Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Другую, наиболее развитую и внутренне непротиворечивую концепцию человека развивает марксистская философия, которая исходит из предпосылки обуникальности человеческого бытия.
С точки зрения марксизма, человек — это предельно общее понятие для обозначения субъекта исторической деятельности, познания и общения.Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всём людям качеств и способностей.
Марксизм во многом опирается на теорию естественного отбора. В середине XIX в. настоящий переворот в науке произвела книга английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), а позже и книга «Происхождение человека и половой отбор» (1871). В них впервые было эмпирически показано естественное (а не божественное) происхождение человека, его генетическая связь с высшими млекопитающими. Однако марксизм не вульгаризирует биологическую природу человека.
Марксистская антропология признает природную обусловленность бытия человека.Человек — это часть природы, живое телесное существо. Природно-биологические основы человека определяют многие стороны его жизнедеятельности. Однако раскрытие сущности человека не может ограничиться характеристикой его как природно-биологического существа. Этот признак указывает на общую основу жизнедеятельности человека и всего живого. Каково же качественное отличие человека от животного? Марксистская философия предлагает объяснить специфику человеческого бытия на основеконцепции общественно-практической, деятельной сущности человека.
С точки зрения этой концепции, человек выделяется из мира животных благодаряактивной производственной деятельности, благодаря труду. Марксисты любят повторять слова американского просветителя Д. Франклина «Человек — это животное, способное трудиться».
Началом становления человека, т.е. выделения его из животного мира, становится определяется началом изготовления орудий труда. Изготовление орудий труда человеком качественно отличается от инстинктивной трудовой деятельности животных. Действительно, животные могут использовать вспомогательные средства для обеспечения совей жизнедеятельности. Например, обезьяна может использовать палку для добычи меда. Однако существенным моментом такой «трудовой» деятельности будет ее эпизодический, непостоянный и неосмысленный характер.
Специфика трудовой деятельности человека определяется ее осмысленностью, направленностью, постоянством, преемственностью и потребностью. Важным моментом также является и то, что под трудовой деятельностью понимается не только как вспомогательный способ жизнеобеспечения, но и как способ создания орудий труда.
Еще одной важной особенностью трудовой деятельности человека является ее коллективный характер, поскольку она обеспечивает жизнедеятельность общины, а не одной только особи. Иными словами, потребность в производстве орудий труда и трудовой деятельности становится потребностью первобытной общины как качественно новой целостной системы, в которой жизнедеятельность индивида становится в зависимость от удовлетворения потребностей общины. Следовательно, трудовая деятельность носит также и общественный характер.
Специфическим способом жизнедеятельности человека является не приспособление и собирательство, аматериальное производство, в процессе которого человек, воздействуя на природу, творит мир очеловеченной природы. В процессе трудовой деятельности человек создает средства для удовлетворения своих жизненных потребностей. Причем под влиянием нового способа жизнедеятельности происходит изменение, очеловечивание самих жизненных потребностей, унаследованных человеком при его выделении из животного мира. Определяющим в системе общественных отношений марксизм признает производственные отношения. Но кроме производственных отношений в систему общественных отношений входят отношения между историческими общностями людей (род, племя, народность, нация), брачно-семейные, быта, межличностные, между обществом и личностью. Поэтому жизнедеятельность человека предстает как сложный процесс не только удовлетворения потребностей, но ивоспроизводства системы общественных отношений. Их воспроизводство становится особой потребностью человека, превращается в относительно самостоятельную сферу жизнедеятельности.
Однако производство орудий труда еще не означает одновременного перехода человека от животного состояния к социальному. Антропологические исследования показывают, что изготовление древнейших элементарных орудий пралюдьми происходило на миллион лет раньше, чем появились членораздельная речь и понятийное мышление. Лишь с появлением языка примитивная орудийная деятельность стала превращаться в осознанно целесообразный труд, получивший в философии категориальный статус предметно-практической деятельности.
Уже в древних культурах язык понимался как дар богов и средство священнодействия, ритуальных культов. Поначалу он выступал в форме информационных знаков для общения с богом и между людьми. С точки зрения современных представлений язык не просто отражает и фиксирует предметы, но и участвует в порождении их смысла, их бытия как реально существующего. Поэтому М. Хайдеггер резонно истолковывал язык как «дом бытия». В этой связи заслуживают внимания также идеи русских философов П.А. Флоренского и А.Ф. Лосева о бытийственном характере слов и имен.
Каково же в человеке соотношение биологического и социального? Уже Аристотель называл человека «политическим животным», отмечая тем самым его включенность одновременно в сферу биологического и сферу социального.
Биологическое в человеке существует не как рядоположенное с социальным, а в самой сфере социального. Под воздействием человеческой деятельности биологическое в значительной мере (но не полностью) модифицировалось и достигло в ряде отношений более высокого уровня развития, нежели у других представителей животного мира. Хотя биологические структуры и функции человеческого организма обнаруживают общее с высшими животными, вместе с тем в них содержится и существенно новое, сформировавшееся в результате трудовой деятельности человека. Если животные тождественны своей биологически обусловленной жизнедеятельности, то преимущество человека в том, что его жизнедеятельность находится под контролем его сознания и воли, что он научился производить не только для удовлетворения своих непосредственных физиологических потребностей, но и для других людей. Поэтому созданный человеком предмет приобретает общественно значимые свойства, а потребности и чувственность все более развиваются, «очеловечиваются».
Таким образом, человек представляет собой сложную биосоциальную структуру, охватывающую широкий спектр его жизнедеятельности — от физиологической до социальной. Биологическое и социальное — это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы. Органическое целое (структура) возникает лишь тогда, когда между исходными компонентами создается система устойчивых внутренних связей, и на этой основе вся система приобретает целостный характер и новые качества. Соотношение биологического и социального следует понимать не как рядоположение, а как соподчинение, в рамках которого социальное играет приоритетную, интегративно-преобразующую роль.
С формированием мышления и языка началось становление производственных, социально-экономических отношений как особого уровня организации материи — социальной жизни. Своеобразие социального вида материальности заключается в том, что она, в отличие от природной материи, не может существовать без сознания. Поэтому общественное бытие, в отличие от естественной природы, носит не просто объективный, а субъектно-объектный характер. Человек — это высший уровень организации того вида материи, которая осознает саму себя.
Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 1486 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!