Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Буржуазные партии и их политика в 30—40-е годы. Политика Англии с 1830 г. направлялась поочередно кабинетами вигов и тори. После пребывания у власти в течение длительного времени тори, смененные в 1830 г. вигами, правили дважды: в 1834—1835 гг. и 1841 — 1846 гг. Выражая по-прежнему интересы лендлордов и крупных арендаторов, эта партия из-за ее позиции в период принятия парламентской реформы 1832 г. все чаще стала называться консервативной. В 30-е годы она укреплялась организационно благодаря оформлению местных партийных ячеек в избирательных округах. Ее лидер Роберт Пиль возглавлял внутри партии левое умеренное крыло, представители которого в отличие от «закоренелых» тори шли на экономические уступки торгово-промышленной буржуазии. В 1832 г. его кабинет провел тарифную реформу, понизив ввозные пошлины на ряд товаров. После отмены в угоду фритредерам «хлебных законов» (1846) Пиль и его сторонники (пилиты),встретив серьезную оппозицию со стороны тори-протекционистов, вышли из партии. Их уход укрепил позиции вигов, поскольку пилиты сближались именно с ними.
Виги, которых нередко стали называть тогда и либеральной партией, выступали по-прежнему от имени землевладельческой элиты, но вместе с тем выражали интересы буржуазии, оставаясь ее «аристократическими представителями». После 1832 г. они значительно расширили свою социальную базу за счет торгово-промышленной буржуазии. Лидер вигов — Джон Рассел, сменив в 1846 г. премьера Пиля~"продолжал его политику в русле мероприятий фритредерства. В 1849 г. последовала отмена навигационных актов, что означало еще одну победу буржуазии в ее борьбе против протекционизма.
Внешнюю политику Англии направлял министр иностранных дел в вигских кабинетах Генри Пальмерстон (1830—1851 гг., с перерывами). Британское правительство поддерживало контрреволюционные силы в Европе в бурный период 1848—1849 гг., приветствовало расправу с восставшими народами, жестокое подавление парижских рабочих в июне 1848 г. При этом Пальмерстон, в совершенстве владея всем арсеналом традиционных приемов английской дипломатии, лицемерно провозглашал миссией Англии «защиту свободы и демократии» в Европе. Сохраняя приверженность принципам «равновесия сил» между государствами Европейского континента и «свободы рук», т. е. отказа от прочных и долговременных союзов, правительство Англии в случае нужды прибегало к «морской тирании», т. е. к угрозе привести в действие свой могущественный флот, и неоднократно претворяло эту угрозу в жизнь, например высаживая морские десанты в Латинской Америке для защиты своих интересов. Наиболее напряженными были отношения Англии с Францией (в Европе, а также за ее пределами, в борьбе за колонии) и с Россией, в противовес влиянию которой на Ближнем Востоке Англия поддерживала Османскую империю.
Колониальная политика английских кабинетов неизменно сопровождалась экспансией во всех частях света. Завоевательное продвижение Англии в Азии казалось беспредельным: было похоже, что она «...остановится лишь там, где кончается суша и начинается море» (Маркс) 17. В 1838—1842 гг. Англия вела войну против Афганистана, которая окончилась для англичан неудачно. Тогда же произошло военное столкновение с Ираном из-за Герата, который Англия стремилась превратить в плацдарм для экспансии в Среднюю Азию и Закавказье.
17 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 9. С. 295.
Ост-Индская компания покоряла полуостров Индостан. Последняя независимая область Индии — государство сикхов в Пенджабе — была завоевана в 1849 г. Под предлогом «защиты» границ Индии Англия еще раньше аннексировала ряд территорий в войнах с Непалом (1814—1816) и с Бирмой (1824—1826). Война с Китаем в 1840—1842 гг. (первая «опиумная война») окончилась подписанием императорским правительством неравноправного Нанкин-ского договора. В 1840 г. Англия захватила острова Новой Зеландии, почти истребив местное население маори. Продолжалась колонизация Австралии. В Африке английская экспансия расширялась на юге (война против зулусов в 1838—1840 гг.) и на Золотом Берегу. Кроме того, Англия имела разбросанную по всем широтам сеть захваченных ею островов, которые служили опорными пунктами для дальнейших завоеваний. В 1830 г. английское правительство назначало уже 107 консулов в подвластные ему земли. К середине XIX в. Англия превратилась в крупнейшую колониальную империю. Предназначение имперской экономической системы понималось депутатами парламента так: «Нам нужны колонии для того, чтобы иметь покупателей и поле приложения излишков нашего капитала и труда». К этому следовало добавить, что метрополия эксплуатировала все возможные сырьевые и людские ресурсы колоний.
Положение в Ирландии. Первая и ближайшая колония Англии в полной мере вкусила плоды британского господства: политически она была подавлена действи: ем репрессивных законов (1825, 1829, 1843J 1848), экономически — превращена в сель! скохозяйственный придаток. Ее промышленность влачила жалкое существование, не выдерживая конкуренции английских товаров. Один из деятелей ирландского национального движения писал в 1847 г.: «Есть только одна отрасль промышленности, которую пощадил акт об унии. Это процветающая, привилегированная отрасль — ирландское похоронное дело». Основное население составляли крестьяне, обрабатывавшие мелкие и мельчайшие участки за высокую арендную плату. В 1846—1847 гг. «великий голод» из-за неурожая картофеля — основного продукта питания ирландцев — унес более миллиона жизней. В итоге от голода и эмиграции население Ирландии к середине века значительно сократилось.
В 40-е годы национальное движение нарастало под лозунгом «Отмена колонизаторской унии!». Борьба рипилеров (repeal — отмена) под руководством Д. О'Коннела протекала в конституционных рамках и преследовала выгоду имущих ирландцев. Вместе с тем формировалось и демократическое крыло движения, участники которого (Ч. Даффи, Т. Дэйвис), Отвергая всякие компромиссы с английским правительством, объединились в общество «Молодая Ирландия» и провозгласили от имени «единого народа»: «Ирландия будет независимой!» В 1846 г. «молодые ирландцы» объявили о разрыве с О'Коннелом и создали Ирландскую конфедерацию, которая была массовой, но неоднородной организацией (рабочие, интеллигенты, мелкие торговцы, часть либеральных лендлордов и буржуа). В ней шли дискуссии о целях и методах борьбы. Наиболее решительные деятели — революционные демократы Дж. Лалор, Дж. Митчел — связывали воедино национальное освобождение, установление демократической республики, уничтожение системы лендлордизма и передачу земли крестьянам. Вместо «усыпления народа легальным обманом» они призывали к вооруженной борьбе. В 1848 г. под влиянием революции в Европе и чартизма в Англии ирландские конфедераты открыто и активно готовили восстание, обращаясь ко всем трудящимся. Однако английское правительство арестовало Митчела, затем Лалора, лишив конфедератов самых авторитетных и бескомпромиссных лидеров. Правительство приостановило действие Habeas Corpus Act. Вспыхнувшие разрозненные восстания были разгромлены властями. Начался период расправы с ирландцами.
Идейно-культурное развитие Англии в первой половине XIX в. В развитии буржу-* азной идеологии Англии важная роль принадлежала экономической мысли. Теоретические основы классической буржуазной политической экономии разрабатывал видный ее представитель Давид Рикардо (1772—1823). В 1817 г. появилось его главное сочинение «Начала политической экономии и налогового обложения», где Рикардо обосновал и развивал дальше идеи А. Смита, особенно теорию трудовой стоимости. Ему удалось сформулировать закон трудовой стоимости как самый общий регулирующий принцип капиталистического хозяйства. Концепция Рикардо дала в руки промышленной буржуазии оружие в борьбе против землевладельцев. Он доказывал, что рост земельной ренты происходит за счет сокращения прибыли фабриканта, источником же последней является стоимость, произведенная рабочими. Рикардо был противником «хлебных законов», отстаивал свободу торговли и предпринимательства.
Вслед за теорией Мальтуса создавались откровенные концепции буржуазно-апологетического содержания. Таковой являлась концепция Иеремии Бентама — родоначальника философии утилитаризма. Все принципы теории Бентама были противоположны идеологии Просвещения. Он — противник естественного права, общественного договора — утверждал право государства на подавление народа. Как утилитарист Бентам выдвинул этический принцип: «Наибольшее счастье наибольшего количества людей»,— который означал в его интерпретации благословение частного интереса, эгоизма, наживы, т. е. был несовместим с просветительским принципом гармонии личного обогащения и общественного блага. Бентам считал общество современной ему Англии идеальным обществом, а английского буржуа — образцом полезного и разумного человека.
Английская литература переживала подлинный расцвет. К тому времени относится творчество Джорджа Байрона и Перси Шелли — великих поэтов, родоначальников революционного романтизма. Властитель дум передовой общественности всего мира, Байрон (1788—1824) не принял современную ему официальную Англию. Будучи членом палаты лордов, он в парламенте возвысил свой голос против политической реакции, царившей в стране. Среди его оппозиционных выступлений особенно знаменита речь против билля о смертной казни для луддитов (1812). Он защищал в своих стихах пролетариев («Ода авторам билля», «Песнь для луддитов»), а также угнетенных ирландцев. Покинув Англию в 1816 г., Байрон стал участником освободительной борьбы в Италии и Греции. В Греции он и погиб в рядах повстанцев против турецкого ига. Мятежный дух свободолюбия, романтическая возвышенность и могучие страсти сплетались в поэзии Байрона с тоской одиночества, «мировой скорбью», с идеей трагической судьбы человека в условиях враждебной действительности. Поэмы («Паломничество Чайльд Гарольда», «Манфред» и др.), лирика и политическая сатира Байрона, «титанического поэта Англии» (В. Г. Белинский), составляют золотой фонд английской литературы.
Революционная поэзия Шелли (1792— 1822), друга Байрона и зятя Годвина, так же осуждала буржуазно-демократический режим Англии. Поэт-философ, Шелли, как и Блейк, пламенно верил в счастье грядущих поколений человечества. Шелли негодовал против тирании, войн, религии. В своих поэмах («Освобожденный Прометей» и др.), написанных в абстрактно-обобщенной форме, но проникнутых гражданским пафосом, Шелли выразил идею исторического прогресса, призыв к революции, к действенному оптимизму. Лирика Шелли полна ярких символов, с помощью которых он воспевал высокие нравственно-философские принципы (радость обновления, интеллектуальную красоту). Шелли отводил поэту роль пророка, которому ведом «зародыш будущего цветения». Ф. Энгельс назвал самого Шелли «гениальным пророком». Поэт Томас Мур, ирландец по происхождению, прославлял свою родину в цикле «Ирландские мелодии». Он использовал фольклорно-песенный лад. Положенные на музыку баллады Мура приобрели огромную популярность.
Переход от романтизма к реализму обозначился в творчестве Вальтера Скотта (1771 —1832)—создателя жанра исторического романа в мировой литературе. Скотт придерживался умеренно-либеральной политической позиции, однако подлинный историзм вел его к объективному изображению народных восстаний, их вождей, к яркому освещению народных образов («Пуритане» и др.). В написанных им 28 романах ясно выраженная реалистическая тенденция сочеталась с романтизмом.
В 30—40-е годы в английской литературе утверждался критический реализм. На эти годы приходится начало творчества Чарлза Диккенса (1812—1870) —национальной гордости английской культуры («Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «До-мби и сын»). Диккенс создавал блестящие социальные романы, в которых выступал
К плеяде выдающихся английских реалистов и сатириков принадлежал Уильям Теккерей (1811 —1863). В излюбленной им форме романа — семейной хронике — Теккерей направлял свой сатирический смех против паразитизма имущих, лицемерия, тщеславия, разоблачал современную Англию как «проклятое общество снобов» («Книга снобов», «Ярмарка тщеславия»).
Искусство Англии того времени отмечено расцветом пейзажной живописи. Присущее романтикам обращение к вечной природе проявилось в творчестве У. Тернера — одного из крупнейших художников Англии. Художник-новатор по колориту, технике, «буйному воображению», Тернер был, по оценке В. В. Стасова, «одиноким и единственным» в свое время. Его творчество во многом предвосхитило будущее изобразительного искусства. Другой величайший пейзажист Англии — Дж. Констебл возвеличил природу как могучую обновляющую человека силу. Романтически восхищенное отношение к природе на полотнах Констебла обращено к конкретной натуре. «Мое искусство... можно отыскать под каждой живой изгородью и на каждой тропинке»,— писал сам художник.
5. Франция
«Хартия 1814 г.». Режим Реставрации.
Разгром армии Наполеона Бонапарта в битве при Ватерлоо привел ко второй реставрации монархии Бурбонов во Франции. На трон был вновь возвращен Людовик XVIII. По Парижскому миру 1815 г. Франция должна была выплатить контрибуцию, в 700 млн. франков, содержать оккупационные войска (они были выведены в 1818 г. после выплаты контрибуции).
Реставрация ознаменовалась политической реакцией в стране. Вернувшиеся вместе с Бурбонами тысячи дворян-эмигрантов требовали расправы над политическими деятелями времен революции и наполеоновского режима, восстановления своих феодальных прав и привилегий. В стране развернулся «белый террор»; особенно жестокие формы он принял на юге, где банды роялистов убивали и преследовали людей, слывших якобинцами и либералами. Было арестовано около 70 тыс. человек, суды вынесли более 9 тыс. обвинительных приговоров по политическим делам. Из административных учреждений было уволено до 1 /4 их состава, проведена чистка в армии. Ультрароялистскими взглядами и действиями отличалась палата депутатов, избранная в 1815 г. Сам Людовик XVIII назвал ее «бесподобной».
Однако полный возврат к прошлому был уже невозможен. Реставрация совершалась в условиях утверждения буржуазных отношений, которые восторжествовали в результате Великой французской революции и упрочились в период наполеоновского господства.
Конституция, получившая название «Хартия 1814 г.», установила во Франции конституционно-монархический режим. Она декларировала гражданское равенство, неприкосновенность личности, свободу печати, свободу совести (утвердив вместе с тем роль «католической апостольской римской религии» как государственной). Вся полнота исполнительной власти была сосредоточена в руках короля: назначение министров, ведение внешней политики, созыв и роспуск законодатгльттых палат. Министры были ответственны только перед королем. Законодательная инициатива также принадлежала королю. Власть короля была ограничена ЗакглтояЯтельньш корпусом, состоявшим из двух п-алвчч—Члены верхней палаты пэров назначались королем, звание пэра было наследственным. Члены нижней палаты депутатов выбирались на основе высокого возрастного и имущественного ценза (30-летний возраст и 300 франков прямых налогов в год для избирателей, 40 лет и 1000 франков — для избрания в депутаты). Правом голоса обладали лишь 80—100 тис. человек, правом быть избранными — 16—18 тыс. ^Господствующее положение в государстве заняли крупные землевладельцы, главным образом из дворян, которые делили власть с узкой верхушкой буржуазии. В. И. Ленин оценивал восстановленную в 1815 г. монархию Бурбонов как шаг на пути превращения в буржуазную монархию '8.
В сво&и--в«у*ренне-й-поятттике Людовик XVIII стремился достичь компромисса между интересами крупных-эем-левладель-цев-дворян и верхушкой буржуазии. Режим Реставрации не посягнул на те изменения в распределении земельной собственности, которые произошли в результате Великой французской революции й^ыли закреплены в годы Первой империи. Сохранялись буржуазные кодексы и структура управления, введенные при Наполеоне I. Вместе с тем восстанавливались титулы (но не сословные привилегии) старого дворянства, которое в немалой мере сумело сохранить свое землевладение. Дворянам-эмигрантам вернули земли, конфискованные революцией, но не распроданные к 1815 г. Были признаны и дворянские титулы, розданные при Наполеоне I. Все это укрепило позиции земельной аристократии, но аристократии уже нового времени, собственность которой носила буржуазный характер.
В экономической области режим Реставрации проводил политику протекционизма, в которой нуждалась тогда французская промышленность. Но выгоды от этой политики получали, прежде всего, крупные землевладельцы, а не широкие слои торгово-промышленной буржуазии. Высокие таможенные тарифы на ввозимые в страну железо, уголь обогащали владельцев металлургических предприятий, угольных копей (обычно они являлись и крупными землевладельцами). Правительство мало заботилось о создании внешнего рынка сбыта, налаживании выгодных торговых связей. Так, Франция не признала независимость латиноамериканских стран. В налоговой системе громадную роль играли унаследованные от старого порядка косвенные налоги на соль и особенно ненавистный и очень обременительный для крестьянства налог на вино.
С начала 20-х годов усилилось влияние на государственную политику наиболее реакционной части дворян и духовенства, которые не хотели приспособиться к условиям послереволюционной Франции и помышляли о возможно более полном возвращении к старому порядку. В 1820 г. ремесленником Лувелем был убит наследник престола герцог Беррийский. Это событие было использовано реакцией для наступления на конституционные принципы. Была восстановлена цензура, образование отдавалось под контроль католической церкви. В 1823 г. Франция с санкции Священного Хсоюза направила войска для удушения революции в Испании.
V Развитие капитализма. Утопический4 социализм Сен-Симона и Фурье. Стремление реакционных кругов восстановить феодальные порядки оказалось тщетным. Капиталистическое производство в первые десятилетия XIX в. постепенно завоевывало ключевые позиции. Промышленная революция набирала темп. Росло фабрично-заводское производство, формировался новый класс — промышленный пролетариат.
Заметные успехи сделала текстильная промышленность, прежде всего хлопчатобумажная, в которой интенсивно шла механизация прядильного производства; потребление хлопка почти утроилось. В шелковой промышленности широко распространился механический ткацкий станок Жаккара. С 1815 до 1830 г. выросли вдвое выплавка чугуна и добыча угля. С 1818 г. началось применение каменного угля в металлургии, к 1825 г. на нем выплавлялась уже '/з производимого в стране железа. Паровых машин во Франции было еще мало, но число их росло — с 65 в 1820 г. до 620 в 1830 г. В целом же в промышленности в это время еще преобладали капиталистическая мануфактура и мелкие мастерские ремесленного типа. В экономике доминирующее значение сохранило сельское хозяйство: в 1827 г. из 8,7 млрд. франков национального дохода на его долю приходилось 5 млрд. франков.
19 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 193.
Рост производства и развитие капиталистических отношений не улучшили положения народа; напротив, обогащение имущих классов сопровождалось ростом нищеты и жестокой эксплуатации народных масс. Все это наглядно показывало, что мечты времен Великой французской революции о государстве «разума», о «царстве справедливости» не сбылись. Буржуазное общество оказалось «...злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей» (Энгельс) |9.
В начале XIX в. оформляются идеи великих французских социалистов-утопистов Анри де Сен-Симона и Шарля Фурье. Критика победившей и набиравшей силу капиталистической системы, а не абстрактные рассуждения о социальной несправедливости, настойчивый теоретический поиск альтернативы капитализму придавали социалистическим идеям новое острое звучание.
AiipLH_j^_CeHjOjMittt (1760—1825) происходил из знатной дворянской семьи. В юности он получил блестящее образование, участвовал в Войне за независимость в США. В годы Директории Сен-Симон разорился, жил в бедности и почти все время проводил, углубившись в науки о природе и обществе.
Подвергнув глубокой критике совре-| менное ему буржуазное общество, Сен-I Симон противопоставил ему грядущее общественное устройство, свободное от анар-I хии производства, нищеты и социального паразитизма. При этом в отличие от характерного для XVI—XVIII вв. рационалистического естественно-правового обоснования социалистических идей Сен-Симон ввел в социальную мысль принцип историзма: гармоничное общество будущего он считал необходимым продолжением всей предыдущей истории. Сен-Симон полагал, что Французская революция конца XVIII в. есть закономерный результат разложения средневековой «феодально-богословской системы». Но революция, по мысли Сен-Симона, уклонилась от верного пути: господствующее положение заняли не люди производительного труда и науки, а праздные слои общества (аристократы, сановники, военные, рантье). Общественный строй, соответствующий новой эпохе, еще предстоит создать. Это должна быть «новая промышленная система» (так назывался и один из главных трудов мыслителя).
Как и другие теоретики критически-утопического социализма, Сен-Симон преодолевал черты аскетизма и уравнительности, присущие утопически-социалистическим идеям, исходившим из технического уровня мануфактурной эпохи. Новый строй, считал Сен-Симон, подразумевает широчайший расцвет промышленности и сельского хозяйства. Производство должно быть основано на достижениях науки, носить плановый характер. Все члены общества обязаны совместно трудиться в ассоциации, место каждого определяется его способностями, паразитизм и тунеядство отсутствуют. В то же время в «новой промышленной системе» Сен-Симон сохранял частную собственность, а руководящую роль отводил промышленникам, банкирам и ученым.
Как и другие социалисты-утописты, Сен-Симон не выделял пролетариат в особый класс, не видел противоположности его интересов и интересов буржуазии. Он объединял его (вместе с крестьянами и ремесленниками) в рамках класса «индустриалов».
Переход к новому обществу, по Сен-Симону, должен совершиться мирным путем. Его морально-философской основой явится система, изложенная в последнем сочинении Сен-Симона «Новое христианство» (1825). Это будет религия, очищенная от теологии и невежества, христианская мораль, призывающая к добродетели, братству и равенству.
Несмотря на разительные противоречия идей Сен-Симона, его мысль в своем глубинном течении направлялась к социалистической цели, искала пути уничтожения нищеты и эксплуатации.
Социалистические тенденции,заложенные в учении Сен-Симона, развили его ученики; наиболее известными представителями сен-симонистской школы были Анфан-тен и Базар. В книге «Изложение учения Сен-Симона» (1830) они систематизировали и дополнили идеи учителя, создав цельную утопически-социалистическую систему взглядов. Развивая идею о наличии в истории сменявшихся форм классовой эксплуатации — рабов, крепостных, наемных рабочих, сен-симонисты впервые сформулировали известный лозунг — «уничтожение j 3j<cjnjryaTauHH человека человеком». Право частной собственности необходимо ликвидировать и заменить правом труда и способности, утверждали сен-симонисты, выдвинувшие социалистический принцип:.■«каждому. — поехо способностям, каждой. способности — по ее дёлам».~€еи-"Симони-сты доказывали, что переход к новому строю свершится мирно и постепенно. Страшась классовых битв, которые для
Франции 30-х годов становились политической реальностью, Анфантен и Базар выдвинули на первый план религиозные аспекты учения Сен-Симона. Они создали сен-симонистскую «церковь» со своей церковной иерархией и культовыми обрядами. В 1831 г. в ней произошел раскол; оторванная от массового рабочего движения сен-симонистская школа распалась.
Шарль Фурье (1772—1837) родился в купеческой семье и сам до конца жизни был мелким торговым служащим. Хорошо знакомый с конкретными реальностями капиталистического общества и хозяйства (особенно в сфере торговли), Фурье подверг беспощадной и остроумной критике утвердившееся к началу XIX в. буржуазное общество. Бичующая критика капитализма — сильнейшая сторона воззрений Фурье.
На смену порочного «строя цивилиза-
ции» (т.е. буржуазного общества), дока-
зывал Фурье, должен прийти «новый хо-
зяйственный социетарный мир» (под этим
названием вышло в 1829 г. самое цельное
и законченное сочинение Фурье). При этом
в отличие от просветителей и Сен-Симона!
главным фактором прогресса Фудьехнихал-^--'
не прису щ ие п рироде..человека
«crj)aj^Tji»2_joA_KOTopbiMH он понимал
стремление к здоровыб7'Л1вбвтг^;с^евнова-
ниюГтворчеству'й'Т.'д: Всё эти «страсти»
ш5л"ёзньГи"~необходимы, но их действие чу-
довищно извращено существующим стро-
ем. Новый строй должен обеспечить пол-
ную «гармонию страстей», их развитие и
расцвет. Фурье разработал расписанный
до мелочей проект такого общества. Основ-
ной его ячейкой должна стать «фалан-
га» — производственно-потребительская
ассоциация трудящихся, занимающихся
сельскохозяйственным и промышленным
трудом. Члены ее — от 1600 до 2000 чело-
век—будут жить во дворцах, фалансте-
рах, имеющих все необходимое для удов-
летворения их материальных и духовных
потребностей. Каждый будет трудиться в
фаланге соответственно его склонностям
переходя по желанию от одного вида труда
к другому. Осуществится в фалангах и
полная эмансипация женщины. I
Фурье, как и Сен-Симон, в условиях! современной ему Франции не увидел и не) мог увидеть в рабочем классе творца нового общества. Он строил планы мирного переустройства общества с помощью капиталистов, которые дадут деньги для основания первых фаланг. Их безусловный успех, полагал Фурье, легко убедит все классы в выгодности для них нового строя. Много лет в определенные часы напрасно ожидал Фурье появления поверившего в его идеи миллионера.
Учение Фурье содержит немало мелкобуржуазных черт, он непоследователен в решении вопроса о частной собственности: для привлечения капиталистов в фаланги Фурье предлагал им становиться акционерами фаланг, а доход в них распределять в соответствии с трудом, талантом и вложенным капиталом. В его прогнозах будущего немало фантастического, построения облечены в своеобразную религиозно-мистическую оболочку. Но в учении Фурье содержатся прозорливые догадки о коммунистическом строе как царстве свободного и радостного коллективного труда, расцвете человеческой личности, гармоничном сочетании интересов личности и общества, устранении противоречия между физическим и умственным трудом, между городом и деревней.
:' Оппозиция режиму Реставрации. Идейно-политическая борьба. Политика режима Реставрации, приобретавшая все более реакционный характер, вызывала глубокое недовольство в широких слоях француз-£кцго' '-обпГёст ва. Идеологи либеральной буржуазии выступили с резкой критикой дворятгской реакции. В стране оформились политические течения, группировавшиеся вокруг парламентских фракций и имевшие свои печатные органы.
Наиболее умеренное крыло либеральной оппозиции представляли конституционалисты-роялисты («доктринеры»), выражавшие интересы крупной буржуазии и либерального дворянства. Его главой был профессор философии и адвокат Ройе-Кол-лар. Конституционные роялисты стремились примирить интересы «старой» и «новой» Франции, выступали за сохранение компромисса между дворянством и верхушкой буржуазии. Ройе-Коллар считал, что этой задаче полностью отвечает «Хартия 1814 г.»; в борьбе за сохранение и упрочение ее принципов «доктринеры» и видели свою главную задачу.
Более радикальных взглядов придерживались левые либералы, представлявшие интересы широких слоев торгово-промышленной буржуазии и интеллигенции. Их идеологом был видный теоретик французского либерализма первой трети XIX в. Бенжамен Констан. Политический идеал Б. Констана — конституционная монархия английского типа; в «Хартии 1814 г.» он видел лишь начало конституционного развития Франции. Б. Констан горячо отстаивал такие буржуазно-демократические права, как свобода личности, совести, слова, печати, выступал против государственного вмешательства в экономическую сферу. Однако идеологи либеральной оппозиции, говоря о «правах человека», понимали под таким человеком,буржуа. Б. Констан настаивал на необходимости имущественного ценза: «Только собственность делает людей способными выполнять свои политические обязанности».
Важную роль в идейно-политической борьбе между буржуазным либерализмом и дворянско-клерикальной реакцией играла в этот период историческая наука. Ополчаясь на идеи Просвещения, на Французскую революцию, представители реакционного романтизма (де Местр, Бональд и др.) противопоставляли им идеализированные порядки средневековья, ссылались на исторические традиции. В свою очередь, отстаивая правомерность буржуазных завоеваний Французской революции, либеральные политики и историки обращались к истории, стремились отыскать в ней истоки Французской революции и буржуазно-либеральных учреждений.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 490 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!