Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 1. Предпринимательская деятельность на территории Древнерусского государства (до XV века). 3 страница



Чем больше появляющиеся собственники и товаровладель­цы были обособлены друг от друга частной собственностью и системой общественного разделения труда, тем больше они были связаны обменом. Сначала сам производитель-ремеслен­ник был торговцем, сам реализовывал свою продукцию. Его изделия через мелких торговцев-коробейников выходили за пределы города, шли в деревню.

Изучение материалов археологических раскопок многих го­родских центров Древней Руси показывает, что между ними существовал постоянный обмен ремесленной и сельскохозяйст­венной продукцией. Хорошо восстанавливаются экономические основы торговли. Но в источниках нет четкости в определении социального статуса горожан, занятых в торговле. Выделение купцов в отдельное сословие не вызывает сомнения, но пред­ставляли ли они частный бизнес, какие-то собственные органи­зационно-хозяйственные структуры или же входили в состав феодального хозяйственного механизма? Видимо, были пред­ставлены все формы, иногда даже в сочетаниях. Со времени Ярослава Мудрого о купечестве никаких сведений до нас не дошло. Внук его Владимир в 1125 году после съезда князей (а не купцов) издал закон о защите русских купцов от более пред­приимчивых представителей других национальностей, участ­вующих во внутренней торговле. Сын Владимира II - Мстислав запретил купцам серебро и золото из государства вывозить, а оружие без пошлины ввозить.

Кажется, что первый русский свод законов "Русская правда" пронизан духом предпринимательства. Когда читаешь его ста­тьи, то убеждаешься, что такие правовые нормы могли возник­нуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых опе­раций. По первой статье "Русской правды" жизнь купца цени­лась в 40 гривен, так же как и жизнь воина, тогда как раб стоил 5 гривен. Но, судя по всему, социальный статус самого ку­печества и их промысла не особенно ценился в древнерусском обществе. Купцы стояли на шестой ступени в 8-ступенчатой иерархии, на вершине которой стоял великий князь, а ниже купцов только смерды и рабы.

При более детальном изучении "Русской правды" заметно, что торговля и купцы значимы лишь по частоте упоминания в законе. Свобода предпринимательства, особенно частного, не была предусмотрена. Наоборот, торговля мелочно регламенти­руется и облагается тяжелыми таможенными и другими по­шлинами. Проездные пошлины - мыты известны с IX в. Име­лись и такие виды пошлины, как "годовщина", "мостовщина", перевоз и т. д. Число таможенных сборов особенно возросло во второй половине XIII века с началом феодальной раздроблен­ности, когда усилилось натуральное ведение хозяйства и соот­ветственно замерла торговля.

Судя по всему, купцы-профессионалы и купеческий капитал появились в XI веке. Это самая активная во всех отношениях часть населения, насколько это было возможно в древнерусском обществе. Они заполнили рынки средневековых городов, стран­ствовали по Руси, отправлялись за границу. Этим слоем совер­шалось наибольшее количество сделок купли-продажи товаров. Именно благодаря его усилиям русские города в Древней Руси выглядели очень ожиаченными и богатыми. "Русская правда" и Киево-Печерский патерик живо изображают нам киевский торг. "На городском торгу можно было купить одежду, шапку, сукно, обувь, оружие: здесь же на береговом торжище можно было обза­вестись целой флотилией ладей. В тяжелые годы чумы или оспы на торгах одного Киева продавали до 7 тысяч гробов. Можно было купить и продукты, которые были довольно дешевы: мясо, мед, соль, пшеницу, рожь, печеный хлеб, сыр, масло...".

Но, учитывая трудности торговли и сильную власть князя и бояр, купечество в Киевской Руси так и не сформировалось в самостоятельный сильный класс, а самые богатые из торгов­цев позднее слились с феодальной верхушкой. Если купцы и объединялись, то не всегда это было прогрессивным явлением. Например, монополизируя торговлю соли в Галиче, купцы са­ми подчинялись властям. К противоречиям положения торго­вого сословия в Киевской Руси относится тесная связь ку­печества с Церковью. В принципе Церковь осуждала "ростов­щичество" и некоторые виды торговли, но без торговли обще­ство уже не могло существовать, поэтому Церковь вместе с го­сударством старалась управлять процессом продажи. Храм всегда был поблизости от рынка. Были свои церкви и у корпораций купцов. Средоточием мер, весов, а иногда и товаров являлась церковь св. Богородицы Пирогощи, сооруженная на Киевском торговище в 1136 году. Эта функция сохранилась за ней вплоть до позднего средневековья. Аналогичным было значение хра­мов Пятницы в Чернигове, Параскевы-Пятницы в Новгороде.

На достаточно высокий уровень товарной торговли в Киев­ской Руси указывает использование всеобщего эквивалента -денег. В безмонетный период, вплоть до XII века, на Руси ис­пользовались слитки и меховые деньги - клейменые княжеским знаком шкурки без волос (как позднее бумажные деньги)1. Но эти деньги не были конвертируемы и имели ряд других недос­татков. Определенной ступени развитости товарное производст­во достигает в период Киевской Руси, когда началась чеканка собственной русской монеты. Деньги, и в целом торговый ка­питал, являлись мощным ускорителем предпринимательства в принципе, но при феодализме деньги в основном были средст­вом обращения, платежа, а позднее накопления сокровищ (монеты из драгоценных металлов).

В Киевской Руси торговый капитал выполнял роль посред­ника в обмене прибавочного продукта, полученного феодалами, в обмене продукции крестьян и ремесленников. Меха в качестве денег постепенно вытеснялись металлическими день­гами, передав последним свои наименования. Встречающиеся в "Русской правде" слова "куны", "резаны", "векши", "бели" означают уже, видимо, металлические деньги. Простые металлы постепенно вытесняются благородными, вначале в виде слит­ков, а потом монетами. Одновременно с ростом торговли и де­нежных отношений усложняются функции денег, появляются, например, кредитно-ростовщические операции. В "Русской правде" свыше двадцати статей посвящено кредиту, они регу­лируют кредитные сделки купцов, штрафы за неуплату денег, размер месячных процентов и т. д. Статья 50 "Русской правды" указывает на то, что "куны" отдаются в рост на проценты. Ки­евской Руси был знаком и коммерческий кредит, купцы прода­вали друг другу товары в кредит на определенных условиях.

Чеканка монеты началась в Киевской Руси раньше, чем в некоторых крупных европейских государствах. В Государствен­ном Историческом музее хранятся образцы монет и слитков: злотник и серебряник Владимира Святославовича, серебряники Владимира Мономаха, серебряный слиток, называемый "киевская гривна". Имели хождение в Киеве арабские, гер­манские, английские монеты.

В целом Киевская Русь не была, конечно, первобытным обществом с запоздалым типом отношений. Это было раннефе­одальное общество, нормальное по своей структуре. Все при­знаки феодального общества имели место: создание государст­ва, дифференциация " отношений собственности, принятие законов, закрепляющих экономические и политические отно­шения. Но, самое главное, русское общество постепенно разви­вало условия для предпринимательства его граждан, в принци­пе сходные с процессами в феодальных государствах Западной Европы. Но эти возможности, тенденции и черты по ряду ис­торических причин оказывались нереализованными. Эконо­мические причины были связаны с тем, что Россия перестала быть мировым торговым перекрестком еще до того момента, когда ее внутренние экономические рычаги активности оказа­лись задействованными. Рабский труд, продажа рабов и пре­имущественно промысловых товаров не стимулировали эконо­мической активности граждан. Из-за постоянной военной опасности сильной была роль государства, которое сдерживало инициативу своих граждан. Препятствовали предприниматель­ству в экономике и общинные традиции, а также духовное влияние православной религии в Киевской Руси. Если бы фео­дальные экономические отношения существовали на Руси в классическом виде, это не сняло бы всех противоречий в обще­стве и не сделало всех людей богатыми и счастливыми. Но через разрешение противоречий феодального общества проис­ходило бы становление исторически более прогрессивных от­ношений. Хроническая незрелость, неразвитость этих отноше­ний в Киевской Руси задержала их разрешение на тысячу лет.

Иллюстрацией того, что славяне способны быть эконо­мически и политически свободными и в целом предпри­имчивыми и активными людьми, служит судьба другого рус­ского княжества - Новгородского. Оно находилось в более благоприятных политических и экономических условиях и в отпущенное ему историческое время показало, что уровень ци­вилизованности, богатства и мобильности развития общества напрямую зависит от "градуса" свободы в целом и предприни­мательской деятельности в частности.

Очень много похожего было в жизни княжеств Русского го­сударства, поэтому мы укажем только на отличия Новгородской республики от Киевского княжества.

В Новгороде и его землях (особенно зависимых городах: Пскове, Ладоге) государственное, княжеское начало не было так выражено, как в Киеве. Князь приглашался на княжение из других княжеств, и его функции были очень ограничены, пре­стол не наследовался. Права приглашенного князя строго ого­варивались, что напоминало черты будущих конституционных монархий.

Высшим органом власти считалось народное Вече, которое состояло из представителей как городских, так и сельских жи­телей. Даже решение главных внешнеполитических дел при­надлежало Вечу. Все решения Веча подготавливались прави­тельственным советом (советом господ). В совет входили все основные силы Новгородской республики - экономические и политические. Главную "умиряющую" роль играл председатель совета - архиепископ. Он имел хорошее образование, пользо­вался высоким доверием у иностранных государств, сосредо­тачивал в своих руках огромные богатства, а значит, власть. Причем не только личные богатства, но и все реальные и иде­альные ценности Новгородской республики. Имел архиепископ и "архиепископский" полк1. Разделение властей - светской и духовной, так характерное в Европе XIII - XIV вв., существова­ло и в Новгороде, как прообраз будущего политического разде­ления - законодательной и исполнительной власти. В совет также входил посадник - глава правительства, тысяцкий -начальник земщины (земель) и ополчения, а также князь -главнокомандующий вооруженными силами. Вторая часть сове­та состояла из представителей местной администрации - ста­рост и сотских, представителей "концов" (районов) и "улиц". Экономические круги представляли крупные землевладельцы, купцы. Как видно, управление Новгорода имело такую степень демократичности и свободы, которая составляла мечту будущих поколений русских людей.

Экономической особенностью Новгорода являлось то, что там, а также и в Пскове было распространено владение землей на праве полной собственности. К XIII - XW вв. три-четыре десятка именитых фамилий сосредоточили в своих руках более половины новгородских земель. Это обеспечивало им поли­тическое господство, руководство внутренней и внешней тор­говлей, контроль над ремесленным производством. Эта новго­родская аристократия экономически и политически противо­стояла усилению государственной власти. Власть рассредо­точивалась в обществе. "Привилегии" для высших слоев обще­ства постепенно превращались бы в "права" большего количества людей. Это путь борьбы и разрешения противоречий. На него вступила Новгородская республика. Не только в поло­жении господствующего класса имелось отличие от Киевской Руси, но и в жизни низших слоев населения. Например, у всех феодалов крестьяне были на оброке, после уплаты которого они могли тратить свои усилия на устройство своего хозяйства. Ко второй половине XV в. существенное значение стали приобре­тать денежные платежи. Они означали дополнительные эконо­мические возможности и предпринимательскую свободу.

Демократичность внутренней политической и эконо­мической жизни Новгорода требовала и внешней независимо­сти от сильной власти Киевского князя. Условия для такой не­зависимости были. Отгороженный лесистой, болотистой, бездорожной, непроходимой и непроезжей для конницы мест­ностью, Новгород был мало уязвим для походов великого Ки­евского князя. Учитывая постоянную необходимость оборо­няться от кочевников, великий князь предпочитал иметь с Новгородом договор.

Обособление Новгорода как государства от остальной Руси началось в 30 - 40-е годы XI века. В основе этого обособления лежал акт об освобождении Новгорода от уплаты ежегодной дани великому князю, дарованный Новгороду и его "пригородам" Ярославом Мудрым в 1019 году. До 1136 года - года отделения и создания Новгородской республики - его власти выторговывали и отвоевывали у Киева свободу, права и льготы. Уже через не­сколько лет после провозглашения независимости русские князья воспринимали Новгород как иностранное государство. Конечно, реальной причиной обособления Новгорода были различия в политическом и экономическом устройстве, большая свобода и меньшая традиционность всех сторон жизни: города, возникшие по экономическим причинам, свободнее и пригоднее для пред­принимательства, чем города, возникшие по военным и админи­стративным причинам.

Исторически и по устройству жизни Новгород был ближе к Скандинавии. Из Норвегии и Швеции в Новгород непрерыв­ным потоком приезжали гости: для службы, к родственникам, даже в изгнание. Эти частые и многочисленные гости приезжа­ли со слугами, с купцами-торговцами, сами привозили товары и скупали их в Новгороде, вывозили в основном меха. С тех пор понятия "гости", "купцы", "торговцы" стали отождеств­ляться. Новгород постепенно вовлекался в общеевропейскую торговлю - с немцами, датчанами, потом с ганзейцами, далее с голландцами. Внешняя торговля Новгорода была и государственным, и частным делом. Кроме купцов в ней участвовали и бояре, и новгородская Церковь. Далекие торговые экспедиции, требовавшие хороших кораблей и вооруженной охраны, оп­лачивались боярско-купеческими кругами, что выдвигало их на видное место в управлении. Участвовали в торговле, учитывая нравы того времени, только смелые люди. Известен случай, когда в 1134 году новгородских купцов в Дании бросили в тюрьму: "...рубоша новгородь за морем въ Дони"1. Поскольку Новгород имел более безопасное положение по сравнению с другими русскими землями до нашествия немецких феодалов, новгородские воины могли использоваться не для войны, а для охраны купеческих караванов. Подробно внешняя торговля Новгорода описана достаточно2. Иностранцы в ней были лучше организованы, немцы, например, были хозяевами новгород­ского рынка. Обе стороны (новгородцы и немцы) усердно ста­рались обмануть друг друга. Новгородцы жаловались, что нем­цы привозят сукна слишком узкие, что винные бочки меньше положенного, а вино низкого качества. Немцы жаловались, что русские недостаточно туго набивают кадушки воском, в воск подкладывают кирпичи, подсовывают испорченную шкуру. Иногда купцы ссорились, брались за оружие, прерывая торгов­лю. Но торговля была взаимовыгодна, и обиды забывались, об­мен продолжался. Предпринимательство на первых этапах сво­его развития обычно связано с обманом, принимает уродливые формы; может быть, поэтому на Руси торговля считалась недос­тойным делом, ей не было найдено даже хорошего лек­сического эквивалента.

Внешняя торговля была двигателем всех сторон жизни горо­да и окрестностей - экономической, культурной, бытовой. Но достаточно развитой была и внутренняя. Торговля определяла ценность каждая из сторон жизни, стимулировала или коррек­тировала ее. В XII - XIII вв. Великий Новгород был огромным городом, основное население которого составляли ремесленни­ки самых разных специальностей. Они работали сначала на заказ, а потом на рынок. Конкуренция с иностранными това­рами побуждала к производству, рынок насыщался, люди, ста­раясь достать больше денег, стремились производить больше сами, становились предпринимателями. Но это в идеале и в будущем.

Основанием богатства Древнего Новгорода в 1015 году "Русская правда" называет помимо прочего и грабительские походы на Византию, Литву, Полоцкие земли, Чудь. Бояре со своими холопами ходили за добычей в далекие грабительские походы по русским рекам на ушкуях-лодках. Ушкуйники наво­дили страх на русские города и селения. Кроме того, новгород­цы грабили свои северные колонии. Торговали с "хантами" и "мансями", если не могли их из-за сопротивления ограбить. Но с XIV века положение Новгорода в колониях пошатнулось, и это следует рассматривать как положительное явление. Экстен­сивное использование природных экономических богатств страны, выражающееся в собирательстве, охоте, рыболовстве, в экстенсивном развитии производства, было характерной осо­бенностью для Новгородской республики, как и для всего Ки­евского государства. Это не стимулировало развитие предпри­нимательства, делало экономическое процветание Новгорода поверхностным, не формировало внутреннюю структуру хозяй­ства республики.

Самыми организованными в Новгороде были купцы. Разви­тие торговли привело к созданию купеческих организаций. Особенно выдвинулось объединение купцов-вощаников, кото­рое создалось у Церкви на Опоках. Оно называлось "Иваньское сто" - своеобразный купеческий клуб, которому был передан даже купеческий суд, в его ведении находились меры веса и длины. Кроме Иваньского, существовал ряд других купеческих организаций: Заморские купцы, Низовские купцы, Югорщина. Каждая группа купечества имела храм (как и западноевропей­ские купеческие гильдии), который являлся и духовным покро­вителем организации. После большой прибыли закладывали церкви, обозначая тем самым начало столь характерной для Руси традиции - меценатства. В Древнем Новгороде было 120 церквей. Новгородские бояре и купцы часто жертвовали земли и деньги монастырям. Это было и стремление показать богатство, и страх перед грозными возможными бедствиями, и забота о спасении грешной души.

Купцы концентрировали в своих руках крупные суммы де­нег, которые пускали в оборот и ростовщичество. В Новгороде нашли богатую купеческую усадьбу XII века, а среди вещей - две грамоты, содержащие ростовщические записи.

Остались в истории и имена первых предпринимателей. Так, новгородский купец Климята (Климент), живший в конце XII -начале XIII вв., сочетал торговлю с отдачей денег в рост. Кли­мята был членом купеческого ста, занимался бортничеством и скотоводством. К концу жизни ему принадлежало четыре села с огородами. Перед смертью он оставил духовную, в которой пе­речислял свыше десятка различного рода людей, связанных с ним предпринимательской деятельностью. Он не только пре­доставлял кредиты, но и брал их. Все состояние Климята заве­щал новгородскому Юрьевскому монастырю.

Показателем развитой предпринимательской деятельности служит не только обмен продукцией, но главным образом про­изводство ее для обмена. К XVI веку в Новгороде из 6103 вла­дельцев лавок лишь 342 торговали чужой продукцией, остальные своей. Посредников - купцов-лавочников, делающих бизнес только на перепродаже, было меньшинство.

Новгородцы перешли к чеканке своей монеты позднее, чем в Центральной Руси. Причина в том, что в Новгороде имели хождение иностранные монеты.

Особенностью "вольного" города было и то, что здесь по­стоянно кипела борьба, слои и группы населения выясняли отношения друг с другом. Причем за хаотичностью конкретных выступлений просматривается тенденция освобождения от раз­личных форм гнета, несправедливости - это традиционные причины смут. В Новгороде это были выступления различных групп населения, особенно из низов - купцов, ремесленников, черных людей за свои права и свободу деятельности, за отрегу-лированность общественных, в значительной степени эконо­мических отношений. Сначала все новгородцы - от низов до верхов - боролись за "новгородские вольности", против власти Киева. Кроме того, различные группы боярства боролись между собой, "черные люди" выступали против бояр, ростовщиков и монастырей. В XIII веке в Новгороде было 27 восстаний, в XIV веке - 18. Например, в 1209 году вспыхнуло восстание про­тив посадника Дмитрия Мирошкинича. Его сокровища были разделены восставшими "по зубу" - "по три гривны по всему граду". В 1229 году "простая чадь" Новгорода возмутилась про­тив архиепископа Арсения и тысяцкого Вячеслава. Народ пря­мо с веча двинулся с оружием против боярских и владычных дворов, в результате был поставлен другой архиепископ. В 1447 году чеканщики ухудшили качество монет, деньги обес­ценились, цены на товары выросли. Новгородцы подняли бунт, жестоко рассчитались с виновными, сбросив их в Волхов и за­хватив их имущество. После этого чеканка монеты в Новгороде сделалась государственной монополией. Как видно, эта борьба не была в чистом виде борьбой бедных против богатых, просто бессмысленным бунтом, а имела вполне конкретные цели и достигала вполне конкретных результатов, не разрушая естест­венного хода развития общества.

Свобода предприимчивых людей отражалась буквально на всей сторонах жизни Новгорода. Здесь впервые на Руси воз­никло летописание. Большинство русских книг XI - XV вв. на­писаны в Новгороде. Живопись (иконы) и архитектура Древ­него Новгорода составили этап в развитии русского национального искусства. Но самым замечательным явлением в Новгороде было наличие новгородских берестяных грамот, имеющих экономический и массовый бытовой характер. Сво­бода и экономическая активность стимулировали развитие са­мых разных способностей и интересов людей. В берестяных грамотах широко отражены особенности экономической жизни Новгорода, не выявленные другими источниками. Грамоты по­казали, что экономическая и предпринимательская активность были характерны для всех слоев Новгорода, имели развитые формы и проявления1.

Временами Новгород страдал от пожаров, эпидемий и голо­да. Жесточайший голод был связан и с экстенсивным, осно­ванным на вывозе характере экономики, и с хищническим ис­треблением природных богатств, и просто с неумением делать запасы, экономно расходовать ресурсы. Но в целом город про­цветал, и его зажиточная жизнь засвидетельствована многими источниками. В Новгороде в XIII веке был, вероятно, водопро­вод. Вот колоритное описание продукции Новгородского торга, созданной трудом и предприимчивостью новгородских граждан: "Если мы представим себе "богатого гостя Садко", который скупает все товары Великого Новгорода, то мы должны будем признать, что возможности у него были большие. Он мог на торгу попить меду, поесть пирогов, одеться в китайский шелк или во французское сукно, он мог при желании купить сотни рабов, мог тут же на торгу одеть их, вооружить и посадить на коней или в ладьи. Больше того, тут же в Новгороде он мог купить участок земли, купить строительный лес, нанять за деньги "древоделей" и построить хоромы с крепким тыном, внутреннее убранство которых также в значительной степени могло быть куплено на торгу. Нечто подобное дает нам биография Антония Римлянина, явившегося в Новгород безо всякого груза (но, очевидно, с деньгами) и скоро построившего мона­стырь, купившего землю, обзаведшегося богатым хозяйством"1.

Как видно, Новгород был очень богат и в этом качестве мог бы служить Русскому государству, являясь мостом между Рос­сией и Западом, тем "окном в Европу ", которое было закрыто при ликвидации Новгородской республики сначала Иваном III, а потом его внуком Иваном IV. Богатые новгородцы могли бы брать на себя крупные военные расходы, поддерживая бедное государство во время военных походов, как потом делала семья Строгановых, отдавая в казну больше налога, чем целые облас­ти Русского государства. И в мирное время налог, получаемый с богатой Новгородской республики, ежегодно мог бы значительно превосходить то, что получили московские цари при его тотальном разорении сначала в XV веке, а потом в XVI веке.

Но дело в том, что московскую власть интересуют не только и не столько присоединение земель и военные трофеи. Глав­ный удар она наносит по независимости Новгородской респуб­лики, ее свободному духу, по образу жизни экономически и политически свободных людей. Подтверждение тому - вывоз Новгородского вечевого колокола в Москву, переселение 2 тысяч новгородских семей в Московскую область и население Новгорода москвичами. Повторение такого переселения в XVI веке окончательно подорвало жизненные силы Новгорода. Москва не стала использовать проторенные новгородские пути на Запад, а нашла других торговых партнеров, близких по духу. Но эта история касается уже следующего этапа в развитии Рос­сийского государства.

"""Чем же интересен опыт Древней Новгородской республики как части Русской земли? Новгород отличался от Киевской, Владимирской, а затем и Московской Руси не уважением к свободам и правам человека в современном понимании. Он создавал лишь предпосылки для их будущего зарождения. Но идея собственного достоинства, присущая сначала социальной группе (горожане, "чернь", например), а потом отдельной личности, уже была свойственна новгородцам. В других рай­онах Древней Руси шел противоположный процесс - закрепо­щения личности.

Новгородский архиепископ и бояре-землевладельцы могли быть ничуть не добрее киевского князя и бояр, но их экономическая сила и самостоятельность закладывали будущее разде­ление властей и участие в управлении если и не большинства сначала, но хотя бы некоторых. Постепенно бы закладывалась, судя по опыту Западной Европы, идея автономной личности, свободной в рамках закона. Ну, а экономическая предпри­имчивость и большая независимость, активность граждан Нов­городской республики уже в средние века создала богатый го­род в казалось бы не пригодном для жизни месте. Необходимо изучать опыт Новгородской республики, которая дала начало развитию собственного предпринимательства в истории России.

Основанием будущего Московского княжества, а потом и Российского государства стало великое княжество Владимир­ское. Учитывая роль всех земель Древней Руси в основании Российского государства, рассмотрим черты политического, экономического, идейного и культурного начал, заложенных именно во Владимирском княжестве. Как известно, в Киевской Руси, до разорения Киева Владимирское княжество было пери­ферийным. После бегства последнего киевского князя Даниила Галицкого в Венгрию политический центр Киевской Руси пе­реместился во Владимирское княжество, которое приняло титул Великого как законный преемник.

С юга России движение на северо-восток началось еще в XII веке, после утраты Киевом значения узла транзитной тор­говли между Востоком и Западом и участившихся набегов степняков после падения Хазарии. Пришлое население смеши­валось с местным, довольно однородным, финским населени­ем, воспринимая его общинность и сельскохозяйственные за­нятия. Население было разделено по небольшим селам и потому особенно зависело от князя. Андрей Боголюбский (1111 - 1174 гг.), первый постоянный князь в этой земле, сделал город Владимир столицей и начал устраивать эту землю по сво­им понятиям. Князь строит на незаселенной земле городки, призывает в них из других мест население, дает ему льготы. Пришлые бедные люди, не имеющие корней, всем обязаны князю, во всем зависят от него, живут на его земле, в его го­родках1. Это и определяет сильную княжескую власть во Вла­димирском государстве. Во Владимире устанавливается сильное княжеское государственное начало, еще более сильное, чем в Киевской Руси. Нарушается порядок веча, изгоняется местная •аристократия, прекращаются дружиннические отношения в окружении князя. В этой борьбе князю помогают всем обязан­ные ему низы, которые легко превращаются в холопов. Именно с этого времени черты единовластия не уменьшались, а только увеличивались. Во времена Всеволода Большое Гнездо, которо­му помогли победить в княжеской усобице в 1177 г. именно холопы, появляется новая опора княжеской власти - дворяне, которые лично преданы князю, получают средства к жизни за службу ему.

После убийства Андрея Боголюбского такое положение не только сохранилось, но и усилилось с той лишь разницей, что единое целое стало дробиться на более мелкие уделы1, сохра­няющие структуру самодержавной княжеской власти.

Необходимо также упомянуть о действии еще двух неэконо­мических факторов: военном и идеологическом. Исторически Северо-Восток складывался как военный центр уже при Юрии Долгоруком. Начинаются столкновения с Волжской Болгарией, Новгородом, Киевом. Военные замыслы князя не были связаны с необходимой обороной или интересами улучшения жизни граждан. Полученная в походах военная добыча и рабы, жители соседних княжеств, только развращали подданных князя види­мым достатком, не создавая при этом базисных причин процве­тания - предпринимательской и производительной деятельно­сти. Происходит также усиление роли религии как идеологического фактора в жизни общества и подчинение ее действий интересам самодержца (князя), а потом и государства. Эти обстоятельства ставили экономическую деятельность людей в жесткие рамки дозволенной активности.

Географическое положение Владимирского княжества было значительно хуже южнорусских земель: печальная, суровая и однообразная природа северо-востока порождала будничное серое существование людей, не получающих и не желающих получать сверх необходимых жизненных средств. Кроме того, коренные народы Северо-Восточной Руси по уровню своей производственной культуры стояли значительно ниже славян (к примеру, они не добывали железо, а выменивали на пушнину изделия из него). Рассеивание среди них славян понизило спо­собность последних к производительному труду.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 622 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...