Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Л. ШЕСТОВ



Из книги «Достоевский и Ницше. (Философия трагедии)»

<...> У нас, да и не только у нас, айв Европе (теперь ведь уровень идей во всех странах один и тот же, как уровень воды в сообщающихся сосудах) давно уже художественное творче­ство принято считать бессознательным душевным процессом. По-видимому, этими взглядами была вызвана к жизни так на­зываемая литературная критика. Художники недостаточно сознательно делают свое дело, нужно, чтоб кто-нибудь их про­верил, объяснил, в сущности — дополнил. Литературные кри­тики сами приблизительно так понимали свою роль и из сил выбивались, чтоб связать как-нибудь свое сознательное мыш­ление с бессознательным творчеством подлежавших их обсуж­дению художественных произведений. Иногда эта задача ока­зывалась гораздо более трудной, чем можно было ожидать. Художественное произведение не вязалось ни с одной из тех всеми признанных идей, без которых решительно немыслимо никакое «сознательное» отношение к жизни. В тех случаях, когда приходилось иметь дело с художником второстепенным или далее бездарным, — критики не задумывались. Отсутствие идеи ставилось на счет недостаточности таланта, даже более того —.приводилось как причина недостаточного дарования, и таким образом как будто бы подтверждалась «вечная» истина, что поэты, сами того не подозревая, должны преследовать те же цели, которые имеют и критики, если только хотят, чтоб их труд не пропадал бесплодно. В конце концов получалось, что поэтическое бессознательное творчество все же служит и должно служить тому же, чему служит и сознательное творче­ство критиков, — и опасный момент проходил благополучно.



Л. ШЕСТОВ


Достоевский и Ницше. (Философия трагедии)




Но бывало и так, что критику попадалось в руки произведе­ние значительного художника, звезды первой величины. Кри­тик заранее расположен к автору и готов предъявить к нему самые снисходительные требования. Он простит ему отсутствие политического идеала — хотя бы ему очень хотелось найти именно у этого художника поддержку своей партии. Он про­стит ему скрепя сердце и равнодушие к общественным зада­чам, служению которым, по его мнению, должны быть посвя­щены все силы страны. Но он убежден, что найдет в новом произведении, по крайней мере, невольно (бессознательно) высказанные симпатии к вековечным нравственным идеалам. По крайней мере, это, хотя бы только это. Пусть поэт воспевает добро, истину и красоту — если это у него будет, критика поза­ботится обо всем остальном. Но если и того не будет? Если ху­дожник забудет о красоте, посмеется над истиной и пренебре­жет добром? Мне скажут, что этого не бывает. Но я предложу из области отвлеченных разговоров перейти на частный при­мер. Один, конечно, пример. Предисловие — слишком узкие рамки для того, чтобы вместить в себе значительный литера­турный материал. Но надеюсь, что этот пример напомнит тем, которые перестали бояться вспоминать, и многие другие в том же роде.

Я говорю о «Герое нашего времени» Лермонтова. Как извес­тно, Белинский написал об этом романе большую, очень стра­стную и горячую статью, доказывавшую, что Печорин оттого пустился на свои злодейские дела, что не находил в России на­чала прошлого века настоящего приложения своим громадным силам. Я не помню сейчас точно, написана ли эта статья по поводу первого или второго издания «Героя нашего времени» 1, но, так или иначе, сам Лермонтов тоже счел необходимым дать объяснение своему роману, что и сделал в предисловии ко вто­рому изданию его. Предисловие короткое — меньше двух стра­ниц. Но оно несомненно свидетельствует об одном обстоятель­стве: Лермонтов, когда хотел, умел удивительно «сознательно» относиться к своим произведениям и проводить «идеи» не хуже любого критика. В своем предисловии он прямо заявля­ет, что, вопреки распространившимся толкам, в Печорине ав­тор вовсе не изображал и не хотел изображать ни себя самого и даже ни героя вообще, а имел лишь целью представить «поро­ки» нашего времени. Зачем? — спросите вы. И на это есть от­вет. Обществу необходимо прежде всего понять себя, дать себе отчет в своих недостатках. «Будет уже и того, кончает он свое объяснение, что болезнь указана, а как ее излечить — уже Бог


знает». Как видите, Лермонтов в предисловии почти сходится с Белинским. Печорин — болезнь, и ужасная болезнь, общества. Только в его объяснении нет горячности и страсти да обнару­живается одно странное обстоятельство: болезнь общества его крайне интересует, до лечения же ему почти нет, а то и прямо нет никакого дела...

Отчего же у человека, так умевшего открыть и описать бо­лезнь, нет никакого желания лечить ее? И вообще, отчего пре­дисловие так спокойно, хотя и сильно написано?

Ответ на этот вопрос вы найдете в романе: там с первых же страниц вы убедитесь, что если Печорин и болезнь, то это одна из тех болезней, которые автору дороже всякого здоровья. Пе­чорин — больной, но кто же здоровый? Штабс-капитан Максим Максимыч, Грушницкий с его приятелями или, наконец, если брать в расчет женщин, милая княжна Мери или дикарка Бэла? Поставьте только такой вопрос и вы сразу поймете, за­чем написан «Герой нашего времени», а также для чего было потом сочинено предисловие. Печорин изображен в романе по­бедителем. Пред ним все, решительно все остальные действую­щие лица уничтожаются. Нет даже, как в пушкинском «Оне­гине», Татьяны, которая хотя бы раз за все время напомнила герою, что на свете существует нечто более священное, нежели его, Печорина, воля, что есть долг, идея или что-нибудь в та­ком роде. На пути своем Печорин встречает силу и хитрость, но и ту и другую побеждает умом и непреклонностью своего характера. Попробуйте судить Печорина; у него нет никаких недостатков, кроме одного — жестокости. Он смел, благороден, умен, глубок, образован, красив, даже богат (и это — достоин­ство!), а что касается жестокости, то он, хотя и знает за собою этот порок и говорит о нем часто, но, увы! — когда столь высо­коодаренный человек и проявляет какой-нибудь недостаток, этот недостаток ему к лицу, более того — начинает сам по себе казаться качеством, и прекрасным качеством. Сам Печорин по поводу своей жестокости сравнивает себя с роком! Да и что с того, если куча разной мелюзги становится жертвой великого человека?! «Главное, чтобы болезнь была указана, а как лечить ее — Бог знает». Эта маленькая ложь, заключающая собою ко­роткое предисловие к длинному роману, чрезвычайно харак­терна. Вы ее не у одного Лермонтова найдете. Почти у всякого большого поэта, не исключая и Пушкина, от времени до време­ни, когда описание «болезни» становится слишком соблазни­тельным, она наскоро, между делом выбрасывается читателю, как дань, от которой не свободны и привилегированнейшие



Л. ШЕСТОВ


Достоевский и Ницше. (Философия трагедии)




умы. И у Пушкина то же: вспомните его самозванцев, сказку Пугачева об орле и вороне и ответ Гринева. Там, где критики отмечают болезнь, «бессознательное» творчество тоже видит своего рода ненормальность, нечто такое, что имеет свои страшные и загадочные стороны. Но критика ничего, кроме болезни, не видит и спешит quand meme* изыскивать способ лечения. Художник же об этом не думает и только для прили­чия смягчает свое суждение общепринятой фразой... Из всего этого следует, что если уже употреблять выражение «бессозна­тельное творчество», то его следует отнести не к художникам, а именно к критикам, всегда стремившимся пристегнуть к изображаемым в поэтических произведениях жизненным собы­тиям какие-нибудь готовые, на веру принятые идеи. У худож­ников не было «идей», это — правда. Но в этом и сказывалась их глубина — и задача искусства отнюдь не в том, чтоб поко­риться регламентации и нормировке, придумываемым на тех или иных основаниях разными людьми, а в том, чтобы порвать цепи, тяготеющие над рвущимся к свободе человеческим умом. «Печорины — болезнь, а как ее излечить, знает лишь один Бог». Перемените только форму и под этими словами вы найде­те самую задушевную и глубокую мысль Лермонтова: как бы ни было трудно с Печориными — он не отдаст их в жертву се­редине, норме. Критик точно хочет лечить. Он верит или обя­зан верить в современные идеи — в будущее счастье человече­ства, в мир на земле, в монизм, в необходимость уничтожения всех орлов, питающихся живым мясом, выражаясь языком Пугачева, ради сохранения воронья, живущего падалью2. Орлы и орлиная жизнь, это — «ненормальность»...

Ненормальность! Вот страшное слово, которым люди науки пугали и до сих пор продолжают пугать всякого, кто еще не отказался от умирающей надежды найти в мире что-нибудь иное, кроме статистики и «железной необходимости»! Всякий, кто пытается взглянуть на жизнь иначе, нежели э^ого требует современное мировоззрение, может и должен ждать, что его зачислят в ненормальные люди. <...> Но «прошлого не вер­нешь». Корабли сожжены, все пути назад заказаны — нужно идти вперед к неизвестному и вечно страшному будущему. И человек идет, почти уже не справляясь о том, что его ждет. Ставшие недоступными ему мечты молодости начинают ка­заться ему лживыми, обманчивыми, противоестественными. С ненавистью и ожесточением он вырывает из себя все, во что


когда-то верил, что когда-то любил. Он пытается рассказать людям о своих новых надеждах, но все глядят на него с ужасом и недоумением. В его измученном тревожными думами лице, в его воспаленных, горящих незнакомым светом глазах люди хотят видеть признаки безумия, чтобы приобресть право от­речься от него. Они зовут на помощь весь свой идеализм и свои испытанные теории познания, которые так долго давали им возможность спокойно жить среди загадочной таинственности происходящих на их глазах ужасов. Ведь помог же идеализм забыть многое, неужели его сила и очарование исчезли и он должен будет уступить пред натиском нового врага? И с раз­дражением, смешанным с плохо скрытою тревогой, они повто­ряют старый вопрос: да кто же, наконец, такие все эти Досто­евские и Ницше, что говорят как власть имеющие? И чему они нас учат?..

Но они ничему нас не «учат». Нет большего заблуждения, чем распространенное в русской публике мнение, что писатель существует для читателя. Наоборот — читатель существует для писателя. Достоевский и Ницше говорят не затем, чтобы рас­пространить среди людей свои убеждения и просветить ближ­них. Они сами ищут света, они не верят себе, что то, что им кажется светом, есть точно свет, а не обманчивый блуждаю­щий огонек или, хуже того, — галлюцинация их расстроенного воображения. Они зовут к себе читателя как свидетеля, они от него хотят получить право думать по-своему, надеяться — пра­во существовать. <...>


во что бы то ни стало (фр.).Сост.


О теургии




А. БЕЛЫЙ





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 317 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...