Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 56



Шел год за годом. Чтобы уберечь семейство Ядавов от разложения, Кришна ввел в Своем царстве сухой закон. Даже если Двараку поглотит океан, с Кришной нам бояться нечего, полагала я. Кто одолеет саморожденного?

Сакха не появлялся у нас уже много дней, а потом пригласил Арджуну к Себе в Двараку, чем несколько уязвил меня – Кришна желает повидаться со Своим сакхой, но, похоже, совсем позабыл о сакхи!

Но как найти силы сообщить новости, с которыми вернулся Арджуна? Это был гром среди ясного неба; казалось, самой земле не вынести тяжесть этого известия! Напившись, Ядавы перебили друг друга. Баларама покинул этот мир. Кришна Васудева оставил тело, сраженный стрелой шабара Джары. Совершив погребальные обряды по Кришне и Балараме, Арджуна вернулся с внуком Кришны, Ваджрой.

Кришна ушел… Близится конец эпохи. Арджуна утратил силу, а я превратилась в безжизненную куклу. Полагаю, в этом проявилось неумолимое влияние Времени: оно неизбежно настигает каждого. Внушающая страх Кали-юга, похоже, только и ждала ухода Кришны. С началом Кали-юги Юдхиштхира, воплощение ненасилия и дхармы, решил, что настал час великого прощания, и теперь он не способен больше занимать царский трон. Нет, в Кали-югу верный истине Юдхиштхира не останется императором…

Трон остается, цари сменяют друг друга. Люди приходят и уходят, но Время течет незаметно. В отсутствие Кришны Пандавы были как правосудие без дхармы! Все понимали, что настал черед отрекаться и Юдхиштхире.

Был коронован Парикшит, сын Абхиманью и внук Арджуны; трон Хастины перешел к нему. Вручив бразды правления последним потомкам обоих сакхов и оставив им на поруки Субхадру, Юдхиштхира был спокоен. Я же, согласно воле Юдхиштхиры, вместе с пятерыми мужьями отправилась в Гималаи, чтобы достичь сварги.

Вознестись на сваргу, не меняя своего тела – весьма соблазнительная перспектива. Я отреклась от царства, богатства, имущества, - оставила все. Но оставило ли меня горе?

Обернувшись назад, я увидала бегущую за нами Майю. Она не отпустила меня! Почему? Словно связав меня незримыми путами, она тянула меня назад. Зачем?

Живое существо связано веревкой, сплетенной из трех гун: саттвы, раджаса, тамаса. Последняя порождает собственно привязанность. Раджас вызывает пристрастие и желание. Саттва очищает, но все равно связывает. Если тамас и раджас – стремление завоевать царство - были железными кандалами, то саттва – желание достичь сварги через Гималаи - золотой цепью. Кто свободен от привязанности? Я? Мои мужья? Может ли тот, кто привязан, достичь сварги? Привязанность ослепляет. Но для того, чтобы двигаться вперед, человеку дана некоторая привязанность, желание. Поэтому, подобно слепому, не различающему, что правильно, а что – нет, он вступает на путь - совсем как я.

Дор о гой я размышляла: «Что я сделала в этой жизни? Что обрела и что потеряла? Зачем я иду туда, куда иду? Какая задача была возложена на меня, и справилась ли я с нею? Еда, сон, совокупление, радости царствования и прочее, - в этой жизни у меня было все, но кажется, будто чего-то недостает. Что есть желание? Почему на мою долю выпало столько горя и боли? Похоже, замужем за Юдхиштхирой любой женщине пришлось бы несладко…» Едва подумав об этом, я поскользнулась на золотой гималайской пыли.

Пятеро моих мужей, которых я всю жизнь считала пятью своими чувствами, мои вечные спутники из рождения в рождение, даже не оглянулись: они держали путь прямо на сваргу. На пороге смерти я осталась одна!

Послышался голос Бхимы: «Брат, Драупади упала!» Юдхиштхира твердо сказал: «Сама виновата. Она была слишком привязана к Арджуне. В этом ее грех. Бхима, брось свою булаву. Твоя булава – это твоя заносчивость. На сварге нет места заносчивости. Не оборачивайся, идем дальше».

По приказу брата Бхима бросил свою булаву и продолжил путь налегке. Путь Пандавов на сваргу отмечен булавой Бхимы, которая осталась здесь, в Гималаях.

Именно здесь Ма Кунти, Гандхари, Дхритараштра, а также благочестивый Видура провели последние дни жизни. Теперь здесь лежу я. Впереди виднеется храм Бхараты. Он отмечает путь Бхараты – преданного, покорного младшего брата Рамы, который в одиночку удалился в Гималаи совершать аскезы. Во время нашего лесного изгнания Юдхиштхира возвел здесь этот храм. Сегодня, вознеся пранамы в храме Бхараты, все пятеро оставили меня позади и продолжили путь.

Гордыня – препятствие на пути к сварге. Кто в этом мире свободен от гордыни? Пожертвовав отцом, сыновьями, братом, друзьями – всеми, - я стала царицей Хастины. Так могла ли я оставаться смиренной? В моей жизни было чем гордиться, но даже это не принесло мне удовлетворения. Сегодня я лежу одна на пороге смерти. Где моя былая заносчивость? Беспомощность ждет, чтобы поглотить меня целиком. Сегодня я поняла, что жизнь – это не только гордость и не одна лишь беспомощность. Между этими двумя берегами течет река жизни. Обе – и гордость, и беспомощность – играют в жизни важную роль. Первая сама по себе ослепляет, тогда как вторая наполняет желанием. Но, будучи облагорожены, они делают жизнь полноценной. Тогда человек думает: «Господи! Я – Твое создание и горжусь этим». Полагая источником своей силы Господа и понимая, что лишь Он один может помочь, душа возвышается, и врата сварги распахиваются перед нею. Сегодня я тоже предлагаю мою гордость и беспомощность Тебе, и это облагораживает меня. Без Тебя как гордость, так и беспомощность человека глупы и тщетны.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 274 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...