Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Владимир Владимирович Маяковский (7/19.VII. 1893, с. Багдади, Гру|зия — 14.IV. 1930, Москва) — выдающийся поэт русского художе-енного авангарда, новатор, создатель оригинальной стиховой системы, оказавшей заметное воздействие на развитие поэзии XX века. Он -- автор исключительно своеобразных лирических произведений, поэм, пьес.
Творческая судьба Маяковского сложна и противоречива. Его поэзию высоко ценили его современники разных идеологических ориентаций, в том числе и те, кто оказался в эмиграции: «И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам придется не назад, а вперед… Этими своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то за каким-то поворотом долго еще нас будет ждать», -- утверждала М. Цветаева. Он органично вписался в послереволюционную действительность и своим поэтическим творчеством самозабвенно служил ее укреплению. Тем не менее к концу жизни у него обозначился конфликт с правящей идеологической системой, отнюдь не в последнюю очередь подтолкнувший его к самоубийству. Однако спустя пять лет после трагической гибели Маяковского И. В. Сталин объявил его „ лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи ", что фактически привело к канонизации его фигуры. На протяжении многих последующих десятилетий его художественное наследие трактовалось как образец верного служения искусства идеям социализма, коммунистической партии.
В период перестройки, когда началась «смена вех» в русской литературе XX века, стали развенчивать признанную советскую классику, в том числе и Маяковского. Так, в вышедшей в 1990 г. книге Ю. Карабчиевского „Воскресение Маяковского", написанной по-своему талантливо, Маяковский представлен исполнителем „социального заказа" большевистской власти, двуличным глашатаем насилия и демагогии. В книге есть много тонких и точных наблюдений. Но образ поэта все же неадекватен. Поэзия Маяковского как раз подкупает своей искренностью. «… сегодня я удивительно честный», -- не случайно признается лирический герой поэмы «Облако в штанах». «
Сегодня настала пора для нового, объективного и свободного от политической конъюнктуры прочтения произведений автора „Облака в штанах" и „Про это", „Владимира Ильича Ленина" и „Хорошо!", вступления «Во весь голос".
Маяковский родился в семье дворянина лесничего, с 1900 г. жил в Кутаиси, с 1902 г. учился в гимназии. В 1906 г., после смерти отца, с семьей пе ехал в Москву, где продолжил гимназическое обучение.
Мировоззрение. Еще в Кутаиси Маяковский участвовал в революционном движении, в 1908 г. уже в Москве вступил в большевистскую партию. Круг своих тогдашних интересов Маяковский позднее очертил в автобиографии „Я сам" (1922, 28): «Беллетристики не признавал совершенно. Философия. Гегель. Естествознание. Но главным образом марксизм»[92]. Здесь же поэт заявляет о своем атеизме и интернационализме[93]. Однако его отношение к религии в дореволюционной поэзии не такое однозначное. В стихотворениях «Несколько слов обо мне самом» (1913), «Послушайте!» (1914), «Облаке в штанах» (1914-15) и других поэмах присутствует лирический герой Маяковского вступает в конфликт с Богом с позиции ницшеанского Заратустры, но при этом гордый богоборец и богохульник также просит Бога уменьшить страдания и одиночество людей.
Впечатления детства и юности, проведенных на юге, в Грузии, не отпускали молодого поэта и после приезда в Россию. Отсюда и эпатажное признание в нелюбви к России в послании 1916 г. «России»:
Вот иду я,
заморский страус,
в перьях строф, размеров и рифм.
Спрятать голову, глупый, стараюсь,
в оперенье звенящее врыв.
Я не твой,снеговая уродина.
Глубже
в перья, душа, уложись!
И иная окажется родина,
вижу-
выжжена южная жизнь.
…
Что ж, бери меня хваткой мерзкой!
Бритвой ветра перья обрей.
Пусть исчезну,
чужой и заморский,
под неистовства всех декабрей.
Эстетика. Поиск новых поэтических тем и художественных средств и приемов. Об этом говорится в поэме «Облако в штанах» (1915), стихотворении «Братья писатели» (1917), статье «Как делать стихи» (1926). Будучи соавтором футуристических манифестов, Маяковский при этом по-своему трактовал взаимоотношение искусства и жизни, утверждал идейно-социальную функцию художественного творчества.
Поэтика. 1. Маяковский выражает, по точной оценке М. Бахтина, анархический бунт люмпен-пролетариата и в основном ориентирует свой поэтический язык на его социальный говор: «Он хочет быть поэтом улицы», ориентируясь на уличный жаргон, Маяковский «создает свои новые слова»[94] и таком образом обновляет литературный язык. В целом Маяковскому чуждо «самовитое слово», разрывающее связи с социальной реальностью. Отбор слова в поэзии Маяковского определялся темой, слово следовало за вещью, явлением, а не явление за словом.
2. Подобно русским гражданским лирикам Державину и Некрасову, Маяковский усиливает риторическое звучание своей поэзии. Его риторика имеет общность и с античной. Цицерон, Тит Ливий брали свою ругань у представителей социальных низов, «и этим Маяковский связан с ними к величайшей чести его. Характерна для него и демагогичность<…>. Таким образом, Маяковский на русской почве, в новой форме, в другой обстановке внес в поэзию риторизм, который до него был очень мало представлен. И в этом его заслуга неоспорима»[95]. Отсюда так значима у Маяковского тема поэта и поэзии, одна из двух его основных тем. Вторая и основная его тема – провозглашение живой жизни в социальных низах, где нет и не может быть ничего устойчивого: «силен, жив и может творить только тот, кто устойчивого места не занимает» [96]Риторической бранью Маяковского наполнены инвектива «Нате!» и его сатирические гимны (антигимны).
3. Огромна роль метафоры в поэзии Маяковского. Ю. Олеша, создавший огромное количество свежих и поэтичных метафор, назвал Маяковского королем метафоры. «Я несколько раз предпринимал труд по перечислению метафор Маяковского. Едва начав, каждый раз я отказывался, так как убеждался, что такое перечисление окажется равным перечислению всех его строчек»[97]. Не меньшую роль играют в поэтике Маяковского гиперболы, антитезы, оксюмороны, которые порой удивительно переплетаются.
4. У Маяковского есть силлабо-тонические размеры, но уже в ранней поэзии появляется тонический акцентный стих. В акцентном стихе метрообразующее значение имеют только ударения, число же безударных слогов между ударениями варьируется свободно. Наиболее распространенные размеры -- трех- и четырехударник. Этим стихом (трех- и четырехударником) написана поэма «Облако в штанах». Именно Маяковский внедряет в русскую поэзию акцентный стих.
5. Очень много Маяковский работал над рифмой. Он рифмовал всегда наиболее важное в смысловом отношении слово. Его заслуга -- изобретение неточных, свежих, зачастую составных рифм.
Периодизация. В творчестве Маяковского выделяют два периода – до- и послереволюционный.
Творчество первого этапа. С 1911 г. Маяковский -- участник группы молодых поэтов и художников — кубофутуристов[98], один из ее лидеров, деятельный участник их сборников, публичных выступлений в разных городах России.
Самые ранние стихи Маяковского 1912—1913 годов „Ночь", „Ут „Порт", „Из улицы в улицу" и другие соответствовали эстетическим нормам русского кубофутуризма, теоретические положения которого содержались в манифесте „Пощечина общественному вкусу" (1912). Как кубофутурист поэт ориентировался и на индивидуализм лирического героя, и на восприятие языка как средства выражения собственной творческой личности прежде всего, и на приоритет вещного, предметного мира, и эпатирующую антиэстетику, и на футуристическую философию, и на нигилистическое отношение к классическому искусству и к современности. При этом Маяковского от футуристов отличали те нравственные критерии, которые всегда были характерны для русского писателя: отрицая классическое наследие, Маяковский тем не менее заявил в своей поэзии тему сострадания, отзывчивости на боль ближнего („ Послушайте!", 1914; «Мама и убитый немцами вечер ", 1914). В трагедии 1913 г. „ Владимир Маяковский " герой-поэт готов принести себя в жертву ради спасения людей от страданий.
Образ лирического героя. Герой раннего Маяковского -- бун1арь-романтик, мятежник, убежденный в своем праве выступать от имени „уличных тыщ", ниспровергатель устоев мироздания. В то же время этот герой-индивидуалист ощущает свое трагическое одиночество среди людей. В стихотворном цикле „Я" (1913) лирический герой, делая заявку на сверхличность, которой все человечеческое чуждо („ идет луна — / жена моя", „Я люблю смотреть, как умирают дети»), вместе с тем переживает душевную боль („ Это душа моя / клочьями порванной тучи / в выжженном небе / на ржавом кресте колокольни!», «Я одинок, как последний глаз / у идущего к слепым человека "). В поэзии Маяковского первой половины 1910-х годов выражено желание быть понятым и получить от мира сочувствие („Скрипка и немножко нервно", 1914). Его протест против современных социальных[ и моральных норм („Нате!", 1913) не самоценен, он является следствием внутренней драмы «ораненного, загнанного героя» („От усталости», 1913). Можно сказать, что лирический герой, Маяковского одновременно эпатирует и страдает.
Нате!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Обобщенный образ мещанской бездуховной толпы, да и еще и протест против акмеистических вещных образов. Как и в «Миргороде» Гоголя, здесь важен мотив еды, обладания вещами. Это единственные ценности для мещан из буржуазного мира.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь грязные, в галошах и без галош.
толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
Карабчиевский писал по поводу этого образа: «Неосуществимо». Но вошь на бабочку вполне может заползти. Образ по-футуристически антиэстетичен и в то же время несет в себе вечный романтический конфликт поэта и толпы.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам,
я - бесценных слов транжир и мот.
1913.
Протест героя-поэта и клоуна по-футуристически груб. «Нате!» -- своего рода декларация-инвектива на тему поэт и поэзия. К этому стихотворению близко своей проблематикой стихотворение «Кое-что по поводу дирижера» (1915).
Стихотворение «Послушайте!» тематически перекликается с четвертой частью поэмы «Облако в штанах». В стихотворении решаются проблемы смысла жизни и творчества.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 758 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!