Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел «[Человек, совершающий земной поклон,] ставит колени свои [на землю] прежде рук своих 2 страница



881. Мусаддад — Габдулла бен Дауд — Ибн-Аби-Лайла — Сабет аль-Бананий — Габдур-Рахман бен Аби-Лайла — от отца его; сказал [последний]: «Совершил я [однажды] рядом с Посланником Аллаха (м. е. и б.!) до­полнительную [молитву] («татаууг»). И услышал я, как говорил он: «Прибегаю к [защите] Алла­ха от огня [геенны]! Горе попавшим («ахль») в огонь [геенны]!»

882. Ахмад бен Салих — Габдулла бен Вахб — Йунус — Ибн-Шихаб — Абу-Салама бен Габдур-Рахман; [послед­ний передал,] что Абу-Хурайра сказал: «Встал Посланник Аллаха (м.е.и б.!) на молитву; и встали мы Вхместе с ним. И сказал один араб в молитве: «О мой Аллах! Помилуй меня и Мухаммада! И не по­милуй кроме нас (с нами) никого!» И, когда [произнёс ] Посланник Аллаха (м.е.и 6Л) конечное приветствие, сказал тому арабу: «(Поистине), ты (уж) сильно ограничил» — имея в виду милость Аллаха (да возвеличится и да восславится [имя] Его!»).

883. Зухайр бен Харб — Вакиг — Исра-иль — Абу-Исхак — Муслим — аль-Батыйн — Сагид бен Джубайр — Ибн-Габбас; [последний передал,] что Пророк (м.е.и б.!), [после того], как прочитывал «Восславь имя Господа твоего Превысокого ([саббихисма раббикаль агля])...», говорил: «Пречист [совершен] Ты, о Господь мой Превысокий ([субхана рабийаль агля])...!»

Сказал Абу-Дауд: [вошёл в] противоречие [с другими] Вакиг в этом хадисе; передал его Абу- Вакиг и Шугба — от Абу-Исхака — от Сагида бен Джубайра — от Ибн-Габбаса —относя его к не­му (хадис «маукуф»)

884. Мухаммад бен Мусанна — Мухаммад бен Джагфар — Шугба — Муса бен Аби-Аиша; сказал [последний]: «Один человек совершал [молитвы] на [крыше] (над) своего дома. И, когда читал «...разве не яв­

151

ляется Оный мощным до того, чтобы оживить мёртвых...» ([а лайса залика бикадирин тала ан йухьйийаль маута]), сказал: «Пречист [совершен] Ты ([субханака])!», и заплакал. И спросили его об этом, и сказал он: «Слышал [видел] я это от Посланника Аллаха (м.е.и б.!)».

Сказал Абу-Дауд: Ахмад сказал: удивляет меня в обязательной [молитве] то, что слова молит­вы [просьбы] [говорятся словами, заключенными] в (самом) Коране.

Раздел «Продолжительность [совершения] поясного и земного поклонов»

885. Мусаддад — Халед бен Габдулла — Сагид аль-Джаририй — ас-Сагдий — от отца его, или (от) дяди его; ска­зал [последний]: «Взглянул я искоса на Пророка (м.е.и б.!) во [время совершения] молитвы его; и пребывал он в своём поясном и земном поклонах столько, сколько [требуется] для того, чтобы сказать: «Пречист [совершен] Аллах! И да будет воздана хвала Ему!» ([субханаллахи ва бихам­дихи]) — трижды.

886. Габдуль-Малик бен Марван аль-Ахвазий — Абу-Гамер и Абу-Дауд — Ибн-Аби-Зиэб — Исхак бен Йазид аль-Хузалий — Гаун бен Габдулла — Габдулла бен Масгуд; сказал [последний]: Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Если кто из вас будет совершать поясный поклон, то пусть же скажет три раза: «[субха­на раббийаль газыйм]!» И это — самое малое [от того]. И, если когда будет совершать поклон земной, то пусть же скажет: «Пречист [Совершен] Ты, о Господь мой Превысокий ([субхана ра- бияль-агля]!» — трижды; и то — и это самое малое [от того].

Сказал Абу-Дауд: этот хадис передан с отнесением рассказа текста его к последнему («хадис мурсаль»); и, если когда будет совершать поклон земной, то пусть же скажет: «Пречист [совер­шен] Ты, о Господь мой Превысокий ([субхана рабийаль агля])!» — трижды; и это самое малое [от того].

Сказал Абу-Дауд: этот [хадис] рассказан от имени последнего («мурсаль»): Гаун не [жил] в од­но [время] с Габдуллой.

887. Габдулла бен Мухаммад аз-Зухрий — Суфьйан — Исмаил Ибн-Умаййя; сказал [последний]: «Слышал я, как один араб говорил: слышал я, как Абу-Хурайра говорил: Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Кто будет читать из вас «Клянусь смоковницей, и оливковым деревом...» ([ват-тини ваз-зайту- ни]) — и дочитал до конца её [суры] — «...разве Аллах не есть лучший из решающих [судя­щих]?!» ([а лайсаллаху би-ахкамиль-хакимин]), то пусть скажет: «О да [это так]!» Ия — из сви­детелей тому. И кто будет читать «Нет! Клянусь я Судным днём...» ([ла уксиму бийаумиль-кыйа- ма]) — и [дочитал] до — «...разве Оный не есть мощный до того, чтобы оживить мёртвых...» ([а лайса залика бикаридин гала ан йухьйийаль маута]), то пусть скажет: «О да (несомненно)!» И кто будет читать «Клянусь посылаемыми...» ([валь-мурсаляти]) — и дошёл [до] «...так в какой же рассказ после него [Корана] уверуют [они]...?!» ([фаби-аййи хадисим-багдаху йуэминун]), то пусть скажет: «Уверовали мы в Аллаха». Сказал Исмаил: стал я повторять тому человеку — ара­бу, и смотреть [, надеясь, что] он [выучит всё это]. И сказал: «О сын моего брата [по вере]! Ты думаешь, что я не выучил это?! Поистине, уж совершил я шесть десятков хаджей, и не будет сре­ди них и одного хаджа, в котором бы я не знал [помнил] [сейчас] [даже] [внешний вид] того верблюда, на котором я совершил [тот] хадж».

888. Ахмад бен Салих и Ибн-Рафег — Габдулла бен Ибрахим (бен Гумар) бен Кайсан — Убайй — Вахб бен Ма- энус — Сагид бен Джубайр — Анас бен Малик; сказал [последний]: «Не совершал Я МОЛИТВЫ позади КОГО бы то ни было после Посланник Аллаха (м.е.и б.!), [чья молитва была бы] более схожа с молитвой Посланника Аллаха (м.е.и 6.!), нежели [молитва] этого юноши». Т.е., Гумара бен Габдуль-Газиза. Сказал: «И определили мы [длительность] его поясного поклона десятью повторениями слов восславления (тасбихат) [субхана раббийаль газым]); и его земной поклон — десятью повторе­ниями слов восславления (тасбихат) [субхана раббияль-агля])».

152

Сказал Абу-Дауд: сказал Ахмад бен Салих: сказал я ему: Маэнус или Маэбус? Что касается слов Габдур-Раззака, то [он] говорил «Маэбус»; а что касается того, как запомнил я, то — «Маэнус». И это — слова Ибн-Рафега. Сказал Ахмад, передавая от Сагида — от Джубайра — от Анаса бен Малика.

Раздел «Члены [, которые участвуют в совершении] земного поклона»

889. Мусаддад и Сулейман бен Харб — Хаммад бен Зайд — Гамр бен Динар — Тавус — Ибн-Габбас — от Про­рока (м.е.и 6.1); [Пророк] сказал: «Было велено мне [Аллахом Всевышним]..» Хаммад сказал: «...ве­лел Пророк ваш (м.е.и б.!)... совершать земной поклон [, касаясь земли] семью [частями тела], и не удерживать [от касания земли] ни волосы, ни одежду».

890. Мухаммад бен Касир — Шугба — Гамр бен Динар — Тавус — Ибн-Габбас — Пророк (м.е.и б.!). [Пророк] сказал: «Было велено мне...» И, возможно, сказал: «...велел Пророк ваш (м.е.и б.!) совершать зем­ной поклон семью частями тела...»

891. Кутайба бен Сагид — Бакр, т.е., Ибн-Мудар — Ибн-аль-Хадий — Мухаммад бен Ибрахим — Гамер бен Сагд — аль-Габбас бен Габдуль-Муталлиб; [последний передал,] что он слышал, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) го­ворил: «Когда раб [Аллаха] совершает земной поклон, то совершают с ним земной поклон семь частей [его тела]: лицо его, две ладони, два колена его, и две стопы его».

892. Ахмад бен Ханбаль — Исмаил, т.е., Ибн-Ибрахим — Аййуб — Нафег — Ибн-Гумар — (рассказав [текст] [хадиса] от имени Пророка) [хадис «марфуг»]; сказал: «Поистине, две ладони Совершают земной ПОКЛОН так же, как и совершает земной поклон и лицо; и, если когда кто-либо из вас будет класть своё [лицо] на землю, то пусть положит [и] две руки свои; и, когда поднимет [лицо своё], то пусть поднимет [и] их [руки свои]».

Раздел «О человеке, что поспевает на [совместную молитву] [в то время, когда] имам [пребывает] в земном поклоне: как [ему] поступить»

893. Мухаммад бен Йахья бен Фарис — Сагид бен аль-Хакам — Нафег бен Йазид — Йахья бен Аби-Сулейман — Зайд бен Аби-аль-Гитаб и Ибн-аль-Макбурий — от Абу-Хурайры; сказал [последний]: Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) сказал: «Если придёте вы на молитву [тогда, когда] мы [будем] совершать земной поклон, то со­вершайте земной поклон, и не совершайте ничего лишнего [сверх] того. И тот, кто поспел на [первый] крут [молитвы] —тот поспел на молитву [всю]».

Раздел «[При] земном поклоне [земли касаются] нос и лоб»

894. Ибн-аль-Мусанна — Сафуан бен Иса — Мугаммар — Йахья — Ибн-Аби-Касир — Абу-Салама — Абу-Са- гид аль-Хударий; [последний передал,] что Посланника Аллаха (м.е.и б.!) видели (руийа) [совершаю­щим земной поклон] на лбу своём, и на кончике носа его был след от земли — в молитве, что со­вершил он [совместно] с людьми.

895. Мухаммад бен Йахья — Габдур-Раззак — Мугаммар — [хадис,] подобный ему.

Раздел «Образ [совершения] земного поклона»

896. Ар-Рабиг бен Нафег Абу-Тауба— Шурайк — Абу-Исхак; сказал [последний]: «Показывал нам аль-Бараъ бен Газеб [образ совершения молитвы]. И положил свои руки, и опёрся о колени свои, и приподнял свой таз, и сказал: вот так совершал Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) земной поклон».

897. Муслим бен Ибрахим — Шугба — Кутада — Анас; [последний передал,] что Пророк (м.е.и б.!) сказал: «Со­вершайте земной поклон прямо [ровно]. И пусть не вытягивает [не ставит на землю] никто из вас локти свои [, подобно тому, как это] делают собаки».

898. Кутайба — Суфьйан — Губайдулла бен Габдулла — от дяди его [по отцу] Йазида аль-Асамма — от Майму­ны; [последняя прередала,] что Пророк (м.е.и 6.!), когда совершал земной поклон, отдалял друг от

153

друга руки свои — так, что, если бы детёныш [какого-либо] животного] пожелал бы пройти под руками его — прошёл бы.

899. Габдулла бен Мухаммад ан-Нуфайлий — Зухайр — Абу-Исхак — ат-Тамимий, который рассказывал с тол­кованиями (биттафсир) — от Ибн-Габбаса; сказал [последний]: «Подошёл я К Пророку (м.е.и б.!) сзади не­го, и увидел белизну подмышек его, [когда] он был в [состоянии совершения] земного поклона, отдалив [друг от друга] руки [ладони] свои».

900. Муслим бен Ибрахим—Гыбад бен Рашид—аль-Хасан—Ахмар бен Джазэ, сподвижник Посланника Аллаха (м.е л 6.!); [последний передал,] что Посланник Аллаха (м. е. и б.!), если когда совершал [земные поклоны], отдалял предплечья свои от боков своих — так, что мы [готовы были начать] умолять его [завершить земной поклон его] [от устали от нахождения в столь трудном положении тела. — имам ас-Сахарнуфурий].

901. Габдуль-Малик бен Шугайб бен ал-Лайс — Ибн-Вахб — ал-Лайс — Даррадж — Ибн-Худжайра — Абу-Хурай­ра; [последний передал,] что Пророк (м.е.и 6.!) сказал: «Если когда будет кто-либо из вас совершать земной поклон, то пусть да не расставляет [кладёт на землю] руки свои [так же, как расстилают лапы свои] собаки. И пусть же соберет бёдра свои».

Раздел «Разрешание этого (по крайней необходимости)»

902. Кутайба бен Сагид — ал-Лайс — Ибн-Гаджлан — Сумайй — Абу-Салих —Абу-Хурайра; сказал [последний]: «Пожаловались сподвижники Пророка (м.е.и б.!) [однажды] ко Пророку (м.е.и 6Л) [о] трудности совершения земного поклона для них, когда они кладут руки свои на бока свои. И сказал [Про­рок]: «Опирайтесь (обращайтесь к помощи, «[истагину]») на колени».

Раздел «(Об) опирании [о бока] и сидении [во время совершения молитвы]»

903. Ханнад бен ас-Сарий — Вакиг — Сагид бен Зийад — Зийад бен Сабих аль-Ханафий; сказал [последний]: «Совершал я молитву рядом с Ибн-Гумаром; и положил я руку свою на бок свой. И, когда завер­шил [Ибн-Гумар] молитву [свою], сказал: «Это опирание в молитве, и запрещал это делать Пос­ланник Аллаха (м.е.и б.!)».

Раздел «Плач во [время совершения] молитвы»

904. Г абдур-Рахман бен Мухаммад бен Сал [л ] ам — Йазид, т.е., Ибн-Харун — Хаммад, т.е., Ибн-Салама—Сабет — Му- тарриф — от отца его; сказал [последний]: «Видел я, как Посланник Аллаха (м.е.и 6Л) совершал молитву, и в груди у него слышался шум, подобно шуму [, исходящему] от ручной мельницы—от плача (м.е.и 6Л)».

Раздел «Нежелательность («карахиййят») поддавания смущению [наущению] и разговаривания с самим собой во [время совершения] молитвы»

905. Ахмад бен Мухаммад бен Ханбаль — Габдуль Малик бен Гамр — Хишам, т.е., Ибн-Сагд — Зайд (бен Ас- лам) — Гатаъ бен Йасир — Зайд бен Халед аль-Джуханий; [последний передал,] ЧТО Пророк (м.е.И б.!) сказал: «Кто совершит малое омовение и [совершит] хорошо [каждое] его [действие], затем совершит два круга молитвы, не совершив в них ошибок — простятся ему его прежние грехи».

906. Гусман бен Аби-Шайба — Зайд бен аль-Хаббаб — Мугавия бен Салих — Рабига бен Йазид — Абу-Идрис аль-Хауланий — Джубайр бен Нуфайр аль-Хадрамий — Гукба бен Гамер аль-Джуханий; [последний передал,] ЧТО Посланник Аллаха (м. е. и б.!) сказал: «Не совершит никто малого омовения, [совершая] хорошо [каждое] его [действие], и совершит два крута молитвы, и направившись своим сердцем и лицом [к месту совершения] их, кроме как станет обязательным для него [вхождение] в рай».

Раздел «Поправление имама [поправление его] [при его чтении Корана] в молитве»

907. Мухаммад бен аль-Галяъ и Сулейман бен Габдур-Рахман ад-Димашкий — Марван бен Мугавия — Йахья — аль-Кахилий — аль-Мусаввир бен Йазид аль-Маликий; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и 6.1) —

154

сказал Йахья: (и возможно сказал:) «Был я свидетелем того, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) читал [Коран] в молитве. И оставил что-то [какой-то аят], не прочитав его. И сказал ему один человек: «Ты оставил такой-то такой-то аят?» И сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Почему (разве) не напомнил ты мне его?» Сказал Сулейман в своём хадисе: сказал [тот человек]: полагал я, что он отменён (нусихат)».

И сказал Сулейман: сказал: рассказал мне Йахья бен Касир (аль-Азадий) сказал: «Рассказал нам аль-Мусаввир бен Йазид аль-Асадий аль-Маликий — Йазид бен Мухаммад ад-Димашкий—Хишам бен Исмаил — Мухаммад бен Шугайб — Габдулла бен аль-Галяъ бен Забр — Салем бен Габдул­ла — Габдулла бен Гумар; [последний передал,] что Пророк (м.е.и б.!) [однажды] совершал мо­литву; и прочитал в ней [Коран], и спутался [при чтении]. И, когда завершил [свою молитву], сказал Убаййю: «Ты совершал молитву с нами?» Сказал: «Да». Сказал: «А что удержало тебя [от того, чтобы поправить меня]?»

Раздел «Запрещение подсказывания [слов имаму при его чтении Корана в молитве]»

908. Габдуль-Ваххаб бен Наджда — Мухаммад бен Йусуф аль-Фарьябийй — Йунус бен Аби-Исхак — Абу-Исхак аль-Харс — Галий (да будет Аллах доволен им!); сказал [последний]: Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) сказал: «О Галий! Не подсказывай (не нашёптывай [слова Корана] имаму в молитве)!»

Сказал Абу-Дауд: Абу-Исхак не слышал от аль-Харса [ничего,] кроме четырёх хадисов; [и] не есть этот [хадис] из их [числа].

Раздел «Оборачивание по сторонам в молитве»

909. Ахмад бен Салих — Ибн-Вахб — Йунус — Ибн-Шихаб; сказал (последний]: слышал я, как Абу~ль-Ахвас рассказывал нам на собрании Сагида Ибн-аль-Мусаййиба, сказал: Абу-Зарр сказал: Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Не престаёт Аллах (да возвеличится и да восславится [имя] Его!) взирать, обратившись в сторону раба [Своего], когда он во время молитвы своей [пребывает в молитве своей] — пока не обернётся в сторону. И, если когда обернётся он в сторону — отвратится от него».

910. Мусаддад — аль-Ахвас — Аль-Ашгас, т.е., Ибн-Салим — от отца его — Масрук — Айша (да будет Аллах до­волен ею!); [последняя] сказала: спросила я у Посланника Аллаха (м.е.и б.!) о поворотах [в стороны] человека в молитве. И сказал [Пророк]: «(Поистине), это есть суть похищение. И похищает Са­тана [часть] от молитвы раба [Всевышнего]».

Раздел «[Совершение] земного поклона [, касаясь земли лишь] носом [безо лба]»

911. Муаммаль бен аль-Фадль — Иса — Мугаммар — Йахья бен Аби-Касир — Абу-Салама — Абу-Сагид аль- Хударий; [последний передал:] Посланника Аллаха (м.е.и б.!) видели [совершающим земной поклон], [касаясь] своим лбом [земли], и на кончике носа его [был] след [от] земли в молитве, которую совершил он [совместно] с людьми. Абу-Галий сказал: этот хадис Абу-Дауд не читал в четвёртом [последнем] изложении [варианте].

Раздел «Взгляд[ы] [в стороны] во [время совершения] молитвы»

912. Мусаддад — Абу-Мугавия; и Гусман бен Аби-Шайба — Джарир — и это его хадис; и он более полон — аль- Агмаш — аль-Мусаййиб бен Рафег — Тамим бен Турфа ат-Таийй — Джабер бен Самура — Гусман; сказал [послед­ний]: «Вошёл [однажды] Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) в мечеть, и узрел там людей, совершающих молитву, подняв и воздев руки свои к небесам...» Затем они [Мусаддад — и Гусман] были еди- нословны: и сказал: «...да прекратят мужи поднимать взоры свои к небу!...» Сказал Мусаддад: «...в молитве. В противном же случае не возвратятся к ним взоры (зрения) их».

913. Мусаддад — Йахья — Сагид бен Аби-Гуруба — Кутада; [последний передал,] что Анас бен Малик рассказал им, сказав Посланнику Аллаха (м.е.и 6.!) сказал: «Что такое [происходит] с людьми, что поднимают

155

взоры свои [к небу] в молитве их?!» И, предав строгости словам своим об оном, сказал: «Пусть непременно да прекратят они оное, иль же ослепятся непременно взоры их [!]»

914. Гусман бен Аби-Шайба — Суфьйан бен Гуйайна — аз-Зухрий — Гурва —Айша; [последняя] сказала: «Со­вершил Посланник Аллаха (м.е.и б.!) [однажды] молитву в рубахе [, на которой были различные] узоры; и сказал: «Отвлекли меня прикрасы эти [или: узоры этой рубахи]. Пойдите с ней [с этой рубахой] к Абу-Джахму, и принесите мне его рубище».

915. Губайдулла бен Мугаз — Убайй — Габдур-Рахман, т.е., Ибн-Аби-з-Зинад; сказал [последний]: слышал я, как Хишам пересказывал от отца своего — от Аиши — это же сообщение (хабар). Сказал [Хишам]: «И ВЗЯЛ [он] ру- бище, [что] было у Абу-Джахма». И сказали: «[И было сказано (факыйла)]: «О Посланник Аллаха! Рубаха была лучше (добрее), нежели рубище[!]»

Раздел «Разрешение оного»

916. Ар-Рабиг бен Нафег — Мугавия, т.е., Ибн-Салям — Зайд; [последний передал,] что он слышал, как Абу- Саллям говорил: рассказал мне ас-Салавилий (он [же — ] Абу-Кабша) — от Сахля бен Ханзалии, сказал [последний]: «Были оглашены слова призы молитву ([ас-салятухайрум-минан-наум]), т.е., утреннюю молитву. И стал Посланник Аллаха (м.е.и б.!) совершать молитву, в то время, как оглядывался он на толпу [людей]».

Сказал Абу-Дауд: и послал он человека на коне к толпе [людей] ночью охранять [их].

Раздел «[Совершение посторонних] дел во [время] молитвы»

917. Аль-Кагнабий — Малик — Гамер бен Габдулла бен аз-Зубайр —Гамр бен Салим — Абу-Кутада; [последний пе­редал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) совершал молитву, держа [на руках] Умаму, дочь Зайнаб, дочери Посланника Аллаха (м.е.и б.!) [дочь своей дочери Зайнаб — свою внучку]. И, ежели когда со­вершал поклон земной — клал её [поблизости]; и, ежели вставал — брал её [к себе на руки вновь]».

918. Кутайба, т.е., Ибн-Сагид — ал-Лайс — Сагид бен Сагид — Гамр бен Салим аз-Зуракый; [последний пере­дал,] что он слышал, что Абу-Кутада говорил: «Между тем, как сидели мы [однажды] в мечети, вошёл к нам Посланник Аллаха (м.е.и б.!), [неся на руках] Умаму бинт Абу-ль-Гас Ибн-ар-Рабиг, и мать её — Зайнаб бинт Расулильлях (м.е.и б.!) [дочь Пророка]. И она была младенцем. И нёс он её [, посадив] себе на шею. И совершил Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) молитву. И она [сидела] у не­го на шее; [снимал и] клал он её возле себя, если когда совершал поклон поясный; и вновь [брал] её, если когда восставал. И так — до тех пор, пока не совершил он молитвы своей — делал [подни­мал и опускал] с нею так».

919. Мухаммад бен Салама ар-Мурадий — Ибн-Вахб — Мухрама — от отца его — от Гамра бен Салима аз-Заркий; сказал [последний]: слышал я, как Абу-Кутада аль-Ансарий говорил: «Зрил я, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) совершал молитву перед людьми, в то время, как Умама бинт Аби-ль-Гас — на шее его. И, если когда совершал поклон земной — клал её [подле себя]».

Сказал Абу-Дауд: и не слышал Махзама от отца своего кроме как один хадис.

920. Йахья бен Халаф — Габдуль-Агля — Мухаммад, т.е., Ибн-Исхак — Сагид бен Аби-Сагид аль-Магбарий — Гамр бен Салим аз-Заркий — Абу-Кутада, сподвижник Посланника Аллаха (м.е.и б.!); [последний] [Абу-Кутада] сказал: «Меж тем, как пребывали мы [однажды] в ожидании Посланника Аллаха (м.е.и б.!) на молитву — на полуденную иль на послеполуденную, уж позвал его Биляль на молитву. И вот вышел [он] к нам и Умама Бинт Абу-ль-Гас, дочь дочери его — сидела на шее его. И восстал Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) на молитвенном месте своём; и восстали мы за [спиною] его. И она [была] на месте её, на котором [была] она; и возвеличил он [Аллаха] так, и возвеличили Аллаха [и] мы. Сказал [Абу-Кутада]: «И так — до того, что, когда пожелал Посланник Аллаха (м.е.и б.!) совершить поклон поясный, взял [он] её, и поставил [рядом с собою]. Затем совершил [поклоны] поясный и земной; и так — до

156

того, что, если когда освободился [он], [завершил] поклон свой земной; затем восстал он, и взял он её, и вернул её на место её. И не переставал Посланник Аллаха (м.е.и б.!) делать с ней это в каж­дом кругу [молитвы своей] — до тех пор, пока не освободился от молитвы своей».

921. Муслим бен Ибрахим — Галий бен аль-Мубарак — Йахья бен Аби-Касир — Дамдам бен Джаус — Абу-Ху­райра; сказал [последний]: Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «[Позволяется] [вам] убивать (уби­вайте) во время молитвы «двух чёрных»: змей и скорпионов».

922. Ахмад бен Ханбаль и Мусаддад — и это есть суть слова его — Башар, т.е., Ибн-аль-Муфаддаль — Бард — аз-Зухрий — Гурва бен аз-Зубайр — Айша; [последняя] сказала: «Посланник Аллаха (м.е.и б.!)... Ахмад сказал: «...совершал молитву возле дверей [ворот] запертых; и пришёл я, и попросил, дабы открыли мне...» Ахмад сказал: «...и пошёл он, и отворил мне [врата дома своего]; затем вернулся он на место свое молитвенное». И упоминул он, что дверь [ворота] были на стороне Киблы [Каабы].

Раздел «Ответы на приветствие во [время совершения] молитвы»

923. Мухаммад бен Габдулла бен Нумайр — Ибн-Фудайль — аль-Агмаш — Ибрахим — Галькама Габдулла; ска­зал [последний]: «Приветствовали мы Посланника Аллаха (м.е.и б.!) меж тем, как пребывал он в мо­литве. И ответствовал он на [приветствия] наши. И, когда же мы вернулись от правителя эфио­пского (негуса, ан-Наджаший) — поприветствовали его; и не ответствовал он нам. И сказал: «Поистине, в молитве [да будьте] заняты [молитвою лишь]».

924. Муса бен Исмаил — Аббан — Гасем — Абу-Ва-иль — Габдулла; сказал [последний]: «Приветствовали МЫ [Пророка, пребывающего] в молитве, и вопрошали о нужде нашей. И подошёл я к Посланнику Ал­лаха (м.е.и б.!) тогда, когда совершал он молитву. И поприветствовал я его, и не ответствовал он на приветствие. И беспокоили меня [дела мои] [стал он думать о делах своих] старые и новые. И, ког­да же совершил Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) молитву, сказал: «Поистине, Аллах создаёт по жела­нию Своему всё, что ни пожелает. И, поистине, Аллах (да восславится и да возвеличится [имя] Его!) претворил [из повеления Своего] — «Не говорите в молитве!» И ответствовал на приветствие.

925. Йазид бен Халед бен Маухиб и Кутада бен Сагид; [последний передал,] что ал-Лайс рассказал им от Бакира — Набиль, «обладателя шерстяного плаща» [известный сподвижник] («сахибу-ль-Габаъ») — Ибн-Гумар — Сухайб; сказал [последний]: «Проходил я [однажды] мимо Посланника Аллаха (м.е.и 6.!) [в то время, когда] совершал он молитву. И поприветствовал я его, и ответил он мне знаком».

Сказал [Кутайба]: «...и не знаю я ничего, кроме того, что показал он знак пальцем своим...» И это — слова хадиса Кутайбы.

926. Габдулла бен Мухаммад ан-Нуфайлий — Зухайр — Абу-з-Зубайр — Джабер; сказал [последний]: «Послал меня Посланник Аллаха (м.е.и б.!) к [племени] «Бану-ль-Мусталак». И пришёл я к нему [в то вре­мя, когда] совершал он [молитву] [сидя] на верблюде своём. И заговорил я с ним, и сказал [пока­зал] он мне рукою своей вот так [...] Затем заговорил я с ним [вновь], и сказал [показал] он мне рукою вот так [...] Ия услышал, что он читает [Коран]. И сделал он знак мне головой своей. И, когда освободился [от молитвы], сказал: «Ты не сделал то, за чем я посылал тебя? Ибо, поистине, не препятствовало мне к тому, чтобы заговорить с тобой [ничего], кроме как то, что я, поистине, совершал [молитву]».

927. Аль-Хусайн бен Иса аль-Хурасаний ад-Дамаганий — Джагфар бен Гаун — Хишам бен Сагд — Нафег; ска­зал [последний]: слышал я, как Габдулла бен Гумар говорил: «Вышел [я] [однажды] в [мечеть] Ку­ба совершить в ней молитву...» Сказал: и пришли к нему жители Медины, и поприветствовали его тогда, когда он совершал молитву». Сказал [Габдулла]: «...и сказал я Билялю: «Видел [ли] ты, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) отвечал им [на их приветствие], когда они поприветствовали его, в то время, когда он молился?» Сказал: «Вот так», и опустил свою ладонь. И опустил Джаг­фар бен Гаун ладонь свою, и опустил свой живот [чуть пониже], и приподнял свою спину».

157

928. Ахмад бен Ханбаль — Габдур-Рахман бен Махдий — Суфьйан — Абу-Малик аль-Ашджагий — Абу-Хазем — Абу-Хурайра; [последний передал,] что Пророк (м. е. и 6.!) сказал: «Нет ответа на приветствия («[ла гы~ papa]») в молитве, и нет [во время неё] приветствия».

Ахмад сказал: т.е., как я понимаю — ни ты не призносишь приветствия, ни приветствуют те­бя. И спешит человек в молитве своей, и завершает её [скороспешно], сомневаясь в ней [своей молитве] [— по поводу правильности совершения своей молитвы].

929. Мухаммад бен аль-Галяъ — Мугавия бен Хишам — Суфьйан Абу-Малик — Абу-Хазем — Абу-Хурайра; ска­зал [Мухаммад]: «Полагаю я, что он отнёс слова хадиса к Пророку (рафагаху) [хадис марфуг]. Ска­зал: «Нет поспешания ни в приветствии, ни в молитве».

Сказал Абу-Дауд: и передал его Ибн-Фудайль со слов Ибн-Махдий и не отнёс его [к Пророку].

Раздел «Ответ на чихание во [время совершения] молитвы»

930. Мусаддад — Йахья и Гусман бен Аби-Шайба — Исмаил бен Ибрахим (ранее упомянутый) — Хаджжадж ас- Савваф — Йахья бен Аби-Касир — Хиляль бен Аби-Маймуна — Гатаъ бен Йасир — Мугавия бен аль-Хакам ас-Сула- мий; сказал [последний]: «Совершил я [однажды] молитву вместе с Посланником Аллаха (м.е.и 6.!). И чихнул один человек из людей. И сказал я: «Да смилостивится над тобой Аллах ([йархамукаллах])!» И бросили люди на меня свои взгляды. И сказал я: «Да лучше бы ваши матери не родили вас! Что с вами: [так] смотрите на меня??» И стали они ударять руками своими о бёдра свои. И понял я, что они [желают, чтобы] замолчал я. И сказал Гусман: «И, когда увидел я, что они [желают, чтобы] за­молчал я, замолчал я. Сказал: «И, когда Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) [ закончил] совершать молит­ву, клянусь своим отцом и своей матерью, он меня ни ударил, ни сморщил чела своего на меня, ни ругал меня. Позже сказал: «Поистине, в молитве не разрешается говорить человеческое [недопус­тимы слова людей]. Поистине, это восславление [Аллаха] (ат-тасбих), и возвеличивание [Аллаха] (такбир), и чтение Корана». Или — [примерно так,] как сказал Посланник Аллаха (м.е.и 6.!). Сказал я: «О Посланник Аллаха! Поистине, мы — племя, появившееся во времена невежества [эпоху перед появлением Ислама] («джахилийя»). И вот явил нам Аллах Ислам. А есть среди нас мужи, что хо­дят к предсказателям». Сказал [Пророк]: «Не ходи к ним». Сказал [Гусман]: сказал я: «И средь нас есть мужи, что гадают по полёту птиц». Сказал [Пророк]: «Оное есть суть вещь, что находят они в сердцах своих. И не удерживает [оно] их [от того, чтобы осмеливаться творить запретное — в Ис­ламе это запрещено]». Сказал я: «И средь нас есть люди, что гадают, чертя линии». Сказал [Пророк]: «Один из пророков чертил линию, и тот, кто подпадал под неё, то был оный». Сказал: сказал я: «Одна из моих рабынь пасла овец [в местечке] «Ахад валь-Джавания», и стал смотреть на неё. Вдруг увидел я внезапно: вот появился волк, и убежал с овцой в [зубах] из их числа. Я такой же сын Адама, как и [другие]; и свойственно мне [чувство] сожаления, как [и другим]. Однако, гнев мой дошёл до предела». И [показалось] Посланнику Аллаха (м.е.и б.!), что это слишком. И сказал я: «Не освобо­дить ли мне её?» Сказал [Пророк]: «Приведи её ко мне». Сказал [Гусман]: «И пришёл я к нему с ней, и сказал [Пророк]: «Где Аллах?» Сказала она: «В небе». Сказал [Пророк]: «Кто я?» Сказала она: «Ты — Посланник Аллаха». Сказал [Пророк]: «Освободи её. Ибо, поистине, она — верующая (муэмина)».

931. Мухаммад бен Йунус ан-Наса-ийй — Габдуль-Малик бен Гамр — Фулайх — Хиляль бен Галийй — Гатаъ бен Йасир — Мугавия бен аль-Хакам ас-Салямий; [последний передал:] «Когда пришёл я к Посланнику Ал­лаха (м.е.и б.!), узнал я о некоторых вопросах из [числа] вопросов [религии] Ислама. И было сре­ди того, что узнал я — то, что сказал он мне: «Если когда чихнёшь ты, то восхвали Аллаха [ска­жи: «[альхамду лиллях]»]; и, если чихнёт кто-либо («чихающий»), и вознесёт хвалу Аллаху, то скажи: «Да проявит Аллах к тебе милость [Свою]!»

Сказал [Мугавия]: «...; и, между тем, как стоял я вместе с Посланником Аллаха (м.е.и б.!) на молитве, вдруг чихнул один человек, и произнёс хвалу Аллаху. И сказал я: «Да проявит Аллах к

158

тебе милость [Свою]!» И сказал я это громко. И бросили на меня люди взгляды свои, пока не стало это для меня невыносимым. И сказал я: «Что с вами: что вы смотрите на меня косыми глазами?» Сказал [Мугавия]: «И возвеличили они [Аллаха] (фасаббаху). И, когда завершил Посланник Ал­лаха (м.е.и б.!) [совместную молитву], сказал: «Кто есть говоривший?» Сказали: (было сказано «кыйля») «Этот араб». И подозвал меня [к себе] Посланник Аллаха (м.е.и б.!), и сказал мне: «По­истине, молитва — для чтения Корана и поминания Аллаха (да восславится и да возвеличится [имя Его!]). И, если ты был в ней [в молитве], то пусть будет оное [чтение Корана и поминание Аллаха] твоим [единственным] делом [, которое занимает тебя]». И не видел я никогда учителя более мягкого, нежели Посланник Аллаха (м.е.и б.!)».





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 337 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...