Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Ведущую роль в становлении и развитии современного общества, цивилизации сыграла и продолжает играть наука. При этом общество воспринимает науку неоднозначно: с одной стороны, признается несомненная заслуга науки в преодолении «цивилизационных проблем» (болезни, проблема источников энергии и т.д.), с другой стороны, современный человек отчетливо осознает антигуманные последствия НТР. Бесспорные успехи научного познания привели к распространению в общественном сознании неоправданно завышенных оценок возможностей науки, культа научного познания.
Одним из направлений «философии науки» является неокантианство. Неокантианство стремилось возродить некоторые важные принципы философии Канта. Это философское течение зародилась в 60-х гг. XIX столетия в Германии. Пик его популярности приходится на конец XIX — начало XX века. В рамках неокантианства выделяются две философские школы, получившие свое название от имени университетских центров, где работали их представители: Марбургская и Баденская.
Для обеих школ присущ ряд общих установок:
1) положительная оценка наследия Канта как учения, с помощью которого, можно в современных условиях решить насущные проблемы науки и общественной практики;
2) ориентация на исследование методов научного познания, понимание философии как критической теории науки;
3) приверженность трансцендентальному методу истолкования действительности, в соответствии с которым познание понимается не как отражение действительности и не как описание реальности, а как деятельность по созданию предмета познания вообще, и науки, в частности.
Видное место в разработке методологии научного познания принадлежит позитивизму (от лат. positivus — «положительный»). Позитивисты считают, что философия увлеклась никому не нужными, оторванными от реальной жизни метафизическими изысканиями и спорами. Необходимо сосредоточить свое внимание на «позитивном» в человеческом знании и познании. Что такое позитивное? Это данное, фактическое, то, что может и должно быть подвергнуто верификации, т.е. подтверждению, проверке — связным логическим доказательством или опытом, экспериментом. Эта проверка должна носить общезначимый характер.
Позитивизм возник в 30—40-ее гг. XIX в. во Франции. Родоначальником этого философского течения является Огюст Конт (1798—1857). Идеи Конта заимствовали и развили в Англии Герберт Спенсер и Джон Стюарт Милль, в России — П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и др. В своей истории позитивизм выявляет три этапа.
Первый этап. О. Конт сформулировалзакон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека. Первая,теологическая стадия все явления объясняет на основе религиозных представлений, вторая —метафизическая, заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Задача этой стадии критическая: разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию —позитивную. Позитивизм понимает свое предназначение как критику ненаучного знания, основное острие этой критики направлено против метафизического подхода. Наука больше не нуждается в стоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя.
Второй этап. В центре позитивизма вдруг оказываются неожиданные для него вопросы: о природе познания, об отношении субъекта и объекта, о взаимоотношении психического и физического, о характере и истоках «опыта» и т. д. Так возник второй этап в развитии позитивизма —эмпириокритицизм (критика опыта). Наиболее яркими и известными представителями этого этапа являются Эрнст Мах (1838—1916) и Рихард Авенариус (1843—1896).
Третий этап в развитии позитивизма —неопозитивизм — начинается в 20-е гг. XX в. К неопозитивизму обыкновенно относятся: Мориц Шлик (1882—1936), Людвиг Витгенштейн (1880—1951), Рудольф Карнап (1891—1970), Бертран Рассел (1872—1970).
Неопозитивисты упрекают традиционную философию в неясности рассуждений, в излишней усложненности языка, в оперировании полумистическими понятиями типа «чистый разум», «абсолютная идея» и т. д. Философия, по мнению неопозитивистов, должна быть коренным образом преобразована. К ней необходимо предъявить строгие требования, которые божились в современном естествознании и математике.
Постпозитивистскую стадию в разработке проблем методологии научного познания наиболее ярко представляет критический рационализм. Основные представители: К. Поппер (1902—1988), Т. Кун (род. 1922 г.), И. Лакатос (1922—1974), П. Фейерабенд (род. 1924 г.).
К. Поппер исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям. А это означает, что эти законы не верифицируемы. Науке, по мнению К. Поппера, нужен другой принцип — не принцип верификации, а принцип фальсификации, то есть не подтверждение на истинность, а опровержение неистинности.Фальсификация, по Попперу, это принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относящегося к науке.Истинным является такое высказывание, которое не опровергнуто опытом.
Кун исходит из представления онауке как социальноминституте, в котором действуют определенные социальные группы и организации. Главным, объединяющим началом сообщества ученых является единый стиль мышления, признание данным сообществом определенных фундаментных теорий и методов исследования. Эти положения, объединяющие сообщество ученых, Кун назвал парадигмой.
Близкую по смыслу теорию развития науки представил профессор Лондонской экономической школы И. Лакатос. Основной структурно-динамической единицей его модели науки является научно-исследовательская программа. По характеристике Лакатоса, исследовательские программы являются величайшими научными достижениями и их можно оценивать на основе прогрессивного или регрессивного сдвига проблем.
Наиболее радикальные позиции в критическом рационализме занимает американский философ П. Фейерабенд. Фейерабенд выдвинул методологический принцип пролиферации (размножения) теорий. Согласно этому принципу, ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с уже существующими и признанными. Создание таких альтернативных теорий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки.
В отечественной философии проблемы научной рациональности разрабатываются в рамках исследовательских программ философии и методологии научного познания В. С. Степиным, В. С. Швыревым, П. Ф. Юдиным и др.
Эмпирический и теоретический типы познания различаются по методам исследовательской действительности. Основными методами эмпирического исследования являются наблюдения, реальный эксперимент, описание и др. В теоретическом же исследовании применяются такие методы, как идеализация (построение идеализированного объекта), методы построения теории (аксиологический, гипотетико-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т.д.).
В.С. Швырев говорит об опасности превращения теоретических конструкций из средств адекватного постижения мира в догматическую преграду, что может проявиться в двух тесно связанных между собой формах:в форме тоталитаристской идеологии и в форме конформистского сознания (соглашательского, приспособленческого).
Рациональным поведением, с точки зрения конформистского сознания, является решение задач в непреложно заданных рамках внешней социальной детерминации. Рациональность при этом связывается исключительно с адаптивным, приспособленческим поведением.
Контрольные вопросы:
1. Какой отдел философии занимается решением проблемы познания?
2. Какие философские подходы в решении проблемы познания вам известны?
3. В чем состоит суть позитивизма?
4. Сколько этапов прошел позитивизм? Дайте им характеристику.
5. В чем суть постпозитивизма?
6. В чем разница между позициями Лакатоса, Куна, Поппера, Фейерабенда?
7. В чем специфика научного знания?
8. Какие формы познавательной деятельности вам известны?
9. В чем отличие истины от заблуждения, веры от знания?
10. Дайте определение истины.
Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 637 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!