Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Риторическое искусство Древней Греции



Риторическое искусство Древней Греции. Ораторское искусство появилось в Древней Греции, где были широко распространены судебные выступления.

Родоначальником риторики как науки о красноречии является древнегреческий поэт, философ и врач Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.).

Расцвет риторики совпал с расцветом демократии в афинском полисе. Выступления в собраниях требовали умения выступать с убедительными речами. Древние греки понимали ценность слова как лучшего способа выражения разнообразных процессов, происходящих в душе человека, как мощного орудия подчинения своей воле других и как способа живого общения. Постепенно складывалось практическое направление (составление речей для нужд граждан).

Высказывания практиков-ораторов о языке и стиле выступлений, послужили Платону, Аристотелю и другим теоретикам основой для систематизации знаний об искусстве красноречия. Постепенно искусство перерастало в науку.

В древнегреческий период развития риторики существовало два вида красноречия:

1)политическое (совещательное);

2)судебное.

Развитие науки о красноречии и систематизация правил об ораторском искусстве требовало создания риторических руководств. Первые руководства были созданы риторами Кораксом и Тисием. Ими же были открыты первые риторические школы, составлены систематические руководства по построению судебных речей. Тисий осуществил попытку сформулировать правила построения речи по определенному плану.

Позднее возник еще один вид - торжественное (эпидейктическое) красноречие, т.е. произнесение речей в честь героев.

В Древней Греции разрабатываются приемы политического и художественного красноречия:

- умение убедительно излагать свою речь,

- остроумно отвечать на вопросы,

- говорить без подготовки (используя пункты выступления предыдущего оппонента),

- спорить против очевидного,

- «сбивать» противника в споре и т.п.

Впервые люди начинают осознанно относиться к процессу словесного творчества.

Ко второй половине V в. до н.э. сформировалась новая система образования. Целью новой системы стало обучение граждан полиса риторическому искусству.

Одним из наиболее известных направлений в античной философии стала софистика. Ее представители, софисты - странствующие учителя красноречия - выдвинули идею об относительности истины. По мнению софистов, каждый человек в каждом свободном государстве имеет собственную точку зрения: следовательно, нет, не может быть объективной истины, но возможно мнение отдельного человека об истине. Софисты считали, что любую истину можно доказать. Таким образом, главная задача риторики, по мнению софистов, заключается в том, чтобы научить доказывать любую истину, научить приемам убеждения.

Помочь в решении данной задачи, считали представители этого направления, могут три «средства»:

- диалектика ситуационных коллизий (искусство рассуждения);

- парадоксы, образующиеся в силу многозначности всех, даже самых обыденных понятий (содержание);

- риторика (искусство слова).

Софисты обучали граждан искусству спора, законам логики, составлению речей: они владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. В этот период слово, логос (речь) становится объектом изучения. Риторика - наукой, обучение которой стало высшей степенью античного образования.

Софисты постоянно занимались не только практикой, но и теорией красноречия. Ими были заложены основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора - не раскрытие истины, но убеждение слушателей в правоте своего мнения. Предмет риторики - обучение убедительным речам (необоснованное мнение делать сильным, убедительным в глазах аудитории – такова позиция софистов).

Наиболее известными софистами были Протагор и Горгий.

Протагор (ок. 481 - 411 гг. до н.э.) выдвинул следующую философскую концепцию: «Человек - мера всех вещей: существования существующих и не существования несуществующих». Протагор считал: спор, дискуссия не могут ставить перед собой цель поиска истины и отстаивания нравственных принципов, поскольку существует только та истина, которую видит перед собой оратор и в которой он должен убедить аудиторию.

Таким образом, по мнению Протагора, в споре необходимо ставить перед собой только одну единственную цель - убеждение аудитории в правоте оратора. Для воплощения этой цели следует использовать любые средства.

Концепция Протагора была подвергнута жесткой критике, критики считали ее несостоятельной, обвиняли его в безыдейности и аморализме. В ответ на критику Протагор выдвинул в защиту своей концепции следующие положения:

- любое знание относительно и временно;

- человеческие убеждения зависят от конкретной ситуации;

- эмоциональное и физиологическое состояние людей бывает различным, поскольку все «в разное время воспринимают разное».

Продолжателем идей Протагора стал Горгий (ок. 483 -375 гг. до н.э.). Он развил идею о том, что не может быть абсолютного («истинного») знания о предмете, а могут быть от этого предмета лишь польза либо вред для конкретного человека - «меры всех вещей».

В чем отличие концепции Горгия от концепции Протагора? Горгий считал, что реальность существует, однако «наше мнение» может не совпадать с ней. Выражающие реальность понятия и положения – вне зависимости от убедительности - всегда можно опровергнуть, если доказать их отдаленность от действительности. Горгий в речи «Похвала Елене» утверждал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить».

Горгий уделял особенное внимание словесной стороне речи, впервые использовал в ораторской практике и описал три самых эффективных риторических приема в прозе:

- параллелизм

- антитезу,

- звуковые аллитерации, ассонансы.

Софисты разработали логические и психологические основы речи, впервые задумались над приемами нахождения доказательств, разработали учение об этопее - учении о типичных характерах и поступках, вероятных и ожидаемых, проявили интерес к адресату, к акту восприятия.

Успехи в красноречии, по мнению софистов, связаны с работой над техникой речи, над культурой речи, наконец. Речь, по мнению софистов, - это явление индивидуальное, связанное с учебой, талантом, душевными свойствами конкретного человека. Качества речи и строгая композиция ассоциировались с гармонией человека, а семантика, значение слова - с субъективными, индивидуальными началами, духовным миром.

Концепция софистов имела так называемое «слабое место» - учение об относительности истины вызвало споры о моральности или аморальности оратора, о нравственных аспектах красноречия.

С критикой этого аспекта концепции софистов выступил Сократ (469-399 гг. до н.э.). Сократ полагал, что истина выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Поэтому риторика бесполезна, поскольку истинное мнение будет сильным даже без всяких риторических ухищрений, а ложное мнение даже с помощью риторики не может устоять против истины.

Оратор составил первую систему дискуссионной аргументации, назвав ее «диалектика». Ее главный принцип - заставить противника опровергнуть самого себя и встать на ту точку зрения, которая выгодна его оппоненту.

Диалектика Сократа по форме состоит из «иронии» и «майевтики», а по содержанию - из «индукции» и «определения». Ирония призвана раскрывать внутреннюю противоречивость аргументов противника, доводя их до абсурда. Мнение противника должно рассматриваться последовательно, при этом из точки зрения вычленяются элементы, опровергающие саму суть этого мнения.

На основе этих элементов формируется майевтика (буквально: помощь при родах) - стадия, на которой у противника должна родиться мысль, нужная его оппоненту. Это и есть - определение, т.е. та идея, против которой в начале дискуссии боролся противник.

Главным вкладом Сократа в искусство ведения полемики было изменение им содержания дискуссии. До этого противоположные стороны в споре не обращали особого внимания на суть выступлений соперников, но сосредоточивали внимание на силе и убедительности собственной речи.

Благодаря Сократу в риторическом наборе появились наводящие вопросы, которые одновременно являлись и аргументами, и контраргументами. Спорящие стали прислушиваться к доводам противной стороны, и споры превратились из так называемых «перепалок» в риторические представления, изящное словесное искусство.

Платон (428 или 427 до н.э. - 348 или 347) - древнегреческий философ, внесший вклад в развитие риторического знания. Он записывал диалоги Сократа. Платон разделял точку зрения Сократа: истинное красноречие основано на подлинном знании, то есть действительно доступно только философу. Философ считал, что риторика, как и всякое подлинное искусство, есть творческая деятельность. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки.

Риторика (от греч. rhetorike - ораторское искусство) - филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех отраслях речевой деятельности (т.е. в разных жанрах письменной и устной речи). Оратору необходимо много работать над речью, ее созданием и произнесением. По мнению Платона, оратор должен проходить особую школу ораторского искусства, которая научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи.

Велико значение концепции великого древнегреческого мыслителя Аристотеля (384—322 гг. до н.э.) для развития риторической науки. В своем руководстве по красноречию он сделал попытку снять противоречие между философией и риторикой.

В своей «Риторике» создал своеобразную философскую риторику, т.е. соединил возможности философии и риторики. Аристотель подверг критике платоновскую теорию бестелесных форм («идей»). Полностью преодолеть платоновский идеализм Аристотель не мог.

Аристотель считал, что риторика - искусство, сходное с диалектикой: они касаются таких предметов, знакомство с которыми может считаться достоянием всех. Аристотель полагал, что при доказательстве своей точки зрения следует опираться не на обычные приемы управления аудиторией, заключающиеся в чрезмерной патетике, высмеивании противника, введении в заблуждение, а на научный метод.

«Риторика» Аристотеля состоит из трех книг:

1. Определение места риторики среди других наук, разграничение сферы деятельности риторики и диалектики, где риторика - наука о законах мнения, а диалектика - наука о законах знания. Аристотель заложил в основы ораторского искусства логические средства убеждения. В первой книге Аристотель определяет три типа речи:

- совещательная речь;

- судебная речь;

- эпидейктическая речь.

Философ создал стройную систему классификации этих видов красноречия. Все виды характеризовались по трем параметрам: время, место, цель.

Цели типов речи:

- судебная речь - обвинение или оправдание,

- совещательная речь - совет и убеждение,

- эпидейктическая речь - похвала или порицание.

Аристотель считал, что оратор должен привести слушателей в такое состояние, которое позволит ему легко убедить аудиторию. Теоретик считал, что в речи особую роль выполняют некоторые качества и эмоции: гнев, пренебрежение, милость, вражда и ненависть, страх и смелость, стыд, благодеяние (услуги), сострадание, негодование, зависть.

Кроме того, он говорил о воздействии речи на людей различных возрастных и социальных групп: им были предприняты первые попытки осветить некоторые вопросы психологии воздействия на различные группы слушателей.

2. Формирование учения об ораторе и аудитории. Выделенил три слагаемых ораторского искусства: оратора, аудиторию, речь. Как отмечал Аристотель, действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного характера говорящего, качества самой речи, настроения слушателей.

3. Определение проблем стиля и построения речи, введение трех основных критериев речи:

- ясности;

- меры;

- уместности.

Аристотель «искал» такое полемическое средство, механизм действия которого должен был основываться на законах рационального (непротиворечивого) мышления. Такое средство было найдено - формальная логика.

Главное в логике Аристотеля - учение о силлогизме. Силлогизм - это блок взаимосвязанных умозаключений, представляющих собой в совокупности доказательство того или иного тезиса. Силлогизм состоит из трех частей:

- большей посылки,

- меньшей посылки,

- заключения.

Ораторы. Одним из самых известных ораторов Древней Греции был Демосфена (ок. 384 — 322 до н.э.). Демосфен выработал у себя такую манеру выступления, при которой практически не оставалось места для импровизации, выкрики и замечания противников игнорировались или парировались заранее подготовленным текстом.

Воздействие речей Демосфена направлялось на волю и эмоции слушателей. Манеры оратора, отлично поставленный голос, проработанный и отрепетированный текст речи, использование жестов, мимики способствовали достижению необходимого эффекта. Выступление Демосфена воздействовало на слушателей таким образом, что они сами не замечали момента, когда под воздействием речи переходили на сторону оратора, даже будучи изначально настроенными против идей выступающего. Главным достоинством настоящего оратора Демосфен считал произношение.

Новый период античной культуры, называемый эллинизмом (эллин - грек) начинается со второй половины IV в. до н.э. Демократического строй пал, и уменьшилась роль ораторского искусства. В этот период ораторы стремятся улучшить свой текст (сделать его более красивым и выразительным), придавая меньшее значение содержанию речи. Словесная отделка речи имела первостепенное значение.

В эллинистический период было проанализировано значительное число стилистических явлений. В рамках риторики изучались сочетания слов, разрабатывались учения о качествах речи, теоретики и практики продолжали заниматься проблемами тропов, фигур, стилей.

Чрезвычайно популярным становится азиатский стиль, который возник в Малой Азии. Азиатский стиль изучали Гермоген, Феодор Годарский (учитель Тиберия), анонимный автор, именовавшийся Лонгин ом, который написал трактат «О возвышенном». Азиатский стиль характеризовался повышенным украшательством, пафосом, экзальтацией.

Противники азиатского стиля утверждали абсолютность классических образцов и строгости речи. Стиль противоположный азиатскому стал называться аттическим, а его представители — аттицистами. Яркие представители аттицизма - Аполлодор Пергамский, наставник римского императора Октавиана Августа, придерживающийся строгих и точных правил риторики, Цицелий, Дионисий Галикарнасский, - сам сторонник аттического направления, а также Деметрий.

Аттицисты проповедовали утонченную образность, интеллектуальность речи. Они были сторонниками чистоты речи, под которой подразумевалась ее нормативность, сводившаяся к правильному выбору слова и морфологической формы. Если оратор следовал этим требованиям, он мог считаться образцовым оратором, а его речи изучались как образцы.

Риторика постепенно перемещается из общественно-политической сферы в учебную. Риторика начинает заниматься разработкой школьных декламаций, то есть правилами сочинений вымышленных речей. На этом завершается древнегреческий этап риторического искусства.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 6628 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...