Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Лермонтов
Впервые: НВр. 1890. 16 (28) янв., № 4987. С. 2; 17 (29) янв., № 4988. С. 3. Одновременно вышел отдельный оттиск: Андреевский С. А. Лермонтов: Характеристика. Чтение 16 декабря 1889 в Русском литературном обществе. СПб., 1890. Печатается по: Андреев-скийС.А. Литературные очерки. 4-е изд. СПб., 1913. С. 173—200.
Сергей Аркадьевич Андреевский (1847—1918) — поэт, литератор, юрист. Внимание Андреевского как литературного критика было сосредоточено на проблемах «общечеловеческой» психологии и на отношении поэзии к сверхчувственному миру. Решительно отмежевываясь от позитивистски ориентированного литературоведения и «реальной критики», он отрицал связь литературного творчества с историческими, политическими и социально-экономическими условиями эпохи и считал главной задачей критика «найти ключ к душе» писателя (Андреевский С. А. Литературные очерки. С. III).
Этюд о Лермонтове был впервые прочитан Андреевским 16 декабря 1889 г. в качестве публичной лекции в Русском литературном обществе. Последовавшая затем публикация очерка вызвала как восторженные, так
Комментарии
Комментарии
и резко критические отзывы современников. П. Скриба, отметив «талант, вкус, определенность мысли автора», назвал его характеристику Лермонтова «парадоксом». По мнению рецензента, совершенно отрицать влияние исторических условий на Лермонтова и его героев было бы затруднительно. Так, муки Печорина проистекают «не от бесцельности бытия вообще, но и от его собственных поступков», от «совершенно земного» тщеславия, обусловленного законами «среды» (Скриба П. Литература и жизнь: С. А. Андреевский. Литературные чтения // Новости и биржевая газета. 1891. 15 (27) июля, № 74. С. 2—3). Несогласие с выводами Андреевского выразил Н.К.Михайловский: «...странно видеть, что в этюде Г. Андреевского много говорится о разладе разума и чувства в Лермонтове и нет ни слова о третьем элементе духа, о воле, которой поэт придавал такое первенствующее значение» (Михайловский Н. К. О Лермонтове// Михайловский Н. К. Литература и жизнь: (Письма о разных разностях). РПб., 1892. С. 249). «...Не в разладе разума и чувства, — продолжал Михайловский, — состояла беда Лермонтова <...>. Самый этот разлад был следствием того, что первенствующий, по мнению Лермонтова, элемент духа, за отсутствием точки приложения, в нем бездействовал. <...> Если бы его собственная воля имела определенную точку приложения, его разум и чувство не были бы в разладе и он явился бы перед историей во весь свой действительно огромный рост» (С. 251—252). Резко отрицательный отзыв на «Литературные чтения» Андреевского (СПб., 1891) принадлежит литературоведу Н. А. Черняеву (Черняев Н. А. Санктпетербургский подражатель Брандеса//Южный край. 1891. 27янв., №3460. С. 1). Сдержанно отозвался о той же книге П. П. Перцов (Волжский вестник. 1891. 1 февр., №30. С. 3). Однако через несколько лет он же включил очерк Андреевского о Лермонтове в свой сборник «Философские течения русской поэзии» (СПб., 1896; 2-е изд. — СПб., 1899), а еще позже, в 1930-х гг., писал, что статья Андреевского «остается и посейчас одною из лучших характеристик в сравнительно небогатой лермонтовской литературе, несмотря на свою односторонность» (Перцов П. П. Литературные воспоминания: 1890—1902 гг. М.; Л., 1933. С. 194). Очерк Андреевского был высоко оценен также В. В. Розановым (НВр. 1903. 27сент.).
1 См.: Эккерман И. П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни.
М., 1986. С. 235. О влиянии «Фауста» на драму Байрона «Манфред» см.
примеч. 8 к статье Шевырева о «Герое нашего времени».
2 Эрнест Ренан (1823—1892) — французский философ, филолог и ис
торик религии, известен главным образом работами по истории христиан
ства («Жизнь Иисуса», 1863; «История происхождения христианства»,
1862—1863 и др.).
3 См.: СпасовичВ.Д. Байронизм у Пушкина и Лермонтова//Спасо-
вич В. Д. Сочинения. СПб., 1889. Т. 2. С. 401—404 (впервые: BE. 1888.
№ 4). Рассуждая о «метафизическом» элементе в творчестве Лермонтова,
Спасович указывал: «...пользуюсь при этом мыслью, уже высказанною в
одном из литературных кружков моим приятелем и товарищем С. А. Ан
дреевским» (Там же. С. 401).
4 Цитата из письма к М. А. Лопухиной от 2 сентября 1832 г. (VI,
418).
5 Из стихотворения «Что толку жить!.. Без приключений...», частич
но приведенного в письме к М. А. Лопухиной от 28 августа 1832 г. (VI,
415—416).
6 Стихотворением «Ангел» открывается собрание сочинений Лермон
това под редакцией П. А. Ефремова (СПб., 1873. Т. 1), которым, по всей
вероятности, пользовался Андреевский, и многие другие издания.
7 Стихотворение «Не смейся над моей пророческой тоскою...», кото
рое в большинстве современных изданий датируется 1837 г. (по мнению
Э. Г. Герштейн, оно было написано еще раньше, в 1835—1836 гг. — см.:
ЛЭ. С. 337), печаталось среди стихотворений 1841 г. во многих собраниях
сочинений Лермонтова XIX—начала XX в. (см., например, упомянутое
издание под редакцией П. А. Ефремова).
8 Чьи именно суждения имеет в виду Андреевский, выяснить не уда
лось.
9 Из стихотворения «Гляжу на будущность с боязнью...» (1837—1838;
в издании Ефремова, как и во многих других, датировано 1841 г.; поря
док строк отличается от принятого в современных изданиях).
10 Якоб Молешотт (1822—1893) — немецкий физиолог и философ,
представитель вульгарного материализма. Людвиг Бюхнер (1824—1899) —
немецкий врач, естествоиспытатель и философ, представитель вульгарно
го материализма, сторонник социального дарвинизма.
11 Из поэмы «Мцыри» (строфа 10).
12 Оттуда же (строфа 6).
13 Андреевский цитирует «Демона» по изданию Ефремова (Лермон
тов М. Ю. Сочинения: В 2 т. СПб., 1873. Т. 1. С. 33). Ср. примеч. 50 к ста
тье Михайловского.
14 Цитируется «Сцена из Фауста» (1825) Пушкина.
15 Неточная цитата из «Евгения Онегина» (гл. 4, строфа VII).
16 Из стихотворения «Валерик».
17 То есть в статье «Стихотворения М. Лермонтова» (см. наст. изд.).
Ниже Андреевский ссылается на издание: Белинский В. Г. Сочинения:
В 12 ч. М.: Изд-во К. Солдатенкова и Н. Щепкина, 1859—1862.
18 Артур Шопенгауэр (1788—1860) — немецкий философ-иррациона-
лист. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность
мира определяется им как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к
жизни. «Освобождение» от мира достигается через полный аскетизм,
умерщвление «воли к жизни». Сам Шопенгауэр называл свое учение
«пессимизмом».
19 В изданиях XIX в. (в частности у Ефремова) заключительная строка
стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой...» отличается от текста, при
нятого в современных изданиях (см.: Висковатый. С. 87—88).
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 342 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!