Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII—XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.
Основные идеи:
1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);
2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);
3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.
Достоинства'.
— это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;
— в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, которые должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;
— провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
Слабые стороны:
— такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, поскольку весьма непросто определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей;
— такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 1. Тема 4.
Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т. 2.
Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.
ЛоккД. Сочинения. М., 1988. Т. 3.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 54—59.
Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 5.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 9.
Радищев А.Н. Избранные философские сочинения. М., 1949.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 8.
45. Историческая школа права
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII — начале XIX в. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др.
Основные идеи'.
1) право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
2) право — это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр национального духа, глубин народного сознания и т.д.;
3) представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие естественные права человека.
Достоинства:
— впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;
— справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
— верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения. Слабые стороны:
— данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;
— ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству (между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 1. Тема 4.
Сандевуар П. Введение в право. М., 1994. С. 28.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 8.
Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. Гл. 2. С. 23.
Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. С. 500—512.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 8.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 386 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!