Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел «[Человек, совершающий земной поклон,] ставит колени свои [на землю] прежде рук своих 3 страница



Раздел «Произнесение [вслух слова] «Аминь!» позади имама»

932. Мухаммад бен Касир — Суфьйан — Салама — Хаджар Абу-ль-Ганбас аль-Хадрамий -— Ва-иль бен Хаджар; сказал [последний]: «Посланник Аллаха (м.е.и б.!), когда прочитывал «...и заблудших ([ва лад-дал- лин])», говорил: «Аминь!» И говорил громко».

933. Махлад бен Халед аш-Шугайрий — Ибн-Нумайр — Галий бен Салих — Салама бен Кухайль — Хаджар бен Ганбас — Вайль бен Хаджар; [последний передал,] что он совершил молитву позади Посланника Аллаха (м.е.и б.!). И произнёс он [слово] «Аминь!» вслух; и произнёс приветствие [, повернув голову] на свой правый [бок], и на левый — так, что узрел я белизну щеки его».

934. Наср бен Галий — Сафуан бен Иса — Башар бен Рафег — Абу-Габдилля, сын дяди [по отцу] Абу-Хурайры — от Абу-Хурайры; сказал [последний]: Посланник Аллаха (м.е.и б.!), когда прочитывал «...кроме тех, на кого пал гнев [Твой], и заблудших ([гайриль магдуби галайхим ва ладдаллин]), [то] говорил: «Аминь!» — так, что слышали его те, кто позади него в первом ряду.

935. Аль-Кагнабий — Малик — Сумайй, вольноотпущенник Абу-Бакра — Абу-Салих ас-Самман — от Абу-Ху­райры; [последний передал,] что Пророк (м. е. и б.!) сказал: «Если когда скажет имам: «...кроме тех, на кого пал гнев [Твой], и заблудших ([гайриль магдуби галайхим валаддаллин])...», то говорите: «Аминь!» ибо, поистине, тот, чьи слова совпадут со словами ангелов, будут ему прощены [все] его прежние грехи».

936. Аль-Кагнабий — Малик — Ибн-Шихаб — Сагид бен аль-Мусаййиб и Абу-Салама бен Габдур-Рахман; [Ибн-Шихаб передал,] что они [двое последних] сообщили ему от Абу-Хурайры, что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Когда [скажет] имам «Аминь!», то говорите «Аминь!» Ибо, поистине, тот, чьё [произнесение слова] «Аминь!» совпадёт со [мгновением признесения слова] «Аминь!» анге­лов — простятся ему [все] его прежние грехи». Ибн-Шихаб сказал: Посланник Аллаха (м.е.и б.!) говорил «Аминь!»

937. Исхак бен Ибрахим бен Рахавайхи — Вакиг — Суфьйан — Гасем — Абу-Гусман — Биляль; [последний пе­редал,] что он сказал: «О Посланник Аллаха! Не опережай меня в [произнесении слова] «Аминь!»

938. Аль-Валид бен Гутба ад-Димашкий и Махмуд бен Халед — аль-Фарьябий — Сабих бен Михраз — аль-Хум- сый — Абу-Мусбих аль-Микраий; сказал [последний]: «[Пришли мы] посидеть у Абу-Зухайра ан-Нумай- рий; и был он из числа сподвижников. И рассказывал он наилучшие из рассказов [хадисов]. И, когда сотворил один человек из нас молитву, сказал: «Заверши её [произнесением слова] «Аминь!» — подобно печати на страницу». Сказал Абу-Зухайр: «Не сообщить ли мне об оном? Вышли мы с Посланником Аллаха (м.е.и б.!) [однажды] ночью, и пришли к одному человеку, ко­торый проявлял настойчивость в прошении [чего-то у Аллаха]. И остановился Пророк (м.е.и б.!), прислушиваясь к нему, и сказал Пророк (м.е.и б.!): «Непремено (обязательно) ответится [на просьбу его], если завершит [просьбы свои признесением слова «Аминь!»] И сказал один человек из людей: «Чем завершит?» Сказал: «[Произнесением слова] «Аминь!» Ибо, поистине, если завершит [словом] «Аминь!», то [будет] уж непременно [отвечено ему]». И ушёл тот человек, что спросил

159

Пророка (м.е.и 6.!). И пошёл тот человек, и сказал: «Заверши, о такой-то [просьбы свои словом] «Аминь!» И донёс до него благую [радостную] весть».

И это — слова Махмуда. Сказал Абу-Дауд: аль-Микраъ — местность близ Химьйара.

Раздел «Рукоплескание в молитве»

939. Кутайба бен Сагид — Суфьйан — аз-Зухрий — Абу-Салама — Абу-Хурайра; сказал [последний]: Послан­ник Аллаха (м.е.и 6.!) сказал: «Возвеличивание Аллаха (тасбих) — для мужей, рукоплескание — для женщин».

940. Аль-Кагнабий — Малик — Абу-Хазем бен Динар — Сахль Ибн-Сагд; [последний передал,] ЧТО Послан­ник Аллаха (м.е.и б.!) пошёл [однажды] к [племени] «Бану-Гамр бен Гауф» примирить их. И пришло время молитвы, и пришёл муэдзин к Абу-Бакру (да будет Аллах доволен им!), и сказал: «Будешь ли ты совершать молитву с людьми? И я произнесу второй призыв на молитву». [Тот] сказал: «Да». И совершил Абу-Бакр молитву. И пришёл Посланник Аллаха (м.е.и 6.!), и люди [пребывали ] в молитве и, пока не остановился [и не встал] в ряду [людей]. И зарукоплескали люди. А Абу-Бакр не отвлекался в молитве; и, когда рукоплескание людей усилилось, обернулся и увидел Посланника Аллаха (м.е.и 6.). И показал ему Посланник Аллаха (м.е.и б.!) знаком «Оставайся на своём месте!» И поднял Абу-Бакр руки свои, и вознёс хвалу Аллаху за то, что повелел ему Пос­ланник Аллаха (м.е.и б.!) из оного. Затем отошёл назад Абу-Бакр — так, что сравнялся в ряду [вместе с другими людьми]. И встал впереди Посланник Аллаха (м.е.и 6.), и совершил молитву. И, когда совершил [её], сказал: «О Абу-Бакр! Что помешало тебе остаться [на твоём месте], ежель я повелел тебе?» Сказал Абу-Бакр: «Не подобает [не престало ] сыну Абу-Кухафы [другое прозвище Абу-Бакра] совершать молитву впереди Посланника Аллаха (м.е.и б.!)». И сказал Посланник Ал­лаха (м.е.и 6.!): «Что со мной? Видел я, как вы стали премного восклицать? [Ежели] кого-либо [из вас] постигнет что-либо в молитве его, то пусть восславит Аллаха ([фальйусаббих]). Ибо, поис­тине, ежели когда восславит он [Аллаха] — обернётся он на это. И, поистине, рукоплескание — для женщин».

941. Гамр бен Гаун — Хаммад бен Зайд — Абу-Хазем — Сахль бен Сагд; сказал [последний]: «Случилась кро­вавая распря ([кыталь]) меж [людей] [племени] «Бану-Гамр бен Гауф». И дошло это до Пророка (м.е.и б.!). И пошёл он мироносцем — восстановить мир промеж них [в тот день] после полу­денной [молитвы]. И сказал он Билялю: «Если придёт время молитвы послеполуденной, и не приду я к тебе, то вели Абу-Бакру, дабы совершил он молитву с людом». И, когда пришло время послеполуденной молитвы, произнёс Биляль призыв [на молитву]. Затем произнёс он второй призыв [на молитву]. Затем велел Абу-Бакру [совершить молитву с людом]. И встал он вперёд,... сказал [Сахль]: в конце его [хадиса сего]: «Если постигнет [кого-либо] из вас во молитве то, пусть же восславляют ([фальйусаббих]) [Аллаха] мужи, и пусть же рукоплещат женщины».

942. Махмуд бен Халед — аль-Валид — Иса бен Аййуб; сказал [последний]: слова его «...рукоплескание — для женщин» [означают]: «Ударяют [женщины] двумя пальцами своей правой руки на их левую ладонь».

Раздел «Делание знаков в молитве»

943. Ахмад бен Мухаммад бен Шабвайхи (аль-Мирвазий) и Мухаммад бен Рафег — Габдур-Раззак — Мугаммар — аз-Зухрий — Анас бен Малик; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) делал знаки в молитве.

944. Габдулла бен Сагид — Йунус бен Бакир — Мухаммад бен Исхак — Йагкуб бен Гутба бен аль-Ахнас — Абу- Гатафан — Абу-Хурайра; сказал [последний]: Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «[Произнесение] слов восхлаления [Аллаха] (ат-тасбих) — для мужчин, т.е., в молитве, «а рукоплескание — для жен­щин» — кто сделал в молитве своей знак понимаемый, то пусть вернётся к ней [совершению её], т.е., молитву.

160

Сказал Абу-Дауд: этот хадис сомнительный (вахм).

Раздел «(О) протирании [лбом] [камней, лежащих на земле] в молитве»

945. Мусаддад — Суфьйан — аз-Зухрий — Абу-ль-Ахвас, шейх [старец] из числа жителей Медины; [последний передал,] что он слышал, как Абу-Зарр передавал его [этот хадис] от Пророка (м.е.и б.!), сказав: «Если когда вос­станет кто-либо из вас на молитву, то, поистине, милость [Всевышнего] обратится к нему. Так пусть не протирает [лбом камней, [лежащих на земле]».

946. Муслим бен Ибрахим — Хишам—Йахья—Абу-Салама — Мугайкиб; [последний передал,] что Пророк (м.е.и б.!) сказал: «Не протирай [лбом своим камней, лежащих на земле], когда ты совершаешь молитву. И, если тебе не избежать будет [того], то один [раз] — выравнивая камни [гальку]».

Раздел «Человек, подпирающийся в молитве на бок свой рукой»

947. Йагкуб бен Кагб — Мухаммад бен Салама — Хишам — Мухаммад — Абу-Хурайра; сказал [последний]: «Запретил Посланник Аллаха (м.е.и б.!) подпираться в молитве».

Сказал Абу-Дауд: т.е., ставить руку на бок [подпираясь].

Раздел «Человек, опирающийся в молитве на палку»

948. Габдус-Салам бен Габдур-Рахман аль-Вабисый — Убайй — Шайбан — Хусайн бен Габдур-Рахман — Хиляль бен Йасаф; сказал [последний]: «Прибыл я в [поселение] «ар-Рикка» [город в Ираке на берегу Евфрата], и сказали некоторые из моих друзей [Зияд бен аль-Джагд]: «Есть ли у тебя [желание] [встретиться] [ка- ком-нибудь] человеком из числа сподвижников Пророка (м.е.и 6.!)?» Сказал [Хиляль]: сказал я: «[Это была бы великая] удача». Сказал я [одному из] друзей своих: «Посмотрим на то, как он дер­жит [ведёт] себя. И пошёл он с нами [к Вабисе бен Магбаду]. И вот [увидели мы] на нём высокую шапку из хлопка, плотно прилегающую к голове и закрывающую уши, и [платье] с капюшоном, шёлковое, запылившееся. И вот [увидели мы его] опирающимся на палку в молитве своей. (Сказал [Хиляль]:)И сказал он нам после того, как мы поприветствовали его: «Рассказала мне Умм-Кайс бинт Муксам, что Посланник Аллаха (м. е. и б.!), когда достиг преклонного возраста и набрал веса, стал постоянно использовать подпорку, когда молился, на месте молитвы, и опирался на неё».

Раздел «Запрещение разговоров в молитве»

949. Ахмад бен Иса — Хашим — Исмаил бен Аби-Халед — аль-Харс бен Шубайль — Абу-Гамр аш-Шайбаний — Зайд бен Аркам; сказал [последний]: «Прежде мы [некоторые из нас] переговаривались с теми, кто сто­ял рядом во время молитвы. И был ниспослан [аят] «...и вставайте [пред] Аллахом покорными [усердно совершая молитву] ([ва куму лилляхи канитин ])...» И было нам велено блюсти молча­ние, и запрещены были нам разговоры.

Раздел «(О)молитве сидящего [человека]»

950. Мухаммад бен Кудама бен Агъйан — Джарир — Мансур — Хиляль, т.е., Ибн-Йасаф — Абу-Йахья — Габ­дулла бен Гамр; сказал [последний]: было рассказано мне (худдисту), что Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) сказал: «Молитва мужа в положении сидя — пол-молитвы [молитва, совершённая наполовину]». И пришёл я к нему [однажды после этого], и увидел (ваджадтуху) его совершающим молитву сидя. И приложил я руку свою к голове своей. И сказал [Пророк]: «Что с тобой, о Габдулла Ибн-Гамр?» Сказал я: «Было мне рассказано от Посланника Аллаха (м. е. и б.!), что ты сказал: «Молитва му­жа в положении сидя — пол молитвы», а ты совершаешь [молитву] сидя?». Сказал: «Да, однако, я не такой как кто-либо из вас [я — пророк]».

951. Мусаддад — Йахья — Хусаин — аль-Муталлим [учитель] — Габдулла бен Бурайда — Гимран бен Хусайн; [последний передал,] что он спросил Пророка (м.е.и б.!) о совершении мужем [молитвы] сидя, и сказал [Пророк]:

161

«Молитва его стоя лучше [предпочтительнее, достойнее], нежели молитва его сидя. А молитва его сидя — [равна] половине молитвы его стоя. Молитва его лёжа— [равна] половине молитвы его сидя».

952. Мухаммад бен Сулейман аль-Анбарий — Вакиг — Ибрахим бен Тахаман — Хусайн аль-Мугаллим — Ибн- Бурайда — Гимран бен Хусайн; сказал [последний]: был у меня свищ [геморрой]; и спросил я Посланни­ка Аллаха (м.е.и б.!) [касательно оного], и сказал [Пророк]: «Совершай молитву стоя. И, если не сможешь — то сидя. И если не сможешь [и так], то — [лёжа] на боку».

953. Ахмад бен Габдулла бен Йунус — Зухайр — Хишам бен Гурва — Гурва — Айша; [последняя] сказала: «Не видела я никогда Посланника Аллаха (м.е.и б.!) читающим что-либо [Коран; или совершающего йюлитву] из ночной молитвы сидя, пока не достиг он преклонных годов («вошёл в года»). И сидел он (в ней [в молитве]), и читал [Коран]; и так — пока не оставалось [ему прочесть] сорок или тридцать аятов; и вставал он, и прочитывал их. Затем совершал земной поклон».

954. Аль-Кагнабий — Малик — Габдулла бен Йазид и Абу-н-Надыр — Абу-Салама бен Габдур-Рахман — Айша, жена Пророк (м. е. и б.!); [последняя сообщила,] что Пророк (м. е. и б.!) совершал молитву сидя, и читал [Коран] сидя; и, если когда оставалось ему прочесть [приблизительно] тридцать или сорок ая­тов — вставал, и прочитывал их стоя. Затем совершал поклон поясный; затем совершал поклон земной. Затем делал во кругу втором [молитвы] подобно тому.

Сказал Абу-Дауд: передал его [этот хадис] Галькама бен Ваккас—от Аиши от Пророк (м.е.и 6.!) — подобный ему.

955. Мусаддад — Хаммад бен Зайд — Бадиль бен Майсара и Аййуб — оба рассказывали, [передавая] от Габдул­лы бен Шакыйка — от Аиши, что [последняя] сказала: «Посланник Аллаха (м.е.и б.!) совершал молитву однажды ночью долго стоя; и однажды ночью — долго сидя. И, когда совершал молитву стоя — совершал поклон [поясный] в [положении] стоя [не меняя его]; и, если когда молился сидя, со­вершал поклон [поясный] в [положении] сидя, [не меняя его]».

956. Гусман бен Аби-Шайба — Йазид бен Харун — Кахмас бен аль-Хасан — Габдулла бен Шакик; сказал [пос­ледний]: спросил я Айшу: «Читал ли Посланник Аллаха (м.е.и б.!) суру [соединял ли суры меж собой] в круге [молитвы] [с людьми]?» Сказала она: «Промеж сур [т.е., читал несколько сур из числа «мафсыйль» — тех, что после «Худжурат», или «Каф»]». Сказал [Габдулла]: сказал я: «...и совер­шал молитву сидя?» Сказала она: «Тогда, когда достиг признания людей [когда люди признали в нём предводителя своего. — имам ас-Сахарнуфурий]».

Раздел «Образ [выполнения] сидения при [произнесении] двух свидетельств («таишххуд»)»

957. Мусаддад — Башар бен аль-Муфаддаль — Гасем бен Кулайб — от отца его — от Вайля бен Хаджара; сказал [последний]: сказал я: «Я непременно посмотрю на молитву Посланника Аллаха (м.е.и 6.!) — как он [её] совершает. И восстал Посланник Аллаха (м.е.и б.!), и обратился [лицом своим] в сторону Киб­лы, и возвеличил [Аллаха]; и поднял ладони свои, пока не сравнялись они с ушами его; затем взял он левую [руку] свою своей правой. И, если когда возжелал он совершить поклон поясный — поднял он их подобно тому. Сказал [Ва-иль]: «Затем сел он, и протянул он ногу свою левую, и положил ру­ку свою левую на бедро своё левое, и [руку] до (локтя) положил на бедро свое правое; и взял он обе, и взял два [пальца] [и сделал из них] круг. И слышал я, как говорил он: «Вот так». И сделал Башар [из] двух пальцев — большого пальца и среднего кольцо [крут]; и сделал знак указательным.

958. Габдулла бен Маслама — Малик — Габдур-Рахман бен аль-Касем — Габдулла бен Габдулла — Габдулла бен Гумар; сказал [последний]: «Обычай («сунна») [Пророка в] молитве — ставить прямо (твою) правую ногу, и сгибать ногу (твою) левую».

959. Ибн-Мугаз — Габдуль-Ваххаб — Йахья — аль-Касем — Габдулла бен Габдулла — Габдулла бен Гумар; [пос­ледний сказал:] «Из обычая («сунна») [Пророка в ] молитве — дабы клал [ты] ногу твою левую, и ставил [ты] прямо ногу (твою) правую».

162

960. Гусман бен Аби-Шайба — Джарир — Йахья — с той же цепочкой, подобный ему [хадис] [Ибн-Мугаза].

Сказал Абу-Дауд: Хаммад бен Зайд сказал, передавая от Йахьи также «...из обычаев...» — как

сказал Джарир.

961. Аль-Кагнабий — Малик — Йахья бен Сагид; [последний передал,] что аль-Касем бен Мухаммад ви­дел их сидящими во [время произнесения] [двух] свидетельств («ташаххуд»); затем привёл [тот же] хадис.

962. Ханнад бен Сарий — Вакиг — Суфьйан — аз-Зубайр Ибн-Гадий — Ибрахим; сказал [последний]: «Послан­ник Аллаха (м.е.и б.!), ежели когда сидел в молитве, простирал ногу свою левую — так, что чер­нела тыльная сторона стопы его».

Раздел «Тот, кто упомянул (рассказал, «закара») протягивание бедра [во время сидения] в четвёртом [круге молитвы]»

963. Ахмад бен Ханбаль — Абу-Гасем ад-Даххак бен Махлад — Габдуль-Хамид, т.е., Ибн-Джагфар, и Мусаддад — Йахья — Габдуль-Хамид, т.е., Ибн-Джагфар — Мухаммад бен Гамр — Абу-Хумайд ас-Сагидий; сказал [последний]: слышал я его [это хадис], [когда был среди] (в) десяти (из) сподвижников Посланник Аллаха (м. е. и 6Л); из них — Абу-Кутада. Абу-Хумайд сказал: «Я научу вас молитве Посланника Аллаха (м.е.и 6.!). Сказали они [ос­тальные]: «Так покажи...» И привёл (рассказал) [тот же] хадис, сказав: «И раскрывал пальцы ног своих, когда совершал земной поклон. Затем говорил: «Аллах превелик ([аллаху акбар])!», и под­нимается, и подгибает ногу свою левую, и садится на неё; затем делает в другом [круге молитвы] подобное оному...» — и привёл (рассказал) [тот же] хадис. Сказал: «...пока [не доходил] до зем­ного поклона, после которого — [конечное] приветствие; отодвигал назад свою левую ногу, и са­дился, вытягивая её на её левую часть. Ахмад добавил: сказали они: «Правду сказал ты! [Именно так и] совершал он молитву [Пророк (м.е.и 6.)]».

И не упоминали они [оба] в их хадисе [о том,] как сидел [Пророк] в двух кругах молитвы.

964. Иса бен Ибрахим аль-Мисрий — Ибн-Вахб — ал-Лайс — Йазид бен Мухаммад аль-Кураший и Йазид бен Аби-Хабиб — Мухаммад бен Гамр бен Хальхаля — Мухаммад бен Гамр бен Гатаъ; [последний передал,] что он си­дел с некоторым из сподвижников Посланника Аллаха (м.е.и 6.!)...» — этот [же] хадис. И не упоминал он Абу-Ку- тады. Сказал: «...; и, если когда сидел он в двух кругах [молитвы] [после завершения двух кругов молитвы], садился на ногу свою левую; и, если когда садился в последнем кругу [молитвы] — выдвигал вперёд ногу свою левую, и садился на седалище свое».

965. Кутайба — Ибн-Лахига — Йазид бен Аби-Хабиб — Мухаммад бен Гамр бен Хальхаля —Мухаммад бен Гамр аль-Гамирий; сказал [последний]: был я на собрании...» — этот [же] хадис. Сказал в нём: «...; и, если когда са­дился [после совершения] двух кругов [молитвы] — садился на внешнюю часть своей левой сто­пы, и ставил прямо правую; и, ежели когда был четвёртый [крут молитвы] — протягивал он бед­ро своё левое на земле, и выводил обе свои стопы в одну сторону».

966. Галий бен аль-Хусеин бен Ибрахим — Абу-Бадр — Зухайр Абу-Хайсама — аль-Хасан бен аль-Хурр — Иса бен Габдулла бен Малик — Габбас или Гаййаш — Ибн-Сахль ас-Сагидий; [последний передал,] что он был на соб­рании, на котором был отец его; и упоминул он в нём, сказав: «...И совершил ПОКЛОН земной, И опёрся на ладони свои, и колени свои; и внешнюю сторону стоп своих, когда сидел он. И протянул [бедро своё], и поставил прямо стопу свою другой [ноги своей]; затем возвеличил [Аллаха], и совершил поклон земной; затем возвеличил [Аллаха], и восстал, и не [посидел], протянув бедра своего; затем вновь [восстал], и совершил поклон поясный круга последнего [молитвы своей]; и возвеличил он [Аллаха] так же; затем сел он после двух кругов [молитвы своей] — [и сидел он] до тех пор, пока не возжелал он подняться для стояния («лиль-кыям»); и восстал он с возвеличиванием [Аллаха] [на устах своих]; затем совершил поклон поясный в кругах двух последних [молитвы своей]; и, когда [произнёс] приветствие — [произнёс] приветствие направо от себя, и налево от себя.

163

Сказал Абу-Дауд: не упоминал [он] в хадисе своём то, что упоминул Габдуль-Хамид [, муж славный,] о сидении с протянутой ногой («таваррук»); и поднятии, если когда восставал он [пос­ле совершения] двух [кругов молитвы своей].

967. Ахмад бен Ханбаль — Габдуль-Малик бен Гамр — Фулайх — Габбас бен Сахль; сказал [последний]: собра­лись вместе Абу-Хумайд и Абу-Усайд, и Сахль бен Сагд, и Мухаммад бен Маслама [...] — и привёл (упоминул) этот хадис; и не упоминал он поднятия, если когда восставал он [после совершения] двух [кру­гов молитвы своей], и не упоминал сидения. Сказал: «... — пока не освободился [от совершения] двух [кругов молитвы своей]. И протянул ногу свою левую, и направил внешнюю сторону левой супротив Киблы своей [Каабы]»

Раздел «[Произнесение двух [свидетельств] («ташаххуд»)»

968. Мусаддад — Йахья — Сулейман аль-Агмаш — Шакик бен Салама — Габдулла бен Масгуд; [последний рас­сказал:] «Ежели когда сидели мы с Посланником Аллаха (м.е.и б.!) в молитве, говорили: «Да (будет) мир над Аллахом прежде рабов Его! Мир да будет над таким-то и таким-то!» ([ас-саляму галяллахи кабля гыбадихи/ ас-саляму галя фулян ва фулян]). Сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Не гово­рите: «Мир да будет над Аллахом!» Ибо, поистине, Аллах Сам есть суть Мир. Но, однако, если когда сидеть будет кто-либо из вас, то пусть же скажет: «Приветствия да будут Аллаху, и благос­ловения (молитвы), и всё доброе! Мир да будет над тобой, о пророк, и милость Аллаха, и благодать Его! Мир да будет над нами, и над рабами Аллаха праведными ([ат-тахиййату лилляхи вас-сала- вату ват-таййибат ас-саляму галейка аййухан-набиййу ва рахматуллахи ва баракатуху ас-саляму галяйна ва галя гыбадиллахис-салихин])!» Ибо, поистине, ежели когда скажете вы это, дойдёт это до всякого раба праведного [что пребывает] в небе, или же на земле, иль «промеж землёй и небом». «Свидетельствую я, что нет божества, кроме Аллаха! И свидетельствую я, что Мухаммад — раб Его, и посланник Его!» ([ашхаду ан ла илаха иллаллаху ва ашхаду анна мухаммадан габдуху вара- сулюху]). Далее пусть творит всяк из вас молитвы, что по нраву ему. И пусть взывает он к Нему [к Всевышнему]».

969. Тамим бен аль-Мунтасар — Исхак, т.е., Ибн-Йусуф — Шурайк — Абу-Исхак — Абу-ль-Ахвас Г абдулла; ска­зал [последний]: не знали мы, что говорить нам, когда сидим мы в молитве. И Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) был уж научен [оному]...» — и привёл (рассказал) [хадис], подобный ему [предыду­щему]. Шурайк сказал: и рассказал нам Джамег, т.е., Ибн-Шаддад, [передавая] от Абу-Ваиля — от Габдуллы — подобный ему. Сказал: и научал он нас словам, и не научал он нас им так, как на­учал он нас словам [двух] свидетельств: «О Аллах мой [наш]! Сотвори любовь промеж сердец на­ших! И удобри [сношения] промеж нас! И веди нас стезями мира и [согласия, и лады]! И спаси нас от тьмы, [и выведи нас] к свету! И отдали нас от дел скверных [развратных] — явных и тай­ных! И [одари] благодатию нас во слухе нашем, и зрении нашем, и сердцах наших, и жёнах на­ших, и потомстве нашем! И восприми покаяние наше! Ибо же, поистине, Ты — Принимающий покаяния, Милостивый. И сделай нас благодарящими за блага Твои, и восславляющими за них, воспринимающими их [от Тебя, и не находящими их сами], и дай нам их сполна!» ([аллахумма аллиф байна кулюбина, ва аслих зата байнина, вахдина субулас-салам ва наджжина миназ-зулу- мати — илан-нур ва джаннибналь-фавахиш ма Захара минха ва ма батана ва барик лана фи асма- гина ва абсарина ва кулюбина ва азваджина ва зурриййятина ва туб галайна иннака антат-таууа- бур-рахим ваджгальна шакирина линигматика муснина биха кабилиха ва атиммаха галайна]).

970. Габдулла бен Мухаммад ан-Нуфайлий — Зухайр — аль-Хасан бен аль-Харр — аль-Касем бен Мухаймара; сказал [последний]: взял Галькама меня за руку и рассказал мне, что Габдулла бен Масгуд взял его за руку, и [расска­зал], что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) взял за руку Габдуллу, и научил его двум свидетельствам в молитве...— и привёл (рассказал) [молитвенные слова], подобные [словам] молитвы, [приве­

164

дённым в] хадисе аль-Агмаша «...и когда скажешь ты это (или: исполнишь ты это), то уж испол­нишь ты молитву твою; если пожелаешь ты восстать — то восстань; и, если пожелаешь ты си­деть — то сиди».

971. Наср бен Галий—Убайй — Шугба — Абу-Башар — Муджахид — Ибн-Гумар — от Посланника Аллаха (м.е.и б.!) — о двух свидетельствах: «Приветствия да будут Аллаху, и благословения, молитвы добрые! Мир да бу­дет над тобой, о пророк, и милость Аллаха, и благодати Его!» ([ат-тахиййату лильляхи вас-сала- вату ват-тайибат ас-саляму галейка аййуханабиййу ва рахматуллахи ва баракатуху]). Сказал [Наср]: сказал Ибн-Гумар: добавил я в ней «...и благодати его...» ([ва баракатуху]), «...мир да бу­дет над нами, и над рабами Аллаха праведными. Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, ([ат-тахийяту лилляхи вас-салавату ваттайибат ас-саляму галейка аййуханабиййю ва рахматуллахи ва баракатуху ас-саляму галяйна ва галя гыбадиллахис-салихин ашхаду ан ла илаха иллаллаху]) Ибн-Гамар сказал: добавил я в нём: «...одного Его, нет сотоварища у Него» ([вахдаху ла шарика лаху]), и свидетельствую, что Мухаммад — раб Его, и посланник Его ([ва ашхаду анна мухамма­дан габдуху ва расулюху]).

972. Гамр бен Гаун — Абу-Гавана — Кутада и Ахмад бен Ханбаль — Йахья бен Сагид — Хишам — Кутада — Йу­нус бен Джубайр — Хаттан бен Габдулла ар-Рукаший; сказал [последний]: «Совершил с нами молитву [од­нажды] Абу-Муса аль-Ашгарий; и, когда сел в конце молитвы своей, сказал один человек из людей: «Да установится в молитве [этой] праведность и [святая] чистота!» И, после того, как совершил Абу-Муса дополнительную [молитву], обратился к людям, и сказал: «Который из вас есть сказав­ший слово такое-то и такое-то?» Промолчали люди. И сказал: «Который из вас есть сказавший слово такое-то и такое то?» И промолчали люди. Сказал: «Тогда, вероятно, ты, о Хаттан, (ты) ска­зал их?» Сказал: «Не говорил я их. И уж и пугал ты меня, дабы дознаться у меня об этом». Сказал [Хаттан]: «И сказал один человек из людей: «Я сказал их. И не желал я ничего [, говоря] их, кроме как доброе». И сказал Абу-Муса: Разве не знаете вы, как [что] говорить вам в молитве вашей? По­истине, Посланник Аллаха (м.е.и б.!) произнёс нам проповедь, и научил нас. И подробно разъяснил нам обычай наш («суннатана»). И научил нас молитве нашей; и сказал: «Когда будете совершать вы молитву, то восстанавливайте ряды ваши. Затем пусть да будет предводителем пред вами кто- нибудь из вас. И, когда будет возвеличивать [Аллаха] (каббара), то возвеличивайте. И, если проч­тёт «...кроме тех, на кого пал гнев [Твой], и заблудших» ([гайриль магдуби галайхим валад-дал­лин]), то говорите: «Аминь!» — и возлюбит вас Аллах. И, если возвеличит и совершит поясный поклон, то возвеличивайте и совершайте поясный поклон. И, поистине, имам совершает [да бу­дет совершать] поясный поклон прежде вас; и поднимается [да будет подниматься] от него прежде вас». Сказал Посланник Аллаха (м.е.и 6.!): «И ту — к той [говорите следуюшие слова, ког­да будете слышать слова, ниже следующие же]. (И,) если скажет: «Да услышит [да прислушается] Аллах к тому, кто вознёс хвалу Ему ([самигаллаху лиман хамидах])!», то говорите: «О наш Аллах, Гос- подь наш! Тебе [да будет воздана] всякая хвала!» ([аллахумма раббана лакаль хамду]) — прислу­шается [услышит] Аллах к вам [вас]. И, поистине, Аллах Всевышний сказал на языке пророка Его: «Да услышит [да прислушается] Аллах к тому, кто вознёс хвалу Ему ([самигаллаху лиман ха­мидах])!» И, когда возвеличит [Аллаха], и совершит поклон земной, то возвеличивайте, и совер­шайте земной поклон. И, поистине, имам совершает земной поклон прежде вас, и поднимается с него прежде вас». Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «И, когда будет у него [всякого из вас] сидение, то пусть первыми словами всякого из вас будут: «Приветствия да будут Аллаху, и бла­гословения (молитвы), и всё доброе! Мир да будет над тобой, о пророк, и милость Аллаха, и бла­годать Его! Мир да будет над нами, и над рабами Аллаха праведными! Свидетельствую я, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую я, что Мухаммад — раб Его, и посланник Его!» ([ат-

165

тахиййату лилляхи вас-салавату ват-таййибат ас-саляму галейка аййухан-набиййю ва рахматул­лахи ва баракатуху ас-саляму галяйна ва галя гыбадиллахис-салихин ашхаду ан ла илаха иллалла­ху ва ашхаду анна мухаммадан габдуху ва расулюху]). Не сказал Ахмад «...и благодати его...» ([ва баракатуху]). И не сказал: «...и свидетельствую...» ([ва ашхаду]) [а] сказал: «..., и что Мухам­мад —...» ([ва анна мухаммадан])

973. Гасем бен ан-Надр — аль-Мугтамир — Убайй — Кутада — Галлаб — Хаттан бен Габдулла ар-Рукаший — этот [же] хадис; добавил:«...; и, когда будет читать [Коран], то внемлите ему [со вниманием]». И ска­зал в [двух] свидетельствах, после «свидетельствую я, что нет божества, кроме Аллаха» ([ашхаду ан л а илаха иллаллаху]) — добавил: — «...одного Его, нет сотоварища у Него...» — ([вахдаху ла шарика лаху]).

Сказал Абу-Дауд: и слова его «...то внемлете...» ([фа-ансыту]) не сохранены — [в памяти]; и не привёл его [никто], кроме Сулеймана ат-Таймий в этом хадисе.

974. Кутайба бен Сагид — ал-Лайс — Абу-з-Зубайр — Сагид — Ибн-Джубайр и Тавус Ибн-Габбас; сказал [пос­ледний]: «Посланник Аллаха (м.е.и б.!) научал нас [словам двух] свидетельств — так же, как учил он нас Корану. И говорил: «Приветствия да будут Аллаху, и благословения (молитвы), и всё доб­рое! Мир да будет над тобой, о пророк, и милость Аллаха, и благодати Его! Мир да будет над на­ми, и над рабами Аллаха праведными! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и сви­детельствую, что Мухаммад — раб Его, И посланник Его!» ([аттахийяту лилляхи вас-салавату ват-тайибат ас-саляму галяйка аййухан-набиййу ва рахматуллахи ва баракатуху ас-саляму галяйна ва галя гыбадиллахис-салихин ашхаду ан ла илаха иллаллаху ва ашхаду анна мухаммадан габдуху ва расулюху]).

975. Мухаммад бен Дауд бен Суфьйан — Йахья бен Хассан — Сулейман бен Муса Абу-Дауд Джагфар бен Сагд бен Самура бен Джундуб — Хубайб бен Сулейман (бен Самура) — от отца его, Сулеймана бен Самуры — от Самуры бен Джундуба; [последний] сказал (затем— «[амма багду]»): «Повелел нам Посланник Аллаха (м.е.и б.!), когда был в середине молитвы или во время окончания её: «И начинайте пред [конечным] при­ветствием [говорить следующие слова], и говорите: «Приветствия благие, и благословение, и власть — [да будут] Аллаху ([ат-тахиййяту ват-таййибату вас-салавату валь-мульку лилляхи]). Затем [произносите] приветствие направо, затем [произносите] приветствие чтецу вашему [Ко­рана]. Затем — вам самим».

Сказал Абу-Дауд: Сулейман бен Муса — из Куфы по происхождению и он жил в Дамаске.

Сказал Абу-Дауд: эта страница указывает (на) то, что аль-Хасан слышал [этот хадис] от Самуры.

Раздел «[Произнесение слов] благословений на Пророка (м.е.и б.!) после [слов двух] свидетельств»

976. Хафс бен Гумар — Шугба — аль-Хакам — Ибн-аби-Лайла — Кагб бен Гуджра; сказал [последний]: ска­зали мы: (или сказали:) «О Посланник Аллаха! Повелел ты нам возносить благословение и приве­тствие тебе. А что касается приветствия, то мы это [уже] узнали. А как же благословлять те­бя?» Сказал: «Говорите: «О мой Аллах! Благослови Мухаммада, и семейство Мухаммада, как благословил ты Ибрахима [Авраама]! И пошли благодать на Мухаммада, и семейство Мухам­мада, как послал ты благодать на (семейство) Ибрахима. Поистине, Ты — Хвалимый, Слав­ный!» ([аллахумма салли галя мухаммадин ва али мухаммади кама саллайта галя ибрахим ва барик галя мухаммадин ва али мухаммадин кама баракта галя (али) ибрахим иннака хамидум- маджид]).





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 325 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...