Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Студенты МГЮА (М) изучают гражданское право. (Р) Большая посылка 12 страница



Другой механизм так называемой рационализации состоит в таком неосознанном изменении отношения к болезненной ситуации, при которой снимается ее эмоциональная значимость, она становится однозначной и потому исключающей внутренний конфликт. В реальности подросток может уйти из дома, отодвигая от себя мысль о беспокойстве родителей тем, что убеждает себя в их плохом к нему отношении; их привязанность как бы обесценивается. Возможно, в состоянии конфликта подростка с родителями, он свое собственное раздражение приписывает им, сказанным в запале ссоры словам придает абсолютное значение. Тем самым конфликт из внутреннего переводится во внешний, чувство раздвоенности стирается, и отношение к родителям становится однозначно враждебным. Психологический смысл происходящего состоит в том, что внутренний конфликт личностно опаснее, он угрожает неврозом; внешний конфликт упрощает ситуацию, позволяя сохранить выгодное представление о себе - искателе свободы и прав.

Наконец, существует и третий механизм психологической защиты - вытеснение из сознания одного из конкурирующих мотивов. Подросток, искренне любящий своих родителей, не в силах противостоять их властной гиперопеке, исключающей всякую самостоятельность. Потребность в самостоятельности, самоуважении, в суверенной позиции вытесняется в подсознание и все, что с ней связано, уходит туда же. Происходит как бы отказ от поиска выхода из создавшегося положения. Однако и вытесненный мотив требует удовлетворения. Возникает внутреннее напряжение, способное разразиться психическим срывом. В нашей практике был случай, когда подобная ситуация привела старшеклассницу в психиатрическую клинику.

Поскольку старший подростковый возраст конфликтен по своей природе, он нередко сопровождается неясной тревогой невротического характера. Причины этой тревоги самому человеку неясны, хотя могут им самим каким-то образом интерпретироваться. Однако поиск причин тревоги при неврозе направлен не столько на действительные причины и проблемы, сколько на снятие тревожного состояния любым способом. Основная же проблема чаще всего оказывается вытесненной в подсознание.

Для профилактики состояний, подобных тем, о которых говорилось выше, американские психологи настоятельно советуют родителям подростков применять следующие способы переключения негативных чувств своих детей на социально приемлемые действия:(?)

1. Дать возможность выговориться и тем самым превратить недовольство в душе в слова.

2. Четко обозначить словами свои негативные чувства. После такого пристального наблюдения они обыно исчезают.

3. Смоделировать выход из ситуации" [145].

Четвертый способ снятия напряжения в семейных отношениях в американском варианте (теннис, гольф, шахматы) для нашей культуры вряд ли применим. Но идея хорошая: в игровом противостоянии хорошо снимается агрессия. Может быть, городки попробовать... или пинг-понг?

В целом родителям страших подростков можно посоветовать взрослый уровень отношений друг к другу на основе взаимного уважения и доверия в разумных принципиальных пределах (поскольку ответственность за проблемы подростка лежит все-таки на родителях). При всей сложности "подростковой эпохи" в жизни семьи, она все-таки дело преходящее, и из нее семья может выйти, сохранив со своими детьми дружеские отношения понимания и доверия, а может изломать на крутых поворотах все, что их связывало и впоследствии только терпеть друг друга.

В заключение хочется привести особенности хотя и "бунтующего", но благополучного с психологической точки зрения подростка по мнению Э.Шострома. Их три: во-первых, протест выражается не внешними символами (одежда, прическа, макияж для девочек), а реальной целью, смыслом деятельности, жизненными задачами. Во-вторых, подросток понимает не только чувства своих сверстников, но с пониманием относится к своим родителям, старается не задевать их привычек и самолюбия. В-третьих, такой подросток, не отрицая ни прошлого, ни будущего, стремится испытать всю полноту сегодняшней жизни и сегодняшних переживаний. Радость бытия не делает его ни самовлюбленным эгоцентриком, ни безбрежным идеалистом "не от мира сего". Благополучно "переплыв" старший подростковый возраст, семья, сохранившая в своих рядах дружеские отношения, как правило, их уже не теряет. Проблемы, конечно, возможны и в более старшем возрасте детей, но открытые, прямые и честные отношения поколений, коль скоро они уже состоялись, могут найти достойный выход в самых сложных житейских коллизиях. Остается только признать друг для друга право на риск и право на ошибку - при условии, что за риск и за ошибку расплачивается сам рискующий, хотя, конечно, семья готова помочь ему в беде.

В самом общем плане "родительское счастье" рисуется нам как возможность увидеть в своих детях людей, близких по системе ценностных ориентаций, по направленности личности, т.е. в основной системе нравственных координат. Говорят, что каждое поколение больше похоже на свое время, чем на своих родителей. Может быть, это и так, если судить в пределах моральных понятий. Но нравственные критерии - понятие более глубокое и всеобъемлющее, поскольку охватывают не государство, не данное общество, но все человечество. Через них каждый человек соотносится со всеми людьми на земле и определяет свое поведение в единой для всех системе координат. Поэтому они основательнее всего объединяют людей одной нравственной категории, единой направленности. Можно быть людьми разных культур, общественных группировок, даже разных эпох - но "рыбак рыбака видит издалека". Объединение происходит на основании общих "смысловых полей", так как у этих людей единое понимание "плохого" и "хорошего", добра и зла. И, напротив, сложнее всего понять друг друга в прямом общении, скажем, гуманисту и эгоцентрику. В системе "значений" они, скорее всего, договорятся, в системе "смыслов" едва ли, поскольку для них полюса "добра" и "зла" взаимно противоположны. С этой точки зрения влияние семьи может быть важнее, чем влияние эпохи - ибо главным образом через семью наследуются нравственные координаты, направленность личности. И в этом ее непреходящее значение. Если, конечно, она способна его нести, что бывает далеко не всегда.

Глава 4. Проблемы антимира.

1. Педагогически организованная деятельность в антимире. Психологическая сущность отклоняющегося поведения личности.

...Уголовный мир - это особый мир людей, переставших быть людьми. Мир этот существовал всегда, существует и сейчас, растлевая и отравляя своим дыханием нашу молодежь.

В.Шаламов.

Один из лучших специалистов в области социологии и психологии несовершеннолетних правонарушителей М.А.Алемаскин считал, что в формировании личности этих ребят практически всегда три фактора передают друг другу эстафету. Спор, который порой возникает при "раздаче слонов": кто же больше виноват в том, что подросток переступил грань закона и норм человеческого поведения, лишен смысла. Практически во всех случаях биография будущего преступника начинается в семье. Практически всегда на следующем возрастном этапе основная вина ложится на учебное заведение - на школу, училище. После того, как и семья и школа "сделали свое дело", на новом витке формирование личности правонарушителя завершается в уличной среде, под влиянием неформальной подростково-юношеской группы. Но прежде чем анализировать эти этапы становления антисоциальной направленности личности, постараемся определиться, что же мы имеем в виду под "отклоняющимся поведением". Мы полагаем, что в этом случае речь практически всегда идет о преступлении норм закона и социальных норм взаимоотношений. Оговоримся, что в условиях нашего общества это не всегда одно и то же. Наше законодательство и, в особенности, юридическая практика весьма несовершенны, и нам, например, известен факт, когда прокуратура отказалась воспрепятствовать назначению на руководящий пост в одном педагогическом учреждении заведомого растлителя несовершеннолетних (дважды уличенного в преступных деяниях и лишь потому не осужденного, что он был признан психически больным) на том основании, что... Министерством образования еще не утвержден список лиц, лишенных права работать с детьми. Едва ли кто будет возражать, что поведение проститутки антисоциально. Однако по существующим юридическим нормам, проституция - не преступление. Большие юридические сложности вызывает проблема привлечения к ответственности организаторов криминальных группировок, поскольку они действуют чужими руками. Наконец, формально наказуемая в армии, на деле "дедовщина" процветает там десятилетиями. Чего уж там говорить об училищах и даже школах, где это явление тоже совсем нередко встречается. Словом, в реальной педагогической практике мы будем считать отклоняющимся поведением всякое поведение, связанное с нарушением не только буквы закона, но и важнейших социальных норм, будь то хулиганство, участие в предкриминальных или криминогенных группах, проституция несовершеннолетних, бродяжничество, пьянство и наркомания, организация насилия над другими личностями, преследование по национальному признаку, исповедование фашистской идеологии, религиозный фанатизм, приносящий ущерб не только себе, но и окружающим. Наиболее мощный пласт понимаемого таким образом "отклоняющегося поведения" складывается под прямым и косвенным воздействием профессиональной преступности, "блатного мира". Наиболее ярко и непримиримо писал о психологии этого мира Варлам Шаламов. Вот что он говорил о технике вовлечения туда молодежи: "С застучавшим сердцем входя в это воровское подполье, мальчик рядом с собой видит тех людей, которых боятся его папа и мама. Он видит их кажущуюся независимость, ложную свободу. Хвастливое их вранье мальчик принимает за чистую монету. В блатарях он видит людей, которые бросают вызов обществу. Вместо нелегкого добывания трудовой копейки юноша видит "щедрость" вора, "шикарно" разбрасывающего ассигнации после удачного грабежа. Он видит, как пьет и гуляет вор, и эти картины разгула далеко не всегда отпугивают юношу. Он сравнивает скучную, повседневную, скромную работу отца и матери с "трудом" воровского мира, где надо быть, кажется, только смелым....Мальчик не думает о том, сколько чужого труда и чужой человеческой крови награбил и тратит, не считая, этот его герой. Там есть всегда водка, "план", кокаин, и мальчику дают выпить, и восторг подражания охватывает его. (...) Вот юноша пьян по-настоящему, вот он уже бьет проститутку - бабу он должен уметь бить! - это одна из традиций новой жизни.

Юноша мечтает об окончательной шлифовке, окончательном приобщении к ордену. Это - тюрьма, которой он приучен не бояться. Старшие его берут "на дно"... Вот уже и взрослые воры ему доверяют, а вот он ворует и сам, и сам "распоряжается". (...) Он давно уже овладел "блатной феней", воровским языком. Он бойко услуживает старшим. В поведении своем мальчик боится скорее недосолить, чем пересолить. И дверь за дверью открывает блатной мир перед ним свои последние глубины. Вот он уже принимает участие в кровавых "правилках", "судах чести", и его, как и всех остальных, заставляют "расписаться" на трупе удавленного по приговору блатного суда. Кто-то сует ему в руки нож, и он тычет ножом в еще теплый труп, доказывая свою полную солидарность с действиями своих учителей.

Вот он и сам убивает по приговору старших указанного ему "предателя", "суку". Среди блатных вряд ли есть хоть один человек, который не был бы когда-нибудь убийцей.

Такова схема воспитания молодого блатаря из юноши чужого мира. (...) Он хранит блатные тайны (их немало), помогает товарищам по ордену, вовлекает и воспитывает юношество и следит за сохранением в суровой чистоте воровского закона.

Кодекс несложен. Но за столетия он оброс тысячами традиций, святых обычаев, мелочное выполнение которых тщательно блюдется хранителями воровских законов. Блатари - большие талмудисты. Для того, чтобы обеспечить наилучшее выполнение воровских законов, время от времени устраивают великие, повсеместные подпольные собрания, где и выносятся решения, диктующие правила поведения применительно к новым условиям жизни... Лживость блатарей не имеет границ, ибо в отношении фраеров (а фраера - это весь мир, кроме блатарей) нет другого закона, кроме закона обмана - любым способом: лестью, клеветой, обещанием... Любая кровавая подлость в отношении фраера оправдана и освящена законами блатного мира. (...) Вор- блатарь стоит вне человеческой морали. (...) Вся воровская психология построена на том давнишнем, вековом наблюдении блатарей, что их жертва никогда не сделает, не сможет подумать, сделать так, как с легким сердцем и спокойной душой ежедневно, ежечасно рад сделать вор. В этом его сила - в беспредельной наглости, в отсутствии всякой морали. Для блатаря нет ничего "слишком"... Потомственный "урка" с детских лет учится презрению к женщине. "Теоретические", "педагогические" занятия чередуются с наглядными примерами старших. Существо низшее, женщина создана лишь затем, чтобы насытить животную страсть вора, быть мишенью его грубых шуток и предметом публичных побоев, когда блатарь "гуляет". Живая вещь, которую блатарь берет во временное пользование. (...) Кормиться за счет проститутки не считается зазорным для вора. Напротив, личное общение с вором проститутка должна ценить очень высоко" [146].

Наблюдения В.Шаламова относятся к тридцатым-сороковым годам, но есть и более поздние свидетельства: Л.Э.Разгона [147], пятидесятые годы, Игоря Губермана [148], относящиеся к семидесятым, В.Ф.Абрамкина и Ю.В.Чижова [149] о восьмидесятых годах. Этими авторами описаны жестокие обычаи "малолеток", традиционные порядки "прописок", бесчеловечная кастовость уголовной среды. Таков этот мир. Как же приходят в него наши дети?

В предыдущем разделе мы уже останавливались на типичных родительских промахах. Добавим к сказанному выше материалы Л.С.Алексеевой, выделившей четыре типа неблагополучных семей. Первый из них отличается конфликтным способом взаимодействия: грубостью, ссорами, скандалами. Доведенная до предела, конфликтность переходит в аморальность, когда брань, драки, пьянство, измены становятся привычным фоном общения. Это второй тип неблагополучной семьи. Третью группу составляет семья криминального типа. И наконец, в четвертый тип, по Л.С.Алексеевой, вошли педагогически несостоятельные семьи.

Н.Аверина обследовала в конце 80-х годов московских несовершеннолетних проституток [150], в большинстве своем владевших иностранным языком, несмотря на свое в большинстве случаев незаконченное среднее образование (то есть, явно неглупых). Половина опрошенных росла в семьях с одним родителем, остальные - с отчимом, бабушкой или дедушкой, в интернате и лишь 14% выросли в полной семье. Наибольшее число опрошенных (47%) выросло в семьях, где они были единственным ребенком, 33,3% - в семьях, где было не менее трех детей. Шестьдесят восемь с половиной процентов несовершеннолетних проституток росли в условиях безнадзорности, около трети - в условиях жесткого контроля, но 80,5% отметили нелюбовь к ним родителей. Только у одной четверти девиц, чьи биографии были изучены, домашние скандалы не были постоянным фоном отношений, в остальных случаях ссоры и даже драки были обычны; били и истязали даже детей. Половина из них пробовала алкоголь впервые до 12 лет, а остальные - до 15. Практически все опрошенные выросли в семьях, не испытавших серьезной нужды. В школе у них (88%) успеваемость была проблемой; 81,5% с явной неприязнью отзывается об учителях...

Большая часть юных проституток вступили на этот путь под влиянием сверстников, а 21,2% - под влиянием взрослых "воспитателей" - от родителей до спортивных тренеров. Немалой опасностью становится судимость одного из членов семьи. 17,5% опрошенных росли в таких семьях. Криминологи считают, что "...судимость одного из членов семьи, чаще всего это отцы или старшие братья, увеличивает вероятность совершения другими членами семьи преступлений, прежде всего несовершеннолетними". Приведем несколько живых зарисовок из книги Леонида Габышева - типичной биографии юного правонарушителя 60-70-х годов [151]. "Коле не было пяти лет, когда впервые до беспамятства напился. Жили они тогда на Новой Заимке, и к ним нагрянули гости. Отец, гордясь шустрым сыном, посадил его на колени и, разговаривая с гостями и не обращая на Колю внимания, пил водку, все больше оставляя на дне стопки. А маленький Коля допивал остатки, крякая, как взрослый и, нюхая хлеб, закусывал. Ему стало плохо, он залез под кровать и блевал там" [152]. Далее автор пишет: "Все детские воспоминания Коли связаны с воровством. Он не помнил, чтобы маленьким играли в какие-нибудь игрушки, но зато отлично помнил, как шестилетний, наученный пацанами, лазил по крышам и воровал вяленое мясо. (...) Со старшими пацанами он лазил по чужим огородам - "козла загонял" - и на спиртзавод за голубями. Но вскоре превзошел своих учителей и приноровился красть покрупнее: в школу не раз залезал, приборы из кабинетов умыкивал, а потом и вещи из школьной раздевалки потягивать стал и загонять цыганам по дешевке. К пятнадцати годам совершил с десяток краж, но милиция поймать его не могла. Много раз милиция хватала его по подозрению, но он ни в чем не признавался, и отец, бывший начальник милиции, забирал его из КПЗ. Дома расспрашивал: за что забрали и какие показания дал. И подучивал. (...) К пятнадцати годам отец перестал драть сына ремнем, поняв: ремнем не воспитаешь. Алексею Яковлевичу было стыдно - сын ворует, и он ничего не может с ним поделать. Пусть хоть тогда не сознается в кражах, думал Алексей Яковлевич, подрастет, перебесится и не будет воровать. И он натаскивал сына, как вести себя в милиции. Многое схватил Коля и от рецидивистов в КПЗ" [153].

Говоря о неблагополучных семьях, нужно остановиться на двух полюсах отношений к собственным детям - полюсе претензии на абсолютную родительскую власть и полюсе попустительства. Изучение семейных отношений, формирующих личность трудного подростка и, в частности, сферу его интересов, позволило нам сделать такие выводы. Характер преобладающих нарушений семейного воспитания наводит на мысль, что среди семей, чьи дети оказались в числе подростков, стоящих на учете в ИДН, велика (от 60 до 75%) доля родителей, искренне желающих заниматься воспитанием, но не умеющих это делать в связи с недостатком культуры воспитания. Преобладающий и многое определяющий недостаток в сфере семейного воспитания детей, стоящих на учете в ИДН - это отношение, складывающееся на основе доминирующей или потакающей гиперпротекции. Ему свойственна непоследовательность в воспитании, невнимание к нравственным задачам, неуместная жесткость требований, или наоборот, неуместное попустительство, ориентация на детские качества характера воспитанника и неумение способствовать его взрослению.

В своем выступлении в Москве, еще в 1974 году Митрополит Сурожский, Антоний, правящий Московского патриархата на островах Великобритании, один из образованнейших людей нашего времени, высказал замечательную мысль, приведя притчу из книги английского писателя Льюиса. У этого писателя книга построена как сборник писем старого беса своему племяннику... - "И вот этот старый черт дает профессиональные советы молодому чертенку, который только что выпущен в свет, о том, как надо относиться к людям, что надо делать, для того, чтобы их соблазнить и погубить. И между прочим, он говорит в одном из писем с недоумением: Не могу понять - Христос говорит, что любит людей, а сам оставляет их свободными, - как же совместить это? И продолжает: Я тебя люблю; но что это значит? Это значит, что я хочу тебя взять в свои когти, тебя так держать, чтобы ты от меня никуда не удрал, тебя поглотить, из тебя сделать свою пищу, тебя переварить так, чтобы от тебя не осталось ничего вне меня. Вот что я, - говорит старый черт, - называю любовью. Христос (продолжает он) - любит и отпускает на свободу". Далее Антоний ставит знак равенства между Божественной, Христовой любовью и подлинной человеческой - "когда предмет моей любви является предметом моего уважения, вдумчивого отношения, когда ради любимого человека я готов собой пожертвовать в большей или меньшей мере...". При этом автор четко проводит грань между жертвенностью и попустительством: "...нельзя давать себя на съедение. Дать себя на съедение вовсе не значит сделать другого человека центральным в своей жизни; мы отдаем себя на съедение большей частью по мягкотелости, а вовсе не по жертвенности; человек, который дает себя так дешево на растерзание, обыкновенно не хочет бороться за что-то высшее" [154].

Мысль замечательная. Попытка родителей господствовать исходит из "бесовского" понимания собственнической любви. Эта любовь калечит ребенка в любом случае: и в случае покорного подчинения и в случае протеста. Отсюда берет начало и родительская агрессивность, стремление непременно настоять на своем, употребить власть в отношениях с детьми. Психиатр Е.Вроно рассказывает: "Не так давно ко мне обратилась мать 14-летнего мальчика с "типичной" проблемой: отказывается ходить в школу. Мальчик, очень славный, разумный, немногословный, хорошо развитый и начитанный, был явно подавлен и искал помощи. Он объяснил мне, что в школе у него все благополучно, к нему расположены, да и трудностей академического порядка у него нет. Проблема в том, что всякий раз, подходя к порогу школы, он испытывает панический страх со всеми объективными признаками паники: сердцебиением, холодным потом, дрожанием рук и т.п. Преодолеть страх как ни старается, не может, а потому разворачивается и возвращается домой, где постепенно успокаивается, отвлекается чтением. Страдает страхами он около года и вот теперь, когда убедился, что сам с ними не справится, просит ему помочь.

Это случай, когда страхи стали навязчивыми и сделались настоящим неврозом. (...) В длинных наших беседах постепенно выяснилось, что отец мальчика, человек грубый и взрывчатый, жестоко наказывал его, первоклассника, за малейшую школьную провинность. Семилетний мальчик испытывал почти постоянный страх под угрозой наказаний и унижений, ведь его били... Это осталось в прошлом, родители разошлись, он сам поддержал мать в решении о разводе; развод состоялся год назад, он не был мирным, тяяжелых переживаний хватало всем. После эмоционального напряжения, как это случается, наступил не покой, но подавленность и астения... Тут-то и дала знать о себе давнишняя рана, проявилась "школьная фобия", очевидных причин для которой не было... Разумеется, здесь потребовались специальные меры... похоже, что на этот раз мы справились... Однако опыт говорит о том, что мой симпатичный пациент будет страдать неврозом и в дальнейшем, ведь жизнь - это в числе прочего череда стрессов и потерь, и всякий раз душевные раны, полученные в детстве от отца, будут давать знать о себе в ситуациях эмоционального напряжения. Как ни печально, - пишет ниже Е.Вроно, - но приходится признать, что если есть разница между пресловутой оплеухой за хамство и оторванным ухом у ребенка - жертвы жестокого обращения родителей, то это разница количественная, не качественная" [155]. Сходная история была рассказана нам недавно педагогом, руководителем танцевальной студии. В студии есть девочка, 15 лет. Необыкновенно способная, талантливая в танце, она отлично занималась в студии на репетициях, но не могла выступать перед публикой: была уверена, что безобразна и неспособна ни к чему. В сущности, это был невротический страх выступления. Переубедить ее не удавалось. Выяснилось, что ее до недавнего времени за малейшую провинность дома властный и жестокий отец... ставил коленями на рассыпанный горох. Кажется, убедить отца в неуместности таких мер удалось, но дальнейшего развертывания событий мы не знаем. Впрочем, известны нам и противоположные примеры, когда родители оказывались бессильны разбудить и отправить ребенка в школу, или тринадцатилетний мальчишка выбивал из рук матери поднос с завтраком, принесенный ему "в постель". Мы бы рикнули свести эту проблему к очень жесткой формуле: на одном полюсе "шкалы господства" родители становятся психологическими хищниками, а дети - жертвами; на другом полюсе роли меняются, и в роли хищников выступает младшее поколение, жертвами становятся родители. В средней части этой "шкалы" - не дружба и не сотрудничество. В средней части этой "шкалы" - взаимное равнодушие.

Все время в этом разделе мы говорили об отношениях. Когда же речь пойдет о деятельности? Так ведь деятельность задана программой развития личности, заложенной в каждого из нас эволюцией рода человеческого, а формы ее реализации и ее личностный смысл во многом зависит от социальных условий, в которые вписана личность. "Семейный" период развития личности включает в себя младенческий период общения; период предметно-манипулятивной деятельности, период игры. Первые два типа ведущей деятельности целиком связаны с отношениями Родитель-Ребенок; в это время организация деятельности (то, как будет протекать общение матери с младенцем, каким образом будет организована взрослыми игра малыша с предметами) целиком принадлежит родителям. Отзвуком этих этапов будет или желание и интерес ребенка к своим родителям, или же отчуждение от них. Отношение это вторично - читатель помнит, что общение участников деятельности производно от ее организации. Так вот, в самом общем виде, если в эти ранние годы родители были деятельными участниками и партнерами ведущей деятельности малыша, если без их соучастия ему было бы значительно сложнее реализовать свои потребности в игре и в общении, в первичном познании мира, их образ запечатлевается как значимый. Если же участие родителей было чисто функциональным и не выходило за границы физиологических отправлений (накормить, одеть, умыть...), представление об их значимости не возникает. Проанализируем доступные нам сведения. Мы найдем, что из четырех выделенных Л.С.Алексеевой типов неблагополучных семей в трех недостаточность родительского участия в жизненных проблемах ребенка первых лет его жизни запрограммирована "по определению". Восемьдесят с лишним процентов юных проституток отметили нелюбовь к ним родителей. Следовательно, и здесь отчуждение с ранних лет налицо. Что касается Коли, юного героя романа Л.Габышева, то можно с уверенностью сказать: если бы привязанность мальчика к родителям была бы сколько-нибудь прочной, он к пятнадцати годам не сбегал бы трижды из дома, чтобы курсировать по стране, временами попадая в приемники-распределители.

Период игры тесно связан с двумя предыдущими с той разницей, что с трех лет ребенку проще дистанцироваться от своих родителей, если они не становятся его парнерами по игре или хотя бы "сочувствующими" его игровым переживаниям. Помню: в бытность воспитателем школы-интерната мне однажды довелось сопровождать второклассника Максима К. в его бывший "дом", где обитала лишенная родительских прав мать - опустившаяся алкоголичка, проститутка последнего разбора. Однокомнатная квартира была жутким местом: практически без мебели, с ободранными стенами и кроватью без матраца, заваленной какими-то грязными тряпками, с грудой пустых бутылок в углу. Еще страшнее были глаза женщины: "беспокойная ласковость взгляда", подобная взгляду по полусмерти забитой голодной дворняги. Пока мы подписывали необходимые бумаги, Максим улизнул на кухню и, отодвинув какие-то досточки под окошком, достал из похоронки коробочки, фигурки и мелкие вещицы. Он весь светился: это был "его мир" - мир игры в нечеловеческом окружении притона. Коля из романа Габышева просто не помнит, чтобы маленьким играл в какие-нибудь игрушки, зато отлично помнит себя шестилетним, как воровал вяленое мясо, лазая по крышам. Факт асоциальных, разрушительных, жестоких игр, в которые "старшие" пацаны втягивают малышей, давно известен. Непременное условие - отстраненность родителей, их принципиальное неучастие в интересах ребенка и в его игровой деятельности. Хорошая иллюстрация: отец Коли, хвастая "шустрым сыном" перед пьяными гостями, не замечает, как пятилетний малыш пьет из его стопки.

Подведем итог, поставим диагноз: неучастие родителей в организации ведущей деятельности ребенка-дошкольника, дополняемое их деструктивным по отношению к ребенку поведением есть их самый весомый вклад в отклоняющееся поведение развивающейся личности. Этим они как бы подставляют ребенка под любое разрушающее влияние внешней социальной среды.

Следующий этап биографии трудновоспитуемого - это вступление в мир школы. Несомненно, он плохо к нему подготовлен: интересы его бедны, работать с книгой он чаще всего не умеет, а невроз не дает ему возможности соблюдать нормы поведения: он чрезмерно возбудим, не в состоянии 45 минут высидеть спокойно, сдержать эмоции, сконцентрировать все свое внимание на учебной задаче. В сущности, это не его вина, а его беда. А.А.Куманев, один из лучших российских педагогов ХХ века, писал: "...В интересах дела и человека надо исключить из списка ученических проступков те..., первопричиной которых является не злой умысел ученика, а не зависящие от него обстоятельства. (...) Что можно было бы сказать о больнице, в которой больных бы наказывали всевозможными выговорами, лишениями процедур, лекарств и т.п. Это трудно представить. Врачи делают все возможное, чтобы уменьшить страдания больных, чтобы сделать их (говоря словами знаменитого доктора Боткина) своими сообщниками по борьбе с неудачами... Не всегда у них это получается, но это уже другой вопрос. Они ищут средство уменьшения страданий, и лечение больных и сама цель поисков правильная. И никому из врачей не приходит в голову кощунственная мысль разработать систему мер наказания больных, госпитализированных для лечения. В этом же духе следует поступать и учителям, когда речь идет о любых школьниках, о тех, кто почему- либо вышел из нормы. (...) Какая же радость от того, что тебя выдворили за дверь, увеличили страдания матери и отца, вывесив на их работе список двоечников, где "красуется" и их сын? Только люди, незнакомые с детской психологией, могут уверять, что плохие ученики хотят быть плохими. Их довели до этого состояния (семья ли, школа ли, улица ли - это другой вопрос). Они, отчаявшись, озлобившись, начали бравировать своей "непригодностью, зная что эта бравада нервирует тех, кто наказывает их, кто увеличивает их страдания. И чем больше их наказывают за их "неполноценность", тем больше они используют это единственное свое оружие. В конце концов у них вырабатывается "стойкое отвращение" к учебе и школе" [156].





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 358 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...