» явилось послание Жуковского «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушки­
ну» (1814), где упоминалось в числе прочего и о трагической кончине дра­
матурга Владислава Александровича Озерова (1769—1816); сумасшествие
и смерть Озерова многие современники объясняли кознями его литера­
турных врагов и завистников.

18 Отсылка к статье Белинского «Стихотворения М. Лермонтова» (Бе­
линский.
Т. 4. С. 545).

19 Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1956. Т. 9. С. 139.

20 Перси Биши Шелли (1792—1822) — английский поэт-романтик.
Пумпянский имеет в виду группу его стихотворений 1819—1820 гг.: «Об­
лако», «Ода западному ветру», «Жаворонок» и др.

21 ^Евгений Вельский» (1828—1832) — роман в стихах, написанный в
подражание «Евгению Онегину»; без имени автора выходил отдельными
главами в 1828—1832 гг. (см.: Розанов И.Н. Ранние подражания «Евге­
нию Онегину»//Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Л.,
1936. Т. 2. С. 213—239). Принадлежность романа Михаилу Ильичу Вос­
кресенскому (1803—1867), представителю низовой беллетристики, была
установлена лишь в 1972 г. (см.: Турумова К. «Евгений Вельский» и его
автор // ВЛ. 1972. № 8. С. 106—125).

22 Владимир Сергеевич Филимонов (1787—1858) — поэт, прозаик, пе­
реводчик; известен прежде всего как автор поэмы «Дурацкий колпак»
(начата в 1824 г.; публ. 1-й части — 1828 г.), несущей на себе следы влия­
ния пушкинского романа.

23 *Искра» —еженедельный сатирический журнал, издававшийся в
Петербурге (1859—1873) В. С. Курочкиным и Н.А.Степановым. В «Ис­
кре» активно сотрудничал Дмитрий Дмитриевич Минаев (1835—1889),
наиболее известный как автор «перепевов» (см. первый сборник Минаева:
Перепевы. Стихотворения обличительного поэта. СПб., 1859).

24 Из неоконченного «Альбома Онегина» (строфа 7), первоначально
предназначавшегося для 7-й главы романа.

26 Это отмечал Б. В. Нейман в книге «Влияние Пушкина в творчестве Лермонтова» (Киев, 1914), а также Б. М. Эйхенбаум в примечаниях к Полному собранию сочинений Лермонтова (М.; Л., 1936. Т. 2. С. 170).



Комментарии


Комментарии





26 Эйхенбаум писал, что «"Спор" — своего рода лубочный плакат,
изображающий завоевания промышленного века» (Там же. С. 250).

27 См. примеч. Эйхенбаума в том же томе сочинений Лермонтова
(С. 250).

28 В письме к П. Н. Кудрявцеву от 28 июня 1841 г. (Белинский. Т. 12.
С. 57).

29 Имеется в виду ломоносовская «Ода на день восшествия на всерос­
сийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Пет­
ровны 1747 года».

30 Белинский. Т. 12. С. 57.

31 Глеб Иванович Успенский (1843—1902) в 3-м очерке цикла «Крес­
тьянин и крестьянский труд» (1880) разобрал стихотворение «Когда вол­
нуется желтеющая нива...» в сопоставлении с лирикой А. В. Кольцова. По
мнению Успенского, в стихотворении Лермонтова «ради экстренного слу­
чая перемешаны и климаты, и времена года, и все так произвольно вы­
брано, что невольно рождается сомнение в искренности поэта» (Успен­
ский Г. И.
Поли. собр. соч. М.; Л., 1950. Т. 7. С. 38—39).





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 592 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...