Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В конце XX в., с завершением эпохи "холодной войны", противостояния двух сверхдержав, двух мировых систем, с распадом биполярной структуры мира и в связи с глубокими социально-экономическими и политическими изменениями во многих странах Евразии, мир приобретает черты "многополюсности", "многополярности", становится сложнее и "мозаичнее", в том числе и в политико-географическом отношении.
Распад Советского Союза, который воспринимался как целостное экономически развитое государство (часто - без проникновения в чрезвычайно существенные различия между союзными республиками), привел к образованию 15 суверенных государств, находящихся на разных стадиях социально-экономической и поли-
тической "зрелости", созданию демократического общества, правового государства.
Эти различия усложняют их двусторонние отношения, но особенно - взаимодействие в рамках СНГ.
В 90-е гг. существенно возросло число государств, и все новые государственные образования имеют республиканскую форму правления, чаще всего это президентские республики, хотя становление подлинной государственности в них еще продолжается, и оно тормозится межнациональными конфликтами, сепаратизмом и т. п.
Исследование, осуществленное экспертами Всемирного банка, свидетельствует о том, что с конца 80-х гг. практически во всех регионах мира развивается процесс демократизации. Для 177 стран был подсчитан т. н. "индекс демократичности", исчисляемый с учетом пяти показателей: конкурентная основа участия в политической деятельности, регулирование участия в политической деятельности, конкурентная основа найма руководителей, открытость при найме руководителей и ограничение полномочий главы исполнительной власти. По рейтингу 1994 г., наивысший индекс демократичности (максимальный уровень - 10 баллов) имели страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в совокупности. За ними следовали Латинская Америка (около 7), Восточная Европа и Центральная Азия, т. е. постсоциалистические страны вместе с Китаем (примерно 5). Третье место (с 2 баллами) заняли Юго-Восточная Азия и Океания27 (рис. 5.6).
Вместе с тем многие народы и страны продолжают жить в условиях "несвободных" (диктаторских и им подобных) режимов. Судя, например, по докладу независимого исследовательского центра "Фридом хаус" (США), в 1992 году лишь четверть населения мира проживала в странах, которые можно назвать свободными с точки зрения уважения прав человека и политических свобод. В этом докладе сообщается, что число демократических государств в мире увеличилось в 1972-1992 гг. с 44 до 99. По классификации названной организации, из обследованных 186 стран 75 являются "свободными", 73 - "частично свободными" и 38 - "несвободными". К числу стран "с наиболее низким рейтингом " "Фридом хаус" отнес Бирму (Мьянму), Китай, Кубу, Гаити, Ирак, КНДР, Ливию, Саудовскую Аравию, Сомали, Судан, Сирию и Вьетнам. Характерны перемещения стран мира либо вверх, либо вниз по этой иерархической лестнице. Так, в начале 90-х гг. Латвия и Эстония были переведены
5. 10. Некоторые че рты современного политико-географического облика миро_ НИ^
из разряда "свободных" в "частично свободные", а ранее "частично свободные" Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан опустились до уровня "несвободных".
При всей условности данной классификации стран современного мира она отражает его чрезвычайное и весьма динамичное политическое разнообразие.
Еще одной важной характеристикой политико-географического облика человечества является "география политической напряженности". Согласно обзору американского еженедельника "Джейн Дифенс уикли", по состоянию на конец 1992 г., в 26 странах шли войны или восстания, 23 района мира были отнесены к зонам потенциальных конфликтов, а в 24 наблюдался рост напряженности. Составитель этого обзора Пол Бивер заявил: "Мы продолжаем жить в самом опасном десятилетии века, а может быть, и всей истории человечества.
Среди 73 "горячих точек" на нашей планете выделяются т. н. "районы конфликтов" (войн, восстаний, столкновений на межэтнической почве и т.д.), к которым в 1982 году были, в частности, отнесены Таджикистан, Абхазия, Чечня, Нагорный Карабах, Курдистан, Либерия, Судан, Сомали, Западный берег реки Иордан, которые, как известно, и во второй половине 90-х гг. оставались таковыми.
К 23 "районам потенциальных конфликтов" были отнесены Балканы (в том числе Косово, Албания, Хорватия и Сербия), Алжир, Чад, Мозамбик, южный Ирак, Восточный Тимор, Кашмир и др. Как видно, некоторые из них в последнее время (1997-98 гг.) превратились в настоящие "районы конфликтов" (например, Косово).
В группу "районов напряженности" были включены: Западная Сахара, Заир, Тибет, Ирак, Кипр, которые и по сей день остаются "горячими точками".
В 90-е гг. претерпевает существенные изменения территориальная расстановка военно-политических потенциалов - в связи с выше названными процессами большого международного значения, и, прежде всего, по причине распада СССР, объединения двух германских государств, вывода советских (российских) войск из стран Восточной и Центральной Европы, начавшимся продвижением НАТО на восток и стремлением США к упрочению своих позиций как сверхдержавы.
По мнению директора Института международных экономических и политических исследований РАН академика О. Т. Богомолова, "Россия в результате событий последнего времени оказалась в не-
ГЛАВА V. НОВЕЙШИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ОБЛИКА МИРА
5. 10. Некоторые черты современного политико-географического облика
мира
благоприятном геополитическом положении, и это осложняет обеспечение главных целей внешней политики или, другими словами, обеспечение жизненно важных интересов нашего государства, нашей нации во внешней сфере". К этим жизненно важным целям он относит: "в первую очередь, военную и экономическую безопасность государства; во-вторых, сохранение политического суверенитета и недопущение иностранного вмешательства во внутренние дела" 29.
О. Т. Богомолов обращает внимание на то, что "сегодня в мире сталкиваются по существу две концепции построения постконфронтационной (в смысле - после окончания "холодной войны") системы международных отношений. Одна, так называемая "моноцентричная" концепция, предполагает такую систему международных отношений, которая основывается на лидерстве, а точнее гегемонии одной оставшейся ныне сверхдержавы - Соединенных Штатов Америки... Вторая концепция, которую разделяем мы и многие другие государства, предполагает развитие полицентрической, равноправной системы международных отношений, где между главными центрами военно-политического и экономического влияния сохраняются партнерские, демократические отношения, развертывается мирное экономическое соревнование. Группы ведущих государств, образующих центры влияния, выступают при этом стержнем демократизации всей системы международных отношений"30.
Утверждение второй концепции непосредственно связано с военно-политической стратегией международно признанных ядерных держав, с международным контролем над распространением ядерного оружия. Но, судя по всему, его распространение, очевидно, уже состоялось. Как считает президент Внешнеполитической ассоциации А. А. Бессмертных, в настоящее время существует 8 ядерных государств, а не 5, как полагает "неинформированное общественное мнение". Это: Россия, США, Великобритания, Франция, Китай, а также Израиль, Индия, Пакистан, которые создали сами или обрели ядерное оружие. Кроме того, еще 26 государств входят в число "потенциальных ядерных держав" (Бельгия, Германия, Италия, Нидерланды, ЮАР, Австрия, Австралия, Канада, Аргентина, Бразилия и др.)31.
Такая реальная (и потенциальная) география ядерных вооружений чревата возможностью усиления напряженности и конфронтации в целом ряде регионов мира.
Вместе с тем, очевидно, было бы неправильно принижать значение международного Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), подписанного 1 июля 1968 г. СССР, США, Великобританией и другими государствами (по состоянию на 1997 г. его участниками являются около 160 государств). В мае 1995 г. этот Договор был продлен бессрочно. Договор обязывает ядерные державы не передавать неядерным странам ядерное оружие, не помогать им в его производстве или приобретении. Неядерные государства обязаны не производить его, не испытывать и не добиваться в этих целях чьей-либо помощи. В то же время Договор не препятствует любому государству развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях. В связи с действием ДНЯО важное значение имеет создание т. н безъядерных зон, договоры о которых (в отличие от ДНЯО) запрещают не только производство ядерного оружия, но и размещение такого оружия, принадлежащего ядерным державам, на территории зоны (даже временное, транзитное - при перевозке его на морских или воздушных судах).
Безъядерные зоны дают их участникам еще одно большое преимущество -они получают юридически обязательные гарантии безопасности их безъядерного статуса, которые ДНЯО не предоставляет. Эти гарантии оформляются путем присоединения ядерных держав к специальному протоколу, который является неотъемлемой частью договора о зоне.
Такие зоны уже созданы в Латинской Америке (в нее входят все страны этого обширного региона, кроме Кубы) и в южной части Тихого океана (включая Австралию и Новую Зеландию). В апреле 1996 г. был открыт для подписания договор о создании зоны, свободной от ядерного оружия в Африке (предусматривающий охват всех стран континента).
Все более активно ставят вопрос об образовании безъядерной зоны на Ближнем Востоке арабские страны во главе с Египтом. Весьма сложным является образование такой зоны в Южной Азии, где сталкиваются ядерные потенциалы двух противостоящих друг другу государств - Индии и Пакистана.
Общемировая тенденция к региональным решениям ядерной проблемы распространяется и на новые районы мира. Так, Белоруссия несколько лет тому назад выступила с идеей создания пояса или зоны, свободной от ядерного оружия, от Балтийского до Черного морей, которая охватила бы страны Центральной и Восточной Европы.
13 — 2461
194________________ ГЛАВА V. НОВЕЙШИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ОБЛИКА МИРА
В 1992 г. Республика Узбекистан обратилась с призывом объявить Центральную Азию безъядерной зоной.
При всех сложностях создания таких зон их образование постепенно прокладывает путь к созданию безъядерного мира, к полному освобождению человечества от дамоклова меча ядерного оружия.
Политико- (и социально-, и экономико-) географическое разнообразие мира на рубеже XXI века находит яркое проявление в специфике, своеобразии его отдельных регионов, чему посвящены следующие главы настоящего пособия.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 2509 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!