![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
лиза. Ренегат, или изменник, или карьерист (как бы их ни называли) чаще становится объектом поношения, чем объектом социологического изучения.
В рамках теории референтных групп, не связанной с языком эмоций, у социолога появляется возможность идентифицировать и локализовать предательство, измену, ассимиляцию иммигрантов, классовую мобильность, социальное восхождение и т.д. как разнообразные формы идентификации с не-членской группой. При этом мы получаем возможность изучать их не как абсолютно специфические и не связанные друг с другом формы поведения, но как различное выражение сходных процессов при достаточно разных условиях. Вопрос о переносе лояльности людей из высших классов от своего собственного класса к низшему классу (был ли это предреволюционный период во Франции XVIII века или в России XX века) принадлежит той же самой группе социологических проблем, что и более знакомый нам вопрос об идентификации людей из низшего класса с высшим классом; этот предмет довольно поздно начал привлекать внимание социологов в обществе, где вертикальная социальная мобильность является установившейся ценностью. Несмотря на такие акценты в нашей культуре, феномен «высших», принимающих ценности «низших» (как и многие референтно-групповые феномены), заслуживает дальнейшего исследования не меньше, чем феномен «низших», которые стремятся стать «высшими».
При таком отступничестве от внутренней группы может оказаться, как это часто предполагают, что человек остается в группе только номинально и что он лишь слегка включен в ее сеть социальных отношений, но позитивно ориентирован на не-членские группы. Но даже если это утверждение в целом верно, оно является статичной корреляцией и, следовательно, только частичным объяснением. На самом деле необходимо исследовать тот процесс, благодаря которому такие корреляции поддерживаются. Делая вывод из некоторых качественных данных в «Американском солдате» и из других исследований отречения от своей измены, мы полагаем, что между ухудшением социальных отношений в группе и позитивными установками на нормы не-членской группы существует постоянное и нарастающее взаимодействие.
То, что человек переживает как отчуждение от группы, членом которой он является, его товарищи склонны переживать как отступничество от группы, и это обычно вызывает враждебную реакцию. Поскольку социальные отношения между человеком и остальной группой ухудшаются, нормы группы становятся для него менее обязательными. А так как он постепенно отдаляется от группы и за это она его наказывает, маловероятно, чтобы он получил вознаграждение за пре-
данность групповым нормам. Однажды возникнув, этот процесс, по-видимому, движется к нарастающему отделению от группы — и с точки зрения установок и ценностей, и с точки зрения социальных отношений. И в той степени, в какой человек ориентируется на ценности внешней группы, возможно, поддерживая их словесно и выражая их в действии, он только расширяет пропасть и усиливает враждебность между ним и его товарищами по внутренней группе. Взаимосвязь между разобщением и постепенным отчуждением от групповых ценностей может послужить для человека двойной мотивацией ориентироваться на ценности другой группы и присоединиться к ней. Остается выяснить вопрос об объективной возможности присоединиться к референтной группе. Если возможность является ничтожной или отсутствует, то отчужденный человек становится социально незакрепленным. Но если социальная система допускает подобные изменения в групповом членстве, то человек, отстраненный от одной группы, все больше ориентируется на принадлежность к другой.
Это гипотетическое объяснение отстранения и отчуждения, которое, конечно, только слегка затронуло процессы референтно-группового поведения, требующие дальнейшего изучения, по-видимому, приблизительно соответствует качественным данным в «Американском солдате», где описаны те, кого называли «подхалимы», «подлизы», «выслуживающиеся». Выдержки из дневника рядового военнослужащего иллюстрируют взаимосвязь между отступничеством и отчуждением: ориентированный вовне человек слишком усерден в верности официальной морали. Групповую враждебность, выраженную в насмешках, вызывают слова, произнесенные К. и С: «Лейтенант сказал, что вы должны работать». После насмешек над ними: «Все должны подлизываться», — они начинают отдаляться от группы. «Остракизм стал очевидным, люди стали избегать их компании, только некоторые были дружелюбны». Они чаще общаются с людьми, представляющими нечленскую референтную группу: «У, С и К «подлизывались» все утро, крутились вокруг лейтенантов и задавали бодрые вопросы». В этом кратком описании хорошо просматривается действие внутригрупповой ориентации, нарушающей позитивную ориентацию на официальную мораль46, а также процесс, в ходе которого эта ориентация развивает-
46 Официальная брошюра военного департамента, розданная новобранцам, стремилась дать благословение «подхалимам»: «Подхалимажем» называют все те поступки солдата, которые он честно совершает для того, чтобы заслужить внимание и продвижение. Армия поощряет людей, делающих особые усилия в строевой подготовке, исключительное «надраивание до блеска» своего обмундирования. Иногда это доставляет неудобства для других людей, которые предпочитают более легкую жизнь, но это стимулирует дух соревнования и усовершенствования, который делает нашу армию лучшей» (], 264). - Примеч. автора.
ся у тех, кто принимает эту мораль в качестве главного референтного ориентира, рассматривая свои связи с внутренней группой как менее значимые.
Делая выводы из осмысления этих опросных исследований по конформизму и мобильности, мы полагаем, что есть возможность для исследования последствий различных образцов референтно-группового поведения и для изучения их определяющих факторов. Более того, социология изучает последствия, которые имеют значение не только для людей, чье поведение рассматривается, но и для групп, в которых они состоят. Мы рассмотрели вероятность того, что степень, до которой структура этих групп и статус их членов признается легитимной, может определить круг групп или слоев, которые они обычно принимают в качестве эталона для оценки их собственного положения. И, в заключение, эти опросы привлекают внимание к необходимости тщательного изучения тех процессов в групповой жизни, которые поддерживают позитивные ориентации на не-членские группы или мешают им, что приводит к соединению теории референтных групп и современных теорий социальной организации.
Психологические и социальные функции
В нашем предшествующем обзоре мы старались провести различие между последствиями позитивной ориентации на не-членскую группу для индивида, для членской группы и для большой социальной системы. Если, как мы допустили, установленный образец поведения обычно имеет такие разные последствия, его можно результативно исследовать как с психологической, так и с социологической точки зрения. Иногда «Американский солдат» анализирует поведение только с точки зрения психологической ориентации. Но в некоторых из этих примеров ту же самую ситуацию полезно было бы пересмотреть с точки зрения ее значения для теории функциональной социологии47. Это не говорит о том, что социологическая ориентация неизбежно «превосходит» психологическую или противоречит ей. Но они действительно различны. И, рассматривая эти материалы из различных перспектив, отличающихся от тех, которые есть в самом тек-
47 Интересно посмотреть, как профессиональная подготовка явно влияет на способ описания материалов «Американского солдата». В своем обзоре этой книги Гордон Олпорт, психолог, говорит о ее «социологическом уклоне». А здесь двое социологов утверждают, что она имеет, в сущности, заметную «психологическую ориентацию». Авторы могут чувствовать себя очень комфортно при этом двойном попечении. — Примеч. автора.
сте, мы можем обнаружить новое значение этих прикладных исследований для социальной теории.
Случай 6 (II, 272—284). Среди случаев, демонстрирующих явную психологическую ориентацию, имеется краткое сообщение о переживаниях людей в лагерях для новобранцев, армейских гарнизонах, через которые они проходят после учебных частей и перед размещением во фронтовых подразделениях, нуждающихся в пополнении своего личного состава. Авторы рисуют живой психологический портрет лагеря для новобранцев: лагерь — это «неиссякаемый источник психологического расстройства», постоянный кадровый состав лагеря руководит новобранцами массово и безлично, новобранцы имеют только статус «ожидающих назначения» и испытывают недостаток «социальных связей, которые могли бы обеспечить их поддержку, у них отсутствуют гарантии безопасности, обеспечиваемые обладанием установленной нишей в какой-либо организации». Вероятно, «наиболее бросающаяся в глаза характеристика лагерной жизни... в том, что такая ситуация приводит в состояние тревожной неопределенности без возможности разрядить напряжение» (II, 274). Одно из последствий лагерных испытаний заключалось в том, чтобы новобранцы «приветствовали практически любое постоянное назначение». Хотя это не означало, что они одобряют сами по себе боевые действия, но «даже в этом отношении... завершение тревожной неопределенности, вероятно, в некотором отношении означало психологический выигрыш. Новоиспеченный фронтовик мог сказать себе: к лучшему или худшему, но «это нечто определенное» (II, 176).
Исследовательский сектор, следовательно, был в основном занят вопросом: каково воздействие этого опыта на новобранца? Но те же самые данные подразумевают совсем другую проблему; с точки зрения функциональной социологии, проблема состоит не в воздействии лагеря на новобранца, а в воздействии лагеря на его последующее включение в фронтовую группу.
Функциональный анализ этой ситуации можно начать с концептуализации социальной роли лагеря новобранцев, который подпадает под категорию организации, созданной для передвижения людей из одной группы в другую. Как правило, после того как дается более обобщенное описание какой-либо ситуации, другие ситуации, считающиеся различными на уровне здравого смысла, начинают рассматриваться как частные случаи той же самой категории. Материалы, разметенные на многочисленных страницах «Американского солдата», Дают много хороших примеров, иллюстрирующих один общий для них образец перехода из одной группы в другую: например, лагерь новобранцев в этом отношении, по существу, ничем не отличается от
Мертои «Социальн. теория»
сборного пункта, в котором солдаты ожидают нового назначения и который представляет собой промежуточный этап между боевой частью и новым размещенным на родине гарнизоном. Кроме того, социологи давно интересовались стандартными социальными образцами, обеспечивающими переход от одной группы к другой в различных институциональных областях, например, переход выпускника средней школы на первый курс колледжа.
Считается, что личные и социальные трудности, связанные с подобным переходом, возникают главным образом благодаря двойственности этого процесса, который сопровождается разрывом прежних групповых связей (или перемещением их на второе место) и созданием новых групповых связей. Это в некотором смысле сравнимо с процессом первоначальной абсорбации призывника в его первом армейском подразделении со всеми сопутствующими неприятностями формирования групповой структуры. Но в этом конкретном случае человеку легче приспособиться, поскольку это не является его особой личной проблемой. Любой член новообразованной группы испытывает сходные проблемы, является ли он студентом первого года колледжа или неопытным армейским новобранцем.
Однако если человек был членом одной группы, то его переход в другую, уже сложившуюся группу является совсем иной проблемой (на которую может пожаловаться любой ребенок, переведенный из одной школы в другую в середине учебного года). В этом случае его первоначальное положение в новой группе часто вызывает укрепление старых связей — его старые друзья, его прежние учителя, его старая школа оказывают несоразмерно большее влияние. Во многом это тот же самый феномен, как тот, когда солдаты отозваны из своих прежних военных подразделений и размещены в новых гарнизонах на родине. Одно из исследований в «Американском солдате» сообщает, что в подобном месте для призванных на действительную службу имеет особое значение возможность «сохранять военные знаки различия их прежних соединений» (II, 507—508), — так же как для внезапно переведенного школьника особое значение имеет укрепление прежних групповых связей. Оба примера отражают сопротивление разрыву прежнего членства в группе. Один школьник не может разрушить единство новой группы*, и со временем он обычно принимает-
* Об этом писал Льюис в первой части автобиографии, насмешливо описывая функциональное требование «прислуживать старшим ученикам» (зло шутить над новичками) в английских школах для мальчиков или по крайней мере в той школе, которую он имел счастье посещать. «Интересно, что школы для мальчиков были устроены таким образом, что создавали именно те ситуации, которые обещали предотвратить или излечить. Вы должны понять (если не были сами погружены в эту традицию), что вся штука заключалась в том, чтобы изобрести «розыгрыш» над младшими мальчиками и
ся в общий ряд. Но если значительное число новичков с их приверженностью старым школьным связям противостоит группе, нам вполне может понадобиться создание «учебного лагеря», чтобы предупредить дисфункциональные последствия того вызова, который они бросают единству группы. Точно такая же проблема существует в армии. Будучи созданным на достаточно непрочных основаниях, единство армейского подразделения может быть серьезно нарушено благодаря введению значительного числа новичков, если их привязанность к прежней группе не разрушена до их поступления в новое подразделение.
Таким образом, с точки зрения облегчения абсорбации новобранцев в фронтовой группе, новой для них, а также с точки зрения их потенциального влияния на группу, в которую они вступают, может существовать функциональное требование не переводить их непосредственно из учебной части в часть, с которой они вскоре вступят в бой. Одна из альтернатив, которая была фактически применена на практике в течение военных лет: пропустить заново обученного солдата через лагерь новобранцев. Тем самым лагерь новобранцев, возможно, выполняет латентную функцию: вероятно, он помогает разрыву прежних групповых армейских связей у солдата, облегчая им таким образом абсорбаци ю в их фронтовых частях; Во многом тем же самым способом, которым кессонщик приспосабливается к нормальному атмосферному давлению в конце рабочего дня, проходя под водой через декомпрессионную камеру, так солдат «дегруппируется», проходя через лагерь новобранцев. Это покажется еще более важным, если иметь в виду скорость, с какой новобранцы были действительно посланы в бой после присоединения к боевой части. В одном исследовании было обнаружено, что половина новобранцев-пехотинцев вступила в бой менее чем через три дня после их присоединения к части.
Другими словами, исключительная психологическая тревожность, отмеченная Исследовательским сектором как характеристика лагерной жизни, может также быть рассмотрена как поведенческий показа-
«поставить их на место». «Если бы младшие не подчинялись старшим, — сказал однажды мой брат, — они могли бы стать невыносимыми...» Очевидно, определенная серьезная опасность приходила на ум тем, кто создал вивернианскую иерархию. Для них кажется очевидным, что, если предоставить вещи самим себе, девятнадцатилетние парни, которые играют в регби за графство и боксируют за школу, будут везде сбиты с ног и осаждены тринадцатилетними мальчиками. И это, вы представляете, было бы очень шокирующим спектаклем. Таким образом, был изобретен сложнейший механизм для защиты силы от слабости, тесной корпорации «стариков» против группы новичков, °торые чужие друг для друга и для всех остальных в этом месте, жалкие, трепещущие вы против разъяренных и хищных овец» (C.S. Lewis, Surprised by Joy: The Shape of My tc"-ly Life (New York: Harcurt, Brace and Company, 1955), 104—106). - Примеч. автора.
тель состояния временной «безгруппности». Но что бы ни подчеркивалось — лежащий в основе социологический феномен безгруппности или внешняя и очевидная психологическая тревожность, функциональная социология могла бы проследить их организационные последствия, то есть их воздействие на вступление новобранца в самую важную для него армейскую группу — ту часть, с которой он вступит в бой48.
Эта тревожность, сопровождающая процесс утраты группы, вполне может быть дисфункциональной для отдельного солдата в то время, когда он ее испытывает, и для нескольких солдат; она вообще может иметь серьезное влияние на их личную адаптацию. Однако тот же самый процесс утраты группы может иметь функциональные последствия для других организационных общностей, особенно для фронтовых частей, в которых новобранцы, утратившие принадлежность к какой-либо группе, абсорбируются гораздо легче45. Эмпири-
48 Ранее мы упоминали сходство между функцией лагеря для новобранцев и пун
ктом, где отозванные солдаты ожидают назначения при переходе из своих боевых
частей в их отечественные армейские подразделения. Изучение отозванных солдат в
«Американском солдате» (глава II по проблемам замены личного состава и реконвер
сии) предполагает, что «дегруппирующие» процессы для отозванных солдат требуют
более долгого отрезка времени, поскольку отозванные солдаты переходят из наибо
лее сплоченных армейских групп. Таким образом, в обследовании отозванных солдат
и не служивших за рубежом солдат, в котором они отвечали на вопрос об их ощуще
нии принадлежности к их новой части, отозванные солдаты гораздо чаще, чем другие
солдаты, были склонны отвечать, что они не считают, что принадлежат к этой части,
хотя в большей доле случаев они могли находиться в этой части более долгий период
времени. В военно-воздушных силах, например, 34% отозванных и 15% других солдат
говорили, что они не чувствуют «принадлежности» к своей части. Различие между
отозванными и неотозванными в других родах войск в армии уменьшается понемно
гу от разницы в 17% в более сплоченных военно-воздушных соединениях до разницы
в 11 % в интендантской службе (II, 507). Скорость и легкость процесса «дегруппиров-
ки» и последующей адаптации к новой группе будет явно зависеть от интенсивности
прежних групповых связей. — Примеч. автора.
49 Если мы указываем на возможную функцию тревоги, то это не означает, что мы
защищаем тревогу. Поскольку (даже в качестве сопутствующего обстоятельства для
процесса дегруппировки) не все такого рода ситуации тревоги являются функциональ
ными для социальной организации. Например, в случае офицерской школы, которую
«можно считать суровым испытанием», одно из последствий ситуации, вызывающей
повышенное беспокойство, было лишение кандидата в офицеры любых признаков его
прежних солдатских ценностей, что, очевидно, препятствует его последующей способ
ности понимать точку зрения рядовых солдат. После анализа «испытаний» в офицерс
кой школе с точки зрения данных исследований авторы говорят: «...при оценке такой
передачи культуры существует достаточная вероятность предположения, что этот про
цесс объясняет нам, почему многим офицерам, которые сами были ранее рядовыми
солдатами, по-видимому, не удается в качестве офицеров вспомнить свой солдатский
опыт и постараться понять точку зрения рядовых солдат при обращении с ними» (1,391).
ческую проверку этой гипотезы можно сделать, применив методику, использованную в исследовании отозванных из своих подразделений (см. предшествующую сноску). Для каждого уровня привязанности солдат к их прежнему подразделению следует определить, во-первых, будет ли больший период, который люди провели в лагере новобранцев, более эффективным для того, чтобы они сами отказались от своего прежнего группового единства; и, во-вторых, будут ли те солдаты, которые были таким образом «дегруппированы», затем более эффективно приняты в их фронтовые части. Эта проблема может быть связана с более общей проблемой факторов или процессов, влияющих на переход от старой к новой членской группе. И в определенной степени это можно дополнить тонким анализом лагеря новобранцев, представленным в «Американском солдате».
Концепты, родственные теории референтных групп
Ранее мы упоминали, что определенные факты референтно-группового поведения были отмечены задолго до того, как термин «референтная группа» был введен Хайменом в его важном исследовании 1942 года50. Так, полвека назад Дюбуа заметил: «Белый житель Филадельфии с доходом $ 1500 в год может называть себя бедным и живущим скромно. Негр с доходом $ 1500 в год относится к богатейшим людям своей расы и, соответственно, должен обычно тратить больше, чем его белый сосед, на квартирную плату, одежду и развлечения51. Но хотя
Это можно как считать, так и не считать вызывающим возражения, принимая во внимание осознанное представление об армии как об иерархии. Но, кажется, есть определенные доказательства, что рядовые солдаты (сформировавшись в культурной системе, которая развивает ценность демократического равенства) выполняют свои обязанности лучше, когда они уверены, что дистанция между ними и их командирами не является непреодолимой, когда они понимают, что их офицеры имеют относительно мало привилегий, которыми солдаты не обладают, и так далее (1, 369). Но в других случаях функциональные последствия процесса дегруппировки для армейских целей могут во многом перевесить временные дисфункциональные результаты для человека, заброшенного в лагерь для новобранцев. С точки зрения точно определенного понятия социальной технологии, можно вывести рекомендации для распространения понятия «дегруппировка» вплоть до создания положения о подобных промежуточных организациях или статусах в различных институциональных инструкциях. Но это заранее допускает исключительный интерес к цели организации — например, возрастающей эффективности военного механизма. — Примеч. автора.
50 Н. Hyman, «The Psychology of Status». — Примеч. автора.
51 W.E.B. DuBois, The Philadelphia Negro, E.F. Frazier, The Negro in the United States
(New York: Macmillan, 1949,299n). Фрейзер продолжает эти исследования, чтобы ука
зать на противоречивые воздействия, которым подвержены негры-профессионалы.
тот специфический факт, что самооценки соотносительны с «этой» групповой системой координат, отмечался довольно часто, это не было сформулировано в понятиях достаточно общих, чтобы привести к систематическому осмыслению этого факта. Понятие «референтная группа» является полезным не потому, что само это понятие помогает объяснять поведение, но потому, что оно не позволяет нам игнорировать этот компонент самооценки. Именно обобщенность этого понятия приводит к осознанию сходства во внешне различном поведении.
Помимо этих отдельных наблюдений в социологии и социальной психологии, существовало несколько развивающихся концептов, которые в настоящее время обещают соединиться с функциональной теорией референтно-группового поведения. Каждый из них в определенной степени внес свой большой вклад, но с ретроспективной точки зрения поразительнее всего то, что по большому счету их взаи-
«Негр-профессионал или духовное лицо часто испытывает сильное побуждение, чтобы вести себя как человек, принадлежащий к высшему классу негритянской группы, и в то же самое время выступать в роли принадлежащего к среднему классу профессионала или «белого воротничка» в обществе в целом». И он продолжает свою мысль, что в действительности изменение системы социальных отношений (возрастающая интеграция «в большее сообщество») нарушает равновесие в соответствующих референтных группах. Он замечает: «Чем сильнее негр-профессионал (будь то мужчина или женщина) или духовное лицо интегрируется в большое сообщество, тем больше он избегает обязанностей представителя высшего класса в негритянской группе и может ориентировать свое поведение в соответствии со своим статусом среднего класса». Ibid., 300 [курсив мой].
Достаточно интересно, что технические проблемы в разработке выборок для опроса общественного мнтняусиливают внимание к тому же самому факту, что экономический статус соотносится с распределением доходов окружающего сообщества. Таким образом, «собственник маленького обувного магазина в Дубьюке (штат Айова), женатый, не имеющий детей и получающий доход 5000 долларов в год, считает себя сопоставимым с процветающими людьми города... Он считает себя в экономическом отношении близким к «верхушке пирамиды» в Дубьюке. Его знакомство с другими преуспевающими людьми склоняет его рассматривать свою судьбу как наиболее близко связанную с судьбой наиболее преуспевающих людей в других местах... Дайте те же самые 5000 долларов годового дохода помощнику продавца, который живет в Нью-Йорке и имеет двух дочерей школьного возраста, и вы обнаружите, что он не считает себя принадлежащим к тому же экономическому уровню, что и торговец обувью в Дубьюке, он не имеет таких же мнений и не принимает таких же решений по многим важным вопросам, как этот человек». Elmo Roper, «Classifying respondents by economic status», Public Opinion Quarterky, 1940, 4, 270; см. также S.S. Wilks, «Representative sampling and poll reliability», ibid., 263: «Оклад в 3000 долларов в год в маленьком городке в Арканзасе означает одно положение, а 3000 долларов годового оклада в Нью-Йорке означают совсем другое положение. Проблема экономического статуса в выборочном исследовании трактуется в настоящее время на относительной основе в каждом выбранном населенном пункте. — Примеч. автора.
мосвязь до сих пор не осмыслена. Это, как известно, концепция внутренней и внешней группы, сформулированная Самнером, идеи социальной личности, развиваемые Джеймсом, Кули и Мидом, более современные исследования по референтно-групповому поведению, представленные в работах Хаймена, Шерифа и Ньюкома, и довольно многочисленные специальные исследования по конкретным проблемам человеческого поведения — окультуриванию, ассимиляции, маргинальной личности, социальной мобильности, множественности ролей, конфликтам лояльности, перекрестным давлениям и тому подобное.
Люди различным образом ориентируются на группы, которые являются внешними по отношению к их собственной. Этот общий и в краткой форме ничего не объясняющий факт был схвачен в терминологии, предложенной Самнером для различения между «своими», мы-группой, или внутренней группой, и всеми «остальными», или группами чужих, внешними группами52. Самнер продолжил описание отношений между этими типами групп. По существу, согласно этим несколько незрелым наблюдениям, внутренняя группа достигает состояния согласия и упорядоченности, тогда как отношение к внешней группе, напротив, является враждебным, грабительским и эксплуататорским. Что дело обстоит именно так (при неуточненных обстоятельствах), Самнер смог продемонстрировать в многочисленных иллюстрациях, взятых из истории и этнологии. Но, принимая описательный, а не аналитический подход, он неизбежно сгладил и завуалировал другое очевидное обстоятельство: при определенных условиях внешняя группа становится основой позитивного, а не только враждебного отношения53 и социология как наука обязана определить, при каких условиях существует та или другая ориентация на внешнюю группу. Короче говоря, первоначальное разделение групп на внешние
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!