Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел «[Человек, совершающий земной поклон,] ставит колени свои [на землю] прежде рук своих 5 страница



Раздел «Если [человек ] сомневается [— совершил ли он] два [круга молитвы,] или три[то] кто-то сказал: [пусть] избавится от сомнения»

1024. Мухаммад бен аль-Галяъ — Абу-Халед — Ибн-Гаджлан — Зайд бен Аслам — Гатаъ бен Йасир — Абу-Са­гид аль-Хударий; сказал [последний]: сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Когда пребудет кто либо из вас в сомнении в молитве своей, то пусть отбросит сомнения, и основывается на истине [на том числе кругов молитвы, в котором он уверен, даже если это число будет меньше числа действи­тельно совершённых кругов молитвы]. И, когда уверится полностью [в числе уже совершённых кругов молитвы], [то пусть] совершит два земных поклона». И, если молитва его была завершён­ной, то дополнительный круг будет зачтён как дополнительное поклонение («нафиля»). И [пусть совершит] два земных поклона. И, если была [его молитва] недостаточной, то будет [дополни­тельно Совершенный круг молитвы] дополнением его молитвы; и будут два земных поклона от­гоняющими Сатану».

Сказал Абу-Дауд: передал его Хишам бен Сагд и Мухаммад бен Мутарриф — от Зайда — от Гаты бен Йасира — от Абу-Сагида аль-Хударий — от Пророка (м.е.и б.!). А Хадис Абу-Халеда бо­лее насыщен сведениями.

1025. Мухаммад бен Габдуль-Газиз бен Аби-Ризма — аль-Фадль бен Муса — Габдулла бен Кайсан — Гикрима — Ибн-Габбас; [последний передал,] что Пророк (м.е.и б.!) назвал два земных поклона [после соверше­ния] ошибки в молитве «отгоняющими [Сатану](«[альмургиматайн]»)».

1026. Аль-Кагнабий — Малик — Зайд бен Аслам — Гатаъ — Ибн-Йасир; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Если кто усомнится из вас в молитве своей, и не будете знать, сколь много

174

совершил [молитвы] — три или четыре [круга], то пусть совершит один круг [молитвы], и со­вершит два земных поклона — сидя [не вставая] — перед [произнесением слов конечнего при­ветствия]; и, если этот круг он совершит пятым — сделает [число кругов совершённых] чётным этими двумя [земными поклонами, что совершаются после совершения ошибок в молитве]; и, если будет четвертым, то — два земных поклона прогонят Сатану [, сбившего его со счёта]».

1027. Кутайба — Йагкуб бен Габдур-Рахман аль-Кари — Зайд бен Аслам — с цепочкой Малика; сказал: поисти­не, Пророк (м.е.и б.!) сказал: «Когда усомнится кто-либо из вас в молитве своей, то, если будет уверен, что уж совершил три [крута молитвы], то пусть восстанет и дополнит ещё один круг с земным поклоном его; затем [пусть] сядет, и произнесёт два свидетельства ([файаташаххад]). И, если когда освободится [от молитвы], и не останется [от молитвы его] [нечего, кроме как] произнес­ти конечное приветствие, то пусть совершит два земных поклона сидя; затем произнесение слов конечного приветствия; затем привёл содержание [хадиса] Малика».

Сказал Абу-Дауд: так передал его Ибн-Вахб — от Малика и Хафса бен Майсары, и Дауда бен Кай- са, и Хишама бен Сагда, кроме как Хишам довёл [хадис, цепочку его] до Абу-Сагида аль-Хударий.

Раздел «Тот, кто сказал [, что]... дополнит [свою молитву], [основываясь] на наибольшем [числе] предполагаемых им кругов»

1028. Ан-Нуфайлий — Мухаммад бен Салама — Хусайф — Абу-Губайда бен Габдулла — от отца его — от Пос­ланника Аллаха (м.е.и 6.!). [Пророк] сказал: «Когда будешь ты в молитве, и усомнишься ты в [том], что три или четыре [круга совершил ты], и наиболее предполагаемое тобой [будет основываться] на четырёх [кругах], [то] произнесёшь [два] свидетельства, затем совершишь два земных поклона сидя — прежде произнесения [слов конечного] приветствия; затем произнесёшь два свидетель­ства, затем произнесёшь [слова конечного] приветствия».

Сказал Абу-Дауд: передал его Габдуль-Вахид от Хусайфа, и не отнёс слова его [к Пророку] ([лам йарфагху]); и ёдинословен с Габдуль-Вахидом также и Суфьйан, и Шурайк, и Исраиль; и вошли они в разногласие по поводу слов в тексте хадиса, и не привели цепочки его.

1029. Мухаммад бен аль-Галяъ — Исмаил бен Ибрахим — Хишам Ад-Дустува-ий — Йахья бен Аби-Касир — Гайад, и Муса бен Исмаил — Аббан — Йахья — Хиляль бен Гайад —Абу-Сагид аль-Хударий; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Если когда совершит кто-либо [из] вас [молитву]! и не будет знать — перевыполнил ли, или не довыполнил ([зада ам накаса]), то пусть совершит'два земных [поклона] с [положения] сидя. И, когда придёт к нему Сатана, и скажет: «Поистине, ты уж оск­вернился ветром[!]» то пусть скажет: «Солгал ты», кроме как если почувствует он запах носом своим, или услышит звук ухом своим».

И это — слова хадиса Аббана. Сказал Абу-Дауд: и сказал [и] Мугаммар и Галий бен Мубарак: Гайад бен Хилял. И сказал аль-Аузагий: Гайад бен Аби-Зухайр.

1030. Аль-Кагнабий — Малик — Ибн-Шигаб — Абу-Салама бен Габдур-Рахман — Абу-Хурайра; [последний пе­редал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Поистине, когда кто-либо из вас встаёт и совершает мо­литву, приходит к нему Сатана, и путает его до тех пор, пока не забывает он, сколько [кругов мо­литвы] совершил. И, если обнаружит оное кто-либо из вас, то пусть совершит два земных поклона в [положении] сидя».

Сказал Абу-Дауд: и так передал его Ибн-Гуйайна, и Мугаммар, и ал-Лайс.

1031. Хаджжадж бен Аби-Йагькуб — Йагькуб — сын брата аз-Зухрий — Мухаммад бен Муслим — этот [же] ха­дис — с цепочкой его; добавил: «...сидя, перед конечным приветствием...»

1032. Хаджжадж — Йагькуб — Убайй — Ибн-Исхак — Мухаммад бен Муслим аз-Зухрий — с его цепочкой и содержанием; сказал: «...то пусть совершит два земных поклона, прежде чем произнести [слова ко­нечного] приветствия. Затем пусть произнесёт конечное приветствие».

175

Раздел «Тот, кто сказал [, что] два земных поклона [совершаются] после конечного приветствия»

1033. Ахмад бен Ибрахим — Хаджжадж — Ибн-Джурайдж — Габдулла бен Мусафиг — Мусгаб бен Шайба — Гутба бен Мухаммад бен аль-Харс — Габдулла бен Джагфар; [последний передал,] ЧТО Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) сказал «Кто усомнится в молитве своей [в правильности совершенной молитвы], то пусть совер­шит два земных поклона после того, как произнесёт слова конечного приветствия».

Раздел «Тот, кто встал с двух [кругов молитвы] и не [произнёс] двух свидетельств»

1034. Аль-Кагнабий — Малик — Ибн-Шигаб — Габдур-Рахман аль-Аградж — Габдулла бен Бухайна; сказал [последний]: «Совершил с нами Посланник Аллаха (м.е.и б.!) два круга [молитвы], и восстал, и не посидел [не посидев]. И восстали люди вместе с ним. И, когда завершил выполнение молитвы своей, и ожидали мы конечного приветствия, [он] возвеличил [Аллаха], и совершил два земных поклона в [положении] сидя — прежде конечного приветствия. Затем произнёс слова конечно* го приветствия (м.е.и б.)».

1035. Гамр бен Гусман — Убай и Бакиййа — Шутайб — аз-Зухрий — по содержанию цепочки его и хадиса его; добавил: «...и были из нас произносящие два свидетельства во время стояния».

Сказал Абу-Дауд: и так совершил (два земных поклона) Ибн-аз-Зубайр: встал со второго [кру­га молитвы] прежде конечного приветствия и это слова аз-Зухры.

Раздел «Тот, кто забыл произнести два свидетельства и [ещё] сидит [в молитве]»

1036. Аль-Хасан бен Гамр — Габдулла бен аль-Валид — Суфьйян — Джабер, (т. е., аль-Джугафий) — аль-Му­гыйра бен Шубайль аль-Ахмасий — Кайс бен Аби-Хазем — аль-Мугыйра бен Шугба; сказал [последний]: Послан­ник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Если восстанет имам в [после] двух кругах, и если вспомнит [осоз­нает оное] прежде, чем полностью выпрямится, то пусть сядет; и, если выпрямится полностью, [и] встанет, то пусть не садится, и совершит два земных поклона [выполняемых после соверше­ния ошибок в молитве]».

Сказал Абу-Дауд: и нет в моей книге от Джайбера аль-Джугафий [никакого иного] хадиса, кроме этого.

1037. Губайдулла бен Гумар алъ-Джашмий — Йазид бен Харун аль-Масгудий — Зийад бен Гиляка; сказал [пос­ледний]: «Совершил с нами [молитву] аль-Мугыйра бен Шутба; и поднялся в [после] двух кругов. Сказали мы: «Совершен Аллах («Субханалла»)!» Сказал: «Совершен Аллах («Субханалла»)!» И продолжил [молитву свою]. И, когда завершил свою молитву, и произнес слова конечного при­ветствия, совершил два земных поклона [что совершаются после совершения ошибок в молит­ве]. И, когда закончил [молитву], сказал: «Видел я, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) делал так, как сделал [сейчас] я».

Сказал Абу-Дауд: и так передал его Ибн-Аби-Лайла — от аш-Шагбий — от аль-Мугиры Ибн- Шутбы, и отнёс слова его к [Пророку] (рафагаху); и передал его Абу-Гумайс — от Сабета бен Гу­байда. Последний сказал: «Совершил с нами [молитву] аль-Мугыйра бен Шугба... — подобный хадису Зийада бен Гиляки.

Сказал Абу-Дауд: Абу-Гумайс — брат аль-Масгудий; и сделал Сагд бен Аби-Ваккас подобно тому, что сделал аль-Мугыйра, и Гимран бен Хусайн, и ад-Даххак бен Кайс, и Мугавия бен Аби- Суфьйан, — и Ибн-Габбас разрешил это, — и Гумар бен Габдуль-Газиз.

Сказал Абу-Дауд: «Это — о том, кто восстал после двух [кругов]; затем совершили земной поклон после того, как произнесли слова конечного приветствия».

1038. Гамер бен Гусман и ар-Рабиг бен Нафег и Гусман бен Аби-Шайба, и Шуджаг бен Махлад — с содержани­ем той же цепочки — Ибн-Гаййаш — Губайдулла бен Губайд аль-Кулягий — Зухайр, т.е., Ибн-Салем аль-Гунсий —

Габдур-Рахман бен Джубайр Ибн-Нуфайр; сказал Гамер (единственно только он): от отца его — от Саубана — от Пророка (м.е.и б.!); [Пророк] сказал: «За каждую ошибку — два земных поклона после того, как произнесёт слова конечного приветствия». Не упоминул [слов] «от отца его» [никто], кроме Гамра.

Раздел «Два земных поклона [после совершения ошибки в молитве] перед двумя свидетельствами и конечным приветствием»

1039. Мухаммад бен Йахья бен Фарис — Мухаммад бен Габдулла бен аль-Мусанна — Ашгас — Мухаммад бен Сирин — Халед, т. е.> аль- Хаззаъ — Абу-Куляба — Абу-аль-Мухаллаб — Гимран бен Хусайн; последний передал, ЧТО Послан­ник Аллаха (м.е.и б.!) совершал с ними [молитву], и совершил ошибку в [молитве], и совершил два земных поклона; затем произнес два свидетельства; затем произнес слова конечного приветствия.

Раздел «Женщины уходят с [совместной] молитвы прежде мужчин»

1040. Мухаммад бен Йахья и Мухаммад бен Рафег — Габдур-Разак — Мугаммар — аз-Зухрий — Хинд бинт аль- Харс—Умм-Салама; [последняя] сказала: «Посланник Аллаха (м.е.и б.!), после того, как произносил ко­нечное приветствие [молитвы], оставался некоторое время на [своём месте]. И видели [в оном, полагали люди], что оное — дабы прошли женщины прежде мужей».

Раздел «Как уходить с молитвы»

1041. Абу-ль-Валид ат-Тайалисий — Шутба — Саммак бен Харб — Кабиса бен Харб, человек из [племени] «Тайэ» — от отца его; [последний передал,] ЧТО ОН совершил молитву вместе С Пророком (м.е.и б.!), И уходил он, [проходя мимо] боков его [поворачиваясь немного в сторону].

1042. Муслим бен Ибрахим — Шугба — Сулейман — Гимара (Ибн-Гумайр) — аль-Асувад бен Йазид — Габдул­ла; сказал [последний]: «Да не оставит никто из вас доли для Сатаны в молитве своей — пусть да уходят они с [неё], кроме как с правой стороны своей». И (уж) видел я, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) чаще всего уходил с [молитвы] с левой стороны своей. Сказал Гимара: «Пришёл я позже в Меди­ну; и видел я положение, в котором [сидел] Пророк (м.е.и б.!), с левой стороны его [видел я его]».

Раздел «Молитва мужа и его дополнительные молитвы, совершённые им в доме его»

1043. Ахмад бен (Мухаммад бен) Ханбаль — Йахья — Губайдулла — Нафег — Ибн-Гумар; сказал [последний]: сказал Посланник Аллаха (м.е.и 6.1): «Совершайте в домах ваших часть молитв ваших, не прев­ращайте их [дома ваши] в могилы».

1044. Ахмад бен Салих — Габдулла бен Вахб — Сулейман бен Биляль — Ибрахим бен Аби-н-Надр — от отца его — от Буера бен Сагида — Зайд бен Сабет; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) сказал: «Молитва мужа в доме его лучше [достойнее] молитвы его в этой моей мечети, кроме как [не ка­сается оное] предписанных [молитв]».

Раздел «Тот, кто совершил молитву вне направлении Киблы, затем узнал [об этом]»

1045. Муса бен Исмагил — Хаммад — Сабет и Хумайд — Анас; [последний передал,] что Пророк (м.е.и б.!), и сподвиж­ники его совершали молитву в сторону мечети Акса [байтуль-макдис]; и, когда ниспослан был (этот) аят — «...то обрати лик свой в сторону Запретной Мечети [ Каабы]; и где бы вы не были — обращайте лики свои в сторо­ну её...» ([фавалли ваджхака шатраль маеджидиль харами// ва хайсу ма кунтум, фаваллу вуджухакум шатрах]). И прошёл один человек из племени «Бану-Салама» [мимо них], когда они совершали пояс­ный поклон в утренней молитве в сторону мечети Акса, [и сказал]: «Разве Кибла не была перемещена на Каабу?» — два раза; и повернулись они — в [состоянии] поясного поклона — в [сторону] Каабы».

Разделы пятничного дня (Раздел достоинства дня пятницы и ночи пятницы)

1046. Аль-Кагнабий — Малик — Йазид бен Габдулла бен аль-Хади — Мухаммад бен Ибрахим — Абу-Салама бен Габдур-Рахман — Абу-Хурайра; [последний сказал:] Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Лучшие из

177

дней, освещаемых лучами солнца (талагат фихиш-шамс) — день пятничный: в нем был создан Адам, и в нём [же] низведён (ухбита), в нём [же] было принято его покаяние, и в нём [же и] умер [он], и в нём же настанет Час [конца света]. И нет ни одного живого существа, которое бы не прислушивалось [к тайному гласу Всевышнего, чувствует его] в день пятницы во время появления утренней зари, пока не взойдёт солнце там, где оно заходит, при наступлении Часа, — кроме джиннов и людей. И в нём (в пятничный день) есть час, (который) не угадает [«уловит»] его раб предавшийся [Всевышнему, мусульманин], когда совершает молитву: не попросит он Аллаха о нужде в [час тот], кроме как даст ему [ответит Аллах его молитву, и даст ему того, чего он просит]». Сказал Кагб: «Оное [случается] каждый год в один день». И сказал я: «Нет, каждую пятницу». Сказал [Абу-Хурайра]: «И прочёл Кагб Тору, и сказал: «Истину сказал Пророк!» Сказал Абу-Ху- райре: «Затем встретил я Габдуллу бен Ибн-Сал[л]яма, и рассказал ему о своей беседе (бимадж- лиси) с Кагбом. И сказал Габдулла бен Салям: «Узнал ли ты, что это за час?» Сказал Абу-Хурайра: «И сказал я ему: «Так дай мне знать о ней ([фа-ахбирни биха])». И сказал Габдулла бен Сал[л]ям: «Это — последний час пятничного дня». И сказал я: «Как же это последний час пятничного дня, и уж сказал Посланник Аллаха (м.е.и 6.!): «...не постигнет его раб предавшийся, когда он будет совершать молитву, и в этот час он будет совершать молитву?» И сказал Габдулла бен Сал[л]ям: «Разве не сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Кто будет сидеть на [одном месте] (маджлисан), ожидая молитву, то он будет пребывать в молитве до тех пор, пока он не начнет совершать мо­литву?» Сказал [Абу-Хурайра]: «И я сказал: «Да, конечно!» Сказал [Габдулла]: «Это [и есть] оное».

1047. Харун бен Г абдулла — Хусейн бен Г алий — Г абдур-Рахман бен Йазид бен Джабер — Абу-ль-Ашгас ас-Сан - ганий — Аус бен Аус; сказал [последний]: сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Поистине, лучший из дней ваших — день пятничный: в нём был создан Адам, и в нём была взята [душа его], и в нём — Дуновение [в Рог], и в нём — гром и молния [непосредственные признаки наступления конца света]. Так умножайте совершение молитв для [ради] меня, ибо молитвы ваши будут показаны мне». Сказал [Аус]: сказали [люди]: «О Посланник Аллаха! И как же будут показаны тебе молитвы наши, и ты уж превратишься в прах ([аримта])?» (сказали они: «истлеешь ([балита])») И сказал [Пророк]: «Поистине, Аллах (да возвеличится и да восславится [имя] Его!) сделал запретным для земли плоть пророков».

Раздел «Ответ [на вопрос] — [о том,] что это за час в пятничный день»

1048. Ахмад бен Салих — Ибн-Вахб — Гамер, т. е., Ибн-аль- Харе — аль-Джаллах рассказал ему, что Абу-Сала­ма, т.е., Ибн-Габдур-Рахман — Джабер бен Габдулла — от Посланника Аллаха (м.е.и б.!), что он сказал: «Пятничный день — двенадцать (, желая сказать часов). Не пребудет предавшейся [Всевышнему, мусульма­нин], испрашивая у Аллаха (да возвеличится и да восславится [имя] Его!) чего-нибудь, кроме как даст ему Аллах (да возвеличится и да восславится [имя] Его!). Так ищите [ожидайте этот час] в последнем часу после послеполуденного времени».

1049. Ахмад бен Салих — Ибн-Вахб — Мухрама, т. е., Ибн-Бакир — от отца его — Абу-Бурда бен Аби-Муса аль- Ашгарий — Габдулл бен Гумар; сказал [последний]: «Слышал ли ты от отца своего, как тот рассказывал, пе­редавая от Посланника Аллаха (м.е.и б.!) о деле пятницы, т.е., о часе [принятия молитвы]?» Ска­зал я: «Да, слышал я, как говорил он: «Слышал я, как Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) говорил: «Он — меж тем, как сядет имам — и до того, как выполнится молитва».

Сказал Абу-Дауд: т.е., на подмостки [кафедру мечети] (минбар).

Раздел «Достоинство пятничной [молитвы]»

1050. Мусаддад — Абу-Мугавия — аль-Агмаш — Абу-Салих — Абу-Хурайра; сказал [последний]: Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Кто совершит малое омовение, и хорошенько выполнит каждое [действие]

178

малого омовения, затем придёт на пятничную [молитву], и прислушается и внемлет — простятся ему [грехи его], что меж одной пятницы к другой, и сверх того — [ещё] три дня; а тот, кто при­коснётся к камениям, то уж совершит пустой поступок».

1051. Ибрахим бен Муса — Иса — Габдур-Рахман бен Йазид бен Джабер — Гатаъ аль-Хурасаний — вольноот­пущенник жены его,Умм-Гусман; сказал [последний]: «Слышал я, как Галий (да будет Аллах доволен им!) [произносил речь стоя] на подмостках мечети в Куфе». Говорил: «Когда наступает пятничный день, расходятся диаволы по рынкам [с капканами, ошейниками. — имам ас-Сахарнуфурий] («[бирайатиха]») и кидают в людей, и чинят всевозможные препятствия («[бит-тарабис]») (или: козни, «рабаис»), и удерживают их от [отправления на] пятничную [молитву]. И расходятся с ут­ра ангелы, и садятся на врата мечетей, и записывают человека, что [пришёл] за час [до наступле­ния молитвы], и человека, [что пришёл] за два часа — [и так,] пока не выйдет имам. И, (если он сядет далеко от [имама] — там, где он не будет [его] слышать, и будет внемлить, и не будет раз­говаривать — будет ему это [одним] залогом воздаяния.) И, если сядет человек, и утвердится в нём внимание и взирание на имама, [но] будет разговаривать — будет ему это залогом греха. И кто скажет в пятничный день товарищу своему: «Молчи!», то уж скажет пустословное. А тому, кто пустословил — не будет в пятничной молитве ничего». Затем сказал в конце этого: «Слышал я, как Посланник Аллаха (м. е. и б.!) говорил оное».

Сказал Абу-Дауд: «Передал его [этот хадис] аль-Валид бен Муслим — от Ибн-Джабер а, сказав: «... и сказал: вольноотпущенник жены его Умм-Гусман бен Гатаъ».

Раздел «Строгость запрета на оставления пятничной [молитвы]»

1052. Мусаддад — Йахья — Мухаммад бен Гамр — Губайда бен Суфьян аль-Хадрамий — Абу-ль-Джугд ад-Дамрий; и было у него [непосредственное] общение («сухба») с Пророком (м.е.и б.!); он передал, что Посланник Аллаха (м.е.и 6) сказал: «Кто оставит три пятничные молитвы, пренебрегая ими, поставит Аллах печать на сердце его».

Раздел «Возмещение [для того, кто оставил её]»

1053. Аль-Хасан бен Галий — Йазид бен Харун — Хаммам — Кутада — Кудама бен Вабра аль-Гуджайфий — Са­мура бен Джундуб — от Пророка(м.е.и 6.!); [Пророк] сказал: «Кто оставит пятничную молитву без ува­жительной причины на то, то пусть даст милостыню. И, если не найдет, то — в половину динара».

Сказал Абу-Дауд: (и так) передал его Халед бен Кайс; и вошёл в противоречия с ним в цепоч­ке, и был единословен с ним в тексте.

1054. Мухаммад бен Сулейман аль-Анбарий — Мухаммад бен Йазид и Исхак бен Йусуф — Аййуб — Абу-Галяъ — Кутада — Кудама бен Вабра; сказал [последний]: Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Кто пропустит пятничную молитву без уважительной причины, то пусть даст милостыню в один дирхем, или пол дирхема, или один саг пшеницы, или пол-сага».

Сказал Абу-Дауд: передал ему Сагид Ибн-Башир (от Кутады) так же кроме как он сказал: Мудд или пол мудда и сказал: от Самуры.

(Сказал Абу-Дауд: слышал я как Ахмада бен Ханбаль был спрошан о разногласии в этом хадисе. И сказал: Хаммам предо мной более знающ [по моему мнению, Хаммам лучше запомнил], нежели Аййуб, т.е., Абуль-Галя).

Раздел «Для кого обязательна пятничная молитва»

1055. Ахмад бен Салих — Ибн-Вахб — Гамр — Губайдулла бен Аби-Джагфар — Мухаммад бен Джахфар — Гурва бен аз-Зубайр — Айша, жена Пророка (м.е.и б.!), что она сказала: «Люди постоянно приходили на пятничную молитву из жилищ своих. И [даже]из высоких мест [холмов города]».

179

1056. Мухаммад бен Йахья бен Фарис — Кабиса — Суфьян — Мухаммад бен Сагид, т. е., ат-Таифий — Абу-Са­лама бен Набих — Габдулла бен Харун — Габдулла бен Гамр — от Пророка (м.е.и б.!); [Пророк] сказал: «Пят­ничная [молитва] [обязательна] для (на) (каждого), кто услышал призыв».

Сказал Абу-Дауд: передали этот хадис несколько человек от Суфьяна, сократив [его цепочку] до Габдуллы бен Гамра; не относили слова его к [Пророку]. И привёл цепочку его Кабиса.

Раздел «Пятничная молитва в очень дождливый день»

1057. Мухаммад бен Касир — Хаммам — Кутада — Абу-ль-Малих — от отца его; [последний передал,] ЧТО в день Хунайна был дождь; и велел Посланник Аллаха (м.е.и б.!) своему человеку произносящему призывы на молитвы огласить(, что) «Молитву совершать в домах!»

1058. Мухаммад бен Аль-Мусанна — Габдуль-Агля — Сагид — от одного из друзей его — Абу-Малих, ЧТО оное было в день пятницы.

1059. Наср бен Галий — Суфьян бен Хабиб — сообщил нам (хаббарана) Халед аль-Хаззаъ — Абу-Куляба — Абу-ль-Малик — от отца его; [последний передал,] что он видел Пророка (м.е.и б.!) во времена Худай- биййи в день пятницы. И настиг их дождь; не были промочены нижние части туфель их, и велел он им совершать [ молитву] [сидя] в домах их.

Раздел «Оставление совместной [молитвы] в холодный вечер»

1060. Мухаммад бен Губайд — Хаммад бен Зайд — Аййуб — Нафег; [последний передал,] что Ибн-Гумар ос­тановился у [места] «Даджнан» в один холодный вечер; и велел произносящему призывы на мо­литву, чтобы огласил он, что молитва будет [совершаться] сидя в сёдлах. Сказал Аййуб: и расска­зал нам Нафег от Ибн-Гумара, что Посланник Аллаха (м.е.и б.!), когда вечер [а] был [и] холод­ным^] или дождливым[и], велел произносящему призывы на молитву (мунадий) [оголасить]: «Молитва [—] в жилищах [!]»

1061. Муаммаль бен Хишам — Исмаил— Аййуб — Нафег; сказал [последний]: «Призвал Ибн-Гумар на молитву при [местечке] «Даджнан», затем огласил: «Молитесь сидя в сёдлах!» Сказал в нём: «Затем сказал [передавая] от Посланника Аллаха (м.е.и 6.!), что он велел призывающему на молитву произнести призыв на молитву, затем огласить: «Молитесь в жилищах!» в холодный вечер, и в дождливый вечер, и во время путешествия. Сказал Абу-Дауд: и передал его Хаммад бен Салама от Аййуба и Губайдуллы, сказав в нём (каля фихи): «В путешествии, в вечер прохладный или в дождливый».

1062. Гусман бен Аби-Шайба — Абу-Усама — Губайдулла — Нафег — Ибн-Гумар; [последний передал,] ЧТО ОН призвал на молитву в [местечке] «Даджнан» в один вечер, который был холодным и ветреным, и сказал в конце своего призыва: «Молитесь в жилищах ваших (а ла саллу фи рихаликум)!» За­тем сказал: поистине Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) велел, когда бывали холодные и дождливые вечера, говорить: «(Не) совершить (ли) вам молитву [сидя] в жилищах ваших [?!]».

1063. Аль-Кагнабий — Малик — Нафег; [последний передал,] что Ибн-Гумар (— т.е.,—) произнёс при­зыв на молитву в один холодный ветреный вечер, и сказал: «Не помолиться ли вам в жилищах?» Затем сказал: «Поистине, Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) — да благославит его Аллах да привет­ствует! — велел [обычно] муэдзину, когда бывал холодный или дождливый вечер, говорить: «(Не) совершить ли вам [молитву] в домах?»

1064. Габдулла бен Мухаммад ан-Нуфайли — Мухаммад бен Салама — Мухаммад бен Исхак — Нафег — Ибн-Гу­мар; сказал [последний]: «Оглашал произноситель призывов [на молитвы, муэдзин] Посланника Аллаха (м.е.и 6.!) оными [словами] в Медине в дождливые вечера и по утрам, [когда было] прохладно».

Сказал Абу-Дауд: и передал это сообщение (хабар) Йахья бен Сагид — аль-Асарий — от аль-Ка- сема — от Ибн-Гумара — от Пророка (м.е.и б.!); сказал в нём [в этом хадисе]: «...в путешествиях...»

180

1065. Гусман бен Аби-Шайба — аль-Фадль бен Дукайн — Закир — Абу-Зубайр — Джабер; сказал [последний]: «Были мы вместе с Посланником Аллаха (м.е.и 6.!) в одном путешествии; и полил на нас дождь. И сказал Посланник Аллаха (м.е.и 6Л): «Те, кто хотят из вас, пусть совершают [молитву сидя] в домах [своих]».

1066. Мусаддад —Исмаил — Габдуль-Хамид, друг аз-Зийадий — Габдулла бен аль-Харс, сын дяди по отцу — Мухаммад бен Сирин; [последний передал,] что Ибн-Габбас сказал своему муэдзину: «После того, как скажешь: «Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха ([ашхаду анна мухаммадан ра- сулюллах]), то не говори: «Поспешите на молитву ([хаййя галяс-саля]); скажи: «Совершайте мо­литву в домах ваших ([саллу фи буйутикум])!» И, словно бы люди осудили [не одобрили оное]. И сказал: «Уж сделал это тот, кто лучше меня. Поистине, пятничная [молитва] — [дело] обязатель­ное; и, поистине, я не хотел бы выводить вас [из домов ваших], дабы шли вы в грязи и в дождь».

Раздел «Пятничная молитва для раба и женщины»

1067. Габбас бен Гадуль-Газыйм — Исхак бен Мансур — Хурайм — Ибрахим бен Мухаммад бен аль-Мунташир — Кайс бен Муслим — Тарик бен Шихаб — от Пророка (м.е.и б.!); Пророк сказал: «Пятничная молитва -— обязательный долг, [стоящий] над каждым предавшимся [Всевышнему, мусульманину]!, вы­полнить который должно] в общине, кроме как четырём: рабу, [что принадлежит] кому-то, [иль] женщине, [иль] ребёнку [несовершеннолетнему], [иль] больному».

Сказал Абу-Дауд: Тарик бен Шихаб уж узрел Пророка (м.е.и б.!), и не слышал от него ничего.

Раздел «Пятничная молитва»

1068. Гусман бен Аби-Шайба и Мухаммад бен Габдулла аль-Махрамий, (это —] его слова,— Вакиг — Ибрахим бен Тахаман — Абу-Джамра — Ибн-Габбас; сказал [последний]: «Поистине, первая пятничная молитва, что была устроена [на которую собрались люди] в [истории] Ислама после пятничной молитвы, что была устроена [на которую собрались люди] в мечети Посланника Аллаха (м.е.и 6.1) в Медине — (несомненно,) та пятничная молитва, что была устроена [на которую собрались люди] — та, что была устроена [на которую собрались люди ] — та, что была в [при] Джувасе, одной из деревень [в] Бахрейне. Сказал Гусман: «Одна из деревень [племени] Габдуль-Кайс».

1069. Кутайба бен Сагид — Ибн-Идрис — Мухаммад бен Исхак — Мухаммад бен Аби-Умама бен Сахль — от отца его — от Габдур-Рахман бен Кагба бен Малика — и был он проводником отца своего после того, как ушло зре­ние его — от отца его, Кагба бен Малика; [последний передал], ЧТО ОН, когда услышал призыв на МОЛИТВу, упрашивал Асгада бен Зурару [быть своим поводырём]. И сказал я ему: «Когда слышишь ты [призыв] на [молитву], упрашиваешь Асгада бен Зурару [?]» Сказал [он]: «Ибо он был первым, кто совершил с нами [пятничную молитву ] в [месте] «Хазму-н-Набит», что в долине [, в кото­рой живёт племя] «Бану-Байада», что в местности Накыйг, что зовётся «Накыйгу-ль-Хадамат». Сказал я: «Сколько вас [было] в тот день?» Сказал: «Сорок».

Раздел «Когда совпал день пятничный с днём праздника»

1070. Мухаммад бен Касир — Исра-иль — Гусман бен аль-Мугыйра — Ияс бен Аби-Рамля аш-Шамий; сказал [последний]: «Видел я, как Мугавия бен Аби-Суфьян, когда он спрашивал Зайда бен Аркама, говоря (каля): «[Довелось ли тебе быть] свидетелем вместе с Посланником Аллаха (м.е.и б.!) [того, что] два праздника совпали в один день?» Сказал: «Да». Сказал [Мугавия]: «И как поступил ([санага]) [Про­рок]?» Сказал [Зайд]: «Совершил праздничную [ молитву], затем дал дозволение о [касательно] пятничной [молитвы], сказав: «Кто желает совершить [пятничную молитву], то пусть совершает».

1071. Мухаммад бен Тариф аль-Баджлий — Асбат — аль-Агмаш — Гатаъ бен Аби-Рабах; сказал [последний]: «Совершил с нами [молитву] Ибн-аз-Зубайр в [один из] праздничных дней в пятничный день, в

181

начале дня; затем перешли мы к пятничной [молитве], и не вышел [Пророк] к нам, и совершили мы [молитву] в одиночестве. И был Ибн-Габбас в Таифе. И, когда приехал он, упоминули мы об оном; и сказал: «Последователи обычая [Пророка] (асхабу-с-сунна) [!]»

1072. Йахья бен Хаяаф — Абу-Гасем — Ибн-Джурайдж; сказал [последний]: сказал Гатаъ: «Совпали день пятничный и день праздника Розговения (фитр) во времена, [когда жил] Ибн-аз-Зубайр. И ска­зал: «Два праздника совпали в один день. И объединил он их обоих [вместе], и совершил их в два круга рано утром, и не добавил к ним [ничего]. [И не совершал после этого никакой молитвы до тех пор,] пока не совершил послеполуденную молитву [т. е., не совершил пятничной]».

1073. Мухаммад бен аль-Масфий и Гумар бен аль-Васабий (ранее упомянутый) Бакийя — Шугба — аль-Мугый­ра ад-Дуббийй — Габдуль-Газиз бен Руфайг — Абу-Салих — Абу-Хурайра — от Посланника Аллаха (м.е.и 6.!), что он сказал: «Уж совпали в день ваш сей два праздника. И, если кто пожелает, будет достаточным для него и пятничной [молитвы]. А мы, поистине, совершающие [лишь] пятничную молитву».

Сказал Гумар: от Шугбы.

Раздел «Что читать из [Корана] в утренней молитве в пятничный день»





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 272 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.03 с)...