Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Заключительные замечания 6 страница



1101 Orr, Virgin Birth, p. 83.

1102 Brown, Birth of the Messiah, p. 33.

1103 Ibid.

1104 Brown, "Virgin Birth", p. 941, ср. Birth of the Messiah, p. 35n. Во второй работе Браун обосновывает свой основной аргумент (что Иосиф и Мария не были источниками предания) различиями в рассказах Матфея и Луки. В частности, он утверждает, что если Иосиф рассказал Марии о благовещении ему, это должно было быть отражено в рассказе Луки. Равным образом, если информацией Луку снабдила Мария, Она должна была упомянуть о волхвах и бегстве в Египет. Несмотря на свое знакомство с редакционной критикой, Браун как будто бы игнорирует возможность, что Лука мог использовать информацию Марии выборочно. Обратите также внимание, что, если было непорочное зачатие, Иакова следует считать не родным, а сводным братом Иисуса.

1105 Brown, "Virgin Birth", p.941.

1106 Ориген, Против Цельса 1.28, 32, 69.

1107 Ethelbert Stauffer, "Jeschu ben Mirjam" // Neotestamentica ft Semantica, ed. E.E. Ellis and M.Wilcox (Edinburgh: T.and T.Clark, 1969), pp. 119-128.

1108 Brown, Birth of the Messiah, p. 541.

1109 A.C.McGiffert, The Apostles' Creed Its Origin, Its Purpose, and Its Historical Interpretation (New York: Scribner, 1902), pp. 122-128.

1110 J. Gresham Machen, The Virgin Birth of Christ (New York: Harper and Brothers, 1930), p. 4.

1111 См. Machen, Virgin Birth, p. 7.

1112 Игнатий, Послание к ефесянам 18.2 - 19.1.

11I3 Machen, Virgin Birth, p. 7.

1114 Ibid., p. 43.

1115 Brown, Virginal Conception, p. 54; G. A. Danell, "Did St. Paul Know the Tradition About the Virgin Birth?" //Studia Theologica 4, fasc. 1 (1951): 94.

1116 Brown, Virginal Conception, pp. 56-61.

1117 Плутарх, Нума 4 4

1118 Dale Moody, "Virgin Birth" //The Interpreter's Dictionary of the Bible, ed George Buttrick (New York Abingdon, 1962), vol. 4,? 791

1119 Wolfhart Pannenberg, Jesus God and Man (Philadelphia Westminster, 1968),? 143

1120 Огто Пайпер пишет, что отцы церкви, в частности Татиан и валентиновские гностики, рассматривали предсуществование и непорочное зачатие во взаимосвязи: "В то время как в писаниях Иоанна и Павла предсуществовавие Христа выглядит практически как замена непорочного зачатия, у этих отцов непорочное зачатие служит доказательством предсуществования" (Otto A. Piper, "The Virgin Birth: The Meaning of the Gospel Accounts" //Interpretation 18, no. 2 [April 1964]: 132).

1121 Тертуллиан, Против Маркиона 4.10. К этой позиции близко подходит Карл Генри: "Разумеется, следует признать, что непорочное зачатие нельзя просто отождествлять с воплощением, как пустой гроб нельзя просто отождествлять с воскресением. Одно может быть без другого. Но связь между ними настолько тесная и по сути необходимая, что если отрицается непорочное зачатие или пустой гроб, то вполне возможно, что под сомнение будет поставлено либо воплощение, либо воскресение, или же они будут восприниматься совершенно иначе по сравнению с тем, как о них свидетельствуют Писание и исторические события. Непорочное зачатие можно считать основным историческим указанием на воплощение, а также выражением природы, цели и смысла Божьей спасительной работы" (Carl Henry, "Our Lord's Virgin Birth" //Christianity Today, 7 December 1959, p. 20).

1122 Hans von Campenhausen, The Virgin Birth In the Theology of the Ancient Church (Naperville, 111.: Alec R.Allenson, 1964), pp. 79-86.

1123 Карл Барт как будто бы придерживается взгляда, что Иисус облекся в ту же падшую природу, которой обладаем и мы; Его безгрешность состояла в том, что Он никогда не совершал реального греха (Karl Barih, Church Dogmatics [Edinburgh: Т. and Т. Clark, 1956], vol. 1, part 2, pp. 151-155).

1124 John Calvin, Institutes of the Christian Religion, book 2, chapter 16.

1125 G. C. Berkouwer, The Work of Christ (Grand Rapids: Eerdmans, 1965), pp. 58-59.

1126 Ibid.,p.58.

1127 Ibid., pp. 58 65. Берковер говорит о "тройном служении" (с. 65) и о трех аспектах одного служения.

1128 C.F.Burney, The Poetry of Our Lord (Oxford: Clarendon, 1925); Joachim Jeremias, New Testament Theology (New York; Scribner, 1971), vol. 1, pp. 1-41.

1129 Charles Hodge, Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1952), vol. 2, p.463.

1130 Cu. George E.Ladd, The Blessed Hope (Grand Rapids: Eerdmans, 1956), pp. 65-67.

1131 Wilham Hordern, A Layman's Guide to Protestant Theology (New York: Macnullan, 1968), p. 92.

1132 Adolf von Harnack, What?s Christianity? (New York: Harper and Brothers, 1957), pp. 124-131.

1133 Wolfgang Friedrich Gess, Die Lehre von der Person Chriati, Entwickelt und dem Selbstbewusstsein Christi und aus dem Zeugnis der Apostel (Basel: Bahnmaier, 1856), p. 804.

1134 Charles Gore, Incarnation of the Son of God (New York: Scribner, 1891), p.172.

1135 Augustus H.Strong, Systematic Theology (Westwood, N. J.: Revell, 1907), pp. 703-704.

1136 Такого мнения придерживались богословы Гессенского университета в конце XVI и начале XVII веков. См. Clarence A. Beckwith, "Christology" //The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, ed. Samuel Macauley Jackson (New York: Funk and Wagnalls, 1908), vol. 3, pp. 57-58.

1137 Anselm, Cur Deus homo 2.10.

1138 RadoIf Bultmann, "New Testament and Mythology" /Kerygma and Myth, ed. Hans Bartsch (New York: Harper and Row, 1961), pp. 2-4. Критику см. в работе: John Macquarrie, The Scope of Demythologizing Bultmann and Ha Critics (New York: Harper and Row, I960).

1139 A.C.McGiffert, The Apostles' Creed, Its Origin, Its Purpose, and Its Historical Interpretation (New York: Scribner, 1902), pp. 6-7.

1140 Joseph Pohle, Eschatology; or. The Catholic Doctrine of the Last Things: A Dogmatic Treatise (St. Louis: B. Herder, 1917), p. 27.

1141 Friedrich Loofs, "Descent to Hades (Christ's)" //Encyclopedia of Religion and Ethic", ed. James Hastings (New York: Scribner, 1966), vol. 4, pp. 666-667.

1142 Edgar C. S. Gibson, The Thirty-Nine Articles of the Church of England (London: Methuen, 1906), p. 169.

1143 Daniel Fuller, Easter Faith and History (Grand Rapids: Eerdmans, 1965), pp. 181-182; cp. Wolfhart Pannenberg, Jesus - God and Man (Philadelphia: Westminster, 1968), pp. 90-97.

1144 В данном переводе английский богословский терцин atonement, обозначающий восстановление отношений между Богом и человеком благодаря жертве Христа, передается словом Искупление (с прописной буквы), как наиболее устоявшимся в русской протестантской литературе эквивалентом. Английский богословский термин redemption, обозначающий избавление или освобождение человека от власти греха, также передается нами как искупление, но пишется со строчной буквы. В данной работе присутствует еще одно английское слово с тем же значением ("искупление") - expiation. Во всех случаях его использования мы приводили английский эквивалент.

За пределами богословского контекста эти три слова (atonement, redemption и expiation) во многих случаях будут взаимозаменяемыми и их можно считать синонимами (общее значение - "восстановление прежних отношений, положения или состояния"). Что касается семантических различий, то у слова atonement возможно присутствие значения "загладить" (вину, проступок), "возместить" (нанесенный ущерб); у слова redemption - "вернуть назад посредством выкупа"; со словом expiation ("загладить", "возместить") связана одна из юридических концепций воздаяния, в соответствии с которой наказание необходимо в первую очередь для самого преступника, так как оно освобождает его от вины и реабилитирует в глазах общества.

Далее редактор считает уместным коротко осветить историю этой терминологической проблемы и возможные пути ее разрешения. Английское слово atonement происходит и" среднеанглийского at onement, что буквально значило "в единстве". На основе данного значения в развился современный богословский термин, который используется на Западе оря разработке центральной сотериологической категория (atonement), тогда как термин redemption, непосредственно соответствующий русскому искупление, оказался в числе дополнительных сотериологических категорий (в русской же богословской традиций эта центральная сотериологическая категория обозначается словом искупление).

В ветхозаветной частя Синодального перевода соответствующее еврейское слово, переводимое на английский как atonement (AV, NIV), передается по-разному: очищение, очистить (Исх. 20:83; Лев. 4:20); выкуп, искупление (Исх. 30:16-16); загладить (Исх. 32:30; Лев. 6:18); охранение (Чис. 8:19); эаступить (Чис. 16:4б-47; 25:13). В Новом Завете (АV) слово atonement встречается лишь в Рим. 5:11. Соответствующее греческое слово Нового Завета (Рим. 6:11; 11:16; 2 Кор. 5:18-19) переводятся на русский язык как примирение, а на английский (AV) - как atonement, reconciliation, reconciling.

Термин Atonement переводится на русский язык многими способами: Искупление, Примирение, Искупительная Жертва, Заместительная Жертва, Умилостивление? т.п. - в результате чего возникает терминологическое, а иногда и смысловое несоответствие протестантских богословских изданий друг другу. Если приводить появляющееся в результате в систематическом богословии многообразие форм выражения к общему знаменателю новозаветного откровения, то нам представляется целесообразным использовать в русской богословской терминологии новый, аналогичный англнйскому Atonement термин, например, Воссоединение (который выполнял бы свою функцию прежде всего в переводах западных богословских разработок). В качестве библейского обоснования для его использования можно было бы привести место: "Дабы все небесное и земное соединять под главою. Христом" (Еф. 1:10). В богословском контексте он не приводит к языковым противоречиям (а они возникают, если, к примеру, рассматривая классические теории восстановления отношений между Богом и человеком, мы обозначаем это явление словом искупление: его выбором семантически задается предрасположенность к теории выкупа - так что оказывается не совсем ясным, какую роль здесь могут играть удовлетворение? моральное вляяние, когда речь идет об искуплении). В философском же плане термин Воссоединение удобен, поскольку он в явном виде выражает реляционный характер этой категории, достаточно прочно закрепляя свидетельство Нового Завета о том, что прежние формы восстановления отношений между Богом и человеком были не столько примирением, сколько перемирием (Ин. 4:13-14; Евр. 9:25-26). - Прим. рев.

1145 Emil Brunner, The Mediator (London: Lutterworth, 1934), pp. 435-436.

1146 Leon Morris, The Cross in the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1965), p. 6.

1147 Helmut Thielicke, A Little Exercise for Young Theologian" (Grand Rapids: Eerdmans, 1962), p. 28.

1148 Faustus Socinus, De Jesu Christo servatore 1.1.

1149 Faustus Socinus, Christianae religionis brevissima institutio 1.667.

1150 Socinus, De Jesu Christo servatore 1.8.

1151 Пьер Абеляр, Комментарий на Послание к римлянам 3:26; 5:5.

1152 Hastmgs Rashdall, The Idea of Atonement in Christian Theology (London: Macmillan, 1920), p.26.

1153 Horace Bushnell, The Vicarious Sacrifice, Grounded in Principles of Universal Obligation (New York: Scribner, 1866), pp. 130-131.

1154 Ibid.,p.l32.

1156 Ibid.,? 154.

1156 Ibid, pp. 154-155.

1157 Ibid, p. 155.

1158 Ibid.,p.l56.

1159 Ibid.,p.220.

1160 Ibid., pp. 223 225.

1161 L. W. Grensted, A Short History of the Doctrine of the Atonement (Manchester: University Press, 1920), p. 290.

1162 John Miley, The Atonement in Christ (New York: Phillips and Hunt, 1879), pp. 199.

1163 Hugo Grotius, Defensio fidei catholicae de satisfaction Christi adversus Faustum Socinum 5.

1164 Ibid.

1165 Ibid., 2 3.

1166 Ibid.,5.

1167 Miley, Atonement, pp. 245 265.

1168 Gustaf Aulen, Chrlstus Victor An Historical Study of the Three Main Types of the Idea of the Atonement, trans A.G.Hebert (New York: Macmillan, 1931), p. 20.

1169 Иривей, Против ересей 5.1.1.

1170 Ориген, Комментарий на Послание к римлянам 2:13.

1171 Ориген, Комментарий на Евангелие от Матфея 13:28.

1172 Ibid.

1173 Григорий Нисский, Великий катехизис 22,

1174 Ibid., 23.

1175 Ibid., 24.

1176 Ibid., 26.

1177 Ibid., 24.

1178 Григорий Великий, Этика Иова 33.15.

1179 См. Peter Lombard, Sententiae 3.19.

1180 Augustine, De trinitate 13.12.

1181 Ibid., 13.14.

1182 Иоанн Дамаскин, Изложение ортодоксальной веры 3 27

1183 Aulen, Christus Victor, pp 26 27

1184 Grensted, Short History, pp 120 121

1185 Ibid., р. 123.

1186 Anselm, Cur Deus homo? 1.7.

1187 Ibid., 1.11.

1188 Ibid., 1.12.

1I89 Ibid., 1.13.

1190 Ibid., 1.16-18.

1191 Ibid., 2.8.

1192 Ibid., 2.10.

1193 Francis Brown, S. R. Driver, and Charles A. Briggs, Hebrew and English Lexicon of the Old Testament (New York: Oxford University, 1956), pp. 497-498.

1194 R. Laird Harris, // Theological Wordbook of the Old Testament, ed. R. Laird Harris (Chicago: Moody, 1980), vol. 1, pp. 452-463.

1195 Gustave F. Oehler, Theology of the Old Testament (Grand Rapids: Zondervan, 1950), p. 307.

1196 Ibid.,p.274.

1197 Edwin Hatch and Henry A. Redpath, A Concordance to the Septuagint (Grand Rapids: Baker, 1983 reprint), pp. 890-891.

1198 C. K.Barrett, The Gospel According to St. John, 2nd. ed. (Philadelphia: Westminster, 1978), p. 571.

1199 George Ladd, A Theology of the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1974), p. 424.

1200 Ibid.,p.425.

1201 C.H.Dodd, The Bible and the Greeks (London: Hodder and Stoughton, 1935), p. 94.

1202 A. G.Hebert, "Atone, Atonement" //A Theological Word Book of the Bible, ed. Alan Richardson (New York: Macmillan, 1951), p. 26.

1204 Ladd, Theology, pp. 429 430. Более развернутую критику взглядов Додда см. в работе: Roger Nicole, "С.H. Dodd and the Doctrine of Propitiation" //Westminster Theologlcal Journal 17(1965): 117-157.

1205 Leon Morris, "The Use of Hilaskesthai in BibUcal Greek" // Expository Times (1950 - 1951): 238.

1206 Dodd, Bible and the Greeks, pp. 86-87.

1207 А. Т. Robertson, A Grammar of the Greek New Testament in the Light of Historical Research, 2nd ed. (New York: George H. Doran, 1915), p. 673.

1208 Ibid.

1209 G.B.Winer, A Treatise on the Grammar of the New Testament Greek, 3rd ed. rev. (9th English ed.) (Edinburgh: T. and T. Clark, 1882), p. 479.

1210 Robertson, Grammar of the Greek New Testament, p. 630.

1211 Ibid.,p.631.

1212 Ibid.

1213 Leon Morris, The Cross in the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1965), p. 175.

1214 Пьер Абеляр, Комментарий на Послание к римлянам 5:5.

1215 John Murray, Redemption - Accomplished and Applied (Grand Rapids: Eerdmans, 1955), pp. 43-38.

1216 Faustus Socinus, De Jesu Christo servatore 1.1

1217 Racovian Catechism, trans. Thomas S.Rees (London: Longman, Hurst, Rees, Orme, and Brown, 1818; Lexington, Ky.: American Theological Library Association, 1962), section 5, chapter 8.

1218 Albrecht Ritschl, The Christian Doctrine of Justification and Reconciliation (Edinburgh: T.and T.Clark, 1900), vol. 3, p. 473.

1219 Murray, Redemption, p. 31.

1220 См. например: Lotaine Boettnei, The Alonement (Grand Rapids: Eerdmans, 1941), p. 92.

1221 Некоторые богословы, например Луи Беркхоф и Лорен Беттнер, признают только супралапсарианство и инфралапсарианство. Другие, например Огастас Стронг, упоминают только супралапсарианство и сублапсарванство. Эти три системы различаются своим представлением о логическом порядке Божьих решений. О супра-, иифра- в сублапсарианстве см. гл. 42, раздел "Кальвинизм". См. также: Louis Berkhof, Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1963), pp. 118-125; Loraine Boettner, "Predestination" //Baker-i Dictionary of Theology, ed. Everett F. Harrison (Grand Rapids; Baker, 1960), pp. 416-417; Augustus H.Strong, Systematic Theology (Westwood, N.J.: Revell, 1907), pp. 777-779; Henry C.Thiessen, Introductory Lectures in Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1949), pp. 343.

1222 Thiessen, Introductory Lectures, p. 348; Strong, Systematic Theology, p. 777.

1223 R.B.Kuiper, For Whom Did Christ Die? (Grand Rapids: Eerdmans, 1959), p. 64.

1224 Louis Berkhof, Vicarious Atonement Through Christ (Grand Rapids: Eerdmans, 1936), p. 160.

1225 Charles Hodge, Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1952), vol. 2, p. 553.

1226 Ibid., p. 548.

1227 Ibid.

1228 Ibid.

1229 Strong, Systematic Theology, p. 777.

1230 Thiessen, Introductory Lectures, p. 330.

1231 Н. Orton Wiley, Christian Theology (Kansas City, Mo.: Beacon Hill, 1968), vol. 2, p. 296.

1232 Samuel Wakefield, A Complete System of Christian Theology (Cincinnati: Hitchcock and Walden, 1869), p. 383.

1233 Ibid., р. 376.

1234 Berkhof, Vicarious Atonement, p. 157.

1235 Strong, Systematic Theology, pp. 777-778

1236 А. В. Simpson, The Gospel of Healing (New York: Christian Alliance, 1880), pp. 30-31.

1237 George L. Cole, God's Provision for Soul and Body (Los Angeles: George L. Cole, 1947), p. 8.

1238 Rowland V.Bingham, The Bible and the Body: Healing in the Scriptures (Toronto: Evangelical Publishers, 1952), pp. 56-57.

1239 A.C.Gaebelein, The Healing Question (New York: "Our Hope", 1925), p. 74.

1240 Francis Brown, S. R. Driver, and Charles A. Briggs, Hebrew and English Lexicon of the Old Testament (New York: Oxford University, 1955), p. 318.

1241 Ibid., pp. 669-671.

1242 Ibid., р.456.

1243 Ibid., р. 687.

1244 W. F. Moulton and A. S. Geden, A Concordance to the Greek Testament (Edinburgh: T. and T. Clark, 1897), pp. 578-581.

1245 G. Abbott-Smith, A Manual Greek Lexicon of the New Testament (Edinburgh: T.and T.Clark, 1937), pp.263-264.

1246 Ibid., p. 78.

1247 James Orr, The Progress of Dogma (Grand Rapids: Eerdmans, 1952 reprint), pp. 22-30. Opp высказывает мысль, что историческая последовательность разработки важнейших учений отражает их догматическую последовательность: учение о Боге было разработано в самом начале, а учение о последних днях - в последнюю очередь. Но в таком случае можно было бы ожидать завершения работы над учением о Святом Духе к IV - V вехам. Однако эта доктрина привлекла к себе особо пристальное внимание лишь в XX веке.

1248 Ориген, Против Цельса 5.60; ср. Василий, Беседа о Псалме 1.

1249 Афинагор, Мольва за христиан 7,9.

1250 Августин, Гармония Евангелий 2.30; 3.7.

1251 Климент Римский, Послание к коринфянам 58.2.

1252 Ibid., 46.6.

1253 Тертуллиан, Против Праксея 2, 3, 8.

1254 J. N.D.Kelly, Early Christian Doctrines (New York: Harper and Row, 1960), p. 118.

1255 Ириней, Против ересей 2.30.9; Изложение проповеди апостольской 5.

1256 Ириней, Изложение 6.

1257 Ориген, Комментарий на Евангелие от Иоанна 2.10.75.

1258 Ibid.

1259 Ориген, Комментарий на Евангелие от Матфея IS. 10.

1260 См. Афанасий, Четыре слова на ариан 1.6.

1261 Евсевий Кесарийский, Подготовка к принятию Евангелия 11.20.

1262 Евсевий Кесарийский, О церковном богословии опровержение Маркелла З.б.З.

1263 Афанасий, Послание к епископу Серапиону о Святом Духе 1.21, 30.

1264 Синод. "ветер". - Прим перев

1265 Ibid, 1.3,11,10. Переводы отражают точку зрения тропистов.

1266 Ibid., 1.2, 20-27; 3.1 6.

1267 Григорий Назианзин, Богословские беседы б: О Святом Духе 5.

1268 Василий, Послания 159 2

1269 Тертуллиан, О воскресении плоти 63.

1270 "Filioque Controversy" // The New Schaff Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, ed. Samuel Macauley Jackson (New York: Funk and Wagnalls, 1908), vol. 4, pp. 312-313.

1271 Bernard Holm, "The Work of the Spirit: The Reformation to the Present" //The Holy Spirit In the Life of the Church: From Biblical Times to the Present, ed. Paul D.Opsahl (Minneapolis: Augsburg, 1978), pp. 102-103.

1272 John Calvin, Institutes of the Christian Religion, book 1, chapter 7, section 5.

1273 Ibid., book 1, chapter 9, section 1.

1274 Письмо Джона Ввели от 21 июня 1784 года, цит. no: The Letters of Rev. John Wesley, ed. John Telford (London: Epworth, 1931), vol. 7, p. 222.

1275 Hemrich Schmid, The Doctrinal Theology of the Evangelical Lutheran Church, trans. Charles A. Hay and Henry E Jacobs, 4th ed. rev. (Philadelphia: Lutheran Publication Society, 1899), pp. 407-499.

1276 См. например. Matthew Tindal, Christianity as Old at the Creation (Stuttgart - Bad Cannst mann - Holzboog, 1967 reprint of the 1730 London edition)

1277 Friedrich Schleiermacher, The Christian Faith (New York: Harper and Row, 1963), vol. 2, p. 537.

1278 Klaude Kendrick, The Promise Fulfilled: A History of the Modern Pentecostal Movement (Springfield, MO.: Gospel, 1961), pp. 48-49, 62-53; Agnes N.(Ozman) LaBerge, What God Hath Wrought (Chicago: Herald, n.d.), p. 29.

1279 Kendrick, Promise Fulfilled, pp. 64-68.

1280 Ricbard Quebedeaux, The New Charismatics: The Origins, Development, and Significance of Neo-Pentecos talism (Garden City, N. Y.: Doubleday, 1976), pp. 4-11.

1281 H. Richard Niebuhr, The Social Sources of Denominationalism (New York: Henry Holt, 1929), pp. 17-21.

1282 В Синодальном переводе слово вечный отсутствует. - Прим перев

1283 Высказывается мнение, что антецедентом в данном случае служит существительное мужского рода paraklhtos в Ин. 16:7. Но такая возможность маловероятна, учитывая расстояние между ним и местоимением.

1284 Richard Trench, Synonyms of the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1953), pp. 357-361.

1285 Дэвидсон пишет: "Дух этого языка не благоприятствует образованию имен прилагательных, и для разного рода пояснений предшествующего существительного используется родительный падеж, указывающий на материал предмета, его качества или отношения" - А. В, Davidson, Hebrew Syntax (Edinburgh: Т. and Т. Clark, 1902), p.32.

1286 Рейвен утверждает, что упоминания "Духа Божьего" в Ветхом Завете не относятся конкретно и специально к Святому Духу: "Здесь отсутствует различение лиц в Божестве. В Ветхом Завете Дух Божий - это Сам Бог, осуществляющий активное воздействие на что-либо" - J. H. Raven, The History of the Religion of Israel (Grand Rapids: Baker, 1979), p. 164.

1287 Изложение той точки зрения, что места Писания, подобные Пс. 103:30, относятся лично к Святому Духу, см. в работе: Leon Wood, The Holy Spirit in the Old Testament (Grand Rapids: Zondervan, 1976), pp. 19-20.

1288 Eduard Schweizer, The Holy Spirit, trans. Reginald H. and Use Fuller (Philadelphia: Fortress, 1980), pp. 10-19.

1289 Wood, Holy Spirit, рр 42-43.

1290 Ibid., p.41.

1291 George Smeaton, The Doctrine of the Holy Spirit (London: Banner of Truth Trust, 1968), pp. 33-35.

1292 Karl Barth, Dogmatics in Outline (New York: Philosophical Library, 1948), p. 95.

1293 Raymond E.Brown, The Birth of the Messiah (Garden City, N. Y.: Doubleday, 1977), pp. 124-125.

1294 B Синодальном переводе в Евангелиях от Матфея и от Марка слово Иоанн выделено курсивом, и это означает, что в оригинале оно отсутствует. - Прим. ред.

1295 Schweizer, Holy Spirit, p. 61.

1296 Dale Moody, Spirit of the Living God (Nashville: Broadman, 1976), pp. 40-41.

1297 Анализ слов Иисуса Никодиму см. в работе: Henry B.Swete, The Holy Spirit in the New Testament A Study of Primitive Christian Teaching (London: Macmillan, 1909), pp. 130 136.

1298 Donald Gee, The Pentecostal Movement, Including the Story of the War Yean (1940 - 1947), rev. ed.(London: Klim, 1948), p. 10.

1299 Laurence Christenson, Speaking in Tongue" and Itt Significance for the Church (Minneapolis: Bethany Fellowship, 1968), pp. 72-79.

1300 Anth.ony Hoekema, What About Tongue-Speabingi (Grand Rapid: Bardmans, 1966), pp. 16ff.

1301 Stanley D.Touesaint, "First Corinthians Thirteen and Tongues Quiestion" //Bibliotheca Sacra 120 (October-December 1963): 311-316; Robert Glenn Gromacki, The Modern Tongue" Movement (Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1967), pp. 118-129.

1302 Benjamin В. Warfield, Miracles: Yesterday and Today (Grand Rapids: Eerdmans, 1953), p. 6.

1303 P. Feine, "Speaking with Tongues" //The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, ed. Samuel Macauley Jackson (New York: Funk and Wagnalls, 1908), vol. 11, pp. 37-38.

1304 William Sargent, "Some Cultured Group Abreactive Techniques and Their Relation to Modern Treatments" //Proceedings of the Royal Society of Medicine (London: Longmans, Green, 1949), pp. 367 if.

1305 William J.Samarin, Tongues of Men and Angels: The Religious Language of Pentecostaltsm (New York: Macmillan, 1972), chapters 4-6.

1306 Более полисе рассмотрение вопроса см. в работе: Frederick Dale Bruner, A Theology of the Holy Spirit (Grand Rapids: Eerdmans, 1970), pp. 163-218.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 278 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.035 с)...