Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификация сект в религиоведении



В религиоведческой литературе нет единообразия в классификации сект. Самой распространенной, но и наиболее упрощенной является деление сект на церковь, секты и культы. Наряду с этой систематизацией существует иная классификация, предполагающая деление сект на традиционные религии и новые религии и/или новые религиозные движения (НРД). Согласно одному из последних вариантов систематизаций предлагается все религии свести к двум типам: традиционным религиям и нетрадиционным. Категория нетрадиционных делиться на два подтипа: НРД и новые религии. НРД в свою очередь подразделяются на 1) обновленческие религиозные движения, 2) оппозиционные и 3) альтернативные.

Обновленческие религии предлагают “новое осмысление социальных проблем” и претендуют на “неотложное и радикальное их разрешение”. Им свойственен религиозный культ (“фетишизм”) “начиная от физического здоровья и духовного развития индивида кончая преодолением кризисных явлений современной экономики и пороков властных структур общества; важная роль в достижении ими этих целей отводится оккультизму. Характерные черты этой группы усматривают у Трансцедентальной медитации, у кришнаитов, ивановцев, теософов, антропософов, рерихов, мунитов.

Оппозиционные религии характеризуются “прежде всего отчужденным отношением к миру, непримиримым противоборством с ним либо стремлением подчинить его противоположным сакральным предметам, отказавшись от богопочитания и установив культ дьявола”. Эта группа мироборческих и богоборческих религий, которая не стремиться усовершенствовать окружающую их реальность и для достижения своих целей используют оккультные практики. К ним относят почитателей Дж.Р, Толкена, оккультизм (ведьм, колдунов), сатанизм, уфологические группы (имеющие предшественниками теософов, питающих надежду на помощь “старших братьев” по космосу из Шамбалы), фашизм.

Альтернативные религии противопоставляют себя традиционным религиям. Эта типология “получила известность в период затухания в западных странах молодежного движения протеста 60-70-х годов, когда “движение Иисуса”, секта “Дети Бога”, движение “Харе Кришна” явились феноменами религиозного протеста, пришедшим на смену антиавторитарным социально-экономическим выступлениям молодежи”. Их позиция в отношении к миру противоположна позиции традиционных религий. Так они “не допускают никакого компромисса с современным миром, решительно отказываются от существующей социальной реальности и от официальных церквей, поддерживающих ее своим авторитетом. Для этих религиозных новаций не приемлемы никакие формы существующего строя, любые программы совершенствования хозяйственно-экономических и политических отношений в обществе, развития международного сотрудничества отвергаются как бессмысленные и безрезультативные. Для них вся общественная система, весь образ жизни современного человечества представляются неприемлемыми, их недостатки - неисправимыми, а царящее зло - неискоренимым”. К ним относят секты: “Дети Бога”, “Богородичный Центр”, “Церковь Последнего Завета” (виссарионовцев), “Храм Солнца”, “Народный Храм”.

Новые религии - это секты, которые, адаптировались “к существующему социально-политическому строю умиротворили свой религиозный протест. Речь идет, если так можно выразится, о налаживании контактов бывшей альтернативной религии и нонкорформистской секты с существующим демократическим строем”. “На социологическом языке подобные изменения религии называют сменой характеризующего ее культурологического типа” (то есть изменением взаимоотношений с общественной системой и оценки мира в целом). К ним относят: кришнаитов, теософ, антропософов, бахаи, мормонов, Миссию Рамакришны, язычество древних славян, язычество приволжских народов.

Несмотря на разнообразие религиоведческих классификаций, они принципиально не отличаются друг от друга, поскольку в качестве главного критерия систематизации используется отношение секты к социально-политическим институтам и нормам, считающихся в данное время высшими ценностями. Идейным основанием для такой классификации служит либерально-протестантский взгляд на природу религий (более подробно о нем см. в разделе “Определение секты в религиоведении и социологии религии”).

Недостаток указанных классификаций заключается в том, что специфические вероучительные особенности оказываются на втором плане, тогда как первостепенное значение придается культурологическим признакам. Во-вторых, одни и те же секты могут быть отнесены к нескольким категориям, при чем часть из них может менять свою категорию в зависимости от смены идеологических установок господствующей политической системы или переходить из одной категории в иную по мере своей адаптации к ней, не меняя существенно принципиальных положений свой веры. Если такая классификация возобладает или будет принята за основу при регулировании церковно-государственных отношений, то не исключено, что часть сект может скрыть или скорректировать свои социально-политические доктрины под демократические стандарты. Не изменяя существенно основ вероучения они могут перейти из оппозиционных или “опасных” сект в категорию респектабельных новых религий, то есть “неопасными”. Релиогиоведы, принимая демократические ценности как абсолютные (на данном историческом этапе), следуют сектантам: они фактически сакрализуют демократию как те свой гипотетический религиозно-политический строй, что ставит под сомнение научную объективность их религиоведческих суждений.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 733 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...