Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификация ересей в святоотеческой литературе



В святоотеческой литературе было несколько опытов систематизации ересей, которые весьма условно можно разделить на два типа. У одного из них за основу взята классификация св.Епифания Кипрского (315-403), а другая наиболее полно представлена у блаж Феодорита Киррского (386-457). Хотя в обоих случаях используются два критерия: догматический и хронологический, но отличаются они содержанием вероучительных признаков заблуждения и датировкой времени появления сект.

В классификации св. Епифания Кипрского, представленной в его труде “Панарион” (сам он так объяснял название своего сочинения: “Панарион (аптека) или “кивотон” (ковчег) с “цельбоносным от угрызения ядовитых животных запасом”), изложение ересей следует одна за другою, начиная от Адама.

Обосновывая критерии разделения ересей по типам, св. Епифаний исходил из того, что Церковь предсуществовала от века и истинная вера была известна Адаму, который обнаруживал в себе черты христианства. То есть он имел познание Святой Троицы и вера тогда была такой же как и во время жизни св. Епифания. Но по мнению Г.В. Флоровского св. Епифаний “совершенно лишен исторического чутья”.

Признаком ереси он считал любое отклонение от веры Адама. Этих отклонений в дохристианское время было четыре типа. Его рассуждения о типах ересей выводятся из 1Кол. 3, 11, где апостол говорит, что “во Христе Иисусе нет ни Еллина, ни Иудея, ни Варвара, ни Скифа”, но нова тварь (2 Кор. 5, 17). Первый тип - варварство: грубость нравов потомков, существовавших от сотворения мира до потопа; второй - скифство: от потопа до Вавилона, третий элленизм: от Вавилона и четвертый - иудейство. Общее количество дохристианских ересей равнялось двадцати.

Всех же ересей должно быть восемьдесят, ибо о них говорится в Песни Песней: “есть у меня шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа” (8, 8-9).

Символически истолковывая отношения жениха и невесты как образа духовного союза Христа с Церковью, он считал, что под 80 наложницами следует разуметь еретические учения. Поскольку двадцать ересей отнесены к дохристианскому времени, то в христианскую эпоху должно быть не более 60 ересей. Изложение этих 60 ересей ведется в хронологическом порядке.

Прот. Иванцов_Платонов отмечает, что такое представление о “православии и ереси имело влияние и на позднейших ересиологов - подражателей его. Установился обычай при установлении еретических сект говорить сначала о так называемых нехристианских ересях, а потом о собственно христианских”. В ересиологических сочинениях священномученика Иринея и св. Ипполита Римского также рассматриваются философские системы и языческие верования, но не в значении ересей, а как оказавшие влияние на образование христианских лжеучений. Среди наиболее известных ересиологических трудов, где буквально заимствована классификация св. Епифания является сочинение преп. Иоанн Дамаскина “О ересях”. Преп. Иоанн Дамаскин лишь пополнил свой труд изложением ересей бывших после Епифания. В числе ересей сто первой значится мусульманство.

Систематизация блаж.Феодорита изложена в сочинении “Еритические басни”, написанном в 453 году. Все ереси блаж. Феодорит разделил на четыре группы.

Первую составляют полиахисты и дуалисты в онтологии и докеты в христологии. Они противопоставляли Творцу мир, “производя его от или от низших и подчиненных ему (от одного из ангелов, архонтов, эонов), или прямо враждебных, как манихеи. Вместе с тем расторгалась и связь истории миробытия и истории искупления, поелику тут обнаруживалось действие взаимно исключающих сил, - злой и благой”. К этой группе причислены 26 сект, преимущественно гностических: Симон Маг, Василид, Карпократ, Тациан, вардесан, Маркион, Манес и др.

Вторую группу составляют ереси, признававшие одно начало, т.е. антитринитарии, высказывавшие в христологии иудаистические воззрения (назореи, евиониты) или патрипассианские с динамическим и модалистичесим оттенками. По их представлениям Христос родился от Девы естественным образом подобно всем людям, но воспринял в себя особую благодать. Сюда относятся назореи, евиониты, элкасаиты, Павел Самосатский, Савелий, Маркел.

К третьей группе принадлежат ереси, занимающие среднее положение между первыми двумя: николаиты, монтанисты, четыренадесятники, Ноэт Смирнский, Новат и др.

Заключается обзор ересей лжеучениями Ария, Евдоксия, Евномия, Аэция, македониан, донатистов, аполлинаристов, мессалиан, несториан, Евтихия и др.

В основу этой классификации положен хронологический принцип и все ереси делятся на доникейские и после никейские. Богословский критерий последний имел два подкритерия: онтологию и христологию. Соединение двух критериев позволило показать все этапы развития лжеучения: его возникновение, преемственность или влияние на другие ереси.

По мнению Н. Глубоковского “анализ показывает, что система Киррского епископа есть самая лучшая, какая была возможна в его время, и едва ли не образцовая” в конца XIX века, и имела своей задачей - “исторически объективное изложение еретических лжеучений”. Хотя она является одной из лучших, но имеет и свои недостатки. Так проф. Глубоковский говорит о двух богословских критериях ересей, согласно которым распределялись ереси по категориям. Однако, эти критерии не применимы к третьей группе, куда отнесены в частности донатисты и монтанисты не имеющие явно выраженных заблуждений в христологии. Скорее всего часть ересей этой группы можно было бы назвать экклесиологическими. С учетом этого замечания, количество критериев ереси расширяется до трех. Тем не менее, эта классификация дает ясное представление о принципиальных заблуждениях еретиков в сравнении с православным учением.

Если сопоставить критерии тоталитарной теории со святоотеческими, то очевидны расхождения между ними. В богословии отцов мы не встречаем культурологических признаков сектантства, поэтому их систематизация более конкретна и практична.

Эту классификацию можно применить и к новейшим сектам, хотя многие из них не возникли в Церкви. Использование применяемых в ней критериев дает возможность отвергнуть претензии тех сект, которые считают необоснованным их причисление к сектантству на том основании, что они принадлежат к христианству или другим религиозным системам. Так, Общество Сознания Кришны (ОСК) настаивает на том, что оно являются не сектой, а продолжателями древней ведической традиции и истина содержится только в их интерпретации индуизма, а остальные религии лишь выражают эту истину в своем культурном контексте. Кришнаиты не принимают Православие как единственное и непогрешимое свидетельство об Истине и переосмысливают христианство с позиций своего учения. Так, основатель ОСК Прабхупада прямо заявляет, что христиане по своему толкуют заповеди Христа. Более того, они отвергают православное учение о Христе, и рассматривают Его как одного из многочисленных, хотя и почитаемых гуру, проповедовавших сознание Бога. Гуру для кришнаитов являются автарами (воплощениями или модусами проявления, представителями) божества Кришны. Включение Христа в кришнаитский пантеон создает видимость совместимости христианства с их доктриной, что вводит в заблуждение людей ищущих Бога и даже пребывающих в Церкви, но не имеющих должного богословского образования. Известны случаи, когда такие христиане посещают одновременно и православный храм и ашрам на том основании, что христианство и индуизм не противоречат друг другу. Кришнаизм следует считать сектантским его не потому, что он отделился от одного из преобладающих направлений в ортодоксальном индуизме, но по причине извращения им христианских догматов, с целью обращения христиан в свою веру.

Итак, в классификацию блаж. Феодорита вполне вписываются новейшие секты. Секты теософского толка, антропософы, виссарионовцы, кришнаиты, бахаи, муниты, мормоны соответствуют критериям второй группы. К третьей группе следует отнести секты, идеи которых восходят к Радикальной реформации: баптисты, адвентисты, пятидесятники, харизматики, Бостонское движение (Церковь Христа), новоапостольники. Признакам четвертой группы отвечают иеговисты.

Эта систематизация имеет практическую пользу. По ней можно судить о степени искажения сектантами истин христианской веры, а следовательно и чине их приема в Церковь, если они ранее принадлежали к Ней. Членов сект, принадлежащих к первым трем группам и представителей новых тринитарных ересей следует принимать через Миропомазание, при условии если они были православными, в противном случае через Крещение.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 818 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...