Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В. Буркерт. Греческая религия 14 страница



4.5. PHARMAKOS

Среди очистительных ритуалов особое внимание с давних пор привлекало изгнание "pharmakos", поскольку именно здесь в контексте греческой цивилизации появляется человеческое жертвоприношение - как намек и как возможность, а может быть, и как постоянный институт1. Интереснейшие подробности известны благодаря ругательным стихам Гиппонакта Колофонского2, поэта VI в. Гиппо-накт грозит своим врагам позорной смертью, изображая, как жестоко обращаются с "pharmakos": человека, выбранного из-за его безобразной внешности, сначала кормят смоквами, кашей и сыром, затем бичуют ветвями смоковницы и морским луком, в первую очередь нанося семь ударов по детородному органу. Византийский источник также свидетельствует о том, что в конце концов человека сжигали, а пепел высыпали в море. Насколько достоверен этот источник, вопрос спорный. В Абдерах3 каждый год в качестве очистительной жертвы, katharsion, "покупали" какого-нибудь бедолагу, его обильно кормили, а затем в определенный день выводили за городские ворота, проводили вдоль стен города и после того прогоняли прочь, бросая в него камни. Подобным же образом в Афинах4 во время праздника фаргелий избирались два человека - опять же из-за отвратительной наружности, "один - для мужчин, другой - для женщин". Их увешивали смоквами, "выводили наружу" как katharsia и возможно, тоже прогоняли прочь, кидая в них камни. В Массалии (Марселе)5 к такому прибегали при чрезвычайных обстоятельствах, например, борясь с эпидемией: какому-нибудь бедняку давали в течение года хорошую и обильную пищу. Потом его, украшенного лентами и в "священных одеждах", проводили вокруг всего города, чтобы затем под проклятия столкнуть со скалы. Со скал Левкады6, во владениях Аполлона Левката, сбросили осужденного преступника - привязав ему, впрочем, крылья, призванные смягчить падение, - а после прилагали все усилия, чтобы снова выловить его из моря. Другой источник7 свидетельствует о том, что в море "для Посейдона" бросали юношу, думая так избавиться от всех напастей: "будь нашей грязью", (peripsema). В Херонее бичом провожали до двери "голод", boulimos, в образе раба8.

Рассуждения на тему "вегетативного духа" скорее затемнили простой и одновременно ужасный характер этого действа. Почти лишенным черт ритуала оно предстает в одном позднеантичном источнике9, который, по-видимому, все же можно признать историческим: когда в Эфесе свирепствовала чума, чародей Аполлоний собрал жителей в театре, а затем вдруг указал на нищего, одетого в лохмотья: вот он, демон чумы. Бедняга, как он ни молил его о пощаде, тут же был насмерть забит камнями, над телом быстро выросла целая груда. Агрессия, возникшая в критической ситуации, сконцентрировалась на одном безобразном "аутсайдере", все почувствовали облегчение, когда сообща выместили на нем порожденную отчаянием ярость, к тому же с сознанием того, что их дело правое, "чистое".

Исполнение этого ритуала в маргинальных критических ситуациях, как в Массалии, может быть более древним. В аттическом остракизме10 - вынесении посредством глиняных черепков приговора создающему проблемы индивидууму - с давних пор видели демократическую рационализацию какой-то подобной традиции. Потому и "Тридцать тиранов" тоже могли выдавать свои политические убийства за очищение11, "чистку" в самом жутком смысле этого слова. Форма, подкрепленная религией (в Ионии и Аттике) была связана с фарге-лиями, праздновавшимися в начале лета, с принесением в дар части нового урожая: "очищение" как условие для нового начала.

При этом, видимо, особое значение имеет то, что подлежащее изгнанию существо приводилось в тесный контакт с общиной, с городом. Этому служат подношения пиши, о которых все время идет речь. Смоквы13 стоят в двойной оппозиции к нормальной культуре, к плодам земледелия так же, как и к мясу жертвенных животных - они символизируют сладость, плодородие, разнузданность, саму атмосферу "золотого века", от которого реальность должна четко отмежеваться. "Обход по кругу", также являющийся частью очищений водой и кровью, объединяет чистых в единое сообщество. Отторгнутый за его пределы именуется поэтому "отскобленное со всех сторон", peripsema (см. прим. 73). Дело не в том, чтобы обязательно убивать, нет, "отброс" должен быть лишь удален "за предел", "за скалу" - чтобы никогда больше не возвратиться.

В Ветхом Завете можно найти соответствие - знаменитый, хотя и загадочный сам по себе обычай изгнания в пустыню "козла отпущения". Он дал всему комплексу подобных ритуалов его самое употребительное название: "обряд козла отпущения" ("scapegoat"-pитyaл)l3. У греков иногда встречаются случаи, когда изгоняют быка - например, к врагам, которым он несет несчастье, или опять же за пределы города14. Сходный обычай засвидетельствован на Востоке15.

Изгнать "возмутителя спокойствия" - естественный рефлекс группы. К этому, вероятно, можно добавить разве что параллель с окруженным хищниками стадом: только благодаря тому, что один член группы - как правило, в чем-то отличный от других, слабый или больной-достается им на съедение, остальные оказываются спасены. Изгой - это одновременно и спаситель, которому все чрезвычайно обязаны.

Греческое название происходящего - "katharm6s" - придает ему однозначность, как если бы речь шла только о грязи, которую выбрасывают прочь. В то же время миф позволяет увидеть волнующую двойственность. Изгоем может стать никто иной, как царь. Примеры тому - правитель Афин Кодр, который, переодевшись слугой, намеренно дал сразить себя врагам16, скиталец Эдип17, царь Лемноса Фо-ант, брошенный в ящике в море во время восстания женщин, великого katharm6s18. Преданным врагам, осыпанным проклятьями, умерщвленным членом социума могла стать самая красивая, "избранная" девушка, "Polykrite" с острова Наксос, которую в праздник фаргелий чтили жертвоприношениями19. Изгнание юношей, как и существовавший в Локриде обычай принесения в жертву Афине Илионской девушек20, считавшийся искуплением за преступление царя Локриды Аякса, правда, может являться также частью ритуала инициации, когда "очистительное" отделение впоследствии ведет к повторному включению, что позволяет прежнему порядку сохраняться и впредь. В рассказах об основании некоторых колоний повествуется о том, как первые поселенцы на своей родине бывали посвящены дельфийскому богу и в качестве десятины отправлены на чужбину. Здесь изгнание, разновидность "ver sacrum", интерпретируется не как "katharmos", а как принесение в дар начатков21. В других рассказах те, кого изгоняют и кто заново начинает жизнь на чужбине - изгои, бастарды и рабы22.

Примечания

4.1. Функция и методы

1 См. Предварительные замечания прим. 4.

2 Вехтер 1910. Ферле 1910. ГКД 155-69. P. Pfister, "Katharsis" РЭ Suppl. VI146-62. ИГР 89-110. Мулинье 1952. ко всей теме: Guilt or Pollution and Rites of Purification (Вина, или осквернение, и обряды очищения), Ргос. of the Xlth internat. Congress of the International Association for the History of Religions II, 1968. M. Douglas, Purity and Danger (M. Дуглас, Чистота и опасность), 1966.

3 См. I прим. 63-67.

4 "Одиссея", XXII, 481-94.

5 Grazer Beitr. 4,1975, 77. Очищение окуриванием в Вавилоне: Геродот 1,198.

6 Схолии к Еврипиду, "Орест" 40, ср. Плутарх, "Римские вопросы" 263е. Так, hagnizein (Еврипид, "Орест" 40. "Просительницы" 1211 сл.) и kathagizein практически означает "сжигать".

7 J. Harrison, Mystica vannus Iacchi (Дж. Харрисон, Мистическая веялка Иак-ха), ЖГИ 23, 1903, 292-324. М. P. Nilsson, The Dionysiac Mysteries in the Hellenistic and Roman Age (M. Нильссон, Дионисийские мистерии в эллинистическую и римскую эпоху), 1957, 21-37. См. прим. 39.

8 Относительно katachysmata - Е. Samter, Familienfeste der Griechen und Romer (Э. Замтер, Семейные праздники греков и римлян), 1901, 1-14, ср. по поводу oulaf II 1 прим. 9.

9 Аристофан, фр. 255. Феофраст, "История растений" 7, 12. Дифил, фр. 126.

10 ДТБВ 346. О вавилонском обычае - Н. Ringgren, Religions of the Ancient Near East (X. Ринггрен, Религии Древнего Ближнего Востока), 1973, 91.

11 Клидем ФГИ 323 F 14. Молчаливое выливание - Эсхил, "Хоэфоры", 96 сл.

12 См. Ill 3.5. VII 3.4.

13 Демоническую концепцию развивал Э. Замтер (см. прим. 8), материалистическую - Л. Дойбнер (например, АП 21.180 сл.). у Гиппократа ("О священной болезни" 1, VI 362 L.) слова miasma и alastores стоят рядом.

14 См. прим. 48.

15 См. прим. 51. '

16 См. текст к прим. 56-9.

17 ИГР 615-25. 632-7.

18 Аристотель, "Афинская полития" 1. Неанф ФГИ 84 F 16. НП 150 сл.

19 Платон, "Федр" 244de. "Государство" 364Ьс.

20 Гесиод, "Труды и дни" 740.

21 "Законы" 71 бе. Ср. Еврипид, "Орест" 1604. Аристофан, "Лягушки" 355.

22 Демосфен 22, 78.

23 Цитировано Порфирием ("О воздержании" 2, 19) по Феофрасту. Климент Александрийский, "Строматы", 4,142, 1.5, 13, 3. Кроме того, - СЗД 59. 82. 86. 91. 108. СЗМА 20 = SIG 985. Поллукс 1, 25.

4.2. Священное и чистое

1 Слова Гектора у Гомера, "Илиада", VI, 267 сл.

2 G. Radke, Die Bedeutung der weiBen und schwarzen Farbe in Kult und Brauch der Griechen (Г. Радке, Значение белого и черного цвета в культе и обрядах греков), дисс, Берлин, 1936.

I РЭ XIX 856 сл.

4 Е. Diehl, Die Hydria (Э. Диль, Гидрии), 1964, 171-209.

5 ГКД 164.

6 См. I 2 прим. 14. V 4 прим. 24-30. Ферле 42-54. Е. Williger, Hagios, 1922.

7 Порфирий, "О воздержании" 4,20. Геродот 2, 64. СЗД 115 А 12. Ферле 25-42.

8 Еврипид, "Ифигения в Тавриде" 381-3. СЗД 115 А 16. L. Deubner, Die Gebrauche der Griechen nach der Geburt (Л. Дойбнер, Обряды, совершавшиеся греками после родов), РМ 95, 1952, 374-7. G. Binder Л АХ IX 85-7. - Менструация воспринимается (даже с медицинской точки зрения) как "очищение" (katharsis). культ обращает на нее внимание разве что лишь в том плане, что в определенных случаях жрицами должны быть именно пожилые женщины, Ферле 95,1.

9 Ферле 65-154.

10 R. Arbesmann, Das Fasten bei den Griechen und Romern (P. Арбесман, Пост у греков и римлян), 1929. J. Haussleiter, Der Vegetarismus in der Antike (Й. Xa-усляйтер, Вегетарианство в античности), 1935, 12-18.

II Дионис: Павсаний 9, 20, 4. Тит Ливии 39, 9, 4. Корибанты: ЭН 206. Кабиры: ВА 1967,245 сл. Матерь богов: Ювенал 6,522-4. Изида: Апулей, "Метаморфозы" 11,23. Митра: Тертуллиан, "О крещении" 5,1. Свадьба: Фукидид 2,15, 5. Схолии к Еврипиду, "Финикиянки" 347. Кук III 389. Ср. Жинуве 234-428.

12 Павсаний 10, 34, 8.

13 HN285, 9.

14 Остотека в Торренова, АП Т. 7, 1. мраморный рельеф из Неаполя, Кук I 426. HN 295. - Очищение "факелом" - также Дифил, фр. 126. Лукиан, "Александр, или Лжепророк" 47. "Nekyom". 7.

15 Рельеф из Эсте, ИГР Т. 44, 2. HN 310. Относительно мифа - Ричардсон 231-4, 240.

16 Урна Лователли, АП Т. 7, 2. ИГР Т. 43, 2.

17 Сервий к "Энеиде", VI, 741.

18 Гарпократион: apomatton. Софокл, фр. 34 Pearson. СЗГГ 64, 16 (Мессена). Граф 106.

19 Плутарх, "Алкивиад" 34, 1. См. V 2.2 прим. 5. Месяц плинтерион на Хиосе, СЗД 131.

20 ЖРД22, 1970,356-68.

21 Каллимах, Гимны 5 и схолии.

22 СЗГГ 154 В 17-32 (очень фрагментарно). Ср. также очищение святилища Афродиты Пандемос IG II/III2 659 = SIG 375 = СЗГГ 39. Праздник Тинит в Карфагене - Августин, "О Граде Божием" 2,4. в поэзии - Еврипид, "Ифигения в Тавриде" 1029-51, 1157-1233.

4.3. Смерть, болезнь, помешательство

1 Еврипид, "Алкеста" 98-100 и схолии. Аристофан, "Женщины в народном собрании" 1033 и схолии.

Геродот 6, 58, 2. СЗГГ 97 А 25-8, ср. Плутарх, "Греческие вопросы" 24, 296. См. IV 1 прим. 47. "Илиада", I, 313 сл. 4 Каллимах, фр. 194, 28-31. Климент Александрийский, "Строматы" 5, 48, 4. Абарис у Павсания 3, 13, 2. Фалет у Плутарха, "О музыке" 1146Ьс. Бакид у Феопомпа ФГИ 115 F 77. Роде II 69-99.

6 Гесиод, фр. 37, 14 сл. 133. ПГМ II 246-53. HN 189-94. Локализация в Лусах после Вакхилида (11, 37-9). Штиглиц 101-5.

7 Гиппократ, "О священной болезни" I, 42. VI, 362 L.

8 Платон, "Ион" 534а. "Пир" 215Ь. "Федр" 234d. "Законы" 790d. "Минос" 318b. J. М. Linforth, The Corybantic Rites in Plato (Дж. Линфорт, Обряды ко-рибантов у Платона), Univ. of California Publ. 13, 1946, 121-62. Доддс 77-9.

9 Аристотель, "Политика" 1342а 7-16 в связи с "Поэтикой" 1449b 28. О по-этологической дискуссии см. Лески 640 сл.

4.4. Очищение кровью

1 В 5.

2 См. V 4 прим. 19-23.

3 Agos elaunein - Фукидид 1, 126, 2. Санкционированный Дельфами сакральный закон Кирены, к сожалению, крайне фрагментарен. По этому поводу J. Ser-vais БГК 84, 1960, 112-47. фрагмент устава афинских евпатридов - Афиней 410Ь. самый подробный литературный текст - Аполлоний Родосский IV, 702-17. Ср. Эсхил, "Евмениды" 281. Софокл, "Эдип в Колоне", 99. Еврипид, "Ифигения в Тавриде" 1223 сл. "Орест" 816 сл. Геродот 1,35. Платон, "Законы" 864d-869e. Гомер не знает ритуала искупительного убийства или же игнорирует его, ср. Мулинье 30-3. Однако в "Эфиопиде" он встречается, р. 105 сл. Allen.

4 Павсаний 2, 31, 8.

5 HN 245 сл. См. V 2. 4.

6 В особ, кратер в форме колокола - Лувр К 710, Харрисон (1) 228, ЖГИ 89, 1969, Т. 2. 1. Очищение Претид: кратер из Каникатти, АИ 13, 1970, Т. 30, 2. То, что очищение в Дельфах основывается не на местном культе, а только на тексте "Евменид" Эсхила (282 сл.), отмечает R. R. Dyer ЖГИ 89, 1969, 38-56.

7 HN 283-6. остотека в Торренова и урна Лователли, см. прим. 37 и 39.

8 Эсхил, фр. 173 + 310Mette = 354 N2. Аполлоний Родосский IV, 477-79. ИГР 92.

9 Свидетельства у Jacoby (ФГИ 334 F 16). оскопление: Демосфен 54, 39. ИГР 105. РЭ ХГХ859.

10 Полибий4, 21.

11 Павсаний 2, 34, 2.

12 Главный источник - Тит Ливии 40, 6 из Полибия. ГП 404 сл. ИГР 106 сл. S. Eitrem Symb. Oslo, 25, 1947, 36-^3. хетты: Гёрней 151. ОИР 137, 1950, 5-25. ВЗ: Быт. 15:9-18. Иер. 34:18 сл. персы: Геродот 7, 39 сл.

4.5. Pharmak6s

1 V. Gebhard, Die Pharmakoi in Ionien und die Sybakchoi in Athen (В. Гебхард, Pharmakof в Ионии и sybakchoi в Афинах), дисс., Мюнхен, 1926. РЭ V А 1290-1304. XIX 1841 сл. ГП 105-13. АП 179-88. ИГР 107-10. Фр. 90 Калли-маха был обнаружен лишь в 1934 г.

2 5-ИУэст.

' Каллимах, фр. 90.

4 АП 179-88.

5 Сервий к "Энеиде", III, 57 = Петроний, фр. 1.

6 Страбон 10, 452. ИГР 109 сл.

7 Фотий: penpsema.

8 Плутарх, "Застольные беседы", 693 сл.

9 Филострат, "Жизнь Аполлония Тианского", 4, 10. В Милане в 1630 г. во время эпидемии с необычайной жестокостью казнили мнимых "отравителей колодцев".

10 J. P. Vernant, My the et tragedie en Grece ancienne (Ж. Вернан, Миф и трагедия в Древней Греции), 1972, 124, по L. Gernet.

11 Лисий 12, 5.

12 Ср. РЭ VI 2145-9. V. Buchheit РМ 103, 1960, 200-29. Н. G. Horn, Mysterien-symbolik auf dem Kolner Dionysosmosaik (X. Хорн, Мистериальная символика на кельнской мозаике Диониса), 1972, 41-3.

13 ВЗ: Лев. 16. ЗВ IX: The Scapegoat.

14 Легенда об основании Эрифр - Полиен 8, 43. Изгнание быка в Эносе: Плутарх, "Греческие вопросы" 297Ь. Миф о троянском коне связан с этим. HN 178-81.

15 Вепрь, которого гонят на врагов: ДТБВ 347. изгнание царя-заместителя: ДТБВ 355.

16 Ферекид ФГИ 3 F 154. Гелланик ФГИ 323а F 23. Ср. Scherling РЭ XI984-94.

17 Об этом Вернан - см. прим. 76.

18 См. II 1 прим. 57. КЕЖ 20, 1970, 7. HN 213. В романе Ямбула (Диодор Сицилийский 2, 55, 3) в качестве такого katharmos двоих людей отправляют на корабле в море, чтобы они никогда не вернулись назад.

19 Андриск ФГИ 500 F 1 и Феофраст у Парфения 9. Аристотель, фр. 559.

20 Эней Тактик 31, 24. Тимей ФГИ 566 F 146. Каллимах, фр. 35. Ликофрон 1141-73 и Цецк 1141. 1155 и др. A. Wilhelm ЕАА 14,1911,163-256. A. Momig-liano КЕЖ 39,1945,49-53 = Secundo contribute alia Storia degli Studi Classici, 1960, 446-53. G. L. Huxley в книге: Studies V. Ehrenberg, 1968, 147-64. РЭ Suppl. XIV 814 сл.

21 Регий: Страбон 6, 257. боттийцы: Аристотель, фр. 485. Асина: Павсаний 4, 34, 9. L. Gierth, Griechische Griindungsgeschichten als Zeugnisse historischen Denkens vor dem Einsetzen der Geschichtsschreibung (Л. Гирт, Греческие рассказы об основаниях городов как свидетельства исторической мысли до появления письменной истории), дисс., Фрайбург, 1971. 70-86. Относительно италийской "весны священной" (ver sacrum) - РЭ VIIIА 911-23. - Миф делает из обета о принесении в жертву начатков жертвоприношение ребенка в случаях с Идоменеем (ПГМ II 1498 сл.), а также с Ифигенией (Еврипид, "Ифигения в Тавриде" 20 сл.). - По поводу всего, что связано с "царем сатурналий" ср. также ЗВ IX, S. Weinstock, Mullus (3. Вайншток, Муллус), Festschrift Th. Klauser, 1964, 391-^00.

22 Тарентийские "Парфении" - Аристотель, фр. 611, 57. Эфор ФГИ 70 F 216. Антиох ФГИ 555 F 13. Псевдо-Акрон к "Одам" Горация 2, 6, 12. Сервий к "Энеиде" III, 551. Основание Локр - Тимей ФГИ 566 F 12. Полибий 12, 5, 6. схолии к Дионисию Пергамскому 366. S. Pembroke AESC 25, 1970,1240-70. Ch. Sourvinou-Inwood КЕЖ 24, 1974, 186-198.

5. СВЯТИЛИЩЕ

5.1. ТЕМЕНОС

Отправление культа у греков почти всегда закреплено за определенным местом: мест почитания просто так не меняли, они были заданы изначально1. Даже во времена катастроф, государственных переворотов, смены населения святилища часто сохранялись и не приходили в запустение. Над развалинами разрушенного римлянами Коринфа возвышался храм Аполлона, от которого еще и в наши дни сохранилось несколько колонн. Сложившемуся обычаю следовали даже христиане, возводившие часовни на месте святилищ и перестраивавшие языческие храмы в церкви. Так, собор в Сиракузах заключает в себе храм Афины, построенный в V в.

Для современного наблюдателя впечатление от греческого святилища неразрывно связано с греческим ландшафтом2. Древние тоже чувствовали нечто подобное, поскольку говорили об уходящих ввысь вершинах, о кулисах из скал в Дельфах, и особенно часто - о прелести священных рощ с шумом листвы, птичьими голосами, журчащими источниками3. Но культ - не какое-то отражение эмоций, вызванных природой4. Когда в определенном месте мы ощущаем дыхание божества и сознаем, что находимся во владениях высшего существа5, то это происходит как раз благодаря установленному обществом культу.

Подобно тому, как ритуалы нередко формируют противопоставление "снаружи" и "внутри", по отношению к человеческому общежитию существуют святилища центральные, с одной стороны, и лежащие за пределами центра, с другой. Первые венчают собой самую высокую часть города (акрополь) или обрамляют торговую площадь (агору), вторые, напротив, или стремятся высоко в горы, или - к прудам и болотам (lfmne). Известны, в частности, Артемида Limnatis и Дионис en lfmnais6. Должно быть, здесь сказывается первобытная практика принесения жертвы через утопление ее в воде, так же как и "подъем" жертвы, "возведение" ее на гору, имеет за собой не менее значительную традицию. Кроме того, святилища достаточно часто располагаются не на вершине, а в седловине - понижении между двумя вершинами в горах7. Имена богов не связаны раз навсегда с определенными функциями. Аполлон есть на агоре8, но есть и в уединенном горном ландшафте в Бассах. Существуют горные культы Зевса, но также и Гера Akraia и Афродита на Акрокоринфе. Городская богиня - преимущественно Афина. "Перед городом", на каком-нибудь холме нередко помещалось святилище Деметры9, которая в известном смысле вступает в конфликт с повседневным укладом городской жизни.

Священные места должны быть маркированы особым, неповторимым образом. Однако связь с каким-то определенным элементом естественного ландшафта, скорее, редкость. Гроты и пещеры играют второстепенную роль. Самый заметный в этом отношении - мистериальный культ в пещере на горе Ида10. Дикое ущелье в Левадии, изобилующее источниками, безусловно, придало определенное своеобразие подземному культу Трофония11. Существуют святилища у горячих источников12. Как правило, достаточно простого маркирования скалой и деревом. В центре элевсинского святилища во все времена его существования торчал из земли кусок необработанной скалы13. Святилище "Олимпийской земли" в Афинах окружало естественную расщелину в скале14. Но в то же время камни ставили и специально так называемые "необработанные камни" (argoi lithoi)15. В Дельфах камень, которому была придана характерная форма "пупа", выполнял роль центра не только святилища, но и мира: в этом месте встретились два орла, выпущенные Зевсом с крайних точек запада и востока16.

Еще большее значение, чем камень, для святилища имело дерево, что соответствует не только минойско-микенской, но также и восточной традиции17. Дерево, дающее тень, является и воплощением красоты, и в равной мере долговечности, оно способно пережить много поколений. В большинстве случаев каждое святилище имело свое особое дерево: на афинском Акрополе в святилище "богини росы" Пандросы росла маслина, за которой специально ухаживали. Когда в 480 г. персы сожгли храм, она тут же снова пустила ростки, став символом неувядающей жизненной силы Афин18. В святилище Геры на Самосе постоянно на одном и том же месте пребывала ива (lygos), ставшая частью большого алтаря19. На Делосе показывали пальму, к которой прислонилась Лето, когда рождала божественных близнецов - Артемиду и Аполлона. Ни с чем Одиссей не смог сравнить свежую прелесть Нав-сикаи лучше, чем с этой пальмой20. В Дидимах21 возвышался лавр Аполлона, в Олимпии была дикая маслина (kdtinos), чьими ветвями венчали победителя22. Самым древним и священным был дуб (pheg6s) в Додоне, шум кроны которого давал пророчества23.

Дерево находилось в тесной связи особенно с греческими богинями: афинское изображение Афины вырезано из древесины масличного дерева24, а тиринфское Геры - из грушевого дерева25. На монетах Гортины26 и на монетах Мир Ликийских27 видна садящая на дереве богиня. В первом случае это Европа, к которой приближается Зевс в облике орла, во втором - Артемида-Элевтера. Но не стоит видеть в "древесном культе" простого предшественника культа богинь, нас предостерегают мрачные мифы, повествующие о повешении на дереве богини или ее девушки-служанки28. С давних времен на деревьях развешивались жертвенные дары, например, по древнему охотничьему обычаю, шкуры убитых на охоте животных или еще диски, осциллы, качавшиеся на ветру. Для мифологической фантазии и традиции это были висячие жертвоприношения. Так, впоследствии рассказывали, в частности, о том, что деревянный идол Диониса изготовлен из древесины той самой ели, на которой испустил дух Пенфей29.

Часто к святилищу относился участок леса, "роща", alsos, в Олимпии носившая название altis, иногда сам являвшийся святилищем, а иногда находившийся в непосредственной близости от него30. Название - "место кормления" - указывает на его практическую функцию выпаса тяглового и ездового скота, принадлежавшего участникам празднеств, что ни в коем случае не говорит об отсутствии любви к природе, тем более что роща предназначалась как раз для сакрального использования.

Еще большую роль играла вода - она была необходима как для питья людям и животным, так и для особой "чистоты" культа. Свои источники и колодцы имелись во многих святилищах, в первую очередь - в святилищах Деметры31. Однако и в Дидимах32 был колодец поблизости от алтаря, из храма Афины Алей в Тегее33 к источнику вела отдельная дверь. Герайон в Аргосе имел источник у подножья холма34. В Дельфах воды источника Кассотис выходили на поверхность прямо в святилище, а поблизости из расщелины в скале тек гораздо более знаменитый и полноводный Кастальский ручей35. На афинском Акрополе наряду с маслиной важнейшим культовым памятником считалось "море" - небольшое количество соленой воды в углублении скалы. Находясь в северном портике Эрехтейона, оно тем не менее должно было всегда оставаться под открытым небом36. В этом случае существенное значение имеет не практическое использование, а символика глубины.

Собственно говоря, греческое святилище конституируется прежде всего благодаря границе, отделяющей его территорию от мирского (Ье-belon) "Отрезанная" и переданная богу или герою земля называлась древним словом, обозначающим и "владение" вообще - "temenos"37. Даже если хотели почтить речной поток или взирающего на все с высоты бога солнца Гелиоса, он получал свой строго определенный te-menos38. Граница обозначалась при помощи специальных камней, которые нередко покрывались надписями. Границей могла служить и массивная каменная стена высотой, как правило, в человеческий рост. В стене чаще всего оставляли только один выход, там стояли емкости с водой для очищения. "По ту сторону воды для очищения" допускалось лишь чистое39. Поэтому в святилище было запрещено все, что могло вызвать осквернение (miasma) - половые сношения, рождение и смерть. Значение, которое придавали подобным вещам, со временем скорее возрастало: Делос дважды подвергался "очищению" - при Пи-систрате и в 426/5 г.40 Сначала захоронения были перенесены от святилища на расстояние взгляда, а затем их и вовсе удалили с острова, беременных женщин и умирающих перевезли на соседний остров Ри-нию. Спартанца Павсания, умиравшего от голода, перед самой смертью вытащили из святилища Афины Меднодомной (Chalkioikos), хотя и нанесли тем самым ущерб священному убежищу41. Однако табу, налагавшиеся святостью места, и здесь носили в основе своей двойственный характер: бог может прямо в святилище праздновать свадьбу, Аполлон и Артемида были рождены на Делосе, множество жертвенных животных истекали кровью у алтаря. Нередко место принесения жертв истолковывали как могилу героя. Дальнейшие подробности его ужасной смерти в святилище рассказывал миф42. Чтобы освободить место божественному как истинно чрезвычайному, человеческое чрезвычайное следовало исключить.

5.2. АЛТАРЬ

Теменос служит для совершения там "священного действа" - жертвоприношения. Его главной составляющей - еще более важной, чем культовый памятник, дерево и источник - был алтарь, bom6s, на котором зажигали огонь1. "Роща его (temenos) и алтарь благовонный" применительно к богу было уже у Гомера2. Существовали естественные алтари в скале3. В этом случае алтарь является одновременно и культовым памятником. В простых сельских святилищах алтарем могли служить несколько камней, положенных один на другой4. В нескольких крупных и игравших важную роль святилищах пепел и остатки костей не убирали, и они накапливались, образуя целые холмы. Как раз в Олимпии алтарь Зевса представлял собой не что иное как такой холм5. В то же время обычный греческий алтарь был "построен прочно": он возведен из кирпичей и побелен известью или же сложен из тщательно обтесанных каменных глыб. Довольно часто боковые стенки украшались волютами. Между стенками помещалась металлическая пластина, на которой горел огонь. У больших алтарей с одной из сторон была одна или несколько ступеней, чтобы жрец мог возложить на огонь священные дары и совершить возлияние.

Литературные источники свидетельствуют о том, что участники действа становились "вокруг алтаря", и во время "начала" всех по кругу обносили сосудом с водой. На самом деле во многих святилищах алтарь располагался так близко к стене, ограничивающей теменос, что единственной формой построения, которую можно себе представить, был неправильный полукруг6. Сзади, как правило, возвышался фасад храма. Вход в теменос в большинстве случаев вел непосредственно к культовому месту перед алтарем. Иногда, чтобы церемонию могло увидеть большее число людей, возводились сооружения со ступенями, наподобие театра7.

Торжественное "основание" алтаря совпадало с принесением первой жертвы. Часто миф приписывал совершение этого первого жертвоприношения какому-либо герою, древнему царю или Гераклу. В дальнейшем алтарь оставался на том же самом месте, какие бы перестройки ни производились в святилище. В Герайоне на Самосе оказалось возможным выделить семь различных состояний алтаря, предшествовавших тому монументальному виду, который алтарь окончательно принял около 550 г. благодаря Ройку8.

Теменос не обязательно должен был быть закреплен только за одним богом, он мог также включать несколько мест для жертвоприношения, несколько алтарей, функции которых были в этом случае определенным образом согласованы друг с другом. Часто встречается противопоставление жертвенной ямы или очага, расположенного вровень с землей, и приподнятого над уровнем земли каменного алтаря, соответственно для принесения "хтонической" и "олимпийской" жертвы. Такова иерархия героя и бога, которые, впрочем, могли иметь раздельные, специально огороженные теменосы9.

5.3. ХРАМ И КУЛЬТОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 326 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...