Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

РбшенаРОГЩПГП дняцрнцд^ЛРн'цнпрНи.п и Jl І



именно широту и глубину постановки «великих вопросов» и счи­тал, что признаком действительно великого писателя является именно то, что он отражает существенные противоречия своей эпохи.

Понятно, однако, что, поставив общенародную пдобдему. художник может разрешить ее, если он исходит из реакционного мировоззрения, в таком плане, который окажется враждебным н'ароду. Поэтому необходимо отметить второе условие народно-




Сб. «Ленин о литературе», Гослитиздат, М., 1960, стр. 660.


ста: то. чтп *уїїпж*ток г>гярти;н*т тшгтявленную проблему в инте- Р?СЙЙ Hflp."^ _£>тг. значит, что собранный им жизненный мате­риал настолько богат, образы настолько содержательны, что они дают все основания сделать выводы, которые освещают поставленные >в художественном произведении вопросы в инте­ресах аарода, т. е. помогают ему в его борьбе за улучшение жизни.

Непосредственно художник в прошлом мог и не выражать мыслей, которые явились бы прямолинейным отражением инте­ресов народа. Важно, чтобы его богатое знание жизни, его чест­ность в изображении ее, чуткость, с которой он улавливает на­болевшие в самой жизни вопросы, чтобы все это, собранное в его произведении, могло привести к правильным выводам, хотя бы сам писатель этого и не сделал. Поэтому мы иногда гово­рим о народности безотносительно ко взглядам самого автора. «Гоголь,— писал Добролюбов,— очень близко подошел к на­родной точке зрения, но подошел бессознательно, просто худож­нической ощупью. Когда же ему растолковали, что теперь ему надо идти дальше и уже все вопросы жизни пересмотреть с той же народной точки зрения, оставивши всякою абстракцию и всякие предрассудки... тогда Гоголь сам испугался: народность представилась ему бездной, от которой надобно отбежать по­скорее...» '.

Примером произведения, в котором общенародная значи­мость поставленных в нем проблем сочетается со вторым необ­ходимым условием народности — с освещением этих проблем в интересах народа, служит «Евгений Онегин» Пушкина.

Пушкин показывает в нем тот кризис, в который уже всту­пало дворянство в преддверии николаевской реакции. Талант­ливые, сильные, обаятельные по своим нравственным качествам русские люди — Татьяна, Онегин, Ленский — не могут нор­мально жить и развиваться в этой общественной среде. Онегин живет «без цели, без трудов», убивает на поединке друга, «в напрасной скуке» тратит «судьбой отсчитанные дни». Татьяна лишена возможности проявить сколько-нибудь полно свой бо­гатый характер, она навсегда замкнута в узком кругу семейной жизни. Ленский погибает, но, если бы он и остался жить, его ждала бы, вернее всего, духовная гибель.

Таким образом, роман ставил перед читателями важнейшие проблемы эпохи, раскрывая их на широком фоне русского быта, русской природы.

Говоря о народности искусства, Ленин отмечал, что оно ^должно бытьмТГОПЯТн^^^]ад£й^_^^.этом^—еще одйгГТУЩествен-^ признак народности. Поскольку произведение, которое мы

1 Н. А. Добролюбов, Собрание сочинений в 6 томах, т. II, Гослит­издат, М., 1950, стр. 324—325.


вправе назвать народным, говорит о проблемах общенародной значимости, постольку оно не может не затронуть такие пласты жизни, которые связаны с общенародным опытом, могут быть им усвоены. А отсюда необходимо вытекает его доступ- нj^c_tь массам, демократичности ргп формы.

3 самом деле, оогатство человеческой жизни, развернутое в «Войне и мире» или в «Евгении Онегине», настолько велико, что не может не найти отзыва у самых разнообразных и ши­роких слоев читателей, каждый найдет в них отклик своим чув­ствам и мыслям.

Демократичность формы искусства состоит в том, что изо­бражаемые им человеческие переживания и события человече­ской жизни близки народному опыту, связаны с такого рода сторонами жизни, которые понятны массам. Антидемократиче­ское, формалистическое искусство рисует такие ограниченные по своему значению жизненные ситуации и переживания, кото­рые далеки от народа, связаны с индивидуалистическим отно­шением к жизни. Формалистические произведения всегда чу­жды народу.

Может показаться, однако, что те черты народности, о кото­рых мы говорили, слишком общи и относятся только к произве­дениям типа романов, рассказывающих о больших событиях, рисующих сложные человеческие характеры. При таком пони­мании народности окажется, в частности, что лирика уже не будет с ней связана, ибо она не изображает сложных жизнен­ных явлений, о которых можно было бы сказать, что они имеют общенародное значение.

Однако непосредственное чувство каждого, кто вспомнит, например, лирику Пушкина, скажет, что и- лирические стихи Пушкина входят в круг тех произведений, которые мы привыкли считать народными, хотя на первый взгляд мы и не улавливаем в них проблем общенародной значимости.

Мы говорили, что народность состоит прежде всего в том, что писатель ставит такие существенные вопросы и так их рас­крывает, что его творчество освещает жизнь в интересах народа, помогает его борьбе за освобождение. Но свобода, которой до­бивается народ, означает прежде всего свободу человека, т. е. создание таких условий, которые обеспечивают расцвет лич­ности, полное и гармоническое раскрытие всех ее возможностей. В условиях закрепощения народа — в эпоху крепостного права или в эпоху капитализма — человек не имеет возможности сколько-нибудь нормально развиваться, он становится, по вы­ражению Маркса, «нечеловеческим человеком» в том смысле, что работа на эксплуататора, помещика или капиталиста обре-.кает его на существование, в котором угасают лучшие его черты. Лишь в эпоху социализма и коммунизма человек может стать


«человеческим человеком», т. е. получает возможность свободно проявить все свои способности.

Искусство, которое ставит себе задачей показать жизнь и прежде всего человека в свете общественных идеалов, тем са­мым как бы борется с жизнью, мешающей настоящему разви­тию этого человека. В этом смысле изображение лучших свойств человека и разоблачение того, что искажает их в неблагоприят­ных жизненных условиях, имеет огромное значение в той борьбе за освобождение человека, которая развертывается на протя­жении всей истории человечества. Поэтому проблема человека является основной проблемой общенародной значимости, непо­средственно затрагивает интересы народных масс, стремящихся к освобождению. Поэтому-то лирика, в центре внимания кото­рой стоит внутренняя жизнь человека, отражающая историче­скую обстановку, которая его окружает, по существу также го­ворит о вопросах общенародной значимости и также может освещать их в интересах народа. Лирика Пушкина народна, ибо она рисует необычайно высокий и благородный облик человека и тем самым способствует духовному росту народа.

Сущность народности, следовательно, в том, что х"удожник изображает человека в_ свете основных вопросов эпохи._Этп дает ему наиболее широкий кругозор, позволяет уловить в че­ловеке наиболее существенные его черты. Говоря об основных условиях народности, мы определяем только те решающие пред­посылки, которые позволяют художнику достигнуть вершин художественности, тот угол зрения, который позволяет ему уви­деть в жизни самое основное. В творчестве же его они прояв­ляются всесторонне, во всем богатстве того жизненного мате­риала, который художник получил возможность включить в свое произведение, благодаря открывшейся перед ним в свете народности перспективе. Поэтому народность выступает и в об­рисовке людей, и в изображении всей жизненной обстановки, которая их окружает, и в передаче особенностей природы, и в языке, отвечающем самому духу языка народа. Важно лишь помнить, что без умения видеть основные противоречия эпохи, без умения жить основными интересами своего народа худож­ник не сможет найти и таких героев, и такую жизненную обста­новку для них, которые создадут для него возможность уловить черты народности во всем их богатстве и своеобразии. И в то же время без понимания тех основных условий, которые лежат в основе народности, мы можем понять ее лишь внешне, т. е. свести ее только к пейзажу, только к языку.

Народность не есть только общеидеологическая устремлен­ность писателя, путь к ней лежит через овладение всеми теми условиями, которые лежат в основе художественности и к ко­торым ведут лишь горячая преданность родине, талант, куль­тура, жизненный опыт, высота эстетических идеалов писателя,


Народность «Евгения Онегина» (так же как и лирики Пушкина)—это и общенародная значимость его проблем, и освещение их в интересах народа, и богатство тех человеческих характеров, в которые он вложил лучшие черты русского народа, и яркость изображения русской природы, и полнозвучность рус­ского языка, и демократичность формы его произведений.

Так художественность переходит в свою высшую форму — в народность, Это обнаруживается в постановке писателем n j> о б де м q б щ е н а о о дн о_й З-ïi а_ч и_м ос т и^ в освеще-н и и их в интерес а. х народа, в ц n n * Г~° ^ " """ и ч е л~о в е к а, с n n с q fi p т ° у m ІтІІ ' ч "І у Y ' r ц о, м у росту

и в де мл к p я тичнпгти формы, о б е с - пе ч и в а ющеи восприятие n n о и з д е rç г н п fi н а-р од ноети м a g І І н и

-Понятно, что как художественность, так и народность не представляют собой какого-то постоянного комплекса призна­ков, которым мы всегда можем измерять данное произведение, чтобы решить, народно оно или нет.

Народность^ как и художественность,— это предел, к кото­рому стремится художник и которого он достигает в той или иной степени, в том или ином отношении. В одном и том же произведении могут быть стороны более художественные и менее художественные (например, у Пушкина в «Капитанской дочке» образ Пугачева несравненно значительнее, чем обраа Екатерины), могут осуществиться одни элементы народности и не проявиться другие ее элементы.

Самая народность в различные исторические эпохи осуще­ствима в разной мере. В XVIII веке, в условиях, когда русское общество еще только вступало на широкий путь культурного и литературного развития, еще немыслимо было появление Пушкина, народность могла проявляться еще'в робких попыт­ках Лукина и лишь к концу века прозвучала с большой силой у Радищева.

В эпоху социализма она получает наиболее благоприятные условия для своего развития, ибо опирается на нового, свобод­ного человека, на возросшую культуру масс и ряд других усло­вий, поскольку уничтожено классовое общество, тормозившее развитие человека. Но достигнуть ее писатель может, лишь удо­влетворив всем требованиям художественности. Социалистиче­ская эпоха дает ему самый благородный материал, самые луч­шие возможности, но требует от него полного напряжения всех его творческих сил, социалистического мировоззрения.

Основой художественного метода советского искусства яв­ляется коммунистическая партийность. Мы говорим об этом подробно в последних главах настоящей книги. Здесь нам важно подчеркнуть, что народность искусства проявляется тем полнее и шире, чем глубже та революционная перспектива,


в свете которой отражает художник окружающую его действи­тельность (естественно — при прочих равных условиях, опреде­ляющих общий художественный уровень его творчества). Реак­ционные тенденции необходимо ограничивают возможности художественного творчества.

Мы дали определение образа как формы отражения жизни, присущей искусству, причем определение это было нами дано в наиболее общей форме. Давая это определение, мы имели в виду указать лишь на основную тенденцию, управляющую ра­ботой художника в любом из периодов исторического развития, охарактеризовать основной закон, управляющий этой работой.

Но этот закон проявляется каждый раз в особой историче­ской обстановке и, следовательно, каждый раз проявляется по-своему.

Сравнивая Рафаэля с Леонардо да Винчи и Тицианом, Маркс и Энгельс указывали на то, что «художественные произведе­ния первого зависели от тогдашнего расцвета Рима, происшед­шего под флорентийским влиянием, произведения Леонардо— от обстановки Флоренции, а затем труды Тициана — от разви­тия Венеции... Рафаэль, как и любой другой художник, был обусловлен достигнутыми до него техническими успехами в ис­кусстве, организацией общества и разделением труда в его местности и, наконец, разделением труда во всех странах, с ко­торыми его местность находилась в сношениях. Удастся ли ин­дивиду вроде Рафаэля развить свой талант,— это целиком за­висит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделе­ния труда и от порожденных им условий просвещения людей» '.

Само собой разумеется, что в пределах каждого периода человеческой истории различные художники резко отличаются друг от друга по их таланту, знанию жизни, идеологии и т. д., но эти различия остаются в пределах данного периода. Но есть в искусстве различия, которые являются более глубокими, они вытекают из различия самих исторических периодов. Ахиллес и Андрей Болконский не похожи друг на друга не потому, что не похожи друг на друга Гомер и Л. Толстой, а потому, что раз­личны те периоды истории человечества, с которыми они свя­заны. Но благодаря тому, что" "у нас имеется общее представ­ление о природе образного отражения жизни и его основных формах, мы»гожем подойти к ним с единой точки зрения.

Понятие художественности (и связанные с ним понятия на­родности и, в наше время, партийности) и есть понятие, которое позволяет нам разобраться в исторических особенностях каж­дого данного произведения искусства, в том, в какой мере в своей исторической обстановке оно смогло осуществить свою образную природу.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 3, стр, 392,


Художественность — это своего рода масштаб, который по­зволяет нам подойти с единым принципом оценки к различным и внешне зачастую совсем несходным явлениям. Основные по­казатели художественности —~не что иное, как реализация в конкретном произведении основных свойств образного отраже­ния жизни: индивидуализированности, обобщенности, эстетиче­ской устремленности, связи его с человеческой жизнью.

Все эти свойства и проявляются каждый раз в зависимости от уровня развития человеческой культуры. А в пределах этих общих условий они зависят уже от индивидуальности писателя: его таланта, культуры, накопленного им жизненного опыта, ми­ровоззрения.

При этом на всех этапах развития человеческого общества, предшествующих социализму, общественные условия ставят препятствия на пути развития искусства. В эпоху античности человек находился в подчинении у природы, поэтому при всем богатстве развития искусства этого периода оно все же ограни­чено мифологизмом. «Всякая мифология,— говорил Маркс,— преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в вообра­жении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы» '.

. В эпоху капитализма человек преодолевает силы природы, но разделение труда ставит неодолимые препятствия перед воз­можностью многостороннего развития человеческой личности. Тем самым и искусство неизбежно ограничивается в своих воз­можностях, ибо в основе его, как мы знаем, лежит изображение человека.

Из этой ограниченности выводит человека лишь коммуни­стическое общество, в котором человек получает беспрепят­ственные возможности всестороннего развития, а тем самым и искусство может достигнуть наибольшего расцвета.

Тот идеал человека, который в прошлом искусство лишь угадывало, к которому стремилось, не находя его в жіизни, в процессе борьбы за коммунистическое общество входит в жизнь и, следовательно, в наибольшей мере становится до­ступен художнику.

И так как искусство, изображая человека, имеет возмож­ность улавливать в историческом общее, то и образы, им со­зданные, получают общечеловеческое значение, не теряя своего исторического содержания.

Понятие художественности и дает нам тот единый принцип оценки произведений искусства в его историческом развитии, руководствуясь которым мы получаем возможность определить их значение и для прошлого и для настоящего.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 12, стр. 737.


Часть вторая

АНАЛИЗ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ПРОИЗВЕДЕНИЯ



Глава первая

ЕДИНСТВО СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ

ТВОРЧЕСТВЕ

D художественном произведении (в рассказе, романе, пьесе) изображаются взаимодействующие между собой люди, слож­ная система событий и пр., образующие собой чрезвычайно сложное целое. Это естественно вытекает из самой природы образного отражения жизни: образ — это прежде всего кон­кретная картина человеческой жизни, объединяющая в себе самые различные ее стороны.

Писатель показывает нам жизнь целостно. Человек не су­ществует в действительности изолированно, он находится в не­прерывном взаимодействии с окружающей обстановкой, людь­ми, природой. Только в связи с ними он и может быть понят. Поэтому изображение человека предполагает изображение той жизненной обстановки, в которой он действует, причем, изобра­жение и индивидуализированное, и обобщенное.

Характер обрисовывается во взаимодействии с другими характерами, следовательно, они должны выступить в произве­дении в той или иной мере разносторонне. Перед нами, таким образом, обнаружится ряд характеров, данных писателю самой жизнью: в них отражается взаимодействие различных классов и социальных групп, классовая борьба, общественные противо­речия и конфликты.

Легко заметить, что в романе Горького «Мать» мы найдем целый ряд персонажей и в каждом из них можем отыскать опре­деленное художественное обобщение. Мы найдем в ряде харак­теров свойства господствующих классов; директор фабрики, жандармский офицер, судьи; мы найдем богатую галерею характеров, типизирующих различные группы рабочего клао са, лагеря революционеров, их различные свойства. Так, семья





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 271 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...