Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В. Ф. Ходасевич



Фрагменты о Лермонтове

Впервые: Знамя. 1989. № 3. С. 200—207 (публ. С. Богатыревой). Печатается по: Ходасевич В.Ф. Собр. соч.: В 4 т. М., 1996. Т. 1. С. 438—448. В преамбуле частично использованы примеч. И. П. Ан­дреевой к указанному изданию.

Владислав Фелицианович Ходасевич (1886—1939) — поэт, мемуарист, литературный критик. «Фрагменты о Лермонтове» были написаны в сен­тябре 1914 г., к 100-летнему юбилею поэта. Статья предназначалась для журнала «Северные записки», однако не была напечатана — вероятно, потому, что сам Ходасевич счел ее не вполне завершенной (см.: Ходасе­вич В. Ф. Собр. соч. Т. 1. С. 557). Если не считать газетной заметки «При чем же здесь Лермонтов?», в которой Ходасевич указал на серьезную фактическую ошибку, допущенную Д. И. Абрамовичем, редактором Пол­ного собрания сочинений поэта (Голос Москвы. 1913. 11 апр.), «Фрагмен­ты...» являются единственным развернутым обращением Ходасевича-кри­тика к творчеству Лермонтова — и это далеко не случайно. В том же 1914 г. Ходасевич заметил: «Русских людей можно вполне законно и до­вольно многозначительно делить на поклонников Пушкина и поклонни­ков Лермонтова. Принадлежность к той или другой категории определяет много» (Там же. С. 403). Ему самому был безусловно ближе Пушкин, что не могло не сказаться и в некоторых его отзывах о Лермонтове. 21 февра­ля 1921 г. Ходасевич отметил в записной книжке: «Пушкин — творец ав­тономных миров, теург. Он потому многосмыслен. Лермонтов тенденцио­зен и не теургичен. Из Лермонтова не выжмешь ничего, кроме Лермонтова (который велик, конечно)» (Там же. С. 558). Однако уже в письме к П. Н. Зайцеву от 11 июня 1922 г. он так ответил на вопрос о сво­их любимых поэтах: «Пушкин, которым специально занимался с 1906 го­да, Борат<ынский>, Фет, Блок. Сейчас становится очень близок Лермон­тов, которого я раньше не умел ценить» (Там же. Т. 4. С. 445). В этот период заметно увеличивается и число лермонтовских реминисценций в стихах Ходасевича (см.: Левин Ю. И. Заметки о поэзии Вл. Ходасевича // Wiener slawistischer Almanach. 1986. Bd. 17. S. 54, 62). Об участии Хода­севича в полемике вокруг Лермонтова, которая шла в эмигрантской печа­ти, см. ниже, в примечаниях к статье Адамовича.

1 Имеются в виду гоголевские торжества, проходившие в Москве в
1909 г. по случаю 100-летия со дня рождения писателя.

2 Из поэмы «Демон» (ч. 1, XV).

3 Здесь и ниже — цитаты из стихотворения «Благодарность».

4 Имеются в виду духовные оды Ломоносова «Вечернее размышление
о Божием величестве при случае великого северного сияния» (1743) и
«Утреннее размышление о Божием величестве» (ок. 1747).

5 Из стихотворения Пушкина «То Dawe, Esqr.» (1828).

6 Виктор Григорьевич Тепляков (1805—1842) — поэт, прозаик, архе­
олог, путешественник. Его сборник «Фракийские элегии» вышел в свет в
1836 г. Пушкин отнесся к Теплякову с сочувственным вниманием и по-



Комментарии


Комментарии




местил в 3-м томе журнала «Современник» рецензию на «Фракийские элегии», отметив в качестве главных достоинств Теплякова «блеск и энергию», а в качестве главных недостатков — «напыщенность и однооб­разие» (Пушкин. Т. 12. С. 90).

7 О том, что сборник стихотворений Евдокии Петровны Ростопчиной
(урожд. Сушкова; 1811/1812—1858) был встречен восторженными рецен­
зиями в журналах того времени, Ходасевич писал подробнее в очерке
«Графиня Е. П. Ростопчина» (РМ. 1916. Кн. 1; Ходасевич В.Ф. Собр. соч.
Т. 2. С. 26—27; в этом же издании см. комментарий А. Б. Ранчина, вклю­
чающий библиографические сведения об упомянутых Ходасевичем отзы­
вах, — С. 469).

8 Слегка измененные слова Пимена из «Бориса Годунова» (сцена
«Ночь. Келья в Чудовом монастыре»).

9 Из стихотворения Пушкина «19 октября» (1825).

10 Слова из поэмы «Измаил-Бей» (ч. 2, XVIII).

11 Имеется в виду повесть «Штосе».

12 Заключительная, четвертая, строфа стихотворения «Из альбома
С. Н. Карамзиной» отсутствовала в первой публикации (1841) и в некото­
рых последующих. Говоря о том, что стихотворение написано Лермонто­
вым за год до смерти, т. е. в 1840 г., Ходасевич ориентируется на эдици-
онную практику конца XIX—начала XX в. (см., например, издание под
редакцией П. А. Висковатого, т. 1). В современных изданиях предлагает­
ся более широкая датировка — с 1839 по начало 1841 г., мотивированная
временем общения Лермонтова с семейством Карамзиных (см.: ЛЭ.
С. 182).

13 Ипполит Федорович Богданович (1743/1744—1803) — поэт, перевод­
чик, автор знаменитой в свое время поэмы «Душенька» (1783). Литера­
турный портрет Богдановича как прирожденного «идиллика», склонного
к уединению и «умершего так же тихо, как жил», был дан Ходасевичем
во вступительной заметке к изданию «Душеньки» в серии «Универсаль­
ная библиотека» (М., 1912; ср. также очерк «Богданович», написанный в
1939 г.: Ходасевич В. Ф. Собр. соч. Т. 2. С. 455—460).

14 Из стихотворения «Любовь мертвеца».

15 В этом месте и ниже, в предпоследнем абзаце, угловыми скобками
обозначен незаполненный пробел, оставленный в рукописи Ходасевича,
по-видимому, для цитаты.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 300 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...