![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
М. Ю. Лермонтов Поэт сверхчеловечества
Впервые: РМ. 1909. № 3. С. 1—32 (под заглавием: Поэт сверхчеловечества — Лермонтов). Отрывок из статьи был помещен также в журнале «Весы» (1909. № 1. С. 73—74). Печатается по отдельной брошюре, вышедшей в издательстве «Пантеон»: Мережковский Д. С. М.Ю.Лермонтов. Поэт сверхчеловечества. СПб., 1909. В комментарии частично использованы сведения, приводимые в примечаниях А. С. Немзера к новейшей перепечатке статьи Мережковского (Литературное обозрение. 1989. № 10. С. 20—37).
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865—1941) — прозаик, поэт, критик, публицист, переводчик. Статья о Лермонтове была написана Мережковским в период его увлечения идеей борьбы за общественное и религиозное обновление (1906—1910). В этой статье он не только оспаривает суждения Вл. Соловьева о Лермонтове (см. наст, изд.) и не только ставит под сомнение мысль Достоевского о центральном значении Пушкина для русского сознания, но и подвергает пересмотру свою прежнюю историко-литературную концепцию (ср. его очерк о Пушкине (1896), включенный затем в книгу «Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы» (СПб., 1897)).
Очерк Мережковского, прочитанный им в зале Политехнического музея как публичная лекция, вызвал споры среди членов Религиозно-философского общества (см.: Локс К. Г. Повесть об одном десятилетии // НовоБасманная, 19. М., 1990. С. 460—461). Противоположные оценки вызвала также публикация этой работы. Сочувствующие Мережковскому критики отмечали, что автор приблизился к пониманию «загадки» Лермонтова (Перцов П. «Загадка» Лермонтова//НВр. 15 (28) июля, №11975. С. 3).
Но подавляющее большинство критиков не приняло религиозно-философских рассуждений Мережковского о Лермонтове. Идею о «несмиренности» Лермонтова и «смирении» Пушкина критик «Исторического вестника» назвал бездоказательной, а отрицание действенности поэзии Пушкина сопоставил с антиэстетической позицией Писарева (М. Б. [Лер-нер Н. О.] Д. С. Мережковский. «Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» // ИВ. 1910. Т. 119. № 3. С. 1114—1116). Вл. Кранихфельд назвал Мережковского «словесным эквилибристом». Сопоставив брошюру о Лермонтове с книгой о Гоголе, тот же рецензент нашел множество повторений в этих работах Мережковского, которые «вскрыли убогую скудость его мысли». В этом сопоставлении обнаружилась, по Кранихфельду, и настоящая цель автора: «И Гоголь, и Лермонтов понадобились Мережковскому только для того, чтобы, взобравшись на них, как на кафедру, с высоты ее лишний раз возвестить о наступлении у нас эры религиозного народничества. <...> Фокус вышел настолько грубым, что не вызывает ни смеха, ни даже улыбки. Становится просто стыдно и за неудачного фокусника, и за всех тех, кого он морочит» (Кранихфельд Вл. Литературные отклики: Новые наследники «Переписки» Гоголя//Современный мир. 1909. №8. С. 104—118). К. Чуковский отметил, что творчество Лермонтова используется Мережковским как маска и что она, «как и другие, понадобилась ему исключительно для того, чтобы из-за этой маски выкрикнуть несколько своих заветнейших слов». «Страшная произвольность» того, что пишет Мережковский, вызвала у автора не смех, а «ненависть» (Чуковский К. И. Мережковский и Лермонтов: Заметки читателя //Речь. 1909. 25 янв. (7 февр.), № 24. С. 2—3). С критикой концепции Мережковского выступили также Ю. И. Айхенвальд (Слово. 1909. 20 апр. (3 мая), № 771. С. 2—3; заметка многократно перепечатывалась в качестве приложения к статье Айхенвальда о Лермонтове в составе его книги «Силуэты русских писателей») и П. Н. Сакулин (см.: Сакулин П.Н. Земля и небо в поэзии Лермонтова//Венок М. Ю. Лермонтову. М.; Пг., 1914. С. 11—13).
Идею Мережковского о метафизической природе поэзии Лермонтова приняли и развили В. Розанов и Д. Андреев. Современные исследователи отмечают, что Мережковскому удалось очертить многие проблемы творчества Лермонтова, которые оставались актуальными для научного лер-монтоведения и в последующие годы (см.: У сок И.Е. «Ночное светило русской поэзии»: (Мережковский о Лермонтове)//Д. С. Мережковский: Мысль и слово. М., 1999. С. 258—273).
1 П. А. Висковатый приводит рассказ графини С. М. Соллогуб (урожд.
Виельгорская; 1820—1878) о том, что глаза Лермонтова имели такое маг
нетическое влияние, что «невольно приходилось обращаться в ту сторону,
откуда глядели они на вас» (Висковатый. С. 326—327).
2 Из стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную...», 1839).
3 Из стихотворения «Есть речи — значенье...» (1839). Грамматиче
ская неточность была отмечена А. А. Краевским, редактором «Отече
ственных записок», где было напечатано стихотворение. И.И.Панаев
вспоминал, что Лермонтов пытался исправить строку, но решил печатать
«как есть» (Л. в восп. С. 307—308).
4 Из поэмы «Мцыри» (строфа 11).
5 Из стихотворения Пушкина «Туча» (1835).
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 261 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!