Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 31. Сегодня день рождения сакхи, восьмой день темной половины месяца бхадра



Сегодня день рождения сакхи, восьмой день темной половины месяца бхадра. В Двараке состоится торжество. Ма Кунти тоже отмечает день рождения Кришны с особенной пышностью. Приготовив много видов сладостей с помощью волшебного сосуда, я раздала их обитателям леса Камьяка. До вечера я буду ждать гостей. Усадив Камбу и Джамбу на колени, я накормила их сладостями. Они уже поправились и быстро растут. Пора начинать кормить их и другой пищей. Накормив их, я внезапно подумала о сакхе. Должно быть, сегодня Он особенно прекрасен: а Его челе – рисунки сандаловой пастой, на шее – гирлянды лесных цветов! Должно быть, Деваки и Васудева с удовольствием раздают сладости. Вспоминает ли сакха меня посреди всех этих празднеств? Могучий правитель Двараки, лучший из людей Шри Кришна – и лишенные царства лесные изгнанники Пандавы со своей женой Драупади…

Он обещал наведываться время от времени. Но когда же? До сих пор Он ни разу не появлялся. Я думала: «Сакха, почему в день Твоего рождения мне не дают покоя мысли о Тебе? Твой чарующий образ то и дело скользит по зеркальной глади моего ума. Когда Ты отведаешь моей стряпни, выпадет ли мне счастье вкусить остатки? С тех пор, как мы поселились в лесу Камьяка, нас посетило столько незваных гостей! При помощи волшебного сосуда нам удается накормить всех и каждого. Вот и сегодня многие пришли и ушли, приняв угощение. Но мой ум неспокоен, а сердце не удовлетворено». Так или иначе, внутренний голос сообщил мне: «Гость придет; Он уже в пути; вскоре Он появится».

Был поздний вечер. Я все еще не притронулась к пище. Пхалгуни сказал:

- Кришн а, как долго еще ты собираешься ждать? Кто может пожаловать в гости так поздно? Ты трудилась целый день. Теперь поешь. Ты накормила каждого в этом лесу – мудрецов и аскетов, детей, стариков и женщин, насекомых и червей. Кого же ты ждешь еще?

Я решительно заявила:

- Сердце говорит мне, что придет сакха!

- Прямо сейчас, глухой ночью?

- Для сакхи любое время – благоприятно, неужели не знаешь?

Пхалгуни нежно взял меня за руку:

- Ты любишь сакху больше, чем меня?

- Могу ли я спросить тебя о том же?

- Ответ будет утвердительным: да, мне сакха дороже всех.

- Я отвечу то же самое. Но моя любовь к сакхе несказанна, безгранична, несравненна.

С глубокой нежностью Пхалгуни сказал:

- Кришн а! Я не ревную, но боюсь, что в своей возвышенной любви к сакхе ты можешь превзойти даже меня. Не исключено, что и ты Ему дороже.

Я рассмеялась:

- Милый! Я в тебе, а ты – во мне. Разве так уж важно, кто из нас дороже сакхе? Скорее, если кто-то один из нас особенно любим сакхой, это приносит благо и другому.

Оставив шутки, Пхалгуни серьезно попросил меня поесть, однако я не решалась: что, если появится сакха? Чем я Его угощу?

Пхалгуни успокоил меня:

- Даже если Он придет, неужели ты думаешь, что Он голодал до самой ночи? Неужели правитель Двараки так нуждается в провизии, что глухой ночью пожалует сюда, в лес, в поисках съестного? Положим, Он действительно сейчас голоден. Тогда приготовь на двоих! Свою порцию я сперва предложу сакхе. Моя жизнь принадлежит Ему. Прежде чем принять твою руку, я предложил ее сакхе. Что бы я ни ел – это остатки Его трапезы. Что бы я ни чувствовал, сперва пережито Им. Если ты попытаешься найти сакху во мне – ты обретешь Его. Ну же, накрывай на стол!

И правда, глупо было ждать сакху в столь поздний час. Мне также было известно, что Кришна и Арджуна разнятся лишь обликом; сердцем и душой они едины. С великой заботой, со всем почтением и легким оттенком материнской нежности, смешанной со сладостью чистой любви, поставила я пищу перед Пхалгуни. Предложив ее Кришне, он поел сам. Доедая остатки его трапезы, я обрела высочайший покой. Вымыв волшебный сосуд, я спрятала его и улеглась спать с мыслями о Кришне.

Во сне ли, наяву ли - сердцем я слышала чарующую флейту, и благоухающий сандаловой пастой, облаченный в желтое Кришна простирал ко мне руки: «Сакхи, Я умираю от жажды! Водой ее не утолить, -

вот почему, невзирая на бурю, Я мчусь к тебе в такую даль. Я прослышал, что ты затопила лес Камьяка своей материнской любовью. По твоей милости никто не голодает, даже насекомые и черви. Твое сердце полно живительного бальзама сандживани. О благая, сегодня, в день Моего рождения, горло Мое пересохло. Хотя бы глоток амриты! Утоли Мою жажду и прославь Меня».

Взволнованная и восхищенная, я покрылась мурашками. Сердцем я чувствовала присутствие Матушки Яшоды. Кем была я в тот миг – Кришн о й или Яшодой? Все трудности исчезли, мой избавитель был передо мною: дитя Гопал. Его личико сияло безупречной чистотой. Гопал, воришка масла и творога, просит амриты! И вот она уже капает из моей груди. Кришна пьет ее из пригоршни. В облике ребенка со мною был Кришна! Он утолил боль материнского сердца, наполнив меня амритой. Я с любовью вздыхала: «Кришна… Канхея… Кана…»

Меня разбудило прикосновение Пхалгуни:

- Что это ты бормочешь о Кришне, как в бреду? Ты видела Его во сне?

Я расплакалась:

- Кришна!.. Нет, я звала своего сына. Все пятеро моих сыновей превратились в Кришну и требовали амриты. Во сне, кормя детей амритой из своей груди, я нашла глубокое удовлетворение.

И правда, одежда была мокрая от молока. Выслушав мой сон, Арджуна заключил:

- Великодушная и сострадательная мать в тебе, накормив Кришну амритой, раздала ее всем детям на свете. Даже во сне помыслы твои – с голодающими детьми этого мира. Твое благородство не знает себе равных.

И тут появился сакха. Несмотря на кромешную тьму ночи убывающей луны, невзирая на нескончаемые дожди месяца бхадра, хижина лесных скитальцев, потерявших царство ссыльных Пандавов, озарилась голубым языком пламени: перед нами стояла совершенная Личность, сакха Кришна!

Потрясенный Арджуна промолвил:

- Сакха, как оказался Ты здесь, в лесу, такой ужасной ночью? Что заставило Тебя покинуть Двараку?

Кришна ласково улыбался:

- Тот, кто пришел в этот мир, покинув чертог материнского чрева такой же жуткой ночью, - станет ли Он выбирать подходящее время? И есть ли такое место, которое осталось бы для Него недоступным?

- С чем же Ты пожаловал так внезапно? Все ли благополучно в Двараке? Счастлива ли Субхадра с детьми? – спросил Арджуна.

Кришна спокойно ответил:

- Все в порядке. Причина моего визита в следующем: внезапно Я вспомнил кухню Кришн ы. Мне подумалось: сегодня – день Моего рождения; должно быть, она приготовит много чудесных яств. Страшно голодный, Я отправился в путь. Целый день Я гадал: какие блюда приготовила Кришн а? Кстати, Я все еще голоден. Мне казалось, что кто-то ждал Меня, - вот почему, несмотря на бурю, Я здесь. Видишь, Я вымок насквозь!

Желтые одежды прилипли к телу сакхи; со вьющихся волос одна за другой падали дождевые капли. Волнуясь, Арджуна наскоро переодел сакху в свою сухую одежду, вытер Его стопы, осушил волосы и тело. А я? Я сидела сложа руки! Полночь! Что я могу предложить сакхе в столь поздний час? Я уже поела – в волшебном сосуде не осталось ни крохи. Мое сердце разрывалось: «Но сакха, чем же мне угостить Тебя?» Зачем я уступила требованию Арджуны и поела? Я собиралась поститься целый день. Он прибыл издалека, только чтобы отведать моей стряпни. Чем же теперь мне порадовать Его?

Переодетый Арджуной, сакха выглядел очень похожим на него. Он говорил так, будто ничего не знает:

- Сакхи! Не заставляй Меня ждать! Я просто умираю с голоду!

Слезы застилали мне глаза. Кто ходит в гости глухой ночью и будит хозяев просьбой о еде? Не переходит ли это все рамки приличия? Более того, сакха знает, что волшебное блюдо уже опустело, Ягьясени больше не Аннапурна. Он нарочно беспокоит меня. Ну хорошо, если Ему так угодно…

Пхалгуни понимал, каково мне, и взволнованно спросил:

- Сакха, Тебе нравится беспокоить Кришн у дождливой ночью? Ты все еще недоволен, зная, что ей довелось пережить? Без Твоей воли и былинка не шелохнется.

Сакха не удостоил слова Арджуны Своим вниманием. Он смотрел на меня:

- Ты не оставила Мне ни крохи? Я полагал, что в день Моего рождения ты прибережешь для Меня хоть немного. Но что Я вижу? Наевшись досыта, опустошив все запасы, ты завалилась спать!.. Прямо не верится…

Я промолвила с укоризной:

- Если гостям приходится уйти голодными, они проклинают хозяев. Сделай то же самое, я с радостью приму это. Убоится ли проклятий та, чья жизнь – одно сплошное проклятие?

Сакху разобрал смех:

- Кто сказал, что твоя жизнь – проклятие? Подойди ко Мне, сакхи, покажи свою ладонь. Ну-с, какое будущее сулят эти линии?..

Я и охнуть не успела, как Он схватил меня за руку. Обиженная и злая, я хотела было вырваться, но Арджуна шепнул мне на ухо: «Покажи сакхе свою ладонь! Его предсказания всегда сбываются. Кроме того, прикоснувшись к твоей руке, Он позабудет голод и жажду, а ты спасешься от проклятия голодного гостя».

Сакха держал мою ладонь в Своей, разглядывая каждый палец. Я заметила, что под ногтем у меня застряла крошка съестного. Усталая, перед сном я вымыла руки наскоро, крошка осталась под ногтем и высохла. Я готова была провалиться сквозь землю со стыда – сакха держит мою немытую руку в Своей! А сакха достал эту крошку и съел ее, как если бы это был прасад.

Я была потрясена. Что Он натворил! Это же были мои объедки! Он заклеймил меня печатью греха. Но прежде чем я успела сказать хоть слово, сакха удовлетворенно похлопал Себя по животу и рассмеялся:

- О сакхи, если одна-единственная крошка приготовленной тобою пищи такая сытная, то, отведай Я порцию побольше – и Мне грозило бы несварение! Это столь же очевидно, как и то, что Я появился здесь после того, как ты уже поела.

Я проклинала свою халатность. А сакха сыто икнул и, довольный, принялся нахваливать мою кухню. Ошеломленная, я дивилась Его мистической силе. Столкнувшись с нею, все мои представления о грехе и благочестии, дхарме и адхарме рухнули. Отправив нас отдыхать, Сам Он тоже улегся, а перед рассветом исчез.

Тайна этого драматичного появления и исчезновения сакхи открылась на следующий день, когда к нам пожаловал божественный мудрец Нарада. Снова и снова славил он дружеские чувства сакхи: чтобы спасти друга от проклятия Дурвасы, темной дождливой ночью Кришна проник в непроходимую лесную чащу и съел всего одну крошку пищи. Довольный служением Дурьодханы, по его просьбе Дурваса с тысячей своих учеников явился в лес Камьяка после полуночи. Дурьодхана был уверен, что до рассвета волшебный сосуд пустует и я не Аннапурна. Дурваса должен был попросить Пандавов немедленно накормить своих учеников. Предполагалось, что беспомощные Пандавы навлекут на себя ярость Дурвасы и будут уничтожены.

Но сгорит ли в огне проклятия Дурвасы тот, чей друг – спаситель Кришна? Приняв кроху съестного из-под моего ногтя, Душа вселенной, Кришна, остался доволен, - вот почему Дурваса и его ученики тоже насытились. Едва ступив в лес, они позабыли голод: их животы оказались полными под самую завязку! Все это было волшебством Кришны. Они поняли, в чем дело, и, устыдившись, спешно удалились.

Выслушав Нараду, я была в восторге. Приняв мои объедки, Кришна ввел меня в грех, но спас моих мужей от проклятия. Мое сердце, ум и душа сами собой преклонились к стопам Кришны.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 290 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...