Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Злсон. Tw/i&u, писсиЯель
\ Хотя жизнь и призывает нас быть разумными и практичны-| ми реалистами, творчество расцветает лишь в процессе поиска необычного и диковинного. Наверное, именно поэтому многие творческие люди пользуются славой очень странных личностей. Возможно, со стороны их действия выглядят действительно лишенными какой-либо логики.
[ Например, в оригинале партитуры Четвертого концерта Моцарта для рожка (К.495), ноты беспечно расставлены чернилами четырех цветов. Скорее всего, он это делал только для того, чтобы облегчить работу музыкантов, но, может быть, разноцветные ноты приводили его в особое расположение духа, вызывая желание создать новую, радостную и прекрасную мелодию. Вообще творческие люди с легкостью переключаются с серьезнейших вещей на игру; им нравится слушать музыку, рассматривать произведения искусства, читать, танцевать, играть с детьми, путешествовать, навещать друзей и всячески дурачиться Видимо, излишняя серьезность вредит творчеству и отпугивает вдохновение.
Как известно, хорошая приправа является тем, что превращает хорошо приготовленное блюдо в настоящий кулинарный шедевр. Игра — это некая добавочная составляющая жизни, приправа для творческого блюда, которая придает вашим идеям пикантность, аромат и жизнь, выявляет их скрытые особенности.
Как и способ приготовления, выбор приправы весьма индивидуален
Повар пробует и думает. «Хм. Нужно что-то еще...», а затем открывает ящик со специями. Если говорить о творчестве, приправы — это интересные ситуации, захватывающие истории, воспоминания и идеи, которые застарляют вас фантазировать, щекочут нервы и, таким образом, возбуждают аппетит.
Творческие люди могут позволить себе играть и дурачиться даже во время работы. Художник, решив, что краски и химикаты могут создать на холсте любопытные узоры, выплескивает на картину всю палитру, а также имеющиеся в доме моющие, красящие и чистящие средства, чтобы посмотреть, что получится. Программист просто из любви к-искусству может добавить к сложному пакету программ еще одну, подсчитывающую совершенно бесполезную информацию. Писатель играет со словами и персонажами. Архитектор — с детскими кубиками. Дурачество всегда может натолкнуть вас на свежую мысль, а сопутствующее ему радостное настроение рождает энергию, необходимую для творчества. Многие интересные идеи и решения появляются из веселого размышления.
Недавно одно предприятие по изготовлению обеденных тарелок столкнулось с необычной проблемой. Тарелки упаковывались в ящики со старыми газетами. Каждый упаковщик в конце концов прерывал работу, чтобы почитать газету или просто посмотреть картинки. Большинство сотрудников теряли при этом как минимум 30 процентов своей производительности. Руководители испробовали множество способов прекратить это безобразие, но спустя несколько дней или даже часов после очередного мероприятия снова заставали работников за чтением газеты.
На занятии «мозговым штурмом» руководители предложили несколько вариантов решения этой наболевшей проблемы: изменить язык газеты — но где бы они могли получить старую иностранную прессу в нужном количестве? Использовать другие упаковочные материалы — но газеты были бесплатными и не учитывались в бюджете-
Попробовали награждать за определенное число завернутых тарелок — не подействовало. Когда все предложения оказались по разным причинам отвергнуты, один из менед
жеров в сердцах воскликнул: «Нужно просто выколоть этим противным упаковщикам глаза, и проблема исчезнет сама собой!» Хотя это заявление прозвучало нелепо, имен-,, но оно в конце концов привело к мысли о найме на эту работу слепых. Слепые упаковщики легко справлялись, совершенно не отвлекаясь. При этом фирма еще и сослужила полезную службу обществу слепых.
Что вы придумали в упражнении «Что, если?..» Если бы у t людей было четыре руки, вдвое увеличилась бы Продажа перчаток. Секретарши научились бы печатать на двух машинках вдновременно. Механики завинчивали бы намного больше винтов и гаек, а строители могли бы одновременно пилить и забивать гвозди. Изменились бы инструменты, мода, планировка автомашин и правила игры в баскетбол и покер. Благодаря такому радикальному изменению тела человеческий мозг, возможно, тоже развивался бы по-другому. В дополнение к правому и левому полушарию мы могли бы получить еще переднее и заднее.
Эдвард де Боно пишет: «Если создание новых идей заключается в возможности найти новое и необычное там, где до этого никто ничего особенного не видел, то, возможно,
Ц игра — идеальный метод. Однако это должна быть бесцельная игра, без плана и направления. Так же как тщательно спланированный эксперимент является попыткой исследовать природу путем логического изучения, так и игра является попыткой обнаружить то, что другим способом не
|' могло быть найдено. Игра — это эксперимент с возможностью».
Вопросы типа «Что, если?» раскрывают совершенно новые ' возможности для нашего воображения и побуждают ум к веселому блужданию, освобожденному от надобности придумывать нечто полезное. Творчество расцветает среди анекдотов, поиска в сказанном двойного смысла, мелочей, каламбуров — всего того, что забавляет вас и заставляет
смотреть на жизнь немного по-другому. Развлекайте себя играми, задачками, викторинами и смешными, не особенно правдивыми рассказами. И кто знает, возможно, некоторые из этих веселых вещей помогут вам внести радость творчества в свою работу. Для начала обдумайте предложенные ниже вопросы «Что, если?». Используйте их как трамплин, чтобы помечтать о том, чего никогда не было и не будет, а также спросить: «Почему бы нет?» Расшевелите ум и придумайте свой собственный ряд вопросов «Что, если?».
Q Что, если день вдруг станет длиться 26 часов?
Как бы это повлияло на рабочий день? Чему мы посвятили бы лишние часы — работе или досугу? Как бы пришлось переделать будильники, чтобы приспособиться к дополнительному времени? Какое решение приняло бы правительство — добавить часы к дневному или ночному времени? Стали бы люди счастливее оттого, что можно больше спать ночью и чувствовать себя более отдохнувшими? Стала бы продолжительность жизни дольше (из-за того, что больше отдыха) или короче (из-за того, что люди жили бы немного меньше дней, так как в каждом дне было бы больше часов)?
Q Что, если бы вы выиграли миллион долларов?
Вы предпочли бы разумно распорядиться этими деньгами или получить как можно больше удовольствий за короткое время? Положили бы крупную сумму в банк? Какое приобретение вы всегда хотели сделать? Какие мечты вы попытались бы осуществить?
D Что, если бы вирус бубонной чумы принес в прошлом больше смертей?
Сочинитель научной фантастики Роберт Силверберг написал историю альтернативного мира, в котором во время эпидемии чумы в Четырнадцатом веке умерло 60 процентов населения Европы, а не 30, как на самом деле
В результате европейцы не сумели отразить вторжение турков. Вскоре вся Европа находилась под влиянием исла
ма, а понятие «Ренессанс» так и не появилось. Если бы это произошло на самом деле, возможно. Новый Свет не был бы разграблен, а цивилизации ацтеков и майя господствовали бы на Земле.
Что, если бы у людей не было страха?
Если бы каждый человек вдруг потерял все свои страхи:
страх провала, страх перемен, страх утраты — стала бы Земля лучшим или худшим местом для жизни? Процветали бы фирмы, сотрудники которых бесстрашно говорили бы своим начальникам все, что о них думают? Уличных беспорядков стало бы больше или меньше? Слушались бы дети своих родителей? Стали бы семьи крепче? Существовало бы вообще такое понятие, как «храбрость»?
Что, если бы вы могли исполнить любое свое желание?
Если бы сейчас перед вами появился джинн и предложил выполнить одно любое ваше желание, что бы вы попросили? Захотелось бы вам как-то изменить себя? Физически? Умственно? Духовно? Потребовали бы вы неограниченные знания и власть3 Хотели бы вы изменить мир? Восстановили бы экологически чистую окружающую среду планеты Земля? Захотели бы вы побывать в другой части Галактики?
Что, если бы вы не могли задавать вопросы «что, если»?
Если бы вы не могли вообразить то, чего не существует, можно было бы назвать вас творческим человеком? Стала ли бы в такой ситуации случайность основной движущей силой творческой мысли, и подчинялось бы развитие науки и искусства законам естественного отбора? С чем, по-вашему, была бы связана неспособность задавать вопросы «что, если?» — с неумением некоторых людей придумывать метафоры, делать намеки или видеть прекрасное в искусстве?
Языки мысли
Слава языка, ifiaK, как. они, миш/Лсл или. Hft6U3HocsuScA. Hu-euquMOMtf. совсем, не ифаю/Я никакой fionu 6 механизмах моего eocnftusuKuA. Физические ci/tunoafiu, KOlfiofUrte, уоллсно SbttUb, служа/Я АлемешКами в мышлении, лвляю/Ксл определенными знаками и оолее или менее ясными oofiasaMU, xoifiofMe мои/Л оы/Иь
произвольно воспроизведены или оёьее/инены.
^4лы5е(иЯ ЭйнииЯейн, физшс
Что отличает один творческий процесс от другого — и ученого от художника — это различные языки человеческой мысли. Мысль — это очень сложная, хитро переплетенная ткань умозрительных образов, частично оформленных чувств и беспорядочно мелькающих в сознании слов. Это узор внутренних диалогов, мечтаний, грез, размышлений, выстраданных понятий, наполовину сформировавшихся мнений и мимолетных впечатлений.
У каждого человека свой тип мышления, а следовательно, все мы говорим на разных языках. Различия коренятся в преобладающем способе восприятия: осязательном, зрительном, аудиальном и кинестетическом.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 383 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!