Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Становление государственности у восточных славян



Огромное значение в истории государственности на территории Восточной Европы имело Древнерусское государство. Вопрос об образовании, становлении и развитии Древнерусского государства, его политической и социально-экономической структуре представляется принципиальной проблемой, вызывающей порою противоречивые истолкования.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датировать с достаточной точностью и определенностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, которые сложились в предшествующий период в Древнерусское Киевское государство.

Согласно вос­точным источникам накануне образования Древнерусского государства на этой территории сформировались три крупных политических цент­ра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куявия (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа с центром в Новгороде) и Артания (юго-восточная группа, предположительно район Рязани). При этом южные славяне платили дань хазарам, северные - варягам. И хотя государственность у славян пока еще была примитивной, она стала основой, фундаментом для формирования Древнерусского государства.

В литературе разными историками событие объединение датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государств следует относить к IX в.

Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось Древнерусское государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманнской теорией

В распоряжении исследователей находится источник, который, казалось бы, в какой-то мере отвечает на вопрос о происхождении Древнерусского государства Это древнейший летописный свод «Повесть временных лет».

По мнению автора "Повести вре­менных лет", враждовавшие между собой пле­мена ильменских славян, кривичей и чудь пригласили варяжского князя для наведения порядка: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да пойдете княжить и володеть нами"'.

Князь Рюрик прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья - в Белоозере и Изборске. Варяги положили начало великокняжеской династии Рюриковичей, которая правила в России до конца XVI в.

Как установлено археологическими раскопками, IX в. на Рюриковом городище (в районе современного Новгорода; находилась резиденция скандинавского князя, что подтверждает рассказ древнего летописца о приглашении князя "из заморья" верхуш­кой славянских и местных угро-финских племен.

Источниковедческие исследования показывают, что с приглашенным и князем племенная знать заключила договор, по которому сбор государственных доходов с подвластных территорий оставался за представителями местных верхов. Этот договор и лег, видимо, в основу дальнейшего взаимоотношения Новгорода с князем.

После смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекуном становится князь Олег (?-912, 879-912)*, прозванный Вещим. Пред­принятый им удачный поход на юг обеспечил объединение двух глав­ных центров восточных славян - Новгородской и Киевской земель, а также территорий, лежащих вдоль пути "из варяг в греки" (от Бал­тийского, или Варяжского моря, до Черного, или Русского) и его ответвлений, освобождение земель северян и радимичей от хазарс­кой дани. Сформировалось Древнерусское государство - Киевская Русь (882) со столицей в Киеве, по определению князя, "матерью городов русских".

Такая трактовка вызывает по крайней мере два возражения Во-первых, фактический материал, приводимый в «Повести временных лет», не дает оснований для вывода о создании Русского государства путем призвания варягов. Наоборот, как и другие источники, дошедшие до нас, говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Во-вторых, современная наука не может согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства. Государство не может организовать один человек или несколько, даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Тем не менее летописное упоминание было взято на вооружение еще в XVIII в. определенной группой историков, разработавших варяжскую версию образования Русского государства. В это время в Российской Академии наук работала группа немецких историков, которые истолковали летописное предание в определенном смысле. Так родилась пресловутая норманнская теория происхождения Древнерусского государства.

Главным опровержением норманнской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому даже позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли.

В летописном рассказе содержатся, конечно, элементы истины. Возможно, что славяне пригласили нескольких князей с их дружинами в качестве военных специалистов, как это делалось и в более поздние времена на Руси, да и в Западной Европе. Достоверно известно, что русские княжества приглашали дружины не только варягов, по и своих степных соседей — печенегов, каракалпаков, юрков. Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты.

Мы не знаем точно, когда и как конкретно возникли первые княжества восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского государства, но во всяком случае они уже существовали до 862 г., до пресловутого «призвания варягов». В германской хронике уже с 839 г. русские князья именуются, хаканами — царями. Зато момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно (882 г.)

Русская православная церковь пытается увязать возникновение государственности на Руси с введением христианства. Конечно, введение христианства имело большое значение для укрепления Древнерусского государства, благо церковь освящала подчинение православных Киевскому государству. Однако крещение Руси произошло не менее чем через столетие после образования Киевского государства, не говоря уже о более ранних восточнославянских государствах.

В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов — русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Украинские националисты еще до революции пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея подхвачена в наше время в националистических кругах. Между тем Древнерусское государство ни по территории, ли по населению не совпадало с современной Украиной, у них лишь была общая столица — город Киев. В IX и даже в XII в. еще нельзя говорить о специфически украинской культуре, языке и пр. Все это появится позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распадается на три самостоятельные ветви.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1860 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...