Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Отдел философской науки, занимающейся вопросами познания, называется гносеологией. Гносеология исследует природу познавательной деятельности, способы этой деятельности, формы, объекты и т.д. Смежной областью философского знания, решающей схожую проблему, является эпистемология (от греч. еpisteme — «знание», «умение», «наука»), т.е. наука о научном знании. Гносеологию следует отличать от эпистемологии. Поскольку знание может существовать не только в научной форме, а гносеология должна изучать сущность любой познавательной деятельности независимо от типа знания, то ошибочно отождествлять гносеологию и эпистемологию.
Что же такое субъект и объект познания?
Субъект — это носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с объектом.Важным качеством субъекта является его активность, которая носит осознанный характер.
Объект — это предмет, на который направлено действие, это предмет приложения активности.
Субъект и объект, таким образом, находятся в определенных отношениях, важной стороной которых является человеческая деятельность, а результатом — знания. Человеческая деятельность,практика, выступает в качествеважнейшей стороны субъектно-объектного отношения.
Различия между субъектом и объектом относительны. Субъект и объект — это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, например, в одних случаях может выступать в роли субъекта, когда он сам активно действует. Когда же на него воздействуют другие, когда он служит предметом манипуляции, то он превращается в объект.
Объективный мир воздействует на сознание человека своим особенным, специфическим для него способом. Результатом воздействия объективного мира на сознание субъекта являютсяобразы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями отражающей системы, то есть сознания. А это значит, что образы сознания, будучиобъективны по содержанию, субъективны по форме, то есть несут в себе определенные характеристики субъекта. Субъективность сознания связана с тем, что эти образы представляют собой нечто идеальное. К. Маркс следующим образом определяет идеальное: «Идеальное — это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Идеальными образами называются потому, что они, хотя по содержанию и соответствуют объективным предметам и явлениям, но не заключают в себе ни одного материального свойства, то есть они лишены массы, протяженности и т. д. Идеальное отличается от материального в том плане, как мысль о том или ином предмете и сам предмет.
Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 424 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!