Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Они будут тоже трудны... 8 страница



История:

У меня есть друг. Семья у него «традиционная рос­сийская». Но как-то так получилось, что парень он весьма развитый и талантливый. Причём талан­тов у него много! У него много связей на радио, на телевидении, в каких-то тусовках, субкультурах и т. д. Очень общительный и контактный. Но как-то вот он всё не может найти свой смысл жизни. Много чего умеет, много что знает, т. е. возмож­ности у него весьма большие. Но, тем не менее, он занимается тем, что иногда ходит по клубам, си­дит дома за компом, курит кальян и изредка потрахивает каких-то марамоек. И так уже 4 года. Лад­но бы ему всё это было в кайф, но он при этом ещё и парится по поводу смысла жизни. Как-то его при­гласили на радио ведущим. Он прошёл кастинг, те­стирование, всем поправился, ему уже объявит, что его берут, и тут вдруг через неделю позвонили и ска­зали, что он не подходит. С какого перепугу? Ника­ких объективных предпосылок к этому не было. Всё дело в том, что oн сам не уверен, надо ли ему это или пет. Я ему говорю: «Сядь и подумай, чем ты конкретно хочешь заниматься в этой жизни, от чего ты будешь получать удовольствие». А он вме­сто этого занимается замещающим поведением. Ходит по клубам и тусуется. Чтобы не терзать­ся по поводу смысла жизни и «места человека во вселенной», он просто имитирует успешность. Хотя его самого это дико напрягает, особенно ког­да он остаётся наедине с собой, но для всех осталь­ных он весь такой крутой. Он ходит в эти клубы, чтобы хоть как-то утилизировать время, чтобы у пего хоть что-то было, по принципу «доширак - это тоже пища».

Обычно занимаются первым попавшимся делом. Папа сказал идти на завод, человек идёт и даже не задаётся вопросами. А тут ситуация такая, что папа говорит одно, а своим примером показывает совер­шенно другое, поэтому папу он не слушает. Папик с мамиком говорили, что, дескать, «надо работать, при­носить пользу обществу», а он видел, как папик ра­ботает, а потом бухает, а мать зашивается с ним и сестрой.

Здесь вся загвоздка заключается в том, что дей­ствуют две контрпрограммы, но одна из них силь­нее. Родительский пример всегда сильнее, чем их слова. Но с другой стороны, и вербальные внуше­ния родителей тоже достаточно сильные. Если бы родители ему ничего не говорили, то никакого кон­фликта программ у него бы не было. Он бы просто жил раздолбай раздолбаем и не парился по этому поводу. Пошёл бы, устроился на самую обычную зад­рищеискую работу, а после работы спокойно бы себе бухал с друзьями.

А так он просто парится и заморачивается, хотя на самом деле нужно просто сесть и выяснить, что ты на самом деле хочешь. Взять и самому себе признать­ся, что, дескать, да, я такой проблемный и геморрой­ный, растекаюсь дерьмом по древу. Но если этого не сделать, то так и не появится никакого импульса к действию. Человеку трудно это начать делать, пото­му что какое-то время придётся сидеть, прислуши­ваться к себе и лазить во всём своём дерьме. В этом случае выбирайте сами, либо вы всю жизнь занимае­тесь какой-то чушью и в результате в 58 лет у вас рак и вы даже не хотите ложиться на операцию, по­тому жить вам надоело, либо вы всё же в молодости потратите какое-то время, пусть даже полгода, зато всю оставшуюся жизнь будете жить с удовольствием!

Никто не заставляет вас сидеть и заниматься этим самокопанием. Вы никому ничего не должны. Вы никому не обязаны. Но как показывает практика, инвестировать своё время в себя - это гораздо луч­ше, чем инвестировать своё время, время своей жизни, в других. Раз уж так получилось, что вы не в 10 лет нашли своё «призвание», то займитесь этим прямо в данное время, пока вам не 60 лет! Да, мо­жет быть, это сложно и напряжно, но в будущем это, несомненно, окупится.

Никто не говорит, что нужно постоянно занимать­ся саморефлексией, но иногда порефлексировать имеет смысл. Задуматься о смысле жизни и о месте человека во вселенной:) Причём задаваться не таки­ми экзистенциальными вопросами: «есть ли бог на небе?», а сугубо практическими, касающимися ва­шей собственной жизни.

Какие отличия между правильной рефлексией и неправильной рефлексией? То есть как правильно «самокопаться»?

Неправильное самокопание заключается в том, что вы переживаете негативный опыт прошлого, при этом корите и ругаете себя, испытывая негативные эмоции. Если вы уже совершили что-то «плохое», то ругать и корить себя за это бесполезно, потому что это деструктивно. Нужно просто отметить для себя, что больше так делать не нужно, а следует де­лать по-другому и не париться по этому поводу. Именно в таком варианте! Да, дерьмо было, да, ко­сяк совершил, больше я так делать не буду. И про­писать правильную стратегию поведения, отличную от предыдущей, и поступать согласно ей. Но только без самобичевания, постоянной критики и самоед­ства!

Правильное самокопание заключается в том, что вы раскапываете не просто какие-то неприятные мо­менты в своей жизни и зацикливаетесь на эмоцио­нальном состоянии, а раскручиваете их дальше, пы­таетесь понять, что явилось причиной этого, а что явилось причиной того, что произошло до этого. Раз­ворачиваете эти цепочки и находите если не корне­вую первопричину и первоисточник, то хотя бы близ­кий к нему момент.

Люди годами сидят на одном месте, ничего не делают, даже не пробуют что-то предпринять, а толь­ко парятся по поводу своей тяжёлой жизни: «вот, какой я несчастный, у меня всё плохо, у меня нет богатого папы, я родился не в той стране». Если так постоянно париться, то ничего и не будет. Поэтому делать что-то надо! Работаем с тем, что есть. Да, из­начально условия не такие шоколадные, как у сосе­да или как у детей английской королевы, поэтому надо ставить цели исходя из той ситуации, в кото­рой вы находитесь в настоящее время. И не надо скулить: «а вот как было бы замечательно, если бы да кабы»!

Радость - это тоже стресс, встряска для всего организма. Если кубики изначально хорошо соеди­нены бетонным раствором, то как ты их ни тряси, они всё равно останутся цельной конструкцией. А ес­ли вы залакировали своё поверхностное существо­вание, но внутри, под слоем лака и глянцевой крас­ки, у вас то же самое вонючее повидло, то когда вы начинаете встряхивать, тонкий слой лака и краски лопается, и повидло начинает вылезать наружу. Тут уже удобнее действовать по принципу «лучше жить спокойно и не колупать эту ранку». Почему заморо­ченные люди рано или поздно уходят в монастыри? Потому что так спокойней. В конечном итоге чело­век устаёт горевать и устаёт радоваться. Все эти от­шельники и монахи идут в монастыри, в отдалён­ные ашрамы и поселения не от хорошей жизни. Это люди, которых с детства била всякая фигня и кото­рые много в детстве напереживались. У человека нор­мального, психоэмоционально стабильного не было в детстве каких-то серьёзных стрессов. А радость - это всё равно стресс, только относительно меньший, чем горе, чем проживание в постоянном страхе. И психика счастливого человека к взрослому возра­сту не перегорает, как у того, которого в жизни по­стоянно били. Создаётся такое впечатление, что люди с хорошим детством до самой старости остаются от­носительно молодыми. Именно психически молоды­ми. А люди, которых били в детстве и в молодости доставали, к средним годам но эмоциональному фону представляют собой стариков. И тут уже не до радо­сти, потому что любое колыхание воспринимается болезненно, так как нервы оголённые, без оплётки. Поэтому лучше уже спокойствие, отрешённость от мира, созерцательность и т. п. Дескать, «лучше мы будем смотреть на этот мир через стекло и созер­цать, и при этом будем спокойные, чем сами будем активно участвовать во всей этой фигне».

К тому же там накладывается ещё и страх обло­ма. Человек, у которого было нормальное детство, не ведает страха облома. Он к этому толерантен. Даже если облом случается, такой человек думает: «ну лад­но, ерунда, попробую ещё раз». А человек с тяжё­лым детством любой облом воспринимает болезнен­но. В нём не то что настырности нет, просто она ка­кая-то болезненная. Если человек со здоровой пси­хикой - с него всё как с гуся вода. «Плюнь в глаза, утрётся, божья роса». Ну не получилось что-то, ну ладно, попробуем в другой раз. А если совсем не по­лучается, то «ну ладно, значит, не моё, займусь чем-то другим». А у человека с больной психикой есть страх того, что произойдёт что-то неприятное! А если это уже произошло, то депрессия на полгода. Поэто­му он предпочтёт спокойствие и экзистенциальную созерцательность.

Петля негативного опыта

По идее, человек должен анализировать свои дей­ствия и поступки с третьей позиции, т. е. с позиции не заинтересованного и эмоционально не вовлечён­ного наблюдателя. С позиции «мухи на стене». Но проблема заключается в том, что когда человек попа­дает в петлю негативного опыта, то уже не может суховато и прагматично подойти к этой ситуации. Когда человек попадает в петлю позитивного опыта, то у него появляется везение если не на всю жизнь, то на очень и очень долгий промежуток вре­мени. Конкретные везунчики - это люди, у кото­рых в какой-то момент «перещёлкнуло», и они на­чали вертеться по кругу позитивного опыта. Какое-то действие породило некий положительный резуль­тат, дальше появилось положительное состояние, связанное с этим, иногда радостное, иногда просто благодушное. Затем это было верным образом ин­терпретировано, т. е. истолковано, а потом действие начало повторяться.

Если в эту петлю попасть, то она так и будет вра­щаться, пока мы не совершим определённые дей­ствия. Если действия положительные, результат хороший, состояние превосходное, а интерпретация вообще сказочная, что называется, берём, пользуем­ся и живём припеваючи.

Но если мы совершили какое-то действие, не плохое и не хорошее, мы его просто совершили, а в результате каких-то внешних факторов полу­чили отрицательный результат и связанное с этим негативное эмоциональное состояние, то интерпре­тация дальше происходит не по типу «действие- результат» с третьей позиции, а именно «резуль­тат-состояние». Человек начинает интерпретиро­вать не свои действия, а то, что он получает, и свя­занное с этим состояние. Человек не имеет ни инструментов, чтобы изменить своё поведение, ни каких бы то ни было подходов для того, чтобы хотя бы просто проанализировать всю эту кутерь­му. И проблема в том, что пытаться разорвать эту петлю в действии (рис. 1) не получается, потому что состояние уже закреплённое, оно уже являет­ся триггером на запуск. Если состояние негатив­ное, то мы будем и дальше делать то же самое, исходя из этого негативного состояния. Соответ­ственно, получим негативные результаты, которые снова будут подкреплять это негативное состояние. Если попытаться сделать как-то по-другому, то, скорее всего, ничего не получится.

Рис.1

Потом эта спираль разрастается, обогащается и крутится всё шире, шире и шире. Память о дей­ствиях накапливается, и возникают действия 1', 1'', 1''' и т. д. Ощущения в теле становятся всё более и более неприятными. Если раньше, например, при знакомстве с девушкой просто было некомфортно, то через некоторое количество итераций, т. е. посы­лов с её стороны, получается так, что мы ещё не подошли и не открыли рот, а уже покрылись холод­ным потом и 3 раза успели поменять свой памперс. Негативные ощущение в теле всё больше закрепля­ются. Для людей, помешанных на НЛП, можно ска­зать: «кинестетические якоря усиливаются».

А далее начинается ещё более развитая структу­ра бреда, т. е. «она мне отказала не только потому, что я мало цветочков принёс, но и потому, что я неправильно одет, у меня мало денег, нет «Мерседе­са», если есть «Мерседес», то он уже не котируется, надо «Бентли»», и цикл накручивается всё больше и больше. Человек всё больше и больше начинает избегать, грубо говоря, косяков в своём поведении.

Эта петля негативного опыта печальна тем, что попытки её разорвать на 1, 2 и 4-м этапах не прино­сят ощутимой пользы. Сколько человеку ни говори, что «знакомиться с девушкой - это здорово», «вы­ступать перед большой аудиторией - это просто», «попросить повышения у начальства не составляет труда», логикой это не уберёшь. Если имеется ком­плекс ощущений в теле (рис. 1), то никакими логи­ческими объяснениями его из человека не выбить.

У нас есть знакомый, который за год совершил около 4000 «подходов» к девушкам на улице. И каж­дый раз разных. Действие 1, действие 2... действие 4000. Он взял где-то 100 номеров телефонов, про­вёл около 30 свиданий и поимел один секс. Он хо­дит по этому порочному кругу. Ему сказали, что его надо разрывать действием, вот он и пытается его разорвать. У него отсутствуют альтернативы выбо­ра, потому что он не изменил своё состояние.

Единственным способом выхода из этого пороч­ного круга является изменение состояния, о чём и будет написано дальше.

Экстремум счастья

Мозг устроен у человека по так, чтобы человеку «хорошо жилось», а так, чтобы человек выжил. Ос­новного инстинкт - это именно выживание. А бу­дешь ли ты «счастлив» при выживании или не бу­дешь, это уже на самом деле особо никого не волну­ет. Животные не думают ни о каком счастье, их одна-единственная цель - это выживание любой ценой. Счастье у них возникает, можно сказать, опосредо­ванно, т. е. оно воспринимается как сытость, воз­можность размножаться и более или менее комфорт­ные условия, грубо говоря, возможность спать в тепле и сухости. Если всего этого недостаточно, то животное страдает. Но оно никогда не мучается какими-нибудь экзистенциальными депрессиями и не зада­ётся никакими вопросами. Если у него возникают проблемы, то оно просто берёт и что-то делает, что­бы их решить, если есть возможность. Если нет воз­можности - подчиняется обстоятельствам.

А человек - это такая иезуитская система с дос­таточно развитым мозгом, которая получила ещё и возможность прогнозировать и предвидеть своё бу­дущее. Животные тоже предвидят своё будущее, но не как человек. Здесь различия количественные. Человек отличается от животного не качественны­ми характеристиками, дескать, у человека есть уме­ние предвидеть, а у животных нет. У животных тоже есть. Но количественно они различаются, причём различаются экспоненциально, т. е. не так, что у животного предвидение на 2 единицы, а у человека на 4, а так, что у животного на 2 единицы, а у чело­века на 22. Или на 222. Но функция нашего мозга так устроена, что все возможности разделяет в соот­ношении 50х50. Как только возникает положитель­ный вариант развития события, т. е. мы собираемся совершить какой-то поступок, мозг начинает нам под­кидывать возможности - как положительные (по­ложительная мотивация), так и отрицательные (от­рицательная), т. е. то, что мы можем не получить или даже потерять, если выполним такие-то шаги.

И вот тут начинается самое интересное. С точки зрения чистого сознания, негативные варианты же­лательно вообще не рассматривать. Но с биологи­ческой точки зрения, если человек не будет рас­сматривать негативные варианты, то он будет жить, как один наш знакомый, который вообще не видит картинок, что его просто может уничтожить физи­чески.

Здесь важен именно баланс. В каждом конкрет­ном случае ты начинаешь просчитывать варианты развития тех или иных событий в зависимости от своих поступков. Этот баланс достаётся человеку не его личным опытом, а опытом его родителей. Что они в него первично заложили, то дальше он и бу­дет повторять. Если ему заложили 50х50 - это гар­моничная сбалансированная личность. Человек по­нимает, что в любой ситуации есть такие-то нега­тивные варианты и такие-то позитивные. Взвесил все за и против, принял какое-то решение. Если со­отношение в сторону позитива, например 60х40, 70х30, - это «счастливая личность». Если соотно­шение 80x20 или 90x10 - счастливая, но недо­лговечная личность. Мы получаем храброго пилота, который живёт очень счастливо, но недолго, потому что ведёт себя неадекватно по отношению к физи­ческому миру.

Вся сложность заключается в том, чтобы найти экстремум этой функции. Если бы эта функция была бы не экстремальной, то наша задача сводилась бы элементарно к тому, чтобы убрать полностью все негативные воспоминания и весь негативный опыт предыдущей жизни. То есть человек, например, пред­ставляет, как он делает бомбу, и неважно, что он её делает тяп-ляп, она в любом случае у него в руках не взорвётся, а взорвётся только тогда, когда он на­жмёт на кнопку детонатора. Ну, это же нонсенс! Если бомбы делать тяп-ляп, то они имеют обыкновение взрываться в руках. Или «наркотики - это счас­тье», и при любом раскладе употребления наркоты человек видит только положительные картинки. Вот он через 10 лет такой счастливый, весь обдолбавшийся, вот он через 20 лет... а в итоге мы имеем то, что через 3 года человека закапывают.

Даже такие простые примеры показывают, что функция па самом деле экстремальна. Сложность заключается в том, чтобы найти, в каком соотноше­нии должны быть позитивные и негативные картин­ки и какого характера они должны быть, чем они должны отличаться.

Мы представляем какой-то поступок, и сразу пе­ред глазами возникает раскадровка. Например, идёт человек в кабак. Что там может с ним произойти? Он может там счастливо напиться, познакомиться с женщиной и встретить друзей. А может перепить, заблевать весь сортир, наткнуться на каких-нибудь гопников, встретить нехорошую знакомую, которая испортит ему весь вечер одним своим появлением, или знакомого, который подсядет на уши и весь ве­чер будет перед ним выпендриваться, какой он кру­той. И в зависимости от этого человек принимает решение, идти ему в кабак или нет.

Можно сделать финт ушами. Просто-напросто заблокировать негативные картинки и засветить только позитивные. А дальше, уповая на то, что «на всё воля господня», пойти и отжечь во все тяжкие.

Хотя в большинстве случаев, наблюдая среднеста­тистического российского человека, мы имеем соот­ношение 20-30х70-80% в сторону негатива. Это вечно фрустрирующий пессимист, у которого «вся жизнь говно, бабы бляди, а солнце долбаный фонарь». Человек - это такое парадоксальное существо, что он с большей вероятностью попадает в наименьшую худшую вероятность. Если дерьмо может случиться, то оно случается. Если человек может попасть в дерь­мо, то он в него обязательно попадёт.

Но это всё философия. С сугубо практической точки зрения наша задача заключается в том, что­бы довести этого самого среднестатистического рос­сийского человека хотя бы до уровня 50х50. И вот это достигается элементарно тем, что утюжится не­гативный опыт. О чем мы и написали в этой главе.

Всё это работает очень просто. Например, если девочка мастурбировала в душе, и в какой-то мо­мент её в этом душе застали, потому что она забы­ла закрыть щеколду, то увидели, чем она там зани­мается, наорали и сказали, что «если не переста­нешь так делать, руки шерстью порастут и вообще бог накажет». В результате девочка мастурбировать продолжает, но при этом у неё возникают неприят­ные картинки в голове. В какой-то момент мы по­лучаем невротизированную молодую девушку, ко­торая боится рассказывать мужчинам о своих сек­суальных предпочтениях, боится быть откровенной, экспериментировать в постели и т. д. В лучшем слу­чае - бревно, в худшем - фригидную стерву. А по­чему так? А потому что обстоятельства изменились, появился молодой парень, с которым у неё даже был секс, но в какое-то время ему захотелось раз­нообразить половую жизнь. У мальчика никаких претензий нет. Он рос в нормальной семье и вовре­мя начал общаться с девочками. Если он представ­ляет, как они экспериментируют, то у него перед глазами возникают только положительные картин­ки. А если это представляет девушка, то у неё пе­ред глазами возникает «это грешно, бог покарает». Она не знает, как ей будет, если они с этим парнем начнут делать разные выкрутасы в постели, но что такое социопатия и жёсткий остракизм, когда вы­ходишь в общество и на тебя все показывают паль­цем, она уже знает. Это у неё в опыте уже было. Поэтому никаких сексуальных экспериментов она не позволит, в какой-то момент парень (муж) отмо­розится и в результате разрушится её личная (се­мейная) жизнь.

Поэтому задача - это не давать этой девушке ценные указания, как прекрасен куннилингус: «А что вам мешает? Осознайте свои страхи!». Ког­да комплекс сидит глубоко в детстве, это не работа­ет. Надо просто отправить эту девушку в её мыслях в прошлое, причём именно в то время, когда по­явилась первая причина. А первая причина может быть вовсе не той, что какой-нибудь Петя в 8-м классе предложил ей что-нибудь эдакое, она не со­гласилась, а он рассказал об этом всему классу, и это лишний раз подтвердило, что «все мальчики сво­лочи». Причиной мог послужить ещё более ранний случай, когда она мастурбировала в душе и её зас­тала мамаша. Потому что если обработать этот мо­мент, то в следующий раз в 8-м классе она уже со­гласится заняться с Петей чем-то эдаким. Следова­тельно, полностью удовлетворённый Петя не будет про неё ничего рассказывать. Или даже если и рас­скажет, то приятное она всё равно уже получила и позитивный опыт у неё уже есть. Мы имеем здоро­вую и психологически устойчивую личность. Что бы там невротичный Петя ни рассказывал, париться по этому поводу она уже не станет. Девушка устойчи­вая и её ничто по жизни не колышет. Но обычно таких мало. Как правило, мы созерцаем невроти­ков. А что такое невротическая личность? Это когда из множества вариантов выбираются патологичес­ки неполезные варианты развития событий.

Ретроспекция детства

Выполните, пожалуйста, следующее упражне­ние. Для этого можете взять листочек бумаги или выполнить его мысленно. Суть упражнения тако­ва, что вам нужно представить ваше детство в рет­роспекции. Можете вспоминать его с младенчества или с какого-либо момента. Во-первых, вам нужно более или менее подробно вспомнить ваше детство, а во-вторых, поделить его на какие-то определен­ные этапы, логические блоки.

Например:

1) детский садик;

2) начальная школа;

3) средняя школа;

4) выпускные классы;

5) институт (колледж, академия);

6) работа.

Далее ваша задача проставить каждому из эта­пов мысленную оценку. Причём ставить её нужно не по количеству социальных достижений в жизни, дескать: «В детском садике я был самым почётным и уважаемым членом, потому что у меня был самый красивый горшок, расписанный под хохлому!». Ваша цель ставить эту мысленную оценку по количеству положительных эмоций. Оценку ставить от 1 бал­ла до 10.

1 - это самая низкая оценка. «Хреново, доктор. Общая квёлость организма».

10 - о-го-го! «Я там звездел, всё получалось, всё было хорошо, женщины давали, начальник давал (зарплату), а если не давал, то я брал сам!».

У кого-то этих этапов может быть 2, у кого-то и попросту 1. У кого-то 5-6, 10 и т. д. А потом нуж­но вывести среднеарифметический балл, т. е. ка­кую оценку по количеству положительных эмо­ций, по количеству радости вы ставите своей жиз­ни в среднем.

Ещё раз хотим подчеркнуть: жизнь оценивается не по количеству социальных достижений, а по ко­личеству положительных эмоций на единицу вре­мени, которые вы переживаете. Грубо говоря, если у вас есть «Майбах» и вилла, тем не менее, вы не вылезаете из депрессий и не отрываетесь от бутыл­ки, то извините. А если у вас есть и тот же «Май­бах», и вилла, или нет ни того, ни другого, а вы светитесь счастьем, то ваша жизнь удалась. Сейчас у вас есть возможность подвести итог те­кущему этапу своей жизни. Потому что каждый из нас, так или иначе, задумывается над этим.

Это упражнение нужно для того, чтобы вы кон­центрировали своё внимание на тех формальных просадках, которые, как вам кажется, имели место в вашей жизни, и дальше, в первую очередь, обра­батывали именно их. Эффект будет тем лучше, чем лучше будут обработаны самые глубокие просадки. Просадки в детском возрасте, проблемы с родителя­ми, одноклассниками - о них стараются особо не помнить и не трогать. Хотя на самом деле по опыту можно сказать, что, например, обрабатываешь про­блемы с родителями - автоматически начинает по­лучаться с женщинами. Потому что психика анали­зирует всё общим фоном. Текущие проблемы с жен­щинами идут из детства и юношества, из проблем родителей. Научения копированием правильного по­ведения матери с отцом не было, на уровне «мате­ринского молока» это не всосалось, поэтому у чело­века сейчас, во взрослом возрасте, не получается с женщинами.

Счастливое детство с избытком

Как-то в «Камеди-клаб» выступал кто-то из ре­бят, дескать, удивительный результат социальных исследований: у всех девушек первый раз - это ро­мантическая обстановка, приглушённая музыка, свечи. Потом опросили парней, выяснилось, что пер­вый раз это было в лифте, на попойке, в лесу, в ма­шине около помойки, в подъезде. В свете этого воз­ник вопрос: с кем же тогда девушки в первый раз?:)

В откровенном разговоре, особенно под градусом, обычно выясняется, что «два пьяненьких подростка, один был совсем никакой, а другой более или менее. Тут ещё подруга сказала: «18 лет, пора уже! Пора!». Он, конечно, меня больше подавил и помял, чем доставил удовольствие, но тем не менее...». На самом деле мы помним события не такими, какими они были на самом деле! И даже когда муж­чины говорят, что «на пьянке, на гулянке», они про­сто меньше врут, т. е. если мужчина говорит, что было на гулянке, скорее всего, это было в маши­не на помойке. Если говорит, что в машине на по­мойке, то это было на самой помойке.

Человеческая память удивительная, и парадокс заключается в том, что мы помним не реальные со­бытия. Мы помним наше эмоциональное отноше­ние к каким-то реальным событиям, в свете чего появляются отмазки задним числом, т. е. те выводы и те картинки, которые возникают на основании наших эмоций. Для мозга нет разницы между воспоминаниями о событиях, которые реально имели место быть, и вос­поминаниями смоделированными. Ваше нынешнее поведение и ваше будущее поведение строится на основе общею эмоционального фона, который, в свою очередь, вытекает из воспоминаний. Принцип «Ни­когда не поздно иметь счастливое детство!» подразу­мевает под собой, что даже если формально что-то было не так, то никогда не поздно всё это «пере­вспомнить», и сделать не просто «ну и хорошо, гос­подь терпел и нам велел», а именно с помпезнос­тью, с шиком, с шармом, с обаянием, чтобы вы ро­дились - и салют по всему земному шару. Вплоть до этого! И получается так, что ваше нынешнее и будущее поведение формируется таким образом, что поступки, действия и эмоциональное состояние строятся уже из повой сформированной вами карти­ны прошлого. Не обязательно догаллюцинировать до того, что вы действительно забудете своё реаль­ное прошлое и станете считать себя Наполеоном. Для вас важен эмоциональный фон! А эмоциональный фон строится на основании каких-то очевидных кри­териев, т. е. картинок, действий и ощущений из прошлого. Если вы создадите и переживёте эти ощу­щения в прошлом, то для вас они формально станут реальными, т. е. такими же реальными, как действи­тельно имевшие место быть события. И дальше ваше поведение уже формируется сообразно новым обсто­ятельствам.

История из нашей практики:

Молодой человек 30 лет пришёл па терапию - не радует его жизнь. Достаточно частая проблема в пашем социуме. Начали копаться, разворачивать, оказалось, что ключевым триггером на всю ерунду и белиберду, которая с ним случается, явился один случай из детства. Он в детском садике играл в обычную игру. Дети играли с деревянными мечами, в какой-то момент им это надоело и они начали их подкидывать. Когда он подкинул свой меч, тот ос­тался висеть на тополе.

Воспитательница была совковая, «правильная» и считала, что если ребёнок не дай бог сделал что-то не по уставу, что «не положено», то его надо в кан­далы, в клетку, загнобить, подвергнуть остракиз­му, перед строем облить из шланга, надеть на голо­ву «слоника» и заставить сутки бегать в таком виде.

Когда пришли родители, в том числе его отец, там был устроен цирк со светопреставлением. Дескать, ваш сын такой урод и сволочь, мотает нам нервы, и как я, воспитательница старая и дряхлая, поле­зу на дерево! Оказалось, что у парня отец был с больной спиной. Воспитательница его заставила лезть па дерево и снимать этот меч. Это не зна­чит, что тополь был 32 метра в высоту и надо было залезть па самую макушку, меч зацепился где-то па уровне 2,5 метра. Его, в принципе, можно было сбить, подпрыгнув, но, тем не менее, отца заста­вили лезть.

В итоге меч сняли, но папа мальчику устроил та­кой пропистон, что мало не показалось. А дальше было дано такое конкретное внушение, что «свои­ми действиями ты не просто нарушаешь общее спокойствие, ты ставишь под угрозу жизнь и здоровье близких людей!», потому что «я бы мог упасть, сло­мать себе спину и умереть на месте!». Теперь этот мальчик, который давно уже не мальчик, мучается тем, что любое своё действие он под­сознательно оценивает как поступок, который может принести некий вред, связанный с риском для здоровья и жизни близких людей. И как здесь, спрашивается, анализировать какие-то действия и вытекающий из них результат?

Сколько ни анализируй, это уже в прошлом, это уже прошито в подкорке. Остаётся один-единственный способ - изменять своё отношение к произошедше­му и эмоциональное состояние. Для этого мы с ним проделали технику. Он в детстве видел фильм, где у мальчика были волшебные спички, нужно было сло­мать одну спичку, и исполнялось желание. Мы ему в воображении дали такие спички. Сломали одну спичку, и папа стал здоровым. Причём не просто здоровым, а десантником ВДВ. Сломали вторую спичку, и папа с ноги сбил этот меч. Сломали тре­тью спичку, и воспитательница начала улыбать­ся, и всем шало хорошо. Сломали четвёртую спичку, и все ему зааплодировали и начат завидовать, потому что только у него папа десантник. Казалось бы, фикция! Но поскольку и память, и воображение задействуют одни и те же механизмы. Жизнь сразу изменилась! Человек сразу начал улы­баться, у него появилось огромное количество пла­нов и т. д.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 325 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...